Валюта как предмет таможенного регулирования (валютный и таможенный контроль)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 16:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы является исследование валюты как предмета таможенного регулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1) исследовать таможенное законодательство, регулирующее валютный контроль и таможенный контроль
2) раскрыть валютное регулирование в таможенных процедурах, в частности, ввоза и вывоза наличных денежных средств и дорожных чеков, особенности декларирования;
3) обозначить проблемы правового регулирования валютного контроля в современном законодательстве России;
4) рассмотреть основные направления валютной политики в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ 8
1.1 Правовая природа валютных правоотношений 8
1.2 Система валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации 15
1.3 Законодательная база валютного регулирования и валютного контроля в РФ 24
ГЛАВА 2 ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУРАХ 30
2.1 Таможенные органы как агенты валютного контроля 30
2.2 Ввоз и вывоз наличных денежных средств и дорожных чеков 32
2.3 Особенности декларирования 33
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ 36
3.1 Необходимость совершенствования нормы об административной ответственности по валютному законодательству 36
3.2 Основные направления валютной политики в Российской Федерации 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Валютный контроль_ДИПЛОМ_оформлен.doc

— 267.50 Кб (Скачать файл)
  • перемещение через таможенную границу рублей, ценных бумаг и также валютных ценностей в рублях;
  • валютные операции, связанные с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств: с вывозом и ввозом товаров, реимпортом и реэкспортом товаров, транзитную торговлю.

Основным методом контроля выступают проверки, осуществляемые:

  • силу факта перемещения через границу валютных ценностей и товаров;
  • документальные проверки в ходе таможенного оформления с использованием, при необходимости, приемов фактического контроля (досмотра и т.п.);
  • по инициативе таможенных органов - «целевые проверки» лиц- участников внешнеэкономической деятельности с использованием широкого круга источников информации (документальных и фактических) о хозяйственной деятельности лица.

Методы валютного контроля. Методы валютного контроля представляют собой «совокупность» конкретных приемов и способов осуществления контрольных действий. Применительно к государственному контролю выделяют методы: наблюдения, обследования, анализа, проверки, ревизии.

Под наблюдением понимают ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных приемов получения и оценки информации.

Обследование затрагивает отдельные стороны финансовой деятельности с привлечением широкого круга источников информации как документального, так и не столь формального характера- опросов, анкетирования и т.п.

Анализ характеризуется обработкой документальной информации с использованием специальных аналитических математических приемов. Этот метод может применяться как дополнительный.

Проверка касается, как правило, специальных вопросов деятельности объекта (например, осуществление валютных операций или отдельных видов таких операций), исследуемых на основе документов на предмет выявления нарушений законодательства.

Ревизия – наиболее эффективный, но и наиболее «болезненный» для проверяемого лица метод контроля. В ходе ревизии могут изучаться любые стороны финансово-хозяйственной деятельности на основе проверки как документальных, так и фактических данных.

Указанные методы представляют собой совокупность конкретных действий субъектов контроля. Такие действия могут быть разделены на две большие группы в зависимости от источников используемых данных:

  • документальный контроль - такие способы, как формальная и арифметическая проверка финансовых документов; юридическая оценка отраженных в документах финансово-хозяйственных операций; логическая проверка возможности документально оформленных финансово-хозяйственных операций и ряд других;
  • фактический контроль - все те контрольные действия, которые направлены на изучение фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра в натуре: инвентаризация, экспертная.

При организации контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров работа таможенных органов осуществляется в несколько его этапов: предварительный, информационно-аналитический, окончательный документальный.

Предварительный контроль включает определение правильного оформления паспорта сделки, грузовой таможенной декларации (ГТД) и достоверности содержащейся в них информации, а также контроль соответствия условий внешнеторговой деятельности действующему законодательству. Информационно-аналитический контроль обеспечивает формирование учетной карточки валютного контроля (далее - УК) и направление ее в уполномоченные банки для проведения работы по идентификации поступившей валютной выручки, получение и обработку учетных карточек, заполненных банком, сопоставление и анализ информации о фактически поступивших денежных средствах, а также выявление нарушителей валютного и таможенного законодательства.

Информационно-аналитический контроль предполагает формирование УК на основании ГТД, в соответствии с которой было произведено таможенное оформление товара, и передачу этой карточки в уполномоченный банк. УК, поступившая в банк, содержит информацию о стоимости товара и дате его вывоза за пределы РФ. После зачисления соответствующих валютных средств уполномоченный банк вносит в учетную карточку информацию о движении средств за данный товар.

При поступлении УК от уполномоченных банков в Главном научно-информационном вычислительном центре (ГНИВЦ) Федеральной таможенной службы России по истечении 180 дней со дня экспорта товаров производят их анализ. При выявлении УК, в которых содержится информация о не зачислении валютных средств от экспорта товаров, такие учетные карточки возвращаются в уполномоченный банк и подвергаются проверке.

Организация валютного контроля в РФ строится на сочетании трех взаимодополняющих организационно-правовых форм: общей, банковской и таможенной. Их одновременное применение позволяет государству, во-первых, использовать объективно существующую способность банковской системы и таможенных органов контролировать определенные виды валютных операций, во вторых, учитывать особенности различных валютных операций, располагая, наряду с общим, двумя специализированными формами контроля.

1.3 Законодательная база валютного регулирования и валютного контроля в РФ

Валютное законодательство РФ представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, сделок с валютными ценностями между организациями и гражданами Российской Федерации и организациями и гражданами другой страны, порядок ввоза, вывоза, перевода и пересылки из-за границы и за границу национальной и иностранной валюты и иных валютных ценностей, а также полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля и ответственность за нарушение валютного законодательства.

Основу валютного законодательства составляет Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10декабря 2003 г. №173-ФЗ (ред.23.07.2013), с принятием которого в валютной политике страны были произведены коренные преобразования. Закон определил принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушения валютного законодательства. Закон состоит из пяти глав:

  1. общие положения;
  2. валютное регулирование;
  3. репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ и обязательная продажа части валютной выручки;
  4. валютный контроль;
  5. заключительные положения.

Источниками валютного законодательства Российской Федерации являются6:


Рисунок 1 – Источники валютного законодательства РФ

 

Система нормативно-правового регулирования валютного контроля представлена в Приложении Б.

Действующее законодательство требует обязательного перевода средств на счета в уполномоченных банках на территории РФ. Перевод иностранной валюты в РФ должен быть осуществлен в течение 30 дней с даты осуществления платежа в любой форме в пользу резидента. Резидент не вправе продлить срок оплаты требований нерезидента или обязательств последнего, а также каким-либо способом уменьшать сумму этих требований и обязательств.

Вместе с тем законодательство предусматривает возможность использования валютной выручки, поступившей в собственность или распоряжение резидента, за границей только для оплаты банковских и иных комиссий и расходов, непосредственно связанных с данной внешнеэкономической операцией, по которой получена эта выручка.

Предприятие, осуществляющее перевод валютной выручки, предоставляет уполномоченному банку информацию об операции, по которой поступили валютные средства. В сведениях указываются номер и дата контракта, плательщик, банк плательщика. Эти данные обязательны, т.к. необходимы для осуществления валютного контроля.

Открытие российскими организациями текущих и иных счетов за границей может быть сделано только с разрешения Центрального банка РФ. При этом ЦБ РФ учитывает специфику проведения конкретных валютных операций, для осуществления которых предполагается открыть соответствующий счет за границей. Причем учитывается также и возможность открытия такого счета в уполномоченных банках РФ.

В случае получения разрешения и открытия соответствующего счета за границей его владелец обязан предоставлять отчетность по остаткам средств на счете, а также информацию о процентах, полученных и переведенных в РФ во время отчетного периода. Сумма средств на счетах за границей не должна превышать рабочие остатки, необходимые для осуществления операций, с целью проведения которых был открыт счет. Излишние суммы должны быть переведены в РФ.

Вместе с тем законодательством предусмотрен ряд случаев, когда валютная выручка, поступившая на счета за границей, не подлежит обязательному переводу в РФ. К таким случаям относятся:

  • валютные поступления резидентов, связанные с сооружением ими объектов на территории иностранных государств и представлявшие собой оплату заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов (на период строительства);
  • валютные поступления резидентов от проведения выставок, спортивных, культурных и иных мероприятий за границей, используемые для покрытия расходов по их проведению (на период проведения этих мероприятий);
  • валютные поступления резидентов от их участия в фондовых операциях за границей, которые используются для дальнейшего проведения этих операций и покрытия операционных расходов (на период проведения этих операций).

После завершения строительства, проведения фондовых операций, выставок, спортивных и культурных мероприятий, остаток средств в иностранной валюте в течение 30 дней от даты завершения соответствующих операций и урегулирования всех претензий к резиденту по сделкам должен быть реализован на валютном рынке.

На территории РФ расчеты между резидентами осуществляются в национальной валюте, которая принимается без ограничений в оплату любых требований и обязательств. Использование иностранной валюты, а также любых платежных документов в иностранной валюте допускается только с разрешения ЦБ РФ, который определяет порядок и сферу их обращения.

Использование в отношениях между резидентами иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте на территории РФ допускается в следующих случаях:

  • в расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями в случаях, когда услуги этих организаций по доставке, страхованию и экспедированию грузов входят в цену товара и оплачиваются иностранными покупателями;
  • при расчетах импортеров с транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями за их услуги;
  • при расчетах за транзитные перевозки грузов через территорию РФ;
  • за услуги предприятий связи по аренде международных каналов связи для российских предприятий;
  • при оплате комиссионного вознаграждения организациям, осуществляющим посреднические операции с иностранными партнерами по заказам поставщиков экспортной и покупателей импортной продукции;
  • при расчетах между поставщиками и субпоставщиками продукции на экспорт из валютной выручки, остающейся в распоряжении экспортеров;
  • при оплате расходов банковских учреждений и посреднических внешнеэкономических организаций;
  • при проведении расчетов, связанных с получением коммерческого и банковского кредита в иностранной валюте и его погашением, а также при проведении операций по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

Ввоз и пересылка иностранной валюты, валютных и иных ценностей из-за границы разрешаются без ограничений, но при условии соблюдения юридическими и физическими лицами почтовых правил и правил таможенного контроля.

Законодательство разрешает гражданам-резидентам и нерезидентам иметь в собственности валютные ценности, ввезенные, перевезенные или пересланные в РФ из-за границы или приобретенные на территории РФ в соответствии с действующим законодательством, хранить их на счетах во вкладах в уполномоченных банках и использовать на цели, не запрещенные законодательством РФ.

Сделки с валютными ценностями между резидентами, а также резидентами и нерезидентами на территории РФ запрещены, за исключением следующих случаев:

  • передачи в дар государству, фондам, организациям на общественные и благотворительные цели;
  • дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;
  • завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;
  • приобретения, продажи и обмена в целях коллекционирования единичных иностранных денежных знаков и монет, в том числе из драгоценных металлов.

Таким образом, главной особенностью валютных операций является осуществление в строгом соответствии с валютным законодательством, т.е. с учетом действующих запретов и ограничений, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и устойчивости национальной денежной системы. Проведение валютных операций в нашей стране возможно только через коммерческие банки, получившие лицензии Центрального Банка РФ на проведение банковских операций.

 

 

ГЛАВА 2 ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУРАХ

2.1 Таможенные органы как агенты валютного контроля

В системе валютного регулирования и валютного контроля таможенные органы РФ также играют важную роль. Таможенные органы наделены статусом агента валютного контроля.

В соответствии с законодательством РФ в области валютного контроля на таможенные органы возложены обязанности контроля за:

  • полнотой и своевременностью поступления выручки от экспорта товаров;
  • обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров;
  • эквивалентностью и соблюдением сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок;
  • законностью операций неторгового характера, связанных с использованием наличной валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг в документарной форме и валютных ценностей;
  • соблюдением валютного законодательства при реализации других внешнеторговых сделок в пределах своей компетенции.

Информация о работе Валюта как предмет таможенного регулирования (валютный и таможенный контроль)