Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 15:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Финансовому праву".

Вложенные файлы: 1 файл

finansovoe.docx

— 47.53 Кб (Скачать файл)

19. МинФин РФ и его компетенция в области финансовой деятельности

Орган специальной компетенции

МинФин является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.

Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФНС России, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства.

Минфин России осуществляет следующие основные функции:

- составляет проект федерального  бюджета;

- утверждает сводную бюджетную  роспись федерального бюджета;

- доводит до главных  распорядителей, распорядителей и  получателей средств федерального  бюджета показатели сводной бюджетной  росписи в форме уведомлений  о бюджетных ассигнованиях;

- открывает в ЦБ РФ  и кредитных организациях счета  по учету средств федерального  бюджета;

- осуществляет управление  средствами Стабилизационного фонда  РФ;

- запрашивает и получает  в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений  по отнесенным к компетенции  Минфина России вопросам.

Из названных федеральных  служб, находящихся в ведении  Минфина России, особую роль в осуществлении  финансовой деятельности играет Федеральное  казначейство, отвечающее за исполнение федерального бюджета как по доходам, так и по расходам, за накопление и использование денежных средств как бюджетных, так и внебюджетных фондов, за состояние государственной казны. При исполнении бюджета Федеральное казначейство организует сбор налогов, пошлин и других доходов в бюджет; открывает бюджетные кредиты и предоставляет средства в соответствии с утвержденными ассигнованиями.

20. Федеральная таможенная служба  и ее компетенция в области  финансовой деятельности

Федеральная таможенная служба (ФТС) в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства  Российской Федерации от 21 августа 2004 г., является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору  в области таможенного дела, а  также функции агента валютного  контроля и специальные функции  по борьбе с контрабандой и другими  преступлениями и административными  правонарушениями.

Основными полномочиями ФТС  России в области финансвого права являются:

— осуществление валютного  контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств  через границу;

—   осуществление функций главного распорядителя и получателя  средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы.

21. Федеральное казначейство и его  компетенция в финансовой деятельности.

Федеральное казначейство (Казначейство России) — федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством  Российской Федерации правоприменительные  функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами.

Федеральное казначейство РФ - система федеральных органов, главными задачами которой являются:

- организация, осуществление  и контроль за исполнением федерального бюджета;

- управление доходами  и расходами федерального бюджета.

а) организует бюджетное  и финансовое исполнение республиканского бюджета Российской Федерации и  финансовое исполнение государственных (федеральных) внебюджетных фондов, исходя из принципа единства кассы;

б) руководит работой территориальных  органов федерального казначейства;

в) доводит до территориальных  органов федерального казначейства размеры ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации по обслуживаемым этими органами территориям  Российской Федерации;

г) ведет сводный реестр распорядителей средств республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и  внебюджетных (федеральных) средств;

д) организует распределение в установленных размерах доходов между республиканским бюджетом Российской Федерации и бюджетами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также передачу в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам;

е) осуществляет управление доходами и расходами республиканского бюджета Российской Федерации и  иными централизованными финансовыми  ресурсами, находящимися в ведении  Совета Министров - Правительства Российской Федерации, как в рублях, так и  в иностранной валюте, распоряжается  средствами, числящимися на соответствующих  счетах в банках и иных финансово-кредитных  учреждениях (за исключением средств  государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств), а также осуществляет операции с этими средствами;

 

ж) организует осуществление  взаимных расчетов между республиканским  бюджетом Российской Федерации и  бюджетами республик в составе  Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

И т. Д.

22. Муниципальные образования - субъект  финансовой деятельности

Смотри в. 4

+

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет муниципальное образование как  муниципальный район – несколько  поселений, объединенных общей территорией, городское поселение, сельское поселение, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются  муниципальная собственность, местный  бюджет и выборные органы местного самоуправления. Особый правовой статус муниципальных образований проявляется в том, что именно к ведению муниципальных образований относятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В своей совокупности они составляют предметы ведения местного самоуправления, для реализации которых ему необходимо осуществлять финансовую деятельность, т. е. быть субъектом финансового права.

Муниципальное образование  является субъектом финансового  права относительно: муниципальной  бюджетной деятельности; введения местных  налогов и сборов; выпуска муниципальных  займов; финансовой деятельности муниципальных  предприятий. Права и обязанности  муниципальных образований как  субъектов финансового права  от их имени реализуют соответствующие  органы местного самоуправления либо непосредственно население муниципального образования.

23. Правовой статус граждан и  юридических лиц в финансово-  правовых отношениях.

Финансово-правовой статус – это установленная законодательством  совокупность прав и обязанностей физических лиц и организаций, предметов  ведения и полномочий государственно-территориальных  образований и их органов, непосредственно  закрепляемых за конкретными субъектами финансового права.

Основная часть субъектов  финансовых правоотношений – физические лица. К ним относятся граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством.

Финансово-правовой статус физических лиц включает в себя правосубъектность и основные права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы финансового права. Например, статус налогоплательщика физическое лицо получает при наличии имущественных благ (при получении дохода, приобретении в собственность движимого и недвижимого имущества).

Среди субъектов финансового  права – физических лиц выделяются особые группы – индивидуальные предприниматели  и финансовые резиденты.

Юридические лица как субъекты финансовых отношений характеризуются  специальной правосубъектностью.

Специальная правосубъектность организаций в финансовой сфере выражается в их компетенции, т. е. совокупности полномочий, прав, обязанностей, которыми наделена организация для осуществления своих функций, достижения поставленных перед ними целей. Организации различаются по компетенции, закрепленной в нормативных правовых актах: законе, уставе, положении и т. п.

Организации могут быть государственными и негосударственными. Как субъектов  финансовых правоотношений их можно  подразделить на следующие группы.

Первая группа: государство  в целом. Российская Федерация и  субъекты РФ могут быть участниками  финансовых правоотношений.

Вторая группа: органы государства, выполняющие функции управления и принуждения, обладающие властными  полномочиями в сфере финансов и  финансовой деятельности (законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные и иные органы федерального и регионального уровня). Они выступают субъектами финансовых отношений при распределении  бюджетных средств, проведении финансового  контроля, выдаче кредитов.

Третья группа: государственные  и муниципальные предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью, действующие  на праве хозяйственного ведения  или на праве оперативного управления.

Четвертая группа: муниципальные  образования.

Пятая группа: общественные организации. К ним относятся  партии, профсоюзы, творческие союзы, спортивные общества, фонды, юридические консультации и другие организации и добровольные объединения граждан. Все они наделяются специальной правосубъектностью (компетенцией) для реализации задач и целей, ради которых они созданы. Например, в банковской, страховой деятельности и т. д. Многие из них признаются в качестве юридических лиц, следовательно, выступают в качестве субъектов финансово-имущественных правоотношений.

Шестая группа: коммерческие организации. К ним относятся  хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, действующие  в сфере частного бизнеса. Все  они являются юридическими лицами и, соответственно, являются субъектами финансовых, налоговых, валютных правоотношений.

24, 25.  Финансовый контроль и его виды

Финансовый контроль - это  контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения  законности в финансовой и хозяйственной  деятельности государства.

Основные задачи финансового  контроля заключаются в:

проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и  органами местного самоуправления организациями  и гражданами;

проверке правильности использования  государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся  в их хозяйственном ведении или  оперативном управлении;

проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

выявлении внутренних резервов производства;

устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям:

- В зависимости от времени  проведения он может быть предварительным,  текущим и последующим. Такие  виды контроля свойственны деятельности  всех контролирующих органов

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению  и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий (оперативный) финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и  использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной  частей бюджета и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

-Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль

- в зависимости от органов  (субъектов), осуществляющих его:

представительных органов  государственной власти и местного самоуправления;

президента;

исполнительных органов  власти общей компетенции;

ведомственный и внутрихозяйственный;

общественный;

аудиторский.

Для осуществления бюджетно-финансового  контроля создан специальный орган  государственного управления - Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора (ст. ст. 166.2, 268 БК РФ).

26. Понятие и содержание финансвого аудита

В настоящее время правовую основу аудита образует Федеральный  закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", в  соответствии с которым аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"