Понятие государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.
В настоящих условиях государственный долг находится в центре экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга ложно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.
Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов - как физических, так и юридических лиц.
Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, так как развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных.
Однако госдолг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования государственного долга.
Актуальность данной проблемы на сегодняшний день выражается тем, что в современных условиях Россия и ее субъекты активно пользуются средствами привлеченных займов для решения текущих проблем. Это особенно актуально и в условиях текущего финансового кризиса.
Проблеме государственного долга посвящены работы экономистов классиков, среди которых можно выделить Д.Рикардо, Ж.Б.Сей, Дж.С.Милль, У. Петти, Я.Ф.Мелон, А.Хамильтон и др. Среди отечественных исследователей можно выделить работы таких авторов как Вавилов Ю.Я., Кузнецов А.М., Романовский М.В., Врублевская О.В. и другие.
Поэтому, целью нашей работы является изучение процесса формирования и регулирования государственного долга в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятиям «государственный долг»;
- определить виды госдолга и дать их характеристику
- проанализировать современную ситуацию на рынке внешних и внутренних заимствований;
-выявить пути решения проблем госдолга РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2

1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА, ЕГО ВИДЫ……………...3
1.1. Понятие государственного долга ……………......…………………….5

1.2. Внутренний государственный долг…………………...……………….8

1.3. Внешний государственный долг……………………………………….11

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА.......13
2.1. Государственный долг РФ на современном этапе………..…………... 13
2.2. Пути решения проблем государственного долга……………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...……………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .………………..………....19
ПРИЛОЖЕНИЕ А Динамика суммы государственного долга РФ....….......20
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Платежи по госдолгам …………………………………..21
ПРИЛОЖЕНИЕ В Прогноз выплат госдолга……………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 66.80 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Ростовский  филиал

 

 

Кафедра экономической теории

                                                                                                   

                                                                          

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория» 

на тему:

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ»                                                          

 

      

 

 

 

                                                        Выполнил: студент 1 курса                                                                

                                                         экономического факультета 

                                         Карабутова А.А.

 

                                                          Руководитель: к.э.н., доцент

                                        Рябошапка А.И.

 

 

 

Ростов-на-Дону

2010

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                                                                           Стр.

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2

 

1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА, ЕГО ВИДЫ……………...3

    1.1. Понятие государственного долга ……………......…………………….5

 

   1.2. Внутренний государственный долг…………………...……………….8

    

    1.3. Внешний государственный долг……………………………………….11

 

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА.......13

    2.1. Государственный долг РФ на современном этапе………..…………... 13

    2.2. Пути решения проблем государственного долга……………………16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...……………………………………………………………….18 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .………………..………....19

ПРИЛОЖЕНИЕ  А Динамика суммы государственного долга РФ....….......20

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б Платежи по госдолгам …………………………………..21

ПРИЛОЖЕНИЕ  В Прогноз выплат госдолга……………………………….22

 

 

                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним  и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный  долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов  по ранее полученным кредитам. Кроме  того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.

В настоящих условиях государственный  долг находится в центре экономических  проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической  категории и проблемам, с ней  связанным. В общей постановке в  проблеме государственного долга ложно  выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние  государственного долга на развитие экономики страны.

Очевидно, что государство может  и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах  и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к  государству со стороны кредиторов - как физических, так и юридических лиц.

Практически в эффективной, нормально  развивающейся, стабильной экономике  государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности  общества. Как правило, государственный  долг возрастает на этапах активного  экономического роста, так как развивающаяся  экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в  том числе государственных.

Однако госдолг растет и в  стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования государственного долга.

Актуальность данной проблемы на сегодняшний  день выражается тем, что в современных  условиях Россия и ее субъекты активно  пользуются средствами привлеченных займов для решения текущих проблем. Это особенно актуально и в условиях текущего финансового кризиса.

Проблеме государственного долга  посвящены работы экономистов классиков, среди которых можно выделить Д.Рикардо, Ж.Б.Сей, Дж.С.Милль, У. Петти, Я.Ф.Мелон, А.Хамильтон и др. Среди отечественных исследователей можно выделить работы таких авторов как Вавилов Ю.Я., Кузнецов А.М., Романовский М.В., Врублевская О.В. и другие.

Поэтому, целью нашей работы является изучение процесса формирования и регулирования  государственного долга в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать определение понятиям  «государственный долг»;

- определить виды госдолга и дать их характеристику

- проанализировать современную  ситуацию на рынке внешних и внутренних заимствований;

-выявить пути решения проблем  госдолга РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА, ЕГО ВИДЫ.

1.1.

 Государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации дано юридическое определение государственного долга, как долговых обязательств Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Основными причинами образования  государственного долга являются дефицит  бюджета и наличие свободных  денежных средств у физических и  юридических лиц.

Государственные долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в форме:

-кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

-государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

-договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

-договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

-соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше  одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет и до 30 лет). Срок погашения долговых обязательств не может превышать 30 лет. Также не допускается  изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения.

Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному  критерию государственный долг делится  на внешний и внутренний. Рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные – к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга резидентам. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

-объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

-объем основного долга по полученным кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

В объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации включаются:

-основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам;

-объем основного долга по кредитам;

-объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным от бюджетов других уровней;

-объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Государственный долг также делится  на капитальный и текущий.

Капитальный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты.

Текущий долг- это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.

По уровню управления государственный  долг делится на:

-государственный долг Российской Федерации;

-государственный долг субъекта Российской Федерации (представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта);

-муниципальный государственный долг (представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования).

Принципиальная классификация  государственного долга по типу кредитора  имеет следующий вид:

-внутренний долг (органам кредитно-денежного регулирования, коммерческим банкам, другим членам государственного сектора, прочим финансовым учреждениям);

-внешний долг (международным организациям, органам управления зарубежных государств, прочая внешняя задолженность, включая банковские ссуды и авансы, кредиты поставщиков).

Классификация долга по типу долгового  обязательства имеет важное аналитическое  значение, так как она выявляет типы долговых активов и характеризует  типы активов, которым располагают  кредиторы:

-внутренний долг (долгосрочные облигации, краткосрочные облигации и векселя, долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям, краткосрочные ссуды и векселя, не отнесенные к другим категориям);

-внешний долг (аналогично перечню статей внутреннего долга).

Управление государственным долгом является составной частью финансовой политики любой страны. Управление государственным долгом - это совокупность мероприятий государства по выплате  доходов кредиторам и погашению  займов, изменению условий уже  выпущенных займов, определению условий  выпуска новых государственных  ценных бумаг. Существуют различные  формы управления государственным  долгом:

-конверсия-изменение доходности займов. Примером может служить изменение доходности ГКО;

-консолидация-увеличение срока действия и изменения других условий выпуска займа (например, ОФЗ вначале выпускали на год с выплатой купона один раз в квартал, затем стали выпускать на два года с выплатой купона один раз в полгода);

-унификация-объединение нескольких займов в один;

-аннулирование государственного долга - государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам;

-реструктуризация задолженности.

Эти формы управления государственным  долгом относятся как к внешнему, так и к внутреннему. Однако управление внешним долгом имеет свою специфику: чрезмерный рост внешнего долга угрожает безопасности страны, означает фактически ее банкротство. Управление внешним долгом должно осуществляться на стадии привлечения внешних займов, их использования и погашения. Управление внешним долгом на стадии привлечения кредитов в России осуществляется путем установления предельных размеров внешнего долга и государственных гарантий в Законе о бюджете на соответствующий финансовый год.

Для лучшего понимания сущности и функций государственного долга  мы рассмотрим подробнее управление государственным долгом, а также  схему его размещения и гарантии, предоставляемые государством по его  погашению.

1.2.

Согласно определению, данному  в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ внутренний долг – это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  перед Российской Федерацией, возникающие  в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

Внутренний государственный долг РФ включает в себя задолженность  по ГКО (государственным краткосрочным  обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную  задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного  займа), а также просроченную задолженность  по централизованным кредитам сельскому  хозяйству и северным регионам.

В объем внутреннего государственного долга включаются:

1) номинальная сумма долга по  государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в валюте  Российской Федерации;

2) объем основного долга по  кредитам, которые получены Российской  Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

3) объем основного долга по  бюджетным кредитам, полученным  Российской Федерацией;

4) объем обязательств по государственным  гарантиям, выраженным в валюте  Российской Федерации;

5) объем иных (за исключением  указанных) долговых обязательств  Российской Федерации, оплата  которых в валюте Российской  Федерации предусмотрена федеральными  законами до введения в действие  настоящего Кодекса.

Информация о работе Понятие государственного долга