Шпаргалки по Правоведению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:06, шпаргалка

Краткое описание

Государство имеет свои специфические черты, отличающие ее от всех других форм объединения людей (рода, семьи), институтов и организаций (партий, движений и т.п.).
1. Отделение публичной власти от общества , ее несовпадение со всем населением, появление слоя профессиональных управленцев. Это отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления. Осуществление публичной власти требует определенной организации - специального аппарата (чиновников, судей, армии и т.п.). Современное государство сочетает профессиональный аппарат управления с представительной системой, которая формируется через выборы.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры правоведение необходимо.docx

— 460.06 Кб (Скачать файл)

  Структура правоотношения

Система  (организованность)  правоотношения  раскрывается  через   его структуру.

Структура правоотношения — основные элементы правоотношения (субъекты) и целесообразный способ связи между ними на основе субъективных  юридических прав, обязанностей,  полномочий  и  ответственности  по  поводу  социального блага  или обеспечения каких-либо интересов. Термин «структура» является более  адекватным состоянию правоотношения,поскольку  термин «состав» только фиксирует его  элементы без указания  на  их логическую взаимосвязь. Правоотношение есть логически связанная  конструкция  всех  элементов,  где  главными  полюсами  связи  являются   его   субъекты, реализующие  субъективные  юридические   права,   субъективные   юридические обязанности, полномочия  и  субъективную  юридическую  ответственность  ради достижения результата этой связи. Итак,  термин   «структура»   вбирает   в   себя   элементный   состав правоотношения и правовые связи  между ними, т.е. собственно отношения  между субъектами. Субъекты или субъектный  состав  —  совокупность  лиц,  участвующих  в правоотношении (не менее двух — управомоченный и обязанный. Объект — то, по поводу чего возникает  и  осуществляется  деятельность его субъектов. Содержание   —   субъективные    права,    обязанности,    полномочия, ответственность  его  субъектов,  а  также  структура  содержания  —  способ взаимосвязи,  возникающий  на  основе   субъективных   прав,   обязанностей, полномочий, ответственности. Структура  содержания  правоотношения  образует не связь  её  содержательных  элементов  (субъективных  прав,  обязанностей, полномочий, ответственности), а ту правовую связь, которая возникает  на  их основе по поводу притязания на что-то.  Иначе  —  это  юридическое  взаимное положение  субъектов,  которое  определяет,  формирует  их  поведение  через корреспондирующие друг другу права  и  обязанности  ради  удовлетворения  их интересов.  Структура  содержания  правоотношения  может  быть   простой   и сложной. Юридический факт — основание возникновения,  изменения  и  прекращении правоотношения. Согласно этому критерию их можно разделить на уголовно-правовые, государственно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые и т. д. Также может быть произведена классификация правовых отношений и по другим основаниям, например классификация на основе социального назначения. Можно выделить такие виды: регулятивные правоотношения, охранительные правоотношения и др. К правоприменительным относятся все конкретные правоотношения, а общие к правообеспечительным и правоохранительным. И конкретные и общие правоотношения могут возникать на базе как охранительных, так и регулятивных норм.

11.Понятие и виды юридической ответственности 

Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния.

Юридическая ответственность - одна из форм социальной ответственности. Ее особенности:

  • всегда оценивает прошлое (действие или бездействие)
  • устанавливается за нарушение правовых требований, а не за их выполнение.
  • Существует пять видов юридической ответственности:
  • Основные виды юридической ответственности

Вид 
ответственности

За что наступает

Кто возлагает

В каких формах 
реализуется

Материальная

За ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации

Администрация предприятия, учреждения, организации

Штраф

Дисциплинарная

За дисциплинарные проступки: нарушение  трудовой, учебной, воинской и служебной  дисциплины

Уполномоченное на то лицо

Предупреждение, выговор, строгий  выговор, увольнение

Гражданско-правовая

За нарушение договорных обязательств имущественного характера, причинение имущественного внедоговорного вреда

Суд, административный орган

Полное возмещение вреда, штраф

Административная

За административные проступки

Административные комиссии, суды, органы внутренних дел, таможенные органы и т. д.

Предупреждение, штраф, лишение специального права, конфискация, административный арест

Уголовная

За преступления

Суд

Лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т. п.


  • При наличии определенных обстоятельств виновное лицо может быть полностью или частично освобождено от юридической ответственности. Однако это не означает, что в результате подобного акта совершенное деяние перестает быть противоправным и общественно опасным. Просто в силу определенных причин теряется смысл дальнейшего претерпевания лицом мер оказываемого на него воздействия.
  • Существует ряд обстоятельств, исключающих юридическую ответственность, которые связаны с особенностями обстановки, причин и оснований совершения правонарушения.

 

 

Обстоятельства, освобождающие 
от юридической ответственности 
и наказания

Обстоятельства, исключающие 
юридическую ответственность

— деятельное раскаяние виновного лица;

— примирение лица, совершившего деяние, с потерпевшим;

— изменение обстановки, вследствие которой лицо или совершенное им деяние перестали быть общественно опасными;

— изменение сроков давности;

— условно-досрочное освобождение виновного лица от отбывания наказания;

— замена неотбытой части наказания более мягким видом;

— освобождение от наказания в связи с болезнью лица;

— в связи с отсрочкой отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей;

— в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора

— возраст: к уголовной ответственности привлекаются лица с 16 лет, а по ряду преступлений — с 14 лет; к административной и дисциплинарной ответственности — с 16 лет; к гражданской — с 18 лет;

— необходимая оборона;

— причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление;

— крайняя необходимость: устранение опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица, если эта опасность не может быть устранена другим средствами;

— физическое и (или) психическое принуждение, когда лицо не могло руководить своими действиями (бездействием);

— обоснованный риск для достижения общественно полезной цели;

— исполнение приказа или распоряжения;

— невменяемость лица, совершившего деяние


 

12.Понятие и признаки государственной власти

Государственная власть - это способ руководства (управления) обществом  для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы).

Государственная власть:

-является властью публичной  ( официально управляет делами  всего общества в целом) и  политической, т.е. она регулирует  отношения между большими и  малыми социальными группами  и, будучи относительно обособлена  от общества (социально неоднородного  в лице классов, этносов, наций,  национальных меньшинств и т.п.), руководит им в интересах той  его части, большей или меньшей,  которая овладела этой властью  (служит инструментом реализации  воли политических сил, стоящих  у власти);

-является суверенной властью,  т.е. в сфере государственных  дел обладает верховенством, самостоятельностью  и независимостью по отношению  к какой-либо иной власти как  внутри государства ,так и за  его пределами;

-осуществляется на постоянной  основе специальным аппаратом  власти (государственным аппаратом);

-обладает монопольным правом  применять принуждение на территории  своего действия (территории государства);

-обладает монопольным правом  налогообложения определенных лиц,  находящихся на территории государства  ( для формирования бюджета - казны  государства );

-распространяется на всех лиц  (физических, юридических),находящихся  на территории государства (исключение: например, иностранные дипломаты);

-издает нормативно-правовые акты.

Государственную власть и государство  нельзя отождествлять, это не одно и  то же ( в литературе термин «публичная власть» иногда используется как  синоним «государства»).Государственная  власть - это способ руководства (управления) обществом, а государство - способ (форма) организации общества. Государственная  власть -это атрибутивный признак  государства, его необходимый элемент  как системного образования, поскольку  фундаментальные признаки государственно организованного общества (государства) : государственная власть (управленческая основа государства),государственный  народ (социальная основа государства),государственная  территория (материальная основа государства).Государство - это организация общества как  единого целого, управляемого специальным  аппаратом власти, распространяющейся на все население страны и ее территорию.

13.Функции государства

Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методамиприменения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население наустановленной и экспансируемой территориях. Основная функция государства — обеспечение комфортного проживания своих граждан.

С этой целью государство  выполняет ряд задач:

  • управление хозяйством и обществом;
  • оборона собственной территории.

По мере развития общественных отношений появилась  возможность более цивилизованного  поведения государства.

Природа государства  и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.

Функции государства  классифицируются:

  • по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
  • по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
  • по значению: на основные и неосновные,
  • по видимости: на явные и латентные,
  • по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства  на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:

  • Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
  • Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
  • Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
  • Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
  • Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
  • Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
  • Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.
  • Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Информация о работе Шпаргалки по Правоведению