Понятие государственного пенсионного обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы исследования автор видит в том, что пенсионная система России играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в его финансово-бюджетной сфере, оказывая значительное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевых аспектах, на стабильность и сбалансированность финансовой системы государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ…………..
1.1. Понятие пенсионной системы ……………………………....................
1.2. Виды пенсионных систем ……………………………………………...
ГЛАВА 2. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ ...……………
2.1. Основные принципы обязательного пенсионного страхования …….
2.2. Субъекты обязательного пенсионного страхования …………...…….
2.3. Трудовые пенсии …………………………………….…………………
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ…….…...
3.1. Понятие государственного пенсионного обеспечения..………...……
3.2. Виды пенсий в системе государственного
пенсионного обеспечения………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….

Вложенные файлы: 1 файл

Семенова.docx

— 67.76 Кб (Скачать файл)

2. Низкая дифференциация  пенсий как продолжение и естественное  следствие уравнительной политики  в сфере доходов населения. Это  означало крайне низкую зависимость  размера пенсии от трудового  вклада работника во время  его трудовой жизни.

3. Относительно ранний  возраст выхода на пенсию (60 лет  для мужчин и 55 лет для женщин), что по мере старения населения  увеличивало нагрузку на пенсионную  систему.

4. Широко распространённая  практика досрочного выхода на  пенсию для различных категорий работников, что на практике увеличивало нагрузку на пенсионную систему.

С 2001 года и по настоящее время осуществляется новый виток реформ пенсионной системы. Необходимость реформирования пенсионной системы мотивировалась в первую очередь демографическими причинами. Так, по актуальным расчётам Пенсионного фонда РФ, к 2016 году на 1000 человек населения трудоспособного возраста количество лиц пенсионного возраста увеличится до 428 человек.

Сейчас пенсии в Российской Федерации могут выплачиваться за счет средств:

- федерального бюджета (пенсии по государственному пенсионному обеспечению);

- бюджета субъектов РФ (в соответствии с нормативными правовыми актами данного субъекта);

- местных бюджетов (на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления);

- организаций (в соответствии с локальным нормативным актом конкретного предприятия);

- из накоплений на счету будущего пенсионера в негосударственном пенсионном фонде.4

Несмотря на понимание большинства проблем пенсионной системы, два десятилетия постоянного реформирования в своём актуальном состоянии российская пенсионная система остаётся крайне несовершенной. Пожалуй, самая основная причина такого кроется в принципиальном исчерпании ресурсов и возможностей, предоставляемых старыми моделями пенсионных систем и методов пенсионного обеспечения. Таким образом, совсем скоро мы станем перед выбором: либо разработать принципиально новую модель, либо фактически быть неспособными осуществлять пенсионное обеспечение.

ГЛАВА 2. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

2.1. Основные принципы обязательного пенсионного страхования

Функционирование обязательного пенсионного страхования основывается на реализации страховых принципов, как общих для всей системы обязательного социального страхования, так и специфических.

Основными принципами обязательного социального страхования, являются: 

    • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов; 
    • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; 
    • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; 
    • государственное регулирование системы обязательного социального страхования; 
    • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования; 
    • обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования; 
    • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; 
    • обеспечение надзора и общественного контроля; 
    • автономность финансовой системы обязательного социального страхования. 

К важнейшим принципам пенсионного страхования, принятым международным сообществом, относятся следующие: 

    1. всеобщий и обязательный характер пенсионного страхования; доступность в реализации социальных гарантий; обеспечение права на пенсионное страхование; 
    2. сочетание обязательного и добровольного видов пенсионного страхования; 
    3. равноправие и многообразие форм; 
    4. обеспечение необходимого уровня пенсионного страхования;
    5. предоставление права самим работникам влиять на уровень пенсионного страхования; 
    6. реализация потребности в широком привлечении различных финансовых источников; 
    7. обеспечение государственных гарантий стабильности пенсионного страхования, поддержание уровня жизни пенсионеров (осовременивание пенсий путем сохранения покупательной способности начисленной пенсии в течение всего периода жизни); 
    8. обязательность финансового участия застрахованных лиц и работодателей; 
    9. привлечение в необходимых случаях государственных субсидий;
    10. обеспечение предоставления застрахованным лицам различных видов пенсий; 
    11. заинтересованность в привлечении всего экономически активного населения для участия в пенсионном страховании; 
    12. равенство всех застрахованных с точки зрения выполнения обязательств по финансированию пенсионных выплат и приобретаемых в результате прав и гарантий; 
    13. создание правовых и организационных возможностей пенсионного страхования всех трудящихся и членов их семей во всех непредвиденных обстоятельствах, угрожающих здоровью или потере доходов; 
    14. особый порядок содержания средств на выплату пенсий, автономность от государственного бюджета; 
    15. контроль за использованием средств на выплату пенсий через представителей страхователей и застрахованных. 

Как было отмечено выше важнейшим принципом пенсионного страхования является поддержание стабильного уровня пенсий, защита их от инфляционных процессов. Главный способ такой защиты - индексации пенсий. Применяется систематическая (автоматическая) индексация, индексация в принципе, разовая индексация. 

Систематическая (автоматическая) индексация увязывается либо с увеличением цен, либо с изменением среднего размера оплаты труда, либо с динамикой обоих факторов. 

Индексация в принципе означает, что государство признает необходимость индексации пенсии, но законодательно не устанавливает сроки и критерии ее осуществления. 

Разовая индексация является необходимой мерой в условиях значительного снижения покупательной способности пенсий. Источниками средств для индексации пенсий являются увеличение величины страховых взносов, введение специальных взносов, налоговые поступления, доходы от инвестирования свободных средств пенсионных фондов, специальные правительственные субсидии, возрастание объемов страховых взносов в результате увеличения величины заработной платы. Обычно используются различные комбинации этих методов.

 

 

 

2.2. Субъекты обязательного пенсионного страхования

Субъекты обязательного социального страхования - это участники отношений по обязательному социальному страхованию. Согласно Федеральному закону «Об основах обязательного социального страхования», к числу субъектов обязательного социального страхования относятся страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Основными субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица, что соответствует классической схеме страхования.

Основная функция страхователя - уплата страховых взносов и предоставление индивидуальных сведений, необходимых для назначения трудовой пенсии. Страховщик же осуществляет управление средствами бюджета обязательного пенсионного страхования и выплачивает страховое обеспечение (трудовые пенсии).

Кроме указанных субъектов, Закон об обязательном пенсионном страховании к их числу относит также федеральные органы государственной власти, круг полномочий которых связан в основном с регулированием правоотношений в сфере обязательного пенсионного страхования.

В случае смерти застрахованного лица нетрудоспособные члены его семьи, состоявшие на его иждивении, также имеют право на получение страхового обеспечения (трудовой пенсии по случаю потери кормильца), хотя они и не отнесены к числу субъектов обязательного пенсионного страхования. Если смерть наступила до назначения (перерасчета) застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии, то они также могут приобрести право на получение средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии) для обозначения граждан, имеющих право на получение пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, использует термин «правопреемники». Учитывая активное использование в законодательстве об обязательном пенсионном страховании гражданско-правовой терминологии, что представляется вполне обоснованным, целесообразно для лиц, получающих пенсию по случаю потери кормильца или пенсионные накопления, ввести в пенсионном законодательстве понятие «выгодоприобретатели».

В роли государственного страховщика выступает Пенсионный фонд РФ. Это - государственное учреждение, которое вместе с его территориальными подразделениями составляет единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Как государственный страховщик Пенсионный фонд РФ реализует следующие права:

- осуществляет управление  средствами бюджета ПФР;

- контролирует их расходование  в соответствии с действующим  законодательством Российской Федерации;

- проводит у страхователей  проверку полноты и правильности  представления сведений об их  наемных работниках в систему  индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц;

- представляет экономические  интересы застрахованных лиц  перед страхователями в части  полноты и сроков уплаты обязательных  пенсионных отчислений и правильности  учета трудового стажа застрахованных  лиц;

- получает у налоговых  органов необходимую информацию  о страхователях.

Для выполнения возложенных функций Пенсионный фонд РФ должен разрабатывать экономически обоснованные предложения по установлению размера тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и представлять их на утверждение в установленном порядке в законодательные органы.

Помимо перечисленных фискально-финансовых функций, обусловленных спецификой взаимоотношений между государственным страховщиком и страхователями, ПФР и его региональные органы на местах законодательно закрепили за собой новые права во взаимоотношениях с непосредственными получателями пенсий. Так, в частности, региональные органы ПФР обязаны:

- назначать (перерассчитывать) и своевременно выплачивать обязательное  страховое обеспечение (трудовые  пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также  пенсий по государственному пенсионному  обеспечению и иные виды пенсионных  выплат и социальных пособий (в  частности, пособие на погребение  умерших пенсионеров и т. п.);

- осуществлять контроль  за обоснованностью и правильностью  представления документов для  назначения (перерасчета) сумм обязательного  страхового обеспечения, в том  числе на льготных условиях  в связи с особыми условиями  труда;

- составлять проекты бюджетов  ПФР и обеспечивать их исполнение  в текущем плановом периоде;

- осуществлять регистрацию  всех категорий страхователей;

- оперативно формировать  и обслуживать государственный  банк данных по всем категориям  страхователей, в том числе физических  лиц, добровольно вступивших в  правоотношения по обязательному  пенсионному страхованию, в соответствии  с законодательством Российской  Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного  пенсионного страхования;

- обеспечивать оперативный  и полный учет страховых взносов  на накопительную часть трудовой  пенсии, размера назначенной пенсии  и выплат за счет средств пенсионных накоплений и т. д.

Важным нововведением пенсионной реформы является тот факт, что государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед всеми застрахованными лицами по выполнению долгосрочных государственных пенсионных обязательств по законодательно признанным страховым случаям.

Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы должны функционировать на основании Федерального закона "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №2122-1, в части, не противоречащей пенсионному и налоговому законодательству.

Следует подчеркнуть, что страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с государственным страховщиком страховщиками по обязательному пенсионному страхованию могут являться и негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Для выполнения указанных функций НПФ получили право участвовать в формировании средств обязательных пенсионных накоплений: в инвестировании указанных средств и передаче пенсионных накоплений из ПФР, а также в организации уплаты страховых взносов в НПФ.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию признаются:

лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- физические лица;

индивидуальные предприниматели (включая приравненных к ним частных детективов и занимающихся частной практикой нотариусов) и адвокаты;

физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Если страхователь одновременно относится к нескольким перечисленным выше категориям, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

Что касается застрахованных лиц, то они определены новым законодательством как граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются все граждане Российской Федерации, а также проживающие на ее территории иностранные граждане и лица без гражданства:

Информация о работе Понятие государственного пенсионного обеспечения