Шпаргалка по дисциплине "Финансовое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 10:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Финансовое право".

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 415.00 Кб (Скачать файл)

 

Конституция РФ — базовый нормативный акт, являющийся источником всех отраслей права, в том числе финансового. В Конституции РФ содержатся правовые нормы, имеющие прямую финансово-правовую направленность. К сфере налогообложения относится правовая норма, содержащаяся в ст. 57 Конституции РФ и обязывающая каждого платить законно установленные налоги и сборы. Статья 75 Конституции РФ содержит правовые нормы, устанавливающие денежную систему РФ, регламентирующие денежную эмиссию, определяющие систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, регулирующие порядок выпуска государственных займов.

В конституциях и уставах субъектов федерации закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности субъектов РФ, право иметь собственные бюджеты и внебюджетные фонды и т.д.

 

Федеральные законы и законы субъектов РФ имеют наиболее важное практическое значение в системе источников финансового права. При этом финансовые законы можно условно разделить на бюджетные, налоговые, валютные, банковские, страховые и т.д. Например, для бюджетного права основным источником является БК РФ — закон федерального уровня, устанавливающий структуру бюджета, бюджетное устройство, основы бюджетного процесса. Для налогового права таким источником является НК РФ, устанавливающий налоговую систему страны, определяющий налоговые правонарушения и ответственность за них.

 

Указы Президента РФ в системе подзаконных актов, являющихся источниками финансового права, имеют приоритетное значение и по юридической силе приближаются к федеральным законам. Ни Государственная Дума, ни Совет Федерации не вправе отменять и изменять указы Президента РФ. В качестве примера можно назвать следующие указы: от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ», от 26 мая 1998 г. № 597 «О мерах по обеспечению экономии государственных расходов».

 

Постановления Правительства РФ — это наиболее распространенные источники финансового права, так как с помощью финансово-правовых норм, содержащихся в этих актах, конкретизируются финансовые законы. Так, нормы Федерального закона «О лотереях» конкретизированы постановлением Правительства РФ от 5 июля 2004 г. № 338 «О мерах по реализации Федерального закона О лотереях». Типичной формой нормативных актов Правительства РФ, являющихся источниками финансового права, являются правила.

Правила — это нормативный правовой акт, регулирующий общественные отношения в какой-либо одной области финансовой деятельности государства.

Ведомственные нормативные акты как источники финансового права регулируют в основном финансовую деятельность соответствующих ведомств (министерств, служб, комитетов и т.д.). Наиболее типичным ведомственным нормативным актом, выступающим в качестве источника финансового права, является инструкция, утверждаемая приказом данного ведомства.

Главное место среди них занимают инструкции Минфина России, а также ЦБ РФ. В качестве примера можно назвать приказ Минфина России от 7 февраля 2003 г. № 15н «Об организации работы Министерства финансов РФ» по реализации положений Бюджетного кодекса РФ. Специфика инструкции как источника финансового права состоит в том, что она имеет целью разъяснение деталей, подробностей исполнения закона или иного акта государства.

 

Финансово-правовая норма - установленное государством обязательное правило поведения, соблюдение которого обеспечивается авторитетом государства, а в необходимых случаях принуждением компетентного органа государства. Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства.

--В зависимости  от способа воздействия на  участников финансовых отношений, определяющего характер их юридических  прав и обязанностей, финансово-правовые  нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (управомочивающие).

Обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участников финансовых отношений (государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, граждан и др.) совершить определенные действия, устанавливают их обязанности в сфере этих отношений. Они, например, предписывают налоговым органам известить граждан-налогоплательщиков о суммах и сроках предстоящих платежей, а гражданам — своевременно произвести эти платежи. Органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления обязаны строго по целевому назначению использовать выделенные им из вышестоящего бюджета денежные средства в форме субвенций. Большая часть финансово-правовых норм имеет именно такой характер. В этом проявляется основной, императивный метод финансово-правового регулирования — метод властных предписаний.

Запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.

Так, запрещено придавать обратную силу законодательным актам, ухудшающим положение налогоплательщиков. Субъектам РФ и органам местного самоуправления запрещено устанавливать (вводить) налоги, не предусмотренные федеральным законодательством (ст. 5, 12 НК РФ). На территории РФ запрещено введение других денежных знаков, кроме рубля, и выпуск денежных суррогатов. Центральному банку РФ запрещено предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита за исключением случаев, когда это особо предусматривается законом о федеральном бюджете.

Однако число запрещающих финансово-правовых норм сравнительно невелико, что объясняется тем, что при регулировании финансовых отношений преобладают нормы обязывающего характера. Предписывая совершение строго определенных действий, они обычно исключают необходимость специального установления связанных с этими действиями запретов.

Но в некоторых случаях в целях усиления гарантий прав участников финансовых отношений, подчеркивания особой важности соблюдения финансовой дисциплины в какой-то области предусматриваются запреты. В других случаях запрещающие нормы определяют пределы дозволенных действий. Например, закон запрещает определять условия и порядок предоставления налоговых льгот, носящих индивидуальный характер (ст. 56 НК РФ).

Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах. Таким образом, и этим нормам свойственна императивность, поскольку не допускается выход за эти границы. Например, представительные органы власти субъектов РФ при введении региональных налогов вправе решать вопросы, круг которых определен федеральным законодательством о налоговых льготах, о ставках налогов, сроках уплаты и др. (ст. 12 НК РФ). Предприятия вправе распоряжаться своей прибылью, но после выполнения обязанностей по платежам в бюджет.

Уполномочивающие финансово-правовые нормы призваны развивать инициативу в финансово-хозяйственной деятельности, исходя из общегосударственных и региональных задач. Поэтому их применение расширяется в условиях перехода к рыночным отношениям при усилении экономических рычагов регулирования народного хозяйства. Это связано также с повышением самостоятельности хозяйствующих субъектов, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

--В зависимости  от своего содержания нормы  финансового права могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют состав финансовой системы, виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством и муниципальными образованиями, источники формирования кредитных ресурсов банков, виды расходов; включаемых в бюджеты и внебюджетные государственные фонды и др., т.е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области формирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов (доходов). Они требуют соблюдения предусмотренных процедурных правил в этой деятельности: сроков, участия определенных органов и т.п.

Норма финансового права по своей логической структуре состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы. Чаще всего гипотеза финансово-правовой нормы имеет сложную форму и содержит ряд четко сформулированных условий, при наличии которых требуется или предоставляется право совершить определенные действия в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Например, обязанность предприятия уплатить в государственный бюджет налог на прибыль реализуется при условии, если оно имеет расчетный счет в банке и самостоятельный (отдельный) баланс, а также получает подлежащую налогообложению прибыль и др.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, т.е. предписывает совершение определенных действий по формированию, распределению или использованию государственных и муниципальных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений. Диспозиция требует определенного поведения от участников финансовых отношений и не допускает отклонения от этих требований.

Санкции предусматривают последствия нарушения правовой нормы, определяют виды и меру юридической, в данном случае — финансово-правовой ответственности нарушителей финансово-правовых норм. Посредством санкций осуществляется государственное принуждение к исполнению финансово-правовых норм. Основанием для применения финансово-правовых санкций является нарушение норм финансового права (финансовое правонарушение), т.е. несоблюдение установленных ими правил: нецелевое использование средств, несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям, несоблюдение нормативов финансовых затрат, неуплата или неполная уплата налогов, нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, представление коммерческим банком недостоверной информации Центральному банку РФ и т.п.

Финансово-правовым санкциям в сравнении с санкциями норм других отраслей права свойствен ряд особенностей.

Они имеют, как правило, денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на нарушителя через его денежные фонды и средства (прямым или косвенным путем). Таковы наложение штрафа, начисление пеней, принудительное изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в банках, запрет на осуществление банком отдельных банковских операций и т.д.

При изъятии денежных средств в качестве финансово-правовых санкций эти средства зачисляются в государственную или муниципальную казну.

Данные санкции распространяются на всех участников финансовых правоотношений — Российскую Федерацию, субъектов Федерации, муниципальные образования, (например, принудительное списание средств с единого счета федерального бюджета, со счетов других соответствующих бюджетов), органы государственной власти и местного самоуправления, организации, на должностных лиц и граждан (блокировка расходов получателя бюджетных средств, наложение штрафов и пеней, приостановление операций по счетам, штраф за несоблюдение порядка ведения кассовых операций предприятиями, учреждениями и организациями и т.п.). При этом возможно одновременное применение финансово-правовой санкции к должностному лицу и организации, учреждению.

Меры финансово-правовой ответственности применяются государственными органами и их должностными лицами. К таким органам относятся федеральное казначейство, Государственный таможенный комитет РФ, Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам со своими структурными подразделениями. Они применяют санкции в административном порядке (без судебного разбирательства). Такой порядок является наиболее распространенным в связи с направленностью финансово-правовых санкций на обеспечение общегосударственных интересов в области финансов и необходимостью быстрого реагирования на финансовые правонарушения. Однако в соответствующих случаях это не исключает необходимости принятия судебных решений (арбитражного суда или суда общей юрисдикции) по применению финансово-правовых санкций (в частности, при наличии спора, при взыскании штрафов и пеней с физических лиц).

Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

 

  1. Правоотношения в финансовой сфере.

Финансовые правоотношения - общественные отношения в бюджетной сфере, в области кредитования, страхования и налогообложения, урегулированные нормами финансового права.

Признаки финансовых правоотношений - существуют строго в правовой форме, т. е. представляют собой общественные отношения, регламентированные финансово-правовыми нормами.

 

Структура финансовых правоотношений:

субъект - физические, юридические лица, государственные (Российская Федерация и ее субъекты) и муниципальные образования;

объект - денежные фонды государственных, муниципальных образований, а также юридических и физических лиц;

содержание - совокупность прав, обязанностей и ответственности субъектов финансовых правоотношений;

основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений - юридические факты (события и действия: правомерные либо неправомерные) и юридические составы;

метод финансово-правового регулирования – чаще всего императивный;

способ защиты финансовых правоотношений - выделяют 3 способа: самозащиту, защиту прав и интересов в административном и судебном порядке.

 

Особенности финансовых правоотношений:

-обязательным субъектом финансовых  правоотношений является государство  или муниципальное образование (государственный или муниципальный орган). При этом права и обязанности участников финансовых правоотношений четко определены нормативно-правовыми актами и не могут определяться соглашением сторон;

-обязательным объектом финансовых правоотношений являются соответствующие денежные фонды;

-финансовые правоотношения возникают  в процессе перераспределения  денежных фондов;

-финансовые правоотношения имеют  властно-имущественный характер;

-финансово-правовые отношения, особенно  налоговые, наиболее подвержены законодательным изменениям.

 

Классификации финансовых правоотношений:

в зависимости от институтов и подотраслей финансового права:

а) правоотношения, возникающие в сфере государственного страхования;  
б) правоотношения, возникающие в сфере государственного кредитования;  
в) правоотношения в сфере государственного финансирования;  
г) налоговые правоотношения;  
д) правоотношения, возникающие в сфере денежного обращения;  
е) правоотношения, возникающие в банковской сфере;  
ж) валютные правоотношения;

 

по характеру:

а) материальные;  
б) процессуальные;

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Финансовое право"