Валюта как предмет таможенного регулирования (валютный и таможенный контроль)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 16:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы является исследование валюты как предмета таможенного регулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1) исследовать таможенное законодательство, регулирующее валютный контроль и таможенный контроль
2) раскрыть валютное регулирование в таможенных процедурах, в частности, ввоза и вывоза наличных денежных средств и дорожных чеков, особенности декларирования;
3) обозначить проблемы правового регулирования валютного контроля в современном законодательстве России;
4) рассмотреть основные направления валютной политики в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ 8
1.1 Правовая природа валютных правоотношений 8
1.2 Система валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации 15
1.3 Законодательная база валютного регулирования и валютного контроля в РФ 24
ГЛАВА 2 ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУРАХ 30
2.1 Таможенные органы как агенты валютного контроля 30
2.2 Ввоз и вывоз наличных денежных средств и дорожных чеков 32
2.3 Особенности декларирования 33
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ 36
3.1 Необходимость совершенствования нормы об административной ответственности по валютному законодательству 36
3.2 Основные направления валютной политики в Российской Федерации 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Валютный контроль_ДИПЛОМ_оформлен.doc

— 267.50 Кб (Скачать файл)

Субъектами, реализующими функции по валютному контролю, являются:

1) в Федеральной таможенной службе  России - управление валютного контроля;

2) в региональном таможенном  управлении - отдел валютного контроля;

3) на таможне - отдел (отделение) валютного  контроля или отдел валютного  контроля и таможенной стоимости, а также отделы таможенного оформления и таможенного контроля;

4) на таможенном посту - должностные  лица, ответственные за осуществление  соответствующих процедур.

При этом вышестоящий таможенный орган полномочен принимать решения по вопросам осуществления валютного контроля, относящимся к компетенции нижестоящего таможенного органа.

Управление валютного контроля Федеральной таможенной службы России (далее ФТС) осуществляет общее методическое руководство и координацию деятельности таможенных органов по осуществлению валютного контроля за выполнением таможенными органами функций агентов валютного контроля, организацию информационного обмена (в том числе межведомственного).

Отдел валютного контроля регионального таможенного управления организует и координирует деятельность, в том числе осуществляя и методического руководство подразделениями валютного контроля нижестоящих таможенных органов, по вопросам валютного контроля, контроля за совершением внешнеторговых бартерных сделок и исполнения обязательств по ним, контроля за перемещением валюты и валютных ценностей в соответствии с нормативными правовыми документам ФТС России7.

Отдел валютного контроля таможни осуществляет мероприятия по обеспечению выполнения таможней и участниками внешнеэкономической деятельности требований законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок, законодательства РФ об административных правонарушениях, указов и распоряжений Президента РФ, решений Правительства РФ, приказов и распоряжений Федеральной таможенной службы России, РТУ, таможни по вопросам валютного контроля.

 

 

2.2 Ввоз и вывоз наличных денежных средств и дорожных чеков

Порядок ввоза и вывоза наличных денежных средств и (или) дорожных чеков определен Договором о порядке перемещения физическими лицами денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза.

1. При единовременном ввозе физическим  лицом наличных денежных средств  и (или) дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, ввозимые наличные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию.

2. При единовременном ввозе физическим  лицом наличных денежных средств  и (или) дорожных чеков в общей сумме превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, ввозимые наличные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию.

Единовременный ввоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, может быть задекларирован в письменной форме по желанию физического лица.

Ввоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путём подачи пассажирской таможенной декларации.

Вывоз наличных денежных средств и дорожных чеков:

1. При единовременном вывозе  физическим лицом наличных денежных  средств и (или) дорожных чеков  в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, вывозимые наличные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;

2. При единовременном вывозе  физическим лицом наличных денежных  средств и (или) дорожных чеков  в общей сумме, превышающей в  эквиваленте 10 тысяч долларов США, вывозимые наличные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путём подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Вывоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путём подачи пассажирской таможенной декларации.

2.3  Особенности декларирования

Порядок заполнения пассажирской таможенной декларации утвержден Решением комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 287.

Бланк пассажирской таможенной декларации состоит из основного формуляра и дополнительного формуляра «Декларация наличных денежных средств и (или) денежных инструментов». Дополнительный формуляр заполняется физическими лицами, достигшими 16-летнего возраста, при перемещении:

  • наличных денежных средств (банкноты и монеты, за исключением монет из драгоценных металлов) и дорожных чеков, в суммe превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США;
  • иных денежных инструментов в документарной формe (вексель, чеки(банковские), ценные бумаги на предъявителя, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплатe денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплатa). При заполнении формуляра указываются сведения о всех перемещаемых наличных денежных средств, дорожных чеков и денежных инструментах.

Также необходимо учитывать следующие особенности:

1. При заполнении формулярa указываются сведения о всех перемещаемых наличных денежных средствах, дорожных чеках и денежных инструментах.

2. Декларация наличных денег  заполняется в двух экземплярах  и подписывается декларантом. Дополнительно  декларантом проставляется дата заполнения формуляра.

3. Один экземпляр декларации  наличных денег совместно с  основным формуляром остается  в таможенном органе. Второй экземпляр  декларации наличных денег с  соответствующей отметкой таможенного  органа остается у декларанта.

4. В пункте 1 декларант указывает  сведения о себе. Адрес места пребывания (регистрации) на территории таможенного союза и реквизиты документа, подтверждающего право пребывания на территории таможенного союза (при наличии), заполняются лицами, не являющимися лицами государств-членов таможенного союза.

5. В пункте 2.1. указывается сумма  для каждого вида перемещаемой  валюты, в том числе государств-членов  таможенного союза, в единицах  валюты.

6. В пункте 2.2 декларант указывает  номинальную стоимость либо соответствующую  сумму в валюте государства - члена таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент. В случае отсутствия номинальной стоимости и невозможности определить сумму в валюте государства - члена таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент, указывается количество вывозимых денежных инструментов.

7. В пункте 3 декларант проставляет  отметку «иное лицо» в случае  перемещения наличных денежных  средств (денег), не являющихся собственностью физического лица. В случае указания «иного лица» в пункте 3.1 декларант указывает наименование и адрес местонахождения (юридический адрес) предприятия, компании или организации, которой принадлежат перемещаемые денежные средства и (или) денежные инструменты.

8. В пунктах 4 или 5 в случае, если  декларантом указано «прочее», необходимо  указать источник доходов или  предполагаемое использование декларируемых  наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

9. В пункте 6 декларант в графе  «Страна убытия» указывает начальный пункт маршрута (страну, из которой вывозятся либо были вывезены декларируемые наличные денежные средства и (или) денежные инструменты), а в графе «Страна прибытия» - страна, являющаяся конечным пунктом следования декларанта. Соответственно, датой убытия является дата выезда из страны убытия, а датой прибытия - дата прибытия в конечный пункт маршрута.

10. В пункте 6.1. декларант указывает  вид транспорта, которым он прибыл  на территорию таможенного союза  либо убывает с территории  таможенного союза.

Кроме того, в целях обеспечения противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в пассажирской таможенной декларации должны быть дополнительно указаны сведения об источнике наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, их владельцах (в случаях перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, не являющихся собственностью декларанта), а также о предполагаемом использовании.

 

 

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ

3.1 Необходимость совершенствования нормы об административной ответственности по валютному законодательству

Важность борьбы с нарушениями валютного законодательства обусловлена многими факторами. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», а также принятые в соответствии с ним нормативные акты органов валютного регулирования - Правительства РФ и Банка России - нацелены на увеличение финансовых резервов государства, стабилизацию внутреннего финансового рынка, создание положительных изменений в платежном балансе страны, развитие экономического потенциала государства. Противоправная деятельность в валютной сфере способна усугубить дефицит бюджета, повлечь ослабление национальной валюты, нанести вред отечественному производству и экономической безопасности в целом. Не случайно российское законодательство, несмотря на тенденцию к либерализации, сохраняет ряд валютных ограничений, что представляется особенно актуальным в условиях существующего кризиса.

Правовая база большинства зарубежных держав также сохраняет те или иные элементы валютного регулирования и контроля. Развитые страны и сегодня при помощи валютного законодательства принимают меры к предотвращению бегства капитала за рубеж, легализации "грязных денег" и уклонения от уплаты налогов. Во многих европейских государствах сохраняется требование о репатриации валютной выручки и официально установлена обязанность банков передавать уполномоченным органам информацию о сомнительных сделках. В странах с развивающейся экономикой валютные ограничения существуют повсеместно.

Вопросы валютного регулирования и валютного контроля, а также противодействия валютным нарушениям нередко являются предметом научных исследований и лежат в сфере интересов как юристов, так и экономистов.

С учетом чрезвычайной динамичности валютного законодательства возникают все новые темы для исследований. В частности, недостаточно изучены вопросы совершенствования ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования). Интенсивный характер развития правовых норм, регулирующих валютные правоотношения, предопределяет необходимость изменения и дополнения норм об ответственности за противоправную деятельность.

Общеизвестно, что законодательство, его исполнение и ответственность за допущенные нарушения закона являются основными элементами содержания понятия «законность». В связи с этим представляются важными специальные исследования, посвященные анализу валютного и связанного с ним административного законодательства. Можно сказать, что изучение проблем применения ответственности за ненадлежащее исполнение нормативных актов, регламентирующих валютную сферу, а также выбор путей их решения сыграют определенную роль в деле укрепления законности.

С момента введения в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях прошло уже несколько лет. За этот период параллельно увеличению объемов валютных операций возросло и количество нарушений, совершаемых в этой сфере резидентами и нерезидентами. Контролирующими органами, в свою очередь, наработана обширная практика привлечения к ответственности за валютные правонарушения, а судами рассмотрено немалое количество споров, возникающих по этому поводу. Исследования, проведенные в данной области, позволили выделить ряд пробелов нормативного характера, указывающих на необходимость совершенствования названной административной нормы. Предлагаемые изменения будут способствовать реализации не только принципа неотвратимости наказания, но и принципа справедливости.

Можно сказать, что нуждается в дополнении ч. 4 ст. 15.25 Кодекса об административно правовых нарушениях РФ, устанавливающая ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной или валюты Российской Федерации, причитающейся за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст. 19) устанавливает обязанность репатриации иностранной валюты или валюты Российской Федерации при осуществлении резидентами внешнеторговой деятельности. Резидентами ст. 1 Закона наряду с прочими называет физических лиц - граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории России. В эту категорию входят лица как обладающие статусом индивидуального предпринимателя, так и без такового.

Однако ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ предусматривает ответственность зa невозвращение в Россию валютных средств только физическими лицами - предпринимателями, в санкции данной нормы они подпадают под определение должностных лиц. В то время как деятельность иных российских граждан, не относящихся к частным предпринимателям, указанной нормой не охватывается, несмотря на то, что такие лица нередко выезжают за рубеж для выполнения там работ или оказания услуг. По оценкам экспертов в области миграции, в настоящее время за пределами страны трудятся около 1,5 млн. россиян. Причем далеко не все они имеют статус нерезидентов - лиц, постоянно проживающих в иностранном государстве. Как правило, большинство таких граждан имеют лишь временный вид на жительство, т.е. с точки зрения валютного законодательства остаются российскими резидентами.

Информация о работе Валюта как предмет таможенного регулирования (валютный и таможенный контроль)