Анализ текущей ситуации по формированию системы оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 01:46, курсовая работа

Краткое описание

Система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений установлена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583. Эта система и системы оплаты труда, введенные с учетом норм, установленных этим постановлением, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответственно в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждениях, позволили реализовать более гибкие подходы к регулированию оплаты труда в зависимости от квалификации работников и сложности труда, существенно расширить самостоятельность учреждений в решении вопросов оплаты труда работников с одновременным повышением ответственности руководителей учреждения, повысить роль стимулирующих выплат, которые в настоящее время составляют в федеральных государственных учреждениях до половины от заработной платы в целом, в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждениях - до 40 процентов.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы мазий.docx

— 82.47 Кб (Скачать файл)

1.

    

Анализ текущей ситуации по формированию системы оплаты труда  работников государственных (муниципальных) учреждений

 

          В настоящее время в Российской  Федерации в учреждениях социальной  сферы работает свыше 14,4 млн.  человек, из них большая часть  в сфере образования (5,2 млн.  человек), а также в сферах здравоохранения  и предоставления социальных  услуг (3,9 млн. человек).

     Система  оплаты труда работников федеральных  государственных учреждений установлена  в соответствии с постановлением  Правительства Российской Федерации  от 5 августа 2008 года N 583. Эта система и системы оплаты труда, введенные с учетом норм, установленных этим постановлением, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответственно в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждениях, позволили реализовать более гибкие подходы к регулированию оплаты труда в зависимости от квалификации работников и сложности труда, существенно расширить самостоятельность учреждений в решении вопросов оплаты труда работников с одновременным повышением ответственности руководителей учреждения, повысить роль стимулирующих выплат, которые в настоящее время составляют в федеральных государственных учреждениях до половины от заработной платы в целом, в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждениях - до 40 процентов.

     Введение  новых систем оплаты труда  позитивно повлияло на динамику  заработной платы работников  государственных (муниципальных)  учреждений. Практически при неизменной  численности работников учреждений  социальной сферы в 2007-2011 годах  среднемесячная начисленная заработная  плата в учреждениях образования  выросла в 1,8 раза, в учреждениях  здравоохранения и социального  обслуживания - в 1,75 раза. Динамика  численности и заработной платы  работников сферы образования,  здравоохранения и предоставления  социальных услуг в 2007-2011 годах  приведена в приложении N 1.

          В 2011 году средняя заработная  плата работников федеральных  государственных учреждений и  государственных учреждений субъектов  Российской Федерации в сфере  образования составила 22 тыс.  рублей, муниципальных учреждений - 12,2 тыс. рублей. В сфере здравоохранения  и предоставления социальных  услуг средняя заработная плата  работников федеральных государственных  учреждений составила 22,5 тыс.  рублей, государственных учреждений  субъектов Российской Федерации  - 18,8 тыс. рублей, муниципальных учреждений - 14,7 тыс. рублей.

     При этом  отмечается высокая межрегиональная  дифференциация в оплате труда  работников учреждений.

     По данным  Федеральной службы государственной  статистики за январь - июль 2012 года, соотношение средней заработной  платы работников отраслей социальной  сферы и средней заработной  платы по субъектам Российской  Федерации отличается в 1,5-2,8 раза. Так, например, в образовании это  соотношение составляет от 57 процентов  в Магаданской области до 88 процентов  в г.Москве, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг - от 53 процентов в Чеченской Республике до 97 процентов в г. Москве, в сфере организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - от 47 процентов в Амурской области до 132 процентов в Республике Дагестан.

     Практика  применения новых условий оплаты  труда показала, что в полной  мере решить задачу стимулирования  работников с учетом результатов  их труда удалось не для  всех учреждений.

     Во многих  случаях показатели и критерии  эффективности деятельности работников  учреждений недостаточно проработаны,  а их применение носит формальный  характер. В системах оплаты труда  работников учреждений во многих  случаях сохранились ранее применявшиеся  выплаты стимулирующего характера,  имеющие низкую эффективность  в современных условиях (например, добросовестное выполнение обязанностей, интенсивность труда, качество  труда и др. без указания конкретных  измеримых параметров).

          В ряде учреждений стимулирующие  выплаты применяются в качестве  гарантированной части заработка,  которая не увязана с результатами  труда. Основной причиной этого  является низкий размер тарифной  части заработной платы, а также  низкая конкурентоспособность учреждений  на региональных рынках труда.  В результате учреждение вынуждено  премировать персонал вне зависимости  от результатов труда в связи  с необходимостью удержания имеющихся  работников.

     Введение  новых систем оплаты труда  привело к значительным, не всегда  обоснованным различиям в оценке  сложности и результатов труда,  увеличению дифференциации между  заработной платой руководителя  и работников учреждения. Так,  среднемесячная заработная плата  отдельных руководителей федеральных  государственных учреждений существенно  (более чем в 10 раз) превышает  заработную плату работников  основного персонала этих учреждений.

     Анализ внедрения  новых систем оплаты труда  свидетельствует о необходимости  дальнейшего совершенствования  системы оплаты труда с целью:

     сокращения  разрыва между средним уровнем  оплаты труда работников учреждений  и средним уровнем заработной  платы по субъекту Российской  Федерации;

          устранения необоснованной дифференциации  в уровне оплаты труда руководителей  и работников учреждений;

     совершенствования  системы критериев и показателей  эффективности деятельности учреждений  и работников, установления указанных  критериев и показателей в  учреждениях, где они в настоящее  время отсутствуют;

          отмены стимулирующих выплат, устанавливаемых  без учета показателей эффективности  деятельности учреждений и работников;

          определения оптимального соотношения  гарантированной части заработной  платы и стимулирующих надбавок.

     С 2011 года  в соответствии с Федеральным  законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О  внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской  Федерации в связи с совершенствованием  правового положения государственных  (муниципальных) учреждений" изменились  подходы к финансовому обеспечению  деятельности учреждений.

     Финансовое  обеспечение оказания учреждениями  государственных (муниципальных)  услуг осуществляется путем предоставления  субсидий автономным и бюджетным  учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания из соответствующего  бюджета бюджетной системы Российской  Федерации, а для казенных учреждений - путем доведения бюджетных ассигнований  в соответствии с бюджетной  сметой. Размер субсидии рассчитывается  на основании затрат на выполнение  работ и нормативных затрат  на оказание бюджетными и автономными  учреждениями государственных (муниципальных)  услуг, определяемых в том числе  с учетом затрат на оплату  труда работников этих учреждений. На оплату труда работников  учреждений (с учетом результатов  их труда) могут также направляться  средства, полученные от приносящей  доход деятельности, а также средства, полученные в качестве оплаты  услуг в рамках государственного  социального страхования. Источником  финансового обеспечения оплаты труда работников казенных учреждений являются исключительно бюджетные ассигнования соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

          В этой связи системы оплаты  труда должны быть адаптированы  к новым условиям деятельности  учреждений, настроены на решение  задач развития соответствующих  отраслей, повышения качества оказываемых  услуг и обеспечения соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда.

 

Цели и задачи Программы

 

          Программа предусматривает комплекс  организационных, методических и  контрольных мероприятий, направленных  на сохранение кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности  работы в учреждениях, обеспечение  соответствия оплаты труда работников  качеству оказания ими государственных  (муниципальных) услуг (выполнения  работ).

          Достижение целей Программы требует  решения следующих основных задач:

          совершенствование системы оплаты  труда работников учреждений, ориентированной  на достижение конкретных показателей  качества и количества оказываемых  государственных (муниципальных)  услуг (выполнения работ);

          создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений;

          развитие кадрового потенциала  работников учреждений;

     создание организационных и правовых условий для достижения целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597) и Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761).

          Системы оплаты труда работников  учреждений должны обеспечивать:

          дифференциацию оплаты труда  работников, выполняющих работы  различной сложности;

          установление оплаты труда в  зависимости от качества оказываемых  государственных (муниципальных)  услуг (выполняемых работ) и  эффективности деятельности работников  по заданным критериям и показателям.

          Системы оплаты труда работников  учреждений устанавливаются:

          в федеральных государственных  учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными  актами в соответствии с федеральными  законами и иными нормативными  правовыми актами Российской  Федерации;

     в государственных  учреждениях субъектов Российской  Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными  актами в соответствии с федеральными  законами и иными нормативными  правовыми актами Российской  Федерации, законами и иными  нормативными правовыми актами  субъектов Российской Федерации;

          в муниципальных учреждениях  - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами  в соответствии с федеральными  законами и иными нормативными  правовыми актами Российской  Федерации, законами и иными  нормативными правовыми актами  субъектов Российской Федерации  и нормативными правовыми актами  органов местного самоуправления.

    

2.

 

Образование представляет одну из важнейших отраслей непро¬изводственной сферы. Право на получение образования соглас¬но Закону «Об образовании» является одним из основных и не¬отъемлемых прав граждан Российской Федерации. Большое зна¬чение придается повышению качества подготовки кадров, под¬готовке специалистов по новым направлениям науки и техники, постоянному совершенствованию учебного процесса.

На содержание учреждений образования в последние годы выделяется примерно 12% общих расходов консолидированного бюджета, из федерального бюджета — около 4% его расходов и около 20% расходов бюджетов субъектов  Федерации, т. е. основ¬ная доля расходов приходится на территориальные бюджета. В общей сумме расходов на образование затраты на детские до¬школьные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование — 41%, школы-интернаты — 8%, среднее специальное образование — 10,5%, на высшее образование — 11,5%.

Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому  ти¬пу и виду образовательного учреждения.

Как уже отмечалось, расходы  на общеобразовательные шко¬лы являются основными в общих расходах на образование.

Расходы на общеобразовательные  школы включают затраты:

на текущее содержание;

приобретение оборудования и инвентаря;

капитальный ремонт;

строительство новых зданий.

Расходы на текущее содержание — это заработная плата педагоги¬ческого, учебно-вспомогательного и административно-обслуживаю¬щего персонала, учебные, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки, служебные разъезды и др.

Информация о работе Анализ текущей ситуации по формированию системы оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений