Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 15:51, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Финансовому праву".

Вложенные файлы: 1 файл

finansovoe.docx

— 47.53 Кб (Скачать файл)

В качестве источника финансового  права могут выступать международные договоры Российской Федерации с другими странами, если они содержат нормы финансового права. Такие соглашения часто заключаются между государствами в налоговой области по поводу избежания двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

9. Принципы финансового права. 

Принципы финансового  права - это такие начала, в которых  проявляются объективные закономерности, тенденции и потребности общества, его главные устои.

К наиболее важным принципам  финансового права относятся:

1) законность;

2) плановость;

3) гласность;

4) финансовый федерализм;

5) самостоятельность финансовой  деятельности органов местного  самоуправления;

6) взаимная ответственность  государства и граждан в области  финансовой деятельности.

10. Понятие и структура финансво- правовых отношений.

Финансовое правоотношение - это урегулированное нормами  финансового права общественное отношение, складывающееся в сфере  финансовой деятельности. Именно финансовое правоотношение свидетельствует о  превращении долженствования в  акт конкретного поведения. Налоги, сборы, пошлины, порядок их поступления  в бюджетные и внебюджетные фонды  не могут иметь место в государстве, не будучи облеченными в правовую форму и вне правовых отношений.

Однако финансовые правоотношения специфичны и имеют ряд особенностей.

1. Первой особенностью  финансовых правоотношений является  то, что они возникают в процессе  осуществления финансовой деятельности  государства, т.е. в процессе  выпуска денежных знаков и  организации денежного обращения,  планового собирания денежных  средств в бюджетные и внебюджетные фонды, их использования при осуществлении государством своих функций и т.д.

2. Вторая особенность  финансовых правоотношений заключается  в том, что они являются публично-правовыми  отношениями. Конечной целью как финансовых правоотношений, так и гражданских правоотношений является движение денежных средств от одного субъекта к другому.

3. Третья особенность  финансовых правоотношений состоит  в том, что эти отношения  государственно-властные.

11. Виды и классификация финансовых  правоотношений.

Виды финансовых правоотношений. Существующие в правовой действительности финансовые правоотношения многообразны и могут быть подразделены в зависимости  от оснований на различные виды.

- По функциям права  они могут быть подразделены:

- на регулятивные;

- охранительные.

Регулятивные финансовые правоотношения представляют собой  положительные, возникающие на основе норм права отношения между субъектами в процессе осуществления финансовой деятельности государства. Они возникают на основе правомерного поведения участников финансового правоотношения и образуют нормальную ткань правопорядка в области финансовой деятельности государства.

К числу таких правоотношений относятся правоотношения по поводу уплаты в бюджеты и внебюджетные фонды налоговых платежей, по поводу рассмотрения и утверждения представительным органом проекта бюджета и  т.д.

Охранительные финансовые правоотношения складываются в процессе осуществления  финансовой деятельности государства, но возникают вследствие неправомерного поведения одного из субъектов финансового  права как реакция государства  на такое поведение.

К их числу относятся правоотношения, возникающие в связи с различными финансовыми правонарушениями: налоговых  обязательств, бюджетного законодательства, правил ведения кассовых операций и  др. Охранительные финансовые правоотношения являются по своей роли вспомогательными, хотя их место в сфере налоговых  правоотношений достаточно велико.

- По способу разрешения  конкретных индивидуальных дел  финансовые правоотношения подразделяются:

- на материальные;

- процессуальные.

Материальные финансовые правоотношения - это правоотношения, через которые реализуются обязанности  и права субъектов финансового  права. К ним относятся правоотношения, которые содержат субъективное право  бюджетного учреждения на получение  бюджетных средств из бюджета  и обязанность распорядителя  бюджетных средств дать разрешение на их получение, обязанность налогоплательщика  уплатить налог и право налогового органа требовать его уплаты и  т.д.

Процессуальные финансовые правоотношения возникают на основе процессуальных норм и производны (вторичны) от материальных финансовых правоотношений. Но их удельный вес в системе финансовых правоотношений достаточно велик, о  чем свидетельствует часть III БК РФ, включающая бюджетно-процессуальные нормы.

- Еще одной важной классификацией  финансовых правоотношений является  их построение по видам правовых  институтов и подотраслей права, входящих в состав финансового права.

- на эмиссионные;

- налоговые;

- бюджетные;

- касающиеся государственного и муниципального долга;

- касающиеся государственного  страхования;

- валютные;

- финансово-контрольные.

Финансовые правоотношения могут быть подразделены по другим критериям. Однако охарактеризованные виды дают объемное представление о  комплексе финансовых правоотношений, возникающих в правовой действительности.

12. Методы финансового права 

Под методом правового  регулирования принято понимать совокупность способов и приемов  воздействия правовых норм на поведение  людей в той или иной сфере  социальной действительности, в частности  в сфере финансовой деятельности государства.

Способ (метод) властных предписаний является основным способом финансового права. Его преобладание объясняется тем, что большинство финансово-правовых норм сформулированы как обязывающие нормы и обязывание, таким образом, доминирует как способ регулирования в финансовом праве.

Запретительный способ регулирования обусловлен запрещающими нормами права, которые также имеются в составе финансового права

Они играют вспомогательную  роль и направлены, как правило, на то, чтобы применение способа властных предписаний в ходе финансово-правового  регулирования было более эффективным

Дозволительный способ регулирования обусловлен наличием в составе финансового права норм, имеющих в известной мере диспозитивный характер и создающих основу для возникновения соглашений определенного рода.

13. Финансовое право как отрасль  законодательства. Соотношение финансового  права с другими отраслями  права. 

Финансовое право - это  самостоятельная, относительно замкнутая  часть системы российского права, которая представляет собой совокупность правовых норм и отличается определенным юридическим своеобразием

Будучи частью системы  права, финансовое право характеризуется  признаками, которые объединяют эту  отрасль права со всеми другими. К таким признакам относятся  следующие:

1. Финансовое право состоит  из нормативных предписаний

2.Формальная определенность. Для финансового права, как  и для других отраслей права  (для этой отрасли в особенности), характерна формальная определенность. Эта формальная определенность  проявляется в четкости, однозначности  и лаконичности законодательных  предписаний

3.Системность. Финансовое  право представляет собой систему  норм

4. Внешняя форма финансового  права выражена в его законодательстве. Финансовому праву, как и другим  отраслям российского права, присуща  специфическая форма выражения  - финансовое законодательство.

Финансовое законодательство представляет собой весь комплекс нормативных  актов, издаваемых органами как законодательной, так и исполнительной власти, содержащих нормы финансового права. Важнейшими из этих актов являются федеральные  законы: БК РФ, НК РФ, Закон о Банке  России и другие законы.

Однако в систему финансового  законодательства входят и подзаконные  акты. Такими актами являются Положение о предоставлении субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. N 859 <1>; Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, другие акты Правительства РФ по вопросам финансовой деятельности, а также нормативные приказы и инструкции Минфина России, ЦБ РФ и т.д.

14, 15. Понятие, виды и признаки  субъекта финансово- правовых  отношений

Субъекты финансового  права потенциально способны быть участниками  финансового правоотношения. Субъекты финансового правоотношения - это  реальные участники конкретного  финансового правоотношения. Например, безработный гражданин Сидоров  является субъектом финансового (налогового) права, но не является участником финансового (налогового) правоотношения. Занявшись  бизнесом и имея доход с него, Сидоров становится участником финансового (налогового) правоотношения. Таким  образом, переход субъекта финансового  правоотношения из одного состояния  в другое связан с процессом превращения  возможности в действительность.

В зависимости от организационно-правового  статуса можно выделить следующие  группы субъектов финансового права:

1) территориальные публичные  образования; ( Россия, субъекты, МСУ)

2) коллективные субъекты;(государственные органы власти, хозяйственные организации, бюджетные учреждения - имеют внутреннюю структуру, причем внутренние подразделения слиты в одно организованное целое.)

3) индивидуальные субъекты. ( граждане РФ)

16. Органы публичной публичной власти - субъекты ФПО

а) в масштабах страны - Российская Федерация как государство;

б) наиболее крупные части  государства - субъекты Российской Федерации;

в) муниципальные образования  различных видов (города, сельские районы, населенные пункты), которые создаются  внутри субъектов Российской Федерации  и в которых осуществляется местное  самоуправление.

Российская Федерация как единое государство, будучи особым субъектом финансового права, выступает в этом качестве в двух ипостасях.

Во-первых, как суверенное государство Российская Федерация  распространяет свою финансовую власть на всю принадлежащую ей территорию. В соответствии со ст. 71 Конституции  РФ в ведении Российской Федерации  находятся финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральные  банки. Предоставленные финансовые права Российская Федерация реализует  через федеральные органы власти, к которым относятся Президент  РФ, Федеральное Собрание, Правительство  РФ, федеральные ведомства.

Во-вторых, Российская Федерация, являясь субъектом финансового  права, выступает как хозяйствующий  субъект, деятельность которого направлена на создание финансовых и материальных условий, необходимых для выполнения своих задач и функций. С этой стороны Российская Федерация реализует  одно из фундаментальных финансовых прав - право распоряжаться значительной частью казны. Эту часть казны  составляют денежные средства федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, а также денежные средства ЦБ РФ.

Поэтому Российская Федерация  как субъект финансового права прежде всего является субъектом бюджетного права, а также других финансовых прав: на денежную эмиссию, установление федеральных налогов и сборов, государственные займы, валютное регулирование и т.д.

Субъект Российской Федерации - территориальное публичное образование, являющееся субъектом финансового права. От Российской Федерации как государства субъект Российской Федерации отличается тем, что право суверенитета и право территориального верховенства принадлежит только Российской Федерации.

В остальном для субъекта Российской Федерации как субъекта финансового права характерны те же черты, какие присущи и Российской Федерации как субъекту финансового  права. Так, согласно ст. 214 ГК РФ за субъектом  Российской Федерации закреплено право  государственной собственности  на определенную часть казны, т.е. на бюджетные средства.

Муниципальное образование тоже субъект финансового права из числа территориальных публичных образований. Муниципальные образования выполняют функции, которые им присущи в качестве неотъемлемых. Сюда относятся охрана общественного порядка, жилищно-коммунальные услуги, здравоохранение, образование и т.д. И поскольку названные функции лучше всего выполняют органы местного самоуправления собственными силами, муниципальное образование наделяется законодательством соответствующими правами, в первую очередь финансовыми, которые (не мешает напомнить об этом) в XIX в. в юридической литературе признавались "прирожденными"

17. Счетная Палата Российской Федерации- субъект финансовой деятельности.

Счетная палата РФ - постоянно  действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный  Федеральному Собранию РФ.

Счетная палата осуществляет следующие виды деятельности:

контрольно-ревизионную: проведение контроля полноты и своевременности денежных поступлений, фактического расходования бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета, выявление отклонений и нарушений, проведение их анализа, внесение предложений по их устранению;

экспертно-аналитическую: экспертиза проектов нормативных актов, международных договоров, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов РФ; подготовка заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ;

информационную и иные виды деятельности.

18. Правительство РФ и его компетенция  в области финансово- хозяйственной  деятельности государства

Орган общей компетенции

Правительство РФ, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ <1>, разрабатывает  и представляет Государственной  Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"