Понятие государственного пенсионного обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы исследования автор видит в том, что пенсионная система России играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в его финансово-бюджетной сфере, оказывая значительное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевых аспектах, на стабильность и сбалансированность финансовой системы государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ…………..
1.1. Понятие пенсионной системы ……………………………....................
1.2. Виды пенсионных систем ……………………………………………...
ГЛАВА 2. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ ...……………
2.1. Основные принципы обязательного пенсионного страхования …….
2.2. Субъекты обязательного пенсионного страхования …………...…….
2.3. Трудовые пенсии …………………………………….…………………
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ…….…...
3.1. Понятие государственного пенсионного обеспечения..………...……
3.2. Виды пенсий в системе государственного
пенсионного обеспечения………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….

Вложенные файлы: 1 файл

Семенова.docx

— 67.76 Кб (Скачать файл)

- работающие по трудовому  договору или по договору гражданско-правового  характера, предметом которого являются  выполнение работ и оказание  услуг, а также по авторскому  и лицензионному договору;

- самостоятельно обеспечивающие  себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся  частной практикой нотариусы, адвокаты);

- являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

- работающие за пределами  территории Российской Федерации  в случае уплаты страховых  взносов;

- являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных  народов Севера, занимающихся традиционными  отраслями хозяйствования;

- иные категории граждан, у которых возникают отношения  по обязательному пенсионному  страхованию.

Как участники системы обязательного пенсионного страхования, застрахованные лица обязаны представлять в региональные органы ПФР документы, являющиеся основанием для назначения и выплаты обязательного страхового обеспечения. В случае же невыполнения перечисленных требований и выплаты в связи с этим излишних сумм из бюджета ПФР они несут ответственность в размере причиненного ими ущерба.

В целях оперативного учета пенсионных прав застрахованных лиц законодательством установлено, что регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах системы ПФР:

- работодателей-организаций, а также крестьянских (фермерских) хозяйств со дня государственной  регистрации по месту нахождения  самого работодателя (организации) либо фермера и др. Организации, в состав которых входят обособленные  подразделения, регистрируются по  месту своего нахождения, а также  по месту нахождения каждого  из обособленных подразделений, через которые эти страхователи  выплачивают вознаграждения физическим  лицам;

- физические лица, которые  самостоятельно уплачивают страховые взносы в бюджет ПФР, со дня государственной регистрации (то есть получения лицензии на осуществление определенной деятельности) по месту жительства этих физических лиц, а в случае осуществления их деятельности в другом месте - по месту осуществления этой деятельности;

- физические лица, осуществляющие  прием на работу наемных работников  по трудовому договору или  по контракту, а также выплачивающие  вознаграждения по договорам  гражданско-правового характера, на  которые в соответствии с законодательством  Российской Федерации начисляются страховые взносы, со дня заключения соответствующих договоров по месту жительства физических лиц, осуществляющих прием на работу (выплачивающих вознаграждения).

Таким образом, страхователи как участники системы обязательного пенсионного страхования обязаны:

- зарегистрироваться в  установленном порядке и в  установленные сроки в органах  ПФР;

- своевременно и в полном  объеме уплачивать страховые  взносы в ПФР, вести учет, связанный  с начислением и перечислением  страховых взносов;

- представлять необходимые  документы для индивидуального  учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного  страхового обеспечения.

Законом об обязательном пенсионном страховании определено, что к полномочиям федеральных органов государственной власти относятся:

- управление системой  обязательного пенсионного страхования  и обеспечение ее финансовой  устойчивости и сбалансированности;

- утверждение бюджета  ПФР и отчета о его исполнении;

- определение порядка  и условий формирования и инвестирования  средств пенсионных накоплений  и др.

Бюджет обязательного пенсионного страхования формируется Пенсионным фондом РФ и законодательно утверждается на каждый финансовый год исходя из безусловного требования долгосрочной сбалансированности доходов и расходов его бюджета.

Денежные ресурсы обязательного пенсионного страхования в объемах, предусмотренных бюджетом ПФР, хранятся на счетах ПФР, открытых в учреждениях Банка России, а при отсутствии в отдельных регионах соответствующих учреждений на счетах, открытых в кредитных организациях.

Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного пенсионного страхования не взимается.

Финансовые ресурсы бюджета ПФР для целей обеспечения выплаты всех видов пенсий формируются за счет:

- страховых взносов на  финансирование страховой части трудовой пенсии средств федерального бюджета на финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению;

- сумм пеней, штрафов и  иных финансовых санкций;

- доходов от размещения (инвестирования) временно свободных  средств обязательного пенсионного  страхования;

- добровольных взносов  физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве  страхователей или застрахованных  лиц;

- иных источников, не запрещенных  законодательством Российской Федерации.

Средства бюджета ПФР имеют строго целевое назначение и направляются:

- на выплату трудовых  пенсий;

- на доставку пенсий;

- на финансовое обеспечение  текущей деятельности органов  ПФР.

Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством РФ.

 

2.3. Трудовые пенсии

 

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованными лицами заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц5.

К числу трудовых пенсий относятся:

- трудовая пенсия по  старости;

- трудовая пенсия по  инвалидности;

- трудовая пенсия по  случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости может состоять из страховой и накопительной частей. Право на такую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины - 55 лет. Назначение этой пенсии возможно при наличии страхового стажа не менее пяти лет. Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено. Гражданам, не имеющим по      каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях, которые определяются Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Порядок выплаты пенсий по государственному обеспечению регламентируется Законом о государственном пенсионном обеспечении. Согласно ст. 4 Федерального закона, право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют следующие граждане:

- федеральные государственные  гражданские служащие;

- военнослужащие;

- участники Великой Отечественной  войны;

- граждане, награжденные  знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

- граждане, пострадавшие  в результате радиационных или  техногенных катастроф;

- граждане из числа  космонавтов;

- граждане из числа  работников летно-испытательного  состава;

- нетрудоспособные граждане.

Ст. 5 закрепляются виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

- пенсия за выслугу  лет;

- пенсия по старости;

- пенсия по инвалидности;

- пенсия по случаю потери  кормильца;

- социальная пенсия.

Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Выплата и назначение трудовых пенсий осуществляется в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.

Право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Законом о социальной защите инвалидов. При полном отсутствии у инвалида страхового стажа, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.

Члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.

Усыновители имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети - наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.

Отчим и мачеха имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или мачехи, которые подтверждаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причины и времени наступления его смерти. При полном отсутствии у умершего застрахованного лица страхового стажа, а также в случае совершения лицом умышленного уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". В случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, и дохода от их инвестирования), выплачиваются этим лицам. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд РФ определить конкретных лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные средства. При отсутствии заявления средства, учтённые в специальной части индивидуального лицевого счёта, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях.

На первый взгляд, система выглядит достаточно разумной и рациональной. Однако на практике имеется ряд существенных проблем. В первую очередь стоит упомянуть громоздкость и неповоротливость системы. При назначении пенсии людям приходится подготовить достаточно широкий перечень документов, при этом отстоять не один час в бесконечных очередях - несмотря на все попытки исправить ситуацию, организация работы компетентных органов оставляет желать лучшего. Часто возникают проблемы с подтверждением страхового стажа. За десятилетия трудовой деятельности организации, в которых в своё время работал будущий пенсионер, могут прекратить своё существование, соответствующая документация может быть заполнена с ошибками или вовсе быть утрачена, а эти факты выявляются, только когда человек обращается за назначением пенсии. Более того, человек мог работать в организациях, расположенных в республиках бывшего Советского Союза, следовательно, может возникнуть потребность в переводе документов, заверении копий компетентными органами теперь уже иностранных государств, опять же организации могут давно прекратить своё существование, а документы быть утрачены или содержать ошибки. Эти ситуации кажутся роковым стечением обстоятельств, однако, как показывает реальная практика, не так уж и редки в реальной жизни.

Информация о работе Понятие государственного пенсионного обеспечения