Анализ финансового положения МУП «Водоканал»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в определении мероприятий по выводу из кризиса и стабилизации финансового состояния предприятия ЖКХ.
Реализация поставленной цели обусловила постановку и решение следующих задач:
- изучить понятие и особенности кризисов на предприятии;
- рассмотреть механизмы и возможные направления выхода предприятия из кризиса;
- провести анализ финансового положения предприятия жилищно-коммунального хозяйства на примере МУП «Водоканал» г. Улан-Удэ;
- проанализировать действующее предприятие и разработать для него мероприятия по выводу из кризиса.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения кризиса на предприятии 5
1.1. Понятие и особенности кризисов на предприятии 5
1.2. Методика анализа финансового состояния организации 10
1.3. Механизмы и возможные направления выхода предприятия из кризиса 17
Глава 2. Анализ финансового положения МУП «Водоканал» 21
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия. Анализ имущественного положения 21
2.2. Анализ финансовой устойчивости и ликвидности 27
2.3. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 32
2.4. Мероприятия по выводу организации из кризиса 39
Заключение 48
Список использованной литературы 50

Вложенные файлы: 1 файл

Мероприятия по выводу организации из кризиса МУП Водоканал.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

1.3. Механизмы и возможные направления  выхода предприятия из кризиса

     Как уже говорилось, внешний управляющий  на основании глубокого анализа  финансово-хозяйственной деятельности предприятия выявляет факторы, приведших  к кризису на предприятии, и указывает их в плане внешнего управления.

     Кроме того, в план внешнего управления (стабилизационную программу) входит комплекс мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия.

     Именно  здесь начинают проявляться принципиальные отличия антикризисного управления от обычного. Эти отличия заключаются в смене критериев принятия решений.

     Рассмотрим  мероприятия стабилизационной программы, обеспечивающие выход предприятия из кризиса.

     1. Увеличение денежных средств  основано на переводе активов предприятия в денежную форму. Это требует от менеджера осуществление ряда следующих решительных и нередко шокирующих обычного руководителя предприятия шагов, связанных со значительными потерями:

     •   продажа краткосрочных финансовых вложений (как правило, на кризисных предприятиях она уже осуществлена);

     •   продажа дебиторской задолженности - особенность этой меры в том, что она предполагает возможные большие потери;

     •   продажа запасов готовой продукции - предполагает продажу продукции с убытками;

     •   продажа избыточных производственных запасов - продажа избыточных запасов сырья одного вида для покупки недостающего сырья другого вида, также необходимого при производстве данной продукции;

     •   продажа инвестиций (деинвестирование) может выступать как остановка ведущихся инвестиционных проектов с  продажей объектов  незавершенного  строительства  и  неустановленного оборудования или как ликвидация участия в других предприятиях (продажа долей);

     •   продажа нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы - для того чтобы минимизировать риск от подобного шага, необходимо ранжировать производства по степени зависимости от них технологического цикла предприятия. Ранжирование ввиду сжатых сроков осуществляется преимущественно экспертным методом, с учетом следующих правил:

     а) продажа объекты непроизводственной сферы и вспомогательных производств, использующих универсальное технологическое  оборудование (их функции передаются внешним подрядчикам);

     б) ликвидация   вспомогательных   производств   с   уникальным оборудованием;

     в) избавление от нерентабельных объектов основного производства, находящихся  в самом начале технологического цикла;

     г) отказ от нерентабельных производств, находящихся на конечной стадии технологического цикла (эта мера скорее приемлема для предприятий, обладающих не одной, а несколькими технологическими цепочками, а также для предприятий, полуфабрикаты  которых  имеют  самостоятельную  коммерческую ценность)

     2.  Уменьшение ТХП - максимально быстрое и радикальное снижение неэффективных расходов следующими способами:

     •   остановка нерентабельных производств - первый шаг, который необходимо совершить. Если убыточное производство нецелесообразно или его невозможно продать, то его нужно остановить, чтобы немедленно исключить дальнейшие убытки. Исключение составляют объекты, остановка которых приведет к остановке всего предприятия. Критерии ранжирования производств здесь те же, что и при их ликвидации;

     •   выведение из состава предприятия затратных объектов является еще одним способом снять непроизводительные издержки на объекты, которые пока не удалось продать. Оно осуществляется в форме учреждения дочерних обществ. Всякое дальнейшее финансирование выведенных объектов исключается, что стимулирует предпринимательскую инициативу персонала последних.

     3.  Уменьшение ТФП через те или иные формы реструктуризации долговых обязательств, что зависит от доброй воли кредиторов предприятия. Оно может быть реализовано следующими способами: выкуп долговых обязательств с дисконтом - кризисное состояние предприятия-должника обесценивает его долги, поэтому и возникает возможность выкупить их со значительным дисконтом. При этом необходимо учитывать следующие условия: а) выкупаются только те долги, которые непосредственно определяют ТФП, а не те, срок платежа или взыскания по которым относительно удален во времени;

     б)  сумма, которую можно потратить на выкуп долгов, зависит от уровня ТХП, т. е. нельзя тратить средства на выкуп долгов в ущерб хозяйственной деятельности;

     в)  допустимая цена выкупа долгов обусловливается собственным дисконтом предприятия, т. е. выкуп долгов должен рас сматриваться как инвестиционный проект;

     •   конвертация долгов в уставный капитал - она может быть осуществлена как путем расширения уставного фонда, так и через уступку собственниками предприятия части своей доли (пакета акций);

     •   форвардные контракты на поставку продукции предприятия по фиксированной цене - если кредитор заинтересован в данной продукции, ему можно предложить засчитать долг предприятия перед ним в качестве аванса на долгосрочные поставки последней.

     Выше  мы рассмотрели наиболее радикальные  меры применяемые во время антикризисного управления. Однако, не будем забывать, что основной целью антикризисного управления является «реабилитация» предприятия, т.е. возврат предприятия в ряд нормально хозяйствующих субъектов экономики.

     Конечно, единого рецепта по выведению  предприятия из кризиса на все  случаи жизни не может быть, но научиться  решать названную проблему - это не то же самое, что приложить какую-то универсальную формулу к предприятию, которое попало в тяжелейшую финансово-экономическую ситуацию, чтобы оно начало действовать бесперебойно. Основная роль в системе антикризисного управления предприятием отводится широкому использованию внутренних механизмов финансовой стабилизации. Задача управленческой команды состоит в том, чтобы выделить основные направления развития и подобрать к ним единственно верные на данный момент решения. В частности, необходимо глубоко проанализировать все аспекты этой проблемы и понять, что необходимо для того, чтобы вывести предприятие из кризисной ситуации.

     Итак, по итогам первой главы можно сделать  следующие выводы:

     Во-первых, антикризисное управление - это комплексное, системное понятие, включающее целый ряд мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению.

     Во-вторых, причины вызвавшие кризис на предприятии  могут быть различными (как внутренними, так и внешними), но наибольшее влияние на состояние предприятия оказывают управленческие факторы. Именно неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных предприятий проблеме.

     В-третьих, для разработки программы реабилитации предприятия (плана внешнего управления) внешний управляющий должен провести полноценный анализ финансового состояния и деятельности предприятия.

     В-четвертых, основной целью антикризисного управления является «реабилитация» предприятия, т.е. возврат предприятия в ряд нормально хозяйствующих субъектов экономики.

 

Глава 2. Анализ финансового положения  МУП «Водоканал»

2.1. Краткая характеристика деятельности  предприятия. Анализ имущественного  положения

     Полное  наименование предприятия: Муниципальное  унитарное предприятие «Водоканал». Юридический адрес; 670034, г. Улан-Удэ, ул. Красноармейская, 24.

     МУП «Водоканал» зарегистрировано регистрационной  палатой Администрации г. Улан-Удэ  20 марта 1995  года, основной государственный регистрационный №101-д.

     Предприятие является муниципальной собственностью и включено в реестр муниципальной собственности под № 295.

     Уставной  капитал предприятия составляет 29 381 049 рублей, состоящий из части муниципального имущества, сформирован полностью.

     Учредителем МУП «Водоканал» является Комитет  по управлению имуществом г. Улан-Удэ.

     Предприятие является юридическим лицом, имеет  обособленное имущество, закрепленное за предприятием на праве хозяйственного ведения и аренды, с 20 января 2006 года расторгнут договор о закреплении  муниципального имущества на праве хозяйственного ведения и с 01 февраля 2006 г. имущественный комплекс КУИ передан в аренду МУП «Водоканал». МУП «Водоканал» г. Улан-Удэ имеет самостоятельный баланс, расчётные смета, печать со своим наименованием.

     Предприятие действует на основе хозяйственного расчёта и самофинансирования.

     Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, имеет своей основной целью –  бесперебойное и качественное обеспечение  населения г. Улан-Удэ водой, соответствующей  СанПиН 2.1.4.1074-01 из централизованного городского водопровода, отведение и качественная очистка сточных вод через городские канализационные сооружения и сети.

     МУП «Водоканал» исполняет функции  единого поставщика услуг водоснабжения  и водоотведения на территории г. Улан-Удэ. Обеспеченность централизованными услугами водоснабжения в среднем по городу составляет 80% и водоотведения – 80%. Среднегодовая стоимость производственных мощностей на конец 2007 г. водопроводов и водопроводных сетей равна 247,4 млн. руб., мощностей канализаций – 302,9 млн. руб. В 2008 г. принято 52,309 км канализационных сетей от ведомств. Общая среднегодовая стоимость производственных мощностей на 01.01.2009 составляет 626,3 млн. руб., в том числе арендованного имущества 530,9 млн. руб.

     Общая протяженность водопроводных сетей в городе на 1000 жителей находится в пределах среднего показателя по РФ, а водоотведения - выше.

     Целями  деятельности предприятия является извлечение прибыли. Для достижения цели предприятие осуществляет следующие  виды деятельности:    

     - добыча, транспортировка и реализация воды хозяйственно-питьевого и технологического назначения потребителям на территории города Улан-Удэ;

     - прием, отвод и очистка хозяйственно-бытовых  стоков принимаемых от населения,  промышленных предприятий и организаций;

     - обеспечение бесперебойной и безопасной эксплуатации систем водоснабжения  и очистных сооружений;

     - развитие и усовершенствование  систем водоснабжения, канализации  и очистки хозяйственно-бытовых  стоков;

     - осуществление постоянного контроля  за рациональным использованием добываемой воды;

     - определение потребности в питьевой  воде и организация отвода  хозяйственно-бытовых стоков;

     - проектирование и выдача технических  условий на подключение к инженерным  сетям, находящихся на балансе  предприятия;

     - заработка и реализация планов по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту оборудования, транспорта, инженерных сетей и сооружений на них;

     - деятельность по перевозке грузов  транспортом, принадлежащим МУП  «Водоканал»;

     - деятельность предприятия не  ограничивается вышеназванными видами.

     Предприятие начало свою деятельность в 1936 г. с ввода  первой очереди коммунального водопровода  – 7 водоразборных будок. За 72 года водопроводно-канализационное  хозяйство выросло до организации, обслуживающей 248749 абонентов, протяженность водопроводных и канализационных сетей составляет 884 км.

     МУП «Водоканал» – одно из немногих предприятий города, которое много  внимания уделяет социальным вопросам. Доставка работников до места работы осуществляется транспортом предприятия. Все работники обеспечиваются льготным питанием, санаторно-курортным лечением, летом всех желающих принимает база отдыха предприятия «Рассвет», расположенная в прибрежной зоне озера Байкал.

     Источниками формирования имущества предприятия  являются: имущество, передаваемое ему собственником при создании предприятия; имущество (денежные и материальные ресурсы) переданные ему собственником в процессе ведения производственно-хозяйственной деятельности; доходы, полученные от реализации продукции (работ, услуг); доходы, полученные от других видов производственно-хозяйственной деятельности, не запрещенных законодательством; банковские кредиты; доходы от ценных бумаг; имущество, поступившее предприятию по другим предусмотренным законодательством основаниям.

Информация о работе Анализ финансового положения МУП «Водоканал»