Шпаргалки по Правоведению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:06, шпаргалка

Краткое описание

Государство имеет свои специфические черты, отличающие ее от всех других форм объединения людей (рода, семьи), институтов и организаций (партий, движений и т.п.).
1. Отделение публичной власти от общества , ее несовпадение со всем населением, появление слоя профессиональных управленцев. Это отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления. Осуществление публичной власти требует определенной организации - специального аппарата (чиновников, судей, армии и т.п.). Современное государство сочетает профессиональный аппарат управления с представительной системой, которая формируется через выборы.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры правоведение необходимо.docx

— 460.06 Кб (Скачать файл)

Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определённый круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам.

Классическая, идеальная  норма права состоит из трёх структурных  элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если — то следует — иначе»).

Гипотеза (если…) — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.

В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:

  • Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.
  • Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.

В зависимости от формы выражения выделяют также  гипотезы абстрактные и казуистические:

  • Абстрактная гипотеза (наиболее распространённая) указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Это способствует разумным пределам объёма и стабильности нормативного материала.
  • Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определёнными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы.

Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.

По характеру  предписания диспозиции подразделяются на:

  • управомочивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;
  • обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия;
  • запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия.

Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные дляправонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые — категорическое значение санкции, относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы) и альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Однако реальные правовые нормы редко содержат в  себе все три элемента. Многие нормы  не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.

В некоторых случаях  недостающий элемент нормы права  может быть логически выведен  из других норм (что не снимает его  неопределённости). В других случаях  такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции  управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).

Классификация норм права:

  • По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.
  • По отраслям права: нормы гражданского, финансового, уголовного права, трудового, административного, экологического права и т. д.
  • По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью).
  • По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить законно установленные налоги). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев).

Существуют также  «специализированные нормы», которые  направлены не на регулирование отношений  между субъектами, а помогают в  этом другим нормам. К специализированным нормам относятся:

  • дефинитивные — содержат определения юридических понятий;
  • декларативные — содержат правовые принципы, цели и задачи;
  • оперативные — отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия и т. д.
  • коллизионные — решают противоречия между нормами, указывают какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае.
  • По кругу лиц (сфере действия): общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные — на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)
  • По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определённым сроком, то есть до их официальной отмены, временные — в пределах определённого промежутка времени.
  • По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.

6.Форма (источник) права

Источник (форма) права — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником.

Термин «источник права» также употребляется некоторыми учёными в значении «правовой памятник», а также для обозначения моральных истоков права.

Источники права - это чем практика руководствуется в решении юридических  дел. Под источником позитивного  права принято понимать форму  выражения государственной воли, направленой на признание факта  существования права, на его формирование или изменение.

Виды. источников права:

Самым первым источником права следует считать правовой обычай.

Различают источник права в материальном, идеологическом и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле — это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т. п. Источник права в идеальном смысле — это правосознание и правовая культура. При этом имеется ввиду, как правосознание законодателей, так и правосознание народа, которое оказывает влияние на Формирование права. Источник права в формальном (юридическом) смысле — это способ закрепления и существования норм права. Также можно говорить об источниках права в историческом и политическом смыслах: в историческом смысле он представляет собой различные памятники права (Законы Ману), а в политическом смысле под источником права понимается государство.

В теории выделяются следующие источники права в  формальном смысле[1]:

  • естественное право
  • нормативный правовой акт;
  • нормативный договор;
  • правовой прецедент (судебный или административный прецедент);
  • правовой обычай;
  • религиозные догмы;
  • правовая доктрина;
  • принцип права;
  • правосознание

Состав и система  источников права, существующих в той  или иной стране определяется историческими  особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т. д.). Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев существующих в данной местности. В религиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктрины.

7.Нормативные правовые акты государства. Действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц

Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.[1]

Нормативный правовой акт-это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативный правовой акт в Российской Федерации - России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

По порядку принятия и юридической  силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права. Она отходит от традиционного понимания НПА как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативно-правовые акты. Таким образом НПА — результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определенных правовых последствий путем текстуального закрепления правовой информации в письменной форме.

8.Правотворчество и процесс формирования  права

В зависимости от субъектов правотворчества выделяют: правотворчество органов законодательной  власти,правотв-во органов исполнительной власти,правотв-во главы гос-ва, правотвор-во народа и правот-во органов местного самоуправления. Особую важность имеет  правотворчество преставительных  органов гос-й власти,т.е. законотворчество.Выделяют несколько стадий законотворческого  процесса:1)Законодательная инициатива – предложение,исходящее от компетентного  лица о принятии нового закона. Если с предложением принять новый  закон выступает лицо,обладающее правом законодательнойинициативы,то такое предложение вызывает юридические  последствия: законодательный орган  обязан его рассмотреть и вынести  соответствующее решение.2)подготовка и обсуждение законопроекта. На этой стадии происходит подготовка текста проекта закона, в него вносятся соответствующие изменения. В РФ порядок подготовки и обсуждения определяется Конституцией РФ, Регламентом  Гос.Думы, Регламентом Совета Федерации  и др. документами. Наиболее важные законопроекты могут быть внесены  и на всенародное обсуждение.3)Обсуждение закона. В РФ текущие фед.законы принимаются  простым большинством голосов депутатов (50%+1), а конституционные – квалифицированным  большинством: не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы. Затем в течение 5 дней законопроект передается на одобрение в Совет  Федерации,который может отклонить  законопроект и направить его  на повторное рассмотрение в Госдуму, либо одобрить. Принятый фед.закон в  течение 5 дней передается Президенту для подписания и обнародования. Президент в течение 14 дней обязан подписать закон, либо отклонить  его и направить на повторное  рассмотрение.Причем, Фед.Собрание может  преодолеть «отлагательное вето» Президента,если при повторном рассмотрении этот закон будет одобрен большинством не менее 2/3 голосов от общего числа  членов Совета Федерации и депутатов  Госдумы.4)Опубликование (обнародование) закона.Принятый закон должен быть обнародован для ознакомления с  его содержанием населения страны. Если в тексте закона заранее не оговаривается дата начала его действия, то он вступает в силу по истечении  определенного времени после  его официального опубликования. Напр, российские фед.законы вступают в силу через 10 дней после официального опубликования.

9.Система права РФ

Система права — это иерархически организованная совокупность отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая единство правовых норм и их специализацию. включает в себя три основных компонента: нормы права, институты права, отрасли права. Могут быть также выделены субинституты и подотрасли.

Информация о работе Шпаргалки по Правоведению