Понятие государственного пенсионного обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы исследования автор видит в том, что пенсионная система России играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в его финансово-бюджетной сфере, оказывая значительное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевых аспектах, на стабильность и сбалансированность финансовой системы государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ…………..
1.1. Понятие пенсионной системы ……………………………....................
1.2. Виды пенсионных систем ……………………………………………...
ГЛАВА 2. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ ...……………
2.1. Основные принципы обязательного пенсионного страхования …….
2.2. Субъекты обязательного пенсионного страхования …………...…….
2.3. Трудовые пенсии …………………………………….…………………
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ…….…...
3.1. Понятие государственного пенсионного обеспечения..………...……
3.2. Виды пенсий в системе государственного
пенсионного обеспечения………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….

Вложенные файлы: 1 файл

Семенова.docx

— 67.76 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ…………..

1.1. Понятие пенсионной системы ……………………………....................

1.2. Виды пенсионных систем ……………………………………………...

ГЛАВА 2. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ ...……………

2.1. Основные принципы обязательного пенсионного страхования …….

2.2. Субъекты обязательного пенсионного страхования …………...…….

2.3. Трудовые пенсии …………………………………….…………………

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ…….…...

3.1. Понятие государственного пенсионного обеспечения..………...……

3.2. Виды пенсий в системе государственного

       пенсионного обеспечения………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..…………….……..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Для написания данной курсовой работы была выбрана тема из области социального обеспечения.

Актуальность данной темы исследования автор видит в том, что пенсионная система России играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в его финансово-бюджетной сфере, оказывая значительное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевых аспектах, на стабильность и сбалансированность финансовой системы государства.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека1. Такая норма в Основном законе закреплена впервые за всю историю конституционного строительства и отражает реконструкцию политической и экономической системы страны.

Социальное обеспечение - это система общественных отношений, складывающихся между гражданами, с одной стороны, и органами государства, местного самоуправления, организациями, с другой, по поводу предоставления гражданам за счет специальных фондов бюджетных средств медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность.2

Одним из компонентов идеи социального государства и едва ли не главная причина попыток воплощения этой идеи в жизнь является необходимость заботы о тех людях, кто не может позаботиться о себе самостоятельно. Если приюты, ночлежки, богадельни и т.п. существовали с давних времён, то система массового пенсионного обеспечения - достижение сравнительно недавнего прошлого.

Развитие пенсионной системы государства и ее реформирования исследованы в трудах ведущих отечественных и зарубежных авторов:                           Д. Г. Александрова, П. Арроу, М. Н. Бродского, В. И. Вьюницкого,                           М. Э. Дмитриева, Я. Йончика, М. Клоуз, Д.С. Коншина, С.В. Комарова,                       В. В. Куценко, М. Рашид, В. Роика, С. В. Ровбеля, А. К. Соловьева и др.

Рассмотрение реформирования системы пенсионного обеспечения РФ представляет актуальность в связи с необходимостью повышения эффективности функционирования пенсионной системы на данном этапе.

Смысл и задача пенсионного обеспечения довольно очевидны - компенсировать получение средств к существованию лицам, чья способность добывать эти средства самостоятельно значительно снижена или отсутствует. Очевидно также и то, что обеспечение существования и функционирования пенсионной системы - одна из основных задач современного государства.

Пенсионная реформа, начатая 1 января 2002 года, затронула практически все элементы сложившейся пенсионной системы Российской Федерации настолько глубоко, что деятельность отдельных ее звеньев не отлажена, тем более что многие важные методологические и методические вопросы до сих пор не решены.

В работе автором была поставлена цель - произвести анализ пенсионной системы Российской Федерации.

Достижение цели исследования предполагается путём решения следующих задач:

  • рассмотрения понятия и элементов пенсионной системы;
  • характеристики обязательного пенсионного страхования;
  • исследования пенсионного обеспечения.

 

Объектом исследования является пенсионная система Российской Федерации.

Предметом исследования является нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения.

Структура курсовой работы включает в себя введение, три главы, заключение и список используемых источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Понятие пенсионной системы

Пенсионная система - совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

Пенсионная система России в современном виде существует с 1 января 2002 года и включает в себя такие элементы как: обязательно пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение.

В настоящее время нет четкого понимания места пенсионной системы в рамках социальной защиты и социальной политики. Связано это с тем, что в научной среде нет единого подхода к содержанию понятий «социальная политика», «социальная защита», «социальное обеспечение». Множество определений, зачастую содержательно пересекающихся, свидетельствуют о том, что данная область знаний в нашей стране еще далека от окончательного становления и находится в процессе формирования.

В качестве основного критерия соотношения понятий, связанных с пенсионной системой, выбраны объекты, на которые распространяется рассматриваемые понятия. Социальная политика рассматривается как часть государственной политики вообще, как концептуальный подход и деятельность государства и других социальных институтов по регулированию социальной сферы общества и ее развития. Объектом социальной политики является социальная сфера и ее развитие. Социальная защита - одно из направлений социальной политики государства по обеспечению социально-экономических прав и гарантий человеку, независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста и других подобных обстоятельств. Таким образом, объектом, на который распространяется понятие «социальная защита», выступает все население страны. Социальное обеспечение и социальное страхование - равнозначные элементы социальной защиты. Различие этих понятий видится в объекте, на который они распространяются. Так, социальное страхование понимается как защита от рисков, которые могут наступить или уже случились; направлено социальное страхование, как на экономически активных членов общества, так и на вышедших из состава таковых. Социальное обеспечение - это некая поддержка, социальная помощь, оказываемая государством или иными социальными организациями людям, неохваченным системой социального страхования, т.е. объектом, на которое распространяется это понятие, выступает экономически неактивная часть населения.

Таким образом, пенсионная система, формируемая тремя институтами: пенсионным обеспечением, пенсионным страхованием и дополнительным (негосударственным) пенсионным страхованием, входит в систему социальной защиты. Каждый из институтов пенсионной системы является разновидностью элемента социальной защиты. Составляющие пенсионной системы различаются по объекту, на который направлена их деятельность. Объектом пенсионного обеспечения являются экономические неактивные граждане, вне зависимости от наличия у них трудового (страхового) стажа. Объектом государственного пенсионного страхования и частного, являются экономически активные члены общества и вышедшие из состава таковых, но при условии наличии у них трудового (страхового) стажа.

Функция пенсионной системы рассматривается нами как целенаправленная деятельность, имеющая своей целью реализовать ту или иную роль в обществе. Сущность любой системы заключается в ее функциях, а эффективность функционирования системы во многом зависит от правильности определения и условий реализации функций.

Содержание функций пенсионной системы:

Воспроизводственная3 - удовлетворение минимальных потребностей нетрудоспособного населения путем обеспечения минимальных стандартов жизни.

Социальная - предоставление нормального уровня жизни тем, кто вышел за приделы трудоспособного возраста или утратил трудоспособность; пенсионная система должна не только способствовать воспроизведению затраченной энергии, но и давать возможность человеку воспользоваться набором социальных благ - медицинские услуги, качественный отдых, культурный досуг и т. д.

Перераспределительная - возмещение гражданам дохода, который они имели до утраты способности к производительному труду, достигается это за счет функция перераспределения национального дохода государства.

Стимулирующая - обеспечивает связь результатов трудовой деятельности с будущей пенсией.

Политическая - согласование интересов между нетрудоспособными членами общества и той его частью, которая создает материальные блага.

Регулирующая - связана с прямым и косвенным регулированием выхода на рынок труда работников старших возрастных категорий.

Статусная - предполагает соответствие статуса, определяемого размером пенсии и должности, которую занимал работник до выхода на пенсию.

Каждая функция в отдельности имеет свое назначение, играет свою роль в пенсионной системе. Но реализуются все функции в комплексе, поскольку находятся они во взаимозависимости. И если какая - либо функция выполняется не в полном объеме, не в должной мере, это нарушает целостность обозначенного круга обязанностей и создает препятствия на пути достижения главной цели пенсионной системы. На реализацию пенсионной системой своих функций оказывают влияние факторы, являющиеся внешними по отношению к ней.

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды пенсионных систем

Ни одно исследование невозможно без определения базовых, ключевых понятий. В нашем случае главным будет понятие пенсионной системы. В целом можно констатировать, что консенсус в плане выработки единого и общепризнанного определения достигнут.

Так, пенсионная система России - это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

Современные пенсионные системы большинства развитых стран, как правило, базируются на трех ключевых звеньях. Во-первых, это система обязательного государственного пенсионного обеспечения; во-вторых, это государственное обязательное пенсионное страхование; и, в-третьих, личное пенсионное (добровольное или обязательное) обеспечение (страхование).

Все существующие в различных странах пенсионные системы можно разделить на две большие группы:

1. распределительные (солидарные), когда средства для выплаты  пенсий берутся из текущих  поступлений от работающих;

2. накопительные (персонализированные), когда гражданин в течение  своей трудовой жизни накапливает  средства в пенсионном фонде, который пускает их в экономический  оборот, чтобы как минимум защитить  от инфляции, а как максимум, существенно  прирастить их объем.

Представляется необходимым акцентировать внимание на проблемах развития российской пенсионной системы.

Пенсионная система России в последние два десятилетия находится в периоде перманентного реформирования. На это имеется целый ряд объективных и субъективных причин.

Глобальный процесс старения населения принципиально меняет демографическую структуру населения планеты и социально-экономический баланс между поколениями. Этот процесс ставит вопрос о формах социальной поддержки пожилого населения и предъявляет новые требования к пенсионным системам. Поиски эффективных пенсионных систем идут во всём мире. В России этот вопрос во всей остроте встал в середине 1990-х гг. Российская Федерация вступила в период экономических реформ с развитой пенсионной системой, которая формировалась на протяжении десятилетий и базировалась на принципе солидарности поколений, означающим перераспределение экономических ресурсов от работающего поколения в пользу населения пожилых возрастов, покинувших трудовую сферу и вышедших на пенсию. Наряду с серьёзными социальными достижениями, к которым, прежде всего, относится создание всеобщей системы пенсионного обеспечения, охватывающей подавляющую часть населения, система характеризовалась целым рядом недостатков. К числу наиболее существенных относятся следующие:

1. Низкий уровень пенсионных  выплат, которые не индексировались  в случае повышения стоимости  жизни или опережающего роста  заработной платы. Поэтому работники, вышедшие на пенсию 20-30 лет назад, получали меньше “новых” пенсионеров, имеющих такие же стаж и  квалификацию, да и работавших  в тех же производственных  условиях. По данным исследований  уровня жизни, проведённых в 1980-е  гг., до 80% бедных в СССР были  пенсионерами, причём старших возрастов.

Информация о работе Понятие государственного пенсионного обеспечения