Государственное пенсионное обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 11:18, реферат

Краткое описание

Социальное обеспечение населения Российской Федерации является одной из наиболее актуальных проблем на данный момент в нашей стране. На первом месте среди проблем социальной сферы стоит проблема пенсий. К сожалению, система законодательных актов по пенсионному обеспечению не совершенна, пенсии выплачиваются не вовремя и не соответствуют реальному прожиточному уровню в нашей стране. Российское общество переживает нелегкий период политических, экономических и социальных преобразований. Это требует огромных усилий во всех сферах общественной жизни, в частности, в области правового обеспечения реформ, создания законодательства, отвечающего новым социально экономическим условиям и позволяющего обеспечить эффективную защиту прав граждан.

Содержание

Введение
Глава1. Государственное пенсионное обеспечение: теоретический аспект.
1.1. Понятие государственной пенсии и общие условия ее назначения.
1.2. Виды государственных пенсий.
1.3. Категории граждан, получающие государственные пенсии.
Глава 2. Законодательная база государственного пенсионного обеспечения.
Глава 3. Проблемы государственного пенсионного обеспечения: практический аспект.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Исчерпывающий перечень видов государственных пенсий.docx

— 78.24 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение

 

Глава1. Государственное пенсионное обеспечение: теоретический аспект.

  1.1. Понятие государственной пенсии и общие условия ее назначения.

  1.2. Виды государственных пенсий.

  1.3. Категории граждан, получающие государственные пенсии.

Глава 2. Законодательная  база государственного пенсионного  обеспечения.

Глава 3. Проблемы государственного пенсионного обеспечения: практический аспект.

 

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социальное обеспечение  населения Российской Федерации  является одной из наиболее  актуальных проблем на данный момент в нашей  стране. На первом месте среди проблем  социальной сферы стоит проблема пенсий. К сожалению, система законодательных  актов по пенсионному обеспечению  не совершенна, пенсии выплачиваются  не вовремя и не соответствуют  реальному прожиточному уровню в  нашей стране. Российское общество переживает нелегкий период политических, экономических и социальных преобразований. Это требует огромных усилий во всех сферах общественной жизни, в частности, в области правового обеспечения  реформ, создания законодательства, отвечающего  новым социально экономическим  условиям и позволяющего обеспечить эффективную защиту прав граждан.

 

 

 

Глава1. Государственное  пенсионное обеспечение: теоретический  аспект.

 

1.1. Понятие государственной пенсии и общие условия ее назначения.

Понятие «Государственная пенсия»  согласно ст.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» — это ежемесячная государственная  денежная выплата, право на получение  которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам  в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи  с прекращением госслужбы при  достижении установленной законом  выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях  компенсации вреда, нанесённого  здоровью граждан при прохождении  военной службы. 
В России пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, не подлежат налогообложению. С 2002 года в стране началась Пенсионная реформа, которая разделила пенсию на три части: базовую, страховую и накопительную.

Государственные пенсии вправе получать только физические лица —  граждане РФ, иностранные лица и  лица без гражданства (так называемые «апатриды»).

Чтобы иметь право на государственную  пенсию, гражданам РФ не всегда

обязательно постоянно проживать на территории России.

Для остальных лиц постоянное проживание на территории РФ является обязательным.

Право иностранных граждан  и лиц без гражданства на постоянное проживание на территории РФ подтверждается видом на жительство.

Второе требование для  иностранных граждан и апатридов  — это отсутствие

ограничения на получение  государственной пенсии, которое закреплено Законом о государственном пенсионном обеспечении либо международными договорами РФ.

Действующие международные  договоры РФ на сегодняшний день не содержат ограничений в части установления государственной пенсии гражданам, прибывшим из государств, с которыми заключены договоры о пенсионном обеспечении. Поэтому второе условие для иностранцев и апатридов может иметь значение только после заключения и ратификации международных соглашений в будущем.

При наличии у лица права  одновременно на несколько пенсий, как правило, лицу необходимо выбрать одну из них.

Имеется в виду, что одним  лицом может быть реализовано  право только на одну трудовую пенсию или государственную пенсию. Право выбора вида пенсии принадлежит лицу, обратившемуся за ней. Как правило, критерием для выбора является размер пенсии.

Пенсии по   государственному пенсионному обеспечению финансируются  за счет средств федерального бюджета.

 

 

1.2. Виды государственных пенсий.

Исчерпывающий перечень видов государственных пенсий, установленный

 

Законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном

 

обеспечении в Российской Федерации», включает в себя:

 

    -   государственную  пенсию за выслугу лет; 

 

    -   государственную  пенсию по старости; 

 

    -   государственную  пенсию по инвалидности; 

 

    -   государственную  пенсию по случаю потери кормильца; 

 

    -   социальную  пенсию. 

 

Всего, таким образом, законодательно установлено пять видов государственных пенсий.

      

 

 

1.3. Категории граждан, получающие государственные пенсии.

 

По старости :

 

Граждане, пострадавшие в  результате радиационных и техногенных  катастроф, включая аварию на ЧАЭС

 

По инвалидности :

 

• федеральные государственные  гражданские служащие

 

• военнослужащие

 

• участники Великой Отечественной  войны

 

• граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»

 

• граждане, пострадавшие в  результате радиационных и техногенных  катастроф, включая   аварию на ЧАЭС

 

• граждане из числа космонавтов

 

По случаю потери кормильца :

 

• члены семей военнослужащих (всех категорий)

 

• члены семей граждан, пострадавших в результате радиационных и техно­генных катастроф

 

• члены   семей граждан  из числа космонавтов

 

За выслугу  лет :

 

• федеральные государственные  гражданские служащие

 

• военнослужащие

 

• граждане из числа космонавтов

 

• граждане из числа работников летно-испытательного состава

 

Социальные  пенсии :

 

 • нетрудоспособные граждане

 

 

 

 

Глава 2. Законодательная база государственного пенсионного обеспечения.

За почти десятилетнюю историю со времени проведения пенсионной реформы 2002 г. к сегодняшнему дню образовалась достаточно объемная нормативно-правовая база в сфере государственного пенсионного регулирования, которую составляют следующие законы:

Конституция РФ;

Трудовой кодекс;

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в  РФ»;

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;

Закон от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших  военную службу, службу в органах  внутренних дел, государственной противопожарной  службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах  уголовно-исполнительной системы, и  их семей».

Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного  пенсионного страхования»;

Федеральный Закон от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного  социального страхования»;

Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 18-ФЗ «О внесении дополнений в  Федеральный закон «О негосударственных  пенсионных фондах»»;

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111 «Об инвестировании средств  для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 3 мая 2011 года № 94-ФЗ «О внесении изменения  в статью 7 Федерального закона «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 28 марта 2011 года № 43-ФЗ «О внесении изменения  в статью 25 Федерального закона «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 156-ФЗ «О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения»;

Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 146-ФЗ «О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий»;

Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

 

Глава 3. Проблемы государственного пенсионного обеспечения.

Социальная политика государства  реализуется  через систему социальной защиты, важным элементом которой является социальное страхование. Пенсионный фонд относится к числу фондов общественного страхования, накопление которых происходит при непосредственном участии застрахованных граждан. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - это крупнейший централизованный внебюджетный  фонд. Средства ПФР формируются за счет страховых платежей предприятий и учреждений всех форм собственности, зависящих от фонда оплаты труда и от законодательно утвержденной ставки страховых платежей. В настоящее время она равна 26%  для большинства организаций.

В последние годы выплата  государственных пенсий становится одной из главных  проблем в  России. Ставка взносов  у нас -  чуть ли не самая высокая  среди развитых стран, чего не скажешь о размере пенсий. Их уровень будет снижаться, а Пенсионный фонд будет испытывать дефицит, который в 2011 году составил 875 млрд. рублей. На покрытие выпадающих доходов в связи с сохранением льгот по уплате страховых взносов отдельными категориями страхователей из федерального бюджета поступило  69,5 млрд. рублей.  По словам заместителя министра здравоохранения и социального развития Юрия Воронина, дефицит Пенсионного фонда в 2012 году, будет находится на уровне 1,83% ВВП и составит 1,075 триллиона рублей, к 2014 году он может снизиться до 1,79% ВВП. Причиной роста дефицита в 2012 году по сравнению с 2011 годом является рост на 500 тысяч человек количества пенсионеров, в том числе за счет перехода на трудовую пенсию военных пенсионеров. Дефицит ПФР увеличивают расходы на досрочно назначаемые пенсии по старости в связи с работой на вредных и опасных производствах. По словам министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, финансирование досрочных пенсионеров отвлекает из бюджета ПФР четверть всех финансовых ресурсов фонда.

В нашей стране  действует механизм персонифицированных отчислений в этот фонд, размер которых зависит от индивидуальной  заработной платы работника. Сегодня минимальный размер пенсии  составляет 5157 рублей. Прожиточный минимум пенсионера составляет 4 633 руб. 20 коп.  Размер трудовых пенсий в России в 2012 году увеличится до 9 тыс. 200 рублей после двух индексаций страховой части пенсии: индексация трудовых пенсий с 1 февраля 2012 года на 7% и 1 апреля 2012 года на 2,4%; на 6% увеличится размер ЕДВ с 1 апреля 2012 года; произойдет индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному  обеспечению на 14,1% с 1 апреля 2012 года. При сегодняшних высоких ценах на коммунальные услуги прожить на пенсию, составляющую 5000 практически невозможно. Получается, пенсионеры в России должны прожить на 2000 рублей в месяц, на эти деньги они должны покупать продукты питания и хоть какую-то одежду. Они практически ничего не могут себе позволить, хотя многие из них до этого получали заработную плату выше среднего уровня. Получается замкнутый круг. Работать по состоянию здоровья они уже не могут, но на пенсию прожить тоже крайне сложно. Одни лекарства в аптеках могут обойтись, на целую пенсию. В развитых странах, люди, выходя на пенсию, начинают путешествовать, смотреть мир. К примеру,  в  Соединенных Штатах Америки средняя пенсия американца составляет 1100 - 1200 долларов или порядка 34 000 рублей на наши деньги. Минимальная пенсия по старости  составляет примерно 9 тысяч рублей. С ростом страхового стажа возрастает и пенсионное вознаграждение. Если брать накопительную часть пенсии, то речь о минимальной пенсии американского пенсионера надо вести начиная с 750 $ или 22 000 рублей. Такую пенсию в США получает средний класс: квалифицированные  рабочие, сотрудники социальной сферы и так далее. При этом их пенсия составляет примерно 30% от предыдущей заработной платы. С ростом зарплаты увеличиваются отчисления на будущую пенсию и соответственно пенсия возрастает. Очень достойно живут военные пенсионеры, госслужащие, сотрудники нефтяных компаний. Величина  пенсии  в Бразилии определяется как 70% от среднеарифметической зарплаты полученной человеком за весь период взносов в пенсионный фонд INSS + 1% за каждый год после обязательных 15 лет взносов (то есть, если стаж 35 лет, то будет 70%+(35-15)=90%). Прошедшая среднеарифметическая зарплата индексируется в соответствии с инфляцией и для ее определения берется только 80% самых больших зарплат, остальные в расчете средней величины не учитываются. Максимальную пенсию, возможно, получить при непрерывном стаже в 43 года. ( Где?  В России?) Пенсии для всех лимитированы.  Даже если ты получаешь заработную плату в 100 000 рублей, пенсия, которую ты получишь,  не будет намного больше 9 200 рублей. А если ты никогда не работал, то тебе будут выплачивать при выходе на пенсию 5157 рублей. Для решения этой проблемы возможно открытие индивидуальных инвестиционных счетов, где работник и работодатель формировали бы «добровольные накопления» на старость и образование. По корпоративным пенсионным программам для каждого сотрудника должны быть открыты персональные пенсионные счета (ППС), чтобы при смене места работы человек не терял будущую корпоративную пенсию (сейчас это распространенная практика), а был вправе «беспрепятственно и без потерь» перевести накопленные средства со своего ППС от одного работодателя к другому. При этом для пенсионных средств должна быть создана «единая система гарантий».

На сегодняшний день в  России на 128 работающих приходится 100 пенсионеров, и дисбаланс будет  только увеличиваться.  на каждого пенсионера будет приходится лишь по одному работающему. По прогнозам к 2030г.,  если не менять правила выхода на пенсию, соотношение работающих и пенсионеров упадет примерно до соотношения 1:1. В идеале оно должно составлять 4:1.

Решению пенсионных проблем  могут помочь следующие действия:

  • создание и развитие региональных накопительных пенсионных систем как эффективной технологии пенсионного обеспечения граждан, которые должны послужить, с одной стороны, улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшей перспективе, а с другой - способствовать социально-экономическому развитию регионов путем инвестирования  на эти цели сформированных в них ресурсов;
  • предоставление налоговых льгот и иных форм стимулирования для добровольных корпоративных пенсионных программ, а также упорядочение их правового регулирования;
  • модернизация страховой составляющей пенсионной системы с учетом потребностей различных возрастных групп пенсионеров и стимулирования добровольного более позднего выхода на пенсию.

Обсуждаемая сегодня проблема повышения пенсионного возраста выхода на пенсию-  реальная возможность решить проблемы дефицита ПФР. Но в нашей стране подобные меры невозможны по двум причинам: во -первых, они непопулярны среди населения с социально-политической точки зрения; во - вторых, в тех странах, где порог пенсионного возраста выше, чем в России, совсем другие стандарты медицинского обслуживания и уровень жизни, в целом, гораздо выше. В российских условиях реализовать эту меру можно только в совокупности с весьма существенным пакетом экономических реформ. Но в связи с тем, что реформы в стране продвигаются достаточно медленно, осуществить предложенные изменения в ближайшей перспективе вряд ли удастся. В настоящее время государство должно четко определить уровень гарантий и ответственности, которые оно может взять на себя в процессе пенсионного обеспечения граждан, создав условия для формирования их пенсионных накоплений как с участием работодателей, так и самих граждан.

 

Заключение.

Экономические преобразования, проводимые в России, не могут не вызывать неблагоприятных социальных последствий, тяжесть которых наиболее остро воспринимается гражданами, имеющими фиксированные доходы, прежде всего  пенсионерами. В нашей стране около 37 миллионов престарелых, инвалидов  и членов семей, потерявших кормильца, поэтому проблема совершенствования  пенсионной системы приобретает  социально-политическую значимость. 
В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются:  
- финансовая нестабильность; 
- слабая дифференциация пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада; 
- неоправданно большой удельный вес льготных пенсий: 
- отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни. 
С достаточной степенью достоверности можно прогнозировать, что негативные демографические тенденции в России, последствия экономического кризиса, структурная перестройка экономики в ближайшее десятилетие потребует чрезвычайных усилий государства по обеспечению функционирования различных систем пенсионного обеспечения. Уже сейчас взносы предприятий и организаций в социальные внебюджетные фонды предельно высоки и не могут быть существенно увеличены без негативных социальных и экономических последствий. В то же время доходы 15 - 20 % экономически активного населения значительно превышают средние доходы, и при выходе на государственную пенсию обеспеченность этой социальной группы значительно падает. 
В сложившихся условиях совершенно неизбежной становиться глубокая реформа пенсионной системы в Российской Федерации с включением в нее, в частности, такого общепризнанного в мировой практике института как негосударственное пенсионное обеспечение. Организационной основой для негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации должны выступать негосударственные пенсионные фонды, то есть организации с правом юридического лица на введение исключительно пенсионного вида деятельности. Эта идея уже нашла свое воплощение в "Программе пенсионной реформы в Российской Федерации", одобренной Правительством, в форме профессиональных пенсионных систем. Хочется верить, что эта, а так же другие новации, внесенные и вносимые в нормативную базу пенсионного обеспечения, помогут выбраться пенсионной системе из кризиса и существенно улучшить положение всех нуждающихся в поддержке государства. 
При рассмотрении данного вопроса я пришла к выводу, что законодательное обеспечение пенсий в РФ имеет довольно сложную и разветвленную систему, но к сожалению не всегда эффективную, и еще не один год потребуется чтобы сбалансировать данную систему привести ее в равновесие, заставить работать.

Информация о работе Государственное пенсионное обеспечение