Шпаргалка по дисциплине "Финансовое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 10:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Финансовое право".

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 415.00 Кб (Скачать файл)

-ФЗ (основным ФЗ, регулирующим бюджетные отношения, является Бюджетный кодекс РФ. Согласно ст. 2 БК РФ, кодекс возглавляет бюджетное законодательство РФ); 

-подзаконные акты Президента РФ (их мало, они регулируют порядок предоставления господдержки за счет средств федерального бюджета опр. категории лиц); Правительства РФ (определяют основы правового статуса ФОИВ, наделенных полномочиями в бюджетной сфере, порядок управления средствами Фонда национального благосостояния и т.д.); Министерства финансов РФ и ведомств, наделенных правом нормотворчества (ФТС России). На региональном уровне: Конституции (Уставы) и законы субъектов РФ, акты исполнительных ОГВ субъектов РФ. На муниципальном уровне: акты представ. и исп. органов МСУ по вопросам местного бюджета.

 

Значение бюджетного права обусловлено важной ролью государственного и местного бюджетов в решении экономических и социальных задач страны. Для федеративного государства, каковым является Россия, оно особенно велико. С помощью бюджетного права регулируются внутрифедеративные отношения по распределению финансовых ресурсов, необходимых для осуществления полномочий федерального уровня и субъектов Федерации. В силу своей важности часть отношений в области бюджета регулируется конституционными нормами.

 

  1. Бюджетная система Российской Федерации, ее структура.

Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Это единство реализуется через единую социально-экономическую, включая налоговую, политику.

 

Бюджетная система построена на основе следующих принципов.

1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т. п.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней выражается в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению, определять источники финансирования дефицита бюджета в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами, в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.

4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит – это превышение доходов бюджета над расходами. Если при составлении бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, то до утверждения бюджета профицит бюджета сокращается в следующей последовательности:

уменьшение доходов от продажи государственной и муниципальной собственности;

сокращение доходов от реализации государственных запасов и резервов;

направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств; передача части доходов бюджетам других уровней.

Если эти меры осуществлять нецелесообразно, то следует сократить налоговые доходы бюджета.

5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.

6. Принцип достоверности бюджета означает надежность всех показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997 г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).

7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.

8. Принцип гласности, т. е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.

9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.

 

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:  
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюд-жетных фондов;  
бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;  
местные бюджеты, в том числе:  
бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;  
бюджеты городских и сельских поселений.  
Как видно из этого определения, основу бюджетной системы составляют экономические отношения и государственное устройство. Экономические отношения в бюджетной системе представляют собой в первую очередь денежные отношения, складывающиеся в процессе формирования, распределения и использования бюджетных и внебюджетных фондов государства и муниципальных образований. Государственное устройство оказывает влияние на структуру и взаимосвязь бюджетов. Как федеративное государство Российская Федерация имеет трехуровневую бюджетную систему, следовательно, очевидны и принципы ее построения. В частности, главенствующее положение в бюджетной системе Российской Федерации занимает федеральный бюджет. Такая же бюджетная система сложилась и в других федеративных государствах (США, Германии, Мексике, Канаде, Швей-царии, Австралии и др.).  
Двухуровневая бюджетная система существует в странах с унитарным государственным устройством. В бюджетную систему таких стран включаются только государственный и местные бюджеты. На практике довольно редко встречаются одноуровневые бюджетные системы. Это присуще странам с монархической системой правления, когда в руках монарха находится весь бюджет страны.

Структура бюджетной системы Российской Федерации, а также консолидированного бюджета России и консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации закреплена в Бюджетном кодексе Российской Федерации.  
Федеральный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год и плановый период, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Фе-дерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.  
Бюджет субъекта Российской Федерации, или региональный бюджет, — это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год и плановый период, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта. Бюджет субъекта и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав данного субъекта Российской Федерации, без учета межбюджетных трансфертов между ними образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.  
Бюджет муниципального образования, или местный бюджет, представляет собой форму образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год и плановый период, пред-назначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами образуют консолидированный бюджет муниципального района. В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.  
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права использовать иные формы образования и расходования денежных средств для осуществления расходных обязательств.

Государственный внебюджетный фонд представляет собой специализированный денежный фонд, образуемый вне бюджета и предназначенный для исполнения определенных законодательством расходных обязательств Российской Федерации. Бюджет территориального государственного внебюджетного фонда формируется для исполнения соответствующих расходных обязательств субъекта Российской Федерации. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотрен-ном Бюджетным кодексом РФ. К государственным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.  
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов — в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты — в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.  
Все бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов составляются и утверждаются сроком на три года — очередной финансовый год и плановый период. Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, плановый период охватывает два финансовых года.

 

  1. Стадии бюджетного процесса и порядок принятия федерального закона о бюджете на финансовый год и на два плановых.

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

 

1)Первая стадия — составление проекта бюджета. Ему предшествует разработка планов и прогнозов развития территории и целевых программ РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 184 БК РФ).

Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета. В определенные сроки составляются прогнозы социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ, рассчитываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период и другие документы. Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета.

Завершается данная стадия тем, что не позднее 26 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы, предоставленные Министерством финансов РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную думу.

 

2) рассмотрение и утверждение бюджета.

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную думу проекты федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год — до 1 августа.

После принятия соответствующего проекта федерального закона к рассмотрению Государственной думой он должен направляться в Совет Федерации Федерального собрания РФ, комитеты Государственной думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в чтениях.

 

3) исполнение бюджета. В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений (гл.24, 25).

Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.

 

4)подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных бюджетных учреждений (гл. 27 БК РФ).

Бюджетный кодекс РФ закрепил положение о том, что ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную думу. Государственная дума рассматривает представленный Правительством РФ отчет в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета дума заслушивает доклады об исполнении федерального бюджета руководителей Федерального казначейства и министра финансов, а также доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение Председателя Счетной палаты РФ.

По итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная дума принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

На всех стадиях бюджетного процесса должен осуществляться государственный и муниципальный финансовый контроль (гл. 26 БК РФ).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Финансовое право"