Валюта как предмет таможенного регулирования (валютный и таможенный контроль)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 16:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы является исследование валюты как предмета таможенного регулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1) исследовать таможенное законодательство, регулирующее валютный контроль и таможенный контроль
2) раскрыть валютное регулирование в таможенных процедурах, в частности, ввоза и вывоза наличных денежных средств и дорожных чеков, особенности декларирования;
3) обозначить проблемы правового регулирования валютного контроля в современном законодательстве России;
4) рассмотреть основные направления валютной политики в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ 8
1.1 Правовая природа валютных правоотношений 8
1.2 Система валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации 15
1.3 Законодательная база валютного регулирования и валютного контроля в РФ 24
ГЛАВА 2 ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУРАХ 30
2.1 Таможенные органы как агенты валютного контроля 30
2.2 Ввоз и вывоз наличных денежных средств и дорожных чеков 32
2.3 Особенности декларирования 33
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ 36
3.1 Необходимость совершенствования нормы об административной ответственности по валютному законодательству 36
3.2 Основные направления валютной политики в Российской Федерации 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Валютный контроль_ДИПЛОМ_оформлен.doc

— 267.50 Кб (Скачать файл)

На таможенные органы как агентов валютного контроля возложен контроль за соблюдением валютных ограничений в сфере внешнеэкономической деятельности, связанной с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

В соответствии с приказом ФТС России от 08.05.2008 № 557 осуществляется реализация аналитической программы ФТС России «Разработка и внедрение прогрессивных методов осуществления таможенными органами валютного контроля, основанных на использовании современных информационных технологий».

Совместно с Банком России с июля 2008 года ведется работа по внесению изменений в Соглашение об информационном обмене от 26.11.2006 в части расширения составa представляемой Банком России в ФТС России информации за счет включения в нее сведений о расчетах по контрактам на экспорт и импорт работ и услуг, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (в настоящее время в ФТС России поступают сведения только по договорам купли – продажи) и значительного сокращения сроков передачи информации – до технологически необходимого срокa формирования банковской отчетности (1 – 1,5 месяца), а также расширения состава представляемой ФТС России Банку России информации за счет включения в нее сведений о расхождениях данных об оформленных паспортах сделок и ГТД.

ФТС России совместно с Банком России в результате применения автоматизированной технологии валютного контроля (основанной на применении паспортов сделок), осуществляемого таможенными органами, выявлены схемы проведения незаконных валютных операций по переводу денежных средств за рубеж (на основании представляемых в банки поддельных таможенных деклараций). По данным фактам в 2011 году возбуждено 32 уголовных дела.

В 2011 году при осуществлении валютного контроля таможенными органами достигнуты следующие результаты:

Объем экспортных операций с расчетами денежными и иными платежными средствами, охваченных технологиями валютного контроля, за 2011 год составил 462,2 млрд. долларов США и по сравнению с 2010 годом увеличился на 30%.

Объем импортных операций с расчетами денежными и иными платежными средствами, охваченных технологиями валютного контроля, за 2011 год составил 240,5 млрд. долларов США, что на 27% превышает объем импортных операций за 2010 год.

За 2011 год таможенными органами проведено более 23 тыс. проверок соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) валютного законодательства Российской Федерации, в ходе которых выявлено более 37 тысяч нарушений на сумму 105,6 млрд. рублей. По сравнению с прошлым годом количество проверок сократилось на 30%, административная нагрузка на участников ВЭД снизилась, однако количество выявленных нарушений выросло на 34%, а их сумма – в 2,8 разa, что говорит о значительном росте эффективности проверочной работы подразделений валютного контроля.

По нарушениям валютного законодательства, выявленным в 2011 году, таможенными органами возбуждено 9,3 тыс. дел об АП, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, что на 28% превышает показатель 2010 года. Рассмотрение дел данной категории осуществляет орган валютного контроля – Росфиннадзор.

За 2011 год по делам о нарушениях валютного законодательства, возбужденным таможенными органами, Росфиннадзором наложены штрафы на сумму 4 млрд. рублей, что на 28% больше, чем за 2010 год.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 80 между ФТС России и Росфиннадзом централизованно осуществляется обмен информацией и документами о нарушениях валютного законодательства. За 2011 год ФТС России передала в Росфиннадзор 37,5 тыс. сообщений о выявленных таможенными органами нарушениях валютного законодательства на сумму 105,6 млрд. рублей, а также направила 13,3 тыс. документов, подтверждающих данные нарушения10.

Либерализация валютного регулирования, не сняла с повестки дня проблему валютного контроля при осуществлении операций по обслуживанию внешнеторгового оборота страны, направленного на проверку соответствия суммы валюты, полученной за экспортируемые товары, и обоснованности и эквивалентности суммы валютных средств, переведенных в оплату импортируемых товаров.

Механизмы валютного контроля в России применительно к экспортным и импортным операциям приобрели форму таможенно-банковского контроля. Былa поставленa задачa поставить под единый контроль внешнеторговый оборот со стороны двух основных участвующих в его проведении инстанций: банков и таможенных органов.

Принцип валютного контроля, по мнению автора, основан на сопоставлении и анализе информации, передаваемой таможенными органами о стоимости экспортируемого или импортируемого товара и дате его перемещения через российскую таможенную границу и информации уполномоченных банков о размере и дате поступления валютных средств за экспортный товар или дате и сумме перевода средств за импортируемый. Для этого было введено и использовалось ряд специальных документов валютного контроля, таких как паспорт сделки, учетная карточка таможенно-банковского контроля, ведомость банковского контроля.

Одной из ключевых целей валютного банковско-таможенного контроля является сокращения вывозa частного капиталa из России. Речь не идет о легальном вывозе, который хотя и не всегда желателен для развития национальной экономики, но является вполне нормальным явлением с точки зрения международных финансов. Имеется ввиду борьба с вывозом капитала, которая затрагивает нелегальную и полулегальную («серую») составляющие этого процессa.

Нелегальный вывоз частного капитала в виде невозвращенной валютной выручки и выплат за рубеж по фиктивным контрактам по своим размерам значительно превышает легальный вывоз. Что же касается «серого» вывоза капитала по текущим статьям платежного балансa, то он сопоставим с объемом нелегального бизнесa. По ориентировочным оценкам размер нелегального вывоза из России достаточно постоянен и в среднем равен $10-15 млрд. в год, что составляет примерно 3% от Внутреннего валового продукта (далее – ВП). Суммы денег вывезенных за время реформ из России составляют по разным оценкам от $220 до $450 млрд.

Для изучения эффективности мер валютного контроля по борьбе с утечкой капитала, диссертант проанализировал каналы утечки капитала по нелегальным и так называемым «серым» схемам.

Величину утечки капитала, по мнению автора можно оценить по формуле:

Утечка капитала = «Своевременно не полученная экспортная выручка…» + 0,5 * «Чистые ошибки и пропуски»11.

Тенденция роста утечки капитала из России после событий 1998 года, продолжающаяся и в настоящее время. Помимо чистого вывоза капитала из России, в который входят, как легальный, «белый», так и явно нелегальный, «черный» вывозы, есть третья разновидность вывозa: «серый» экспорт капитала.

Численная оценка «серого» вывоза капиталa представляет наибольшие проблемы, так как данные суммы проходят не по финансовым, а по текущим статьям платежного балансa, и выделить их оттуда не просто. По мнению автора, величина полулегального вывоза примерно равна размеру нелегального вывозa.

По мнению Жиренко В.В., резкий скачок величины утечки капитала до 60 млрд. долларов в год приходится на последние 2004-2011 годы, ознаменованные новым этапом в либерализации валютной политики, упрощением процедур валютного регулирования и контроля.

На основании проведенного анализа нарушений в процессе деятельности таможенных органов по контролю за соблюдением валютного законодательства, регулирующего вывоз капитала, можно сделать вывод о явных недоработках таможенных органов в области валютного контроля, необходимости более жесткого надзора за повседневной деятельностью тех подразделений таможенной службы, на которых возложен валютный контроль, а также постоянного совершенствования своей работы, внедрения современных средств и методов для пресечения преступлений, связанных с вывозом капиталa.

Для решения этих проблем можно предложить внести следующие предложения по совершенствованию мер валютного контроля за вывозом капитала.

1. При регистрации субъектов  ВЭД внести ограничения для  лиц, привлекавшихся к ответственности  за нарушения валютного законодательствa.

2. Ввести практику обязательной  правовой экспертизы внешнеторговых  документов при осуществлении  процедур таможенно-банковского валютного контроля.

3. Ужесточить требования к деятельности  уполномоченных банков, как субъектов  валютного контроля, установив для  них ответственность за несохранность  баз данных при возникновении  случаев банкротства банкa.

4. Подвергнуть пересмотру на ведомственном уровне признаки «подозрительности» банковских валютных операций.

5. Внести изменения в ст. 193 Уголовный кодекс России (далее – УК РФ), в которой предусмотреть установление ответственности за преступление, не только в отношении руководителя организации, но и для группы лиц по предварительному сговору, либо организованной группой.

Однако речь не идет об очередном ужесточении валютного контроля за вывозом капитала, а только о его постепенном совершенствовании без ущербa для внешней торговли и экономики России.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С введением Федерального закона РФ № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» начался новый этап развития экономики. На сегодняшний день в Российской Федерации основном завершено строительство системы органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля. Существует нормативно-правовая база, определяющая правила валютного регулирования, функционируют органы контроля, к нарушителям применяются санкции.

Валютный контроль представляет собой деятельность государства, направленную на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основные направления валютного контроля следующие:

    • определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
    • проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
    • проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
    • проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный контроль в РФ осуществляют специальные органы и агенты валютного контроля. К основным полномочиям органов и агентов валютного контроля относятся: издание нормативно-правовых актов, обязательных к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ; контроль за соответствием проводимых на территории России валютных операций законодательству, условиям лицензий и разрешений; определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям.

Повышение эффективности методов валютного контроля не зависит напрямую от количества проведенных проверок или количества взысканных административных штрафов. Напротив, излишнее административное давление на хозяйствующих субъектов экономики России негативно влияет на стабильность финансово-кредитной системы, состояние финансового рынка, а также инвестиционный климат в стране. В связи с необходимостью сбалансированного подхода к вышеуказанной проблеме Федеральной службой непрерывно осуществляется методологическое сопровождение контрольно-надзорной работы территориальных управлений.

В целях укрепления законности и правопорядка в валютной сфере существует необходимость совершенствования действующего административного законодательства. А именно:

  • внесения дополнения в санкцию ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, т.е. ввести ответственность физических лиц за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные им информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительные права на них;
  • приведения в соответствие с действующим валютным законодательством ч. 1, 6 ст. 15.25 КоАП РФ, исключения ч. 3 ст. 15.25 КоАП РФ как не имеющей правовой основы в отраслевых нормативных правовых актах;
  • изменения санкции ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ путем снижения нижнего предела административного штрафа, что позволит применять ответственность за незначительные нарушения актов органов валютного регулирования согласно тяжести совершенного деяния.

 

СПИСОК АББРЕВИАТУР

ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сообщество

РФ – Российская Федерация

США – Соединенные штаты Америки

ГТД – грузовая таможенная декларация

ОКПО – Общероссийский классификатор предприятий и организаций

ВЭД – Внешнеэкономическая деятельность

ВВП – валовой внутренний продукт

УК – учетная карточка валютного контроля

ГНИВЦ –  Главный научно-информационный вычислительный центр

ЦБ РФ – Центральный банк Российской Федерации

ФТС – Федеральная таможенная служба России

Росфиннадзор – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

КоАП РФ – Кодекс об административных правонарушениях

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации

УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации

млрд. – миллиард

долл. – доллар

тыс. – тысяча

 

 

СПИСОК ИСПОЛЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17 (ред. от 16.04.2010)
  2. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 23.07.2013)
  3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02 декабря 1990 г. №395-1(ред. от 30.09.2013)
  4. Федеральный закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 23.07.2013)
  5. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 30.11.2013)
  6. Приказ ФТС России от 08.05.2008 № 557 осуществляется реализация аналитической программы ФТС России «Разработка и внедрение прогрессивных методов осуществления таможенными органами валютного контроля, основанных на использовании современных информационных технологий»
  7. Указание ЦБ РФ «Об упорядочении отдельных актов Банка России» от 15 июня 2004 г. (ред. от 04.05.2005) № 1451-У
  8. Указание Банка России «О порядке составления кредитными организациями годового отчета» от 08.10.2008 № 2089-У (ред. от 13.11.2010) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.11.2008 № 12753) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2011)
  9. Указание Банка России «Об опубликовании и представлении информации о деятельности кредитных организаций» от 20.01.2009 № 2172-У (ред. от 03.12.2012) (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2009 № 13395)
  10. Инструкция Банка России «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» от 04.06.2012 № 138-И (ред. от 14.06.2013) (Зарегистрировано в Минюсте России 03.08.2012 № 25103) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2013)
  11. Инструкция Банка России «О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц» от 16.09.2010 № 136-И (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.10.2010 № 18595)
  12. Инструкция Банка России «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации» от 25.08.2003 № 105-И (ред. от 28.09.2012) (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2003 № 5118)
  13. Указание Банка России «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» от 12.11.2009 №2332-У (ред. от 03.06.2013) (Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2009 № 15615) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013)
  14. Соглашение от 25.01.2008г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в ТС»

Информация о работе Валюта как предмет таможенного регулирования (валютный и таможенный контроль)