Шпаргалка по дисциплине "Финансовое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 10:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Финансовое право".

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 415.00 Кб (Скачать файл)

–        регулярное представление палатам Федерального Собрания информации о ходе исполнения бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.   

 Счетная палата, осуществляя  контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу.

В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб и требующей пресечения,

Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Счетная палата должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В составе Министерства финансов РФ создано Контрольно-ревизионное управление (КРУ), осуществляющее в соответствии с законодательством ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет нижеследующие функции:

–        проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;

–        контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

–        проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;

–        организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.    

Осуществляя государственный контроль, Министерство финансов Российской Федерации имеет право:

–        ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в  соответствии с законодательством Российской Федерации финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов не целевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;

–        взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафа в соответствий с законодательством Российской Федерации.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации при осуществлении государственного финансового контроля за использованием ассигнований соответствующего бюджета наделяются правами, аналогичными правам Министерства финансов РФ. Главными задачами Министерства РФ по налогам и сборам являются:

–        выработка и проведение единой государственной налоговой политики;

–        в сфере взимания налогов и сборов;

–        координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов в Российской Федерации;

–        государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.

 

 

 Министерство РФ по налогам и сборам выполняет следующие функции:

–        проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

–        производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

–        организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;

–        осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;

–        анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.      

 

Государственные налоговые инспекции на территории субъектов Российской Федерации и городов с районным делением осуществляют функции, предусмотренные законодательством для Министерства РФ по налогам и сборам и Государственной налоговой инспекции по районам, городам без районного деления и районах в городах.      

 Государственная налоговая  инспекция выполняет следующие  функции:

–        осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды;

–        обеспечивает своевременный и полный учет плательщиков налогов и других платежей в бюджет, правильность начисления платежей гражданами РФ,

–        иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также поступление этих платежей в соответствующий бюджет;

–        контролирует своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также

–        проверяет достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, Дохода, иных объектов обложения и исчисления налога и других платежей в бюджет;

–        передает правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

–        предъявляет в суд и в арбитражный суд иски;

–        приостанавливает операции предприятий, учреждений, организаций и граждан    по расчетным и другим счетам в кредитных организациях и др.

–        требовать от должностных лиц устранения нарушений законодательства о

–        налогах;

–        налагать административный арест на имущество юридических и физических

–        лиц с последующей реализацией этого имущества в случае невыполнения

–        обязательств по уплате налогов и др.

Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими  учреждениями кредитной системы. Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Банки осуществляют предварительный и текущий контроль в ходе проведения денежных операций через проверку представленных документов, устанавливая право хозяйствующего субъекта на получение ссуды, проведение платежей ссудных счетов. Объектом банковского контроля выступает оборачиваемость платежных средств. Банки проверяют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки.

Центральный банк РФ осуществляет надзор за деятельностью кредитных учреждений, организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки. Банк России вправе назначить и осуществить проверку операций банков. Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта. Внутрихозяйственный контроль во многом зависит от главного (старшего) бухгалтера. При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается и освобождается от должности. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Главный (старший) бухгалтер осуществляет предварительный контроль за правильностью и законностью расходования средств.

Аудиторская деятельность - аудит - представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная - по решению хозяйствующего субъекта. Обязательная аудиторская проверка может также проводиться по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Результатом аудиторской деятельности является заключение (ревизионный сертификат), имеющее силу официального документа. Заключение аудитора по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством. Выборные и другие органы  местного самоуправления осуществляют местный финансовый контроль при утверждении местного бюджета, его исполнении и при утверждении отчета о его исполнении; устанавливают местные налоги и сборы на основе принципов, определенных законодательством России. Главы местной администрации, являющиеся высшими должностными лицами местного самоуправления, осуществляют местный финансовый контроль при исполнении местного бюджета, управлении объектами муниципальной собственности, реализации государственных программ приватизации муниципальных предприятий, объектов социально-культурного и бытового назначения,  торговых и иных объектов (имущества), являющихся муниципальной собственностью, и при решении иных вопросов местного значения. Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль осуществляется в министерствах, комитетах и других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как  правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации.

 

  1. Понятие и источники бюджетного права, его роль и значение  в системе финансовой деятельности государства.

Российское бюджетное право (как подотрасль фин. права) – это система финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по организации бюджетной системы РФ, определению состава и порядка разграничения доходов и расходов в бюджетной системе, бюджетную компетенцию (т.е. предмет ведения и полномочия) государства и муниципальных образований, а также бюджетный процесс.

Бюджетное право занимает центральное место в системе финансового права. Имея свой особый предмет регулирования, бюджетное право вместе с тем связано с другими разделами и институтами ФП. Это обусловлено положением бюджета в фин. системе страны – его главенствующей и координирующей ролью в нем.

Специфика предмета бюджетного права: 

в регулируемых им отношениях в качестве субъектов бюджетного права выступают непосредственно РФ, регионы и МО-ния, являясь собственниками казны опр. уровня, а также соот. органы законодательной и исполнительной власти в рамках своей компетенции; 

эти отношения возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов государства (федерального уровня и субъектов РФ), а также МО-ний в форме соот. бюджетов, которые имеют общее (публичное) значение для государства и его территориальных образований.

 

Источник бюджетного права - это внешняя форма выражения нормы бюджетного права или, другими словами, нормативные правовые акты представительных и исполнительных ОГВ и МСУ, в которых содержатся нормы бюджетного права. 

На федеральном уровне: 

-Конституция РФ – она содержит нормы общего характера, которые определяют осн. принципы и формы взаимоотношений в бюджетной сфере, основы организации бюджетной деятельности государства, защиты прав и законных интересов участвующих в ней субъектов. Помимо них ряд статей КРФ непосредственно устанавливают исходные начала бюджетной деятельности в РФ. Это ст. 71 и 72 КРФ, определяющие сферу искл. ведения РФ и сферу совместного ведения РФ и ее субъектов в данной области; ст. 101 (СФ и ГД ФС РФ образуют Счетную палату для контроля за исполнением федер. бюджета), 104 (проекты ФЗ, предусматривающие расходы средств федер. бюджета, вносятся при наличии заключения Правительства РФ), 106 (проект ФЗ и ФБ подлежит обяз. рассмотрению СФ), 114 (Правительство РФ разрабатывает и представляет Гос. Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Гос. Думе отчет об исполнении федерального бюджета), устанавливающие основы порядка утверждения бюджета и контроля за его исполнением; ст. 132 о бюджетных правах ОМСУ и др. 

-ФКЗ («О Правительстве РФ» - он закрепляет полномочия Правительства РФ в бюджетной сфере); 

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Финансовое право"