Валюта как предмет таможенного регулирования (валютный и таможенный контроль)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 16:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы является исследование валюты как предмета таможенного регулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1) исследовать таможенное законодательство, регулирующее валютный контроль и таможенный контроль
2) раскрыть валютное регулирование в таможенных процедурах, в частности, ввоза и вывоза наличных денежных средств и дорожных чеков, особенности декларирования;
3) обозначить проблемы правового регулирования валютного контроля в современном законодательстве России;
4) рассмотреть основные направления валютной политики в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ 8
1.1 Правовая природа валютных правоотношений 8
1.2 Система валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации 15
1.3 Законодательная база валютного регулирования и валютного контроля в РФ 24
ГЛАВА 2 ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУРАХ 30
2.1 Таможенные органы как агенты валютного контроля 30
2.2 Ввоз и вывоз наличных денежных средств и дорожных чеков 32
2.3 Особенности декларирования 33
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ 36
3.1 Необходимость совершенствования нормы об административной ответственности по валютному законодательству 36
3.2 Основные направления валютной политики в Российской Федерации 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Валютный контроль_ДИПЛОМ_оформлен.doc

— 267.50 Кб (Скачать файл)

Валюта как предмет таможенного регулирования (валютный и таможенный контроль)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день широко развито экспортно-импортные отношения между организациями разных государств. Организации продают, покупают, оказывают и заказывают различные товары и услуги. Но помимо закономерных экспортно-импортных отношений, осуществляются так же и отмывание денежных средств. В связи с тем, что на территории Российской Федерации на протяжении всего времени происходит обращение иностранной валюты, то государство осуществляет специальный контроль, цель которого является соблюдение валютного законодательства при проведении валютных операций и способствование недопущения вывоза национальной валют за границу.

Таким образом, государственное регулирование валютно-кредитных отношений в Российской Федерации, призвано содействовать более быстрому росту ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей, обеспечивать экономическую безопасность страны, создавать условия для всесторонней интеграции экономики России в мировое хозяйство. Государственное регулирование валютно-кредитных отношений в Российской Федерации осуществляется административными методами и экономическими.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью выявления особенностей организации валютного контроля, раскрытие понятия и сущности валютного контроля, выявление слабых сторон организации Валютного контроля на территории РФ. Валютный контроль является инструментом денежно-кредитной политики, частью механизма финансовой стабилизации, развития внешней торговли и экономического роста.

Объектом данного исследования является система общественных отношений, которая складывается в процессе регулирования таможенного валютного контроля в системе валютного регулирования экономики.

При этом, предметом исследования является совокупность нормативно-правовых актов, определяющих правовые основы валютного регулирования и валютного контроля.

Цель выпускной квалификационной работы является исследование валюты как предмета таможенного регулирования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

  1. исследовать таможенное законодательство, регулирующее валютный контроль и таможенный контроль
  2. раскрыть валютное регулирование в таможенных процедурах, в частности, ввоза и вывоза наличных денежных средств и дорожных чеков, особенности декларирования;
  3. обозначить проблемы правового регулирования валютного контроля в современном законодательстве России;
  4. рассмотреть основные направления валютной политики в Российской Федерации.

Степень изученности таможенного регулирования валютного и таможенного контроля. Данную тему разрабатывали такие авторы, как: Артемова Н.Н., Дорофеев Б.Ю., Земцов Н.Н. и других. Вместе с тем, проблемам таможенного регулирования валютного и таможенного контроля также посвящены отдельные работы отечественных специалистов-практиков: Емелина А.В., Тосунян Г.А., Габричидзе Б.И., Ноздрачев А.Ф., Матвиенко Г.В., Шуплецова Ю.И. , Вострикова Л.Г. и других. Несмотря на столь представительный список авторов, на сегодняшний день недостаточно полно рассмотрены аспекты, касающиеся совокупности экономических, организационных и правовых отношений, возникающих в ходе таможенного регулирования.

В основу исследования положены такие методы, как сравнительно-правовой, системно-структурный, общенаучный, исторический, метод анализа, синтеза и другие.

Теоретическая значимость работы обусловлена, прежде всего, тем, что в  данной выпускной квалификационной работе содержится комплексный анализ деятельности таможенных органов. Содержащиеся в исследовании предложения могут способствовать выработке, обоснованию и развитию современной концепции валютного и таможенного контроля в Российской Федерации, а также совершенствованию государственного регулирования деятельности таможенных органов. При подготовке работы автором проанализированы законодательные и нормативные документы, лежащие в основе таможенного регулирования валютного и таможенного контроля, из которых приоритетными являются: Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010), Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 23.07.2013), а также использованы материалы периодических отраслевых отечественных, информационных бюллетеней, судебной практики.

По структуре работа состоит из введения, основной части, включающей в себя три главы, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

1.1 Правовая природа валютных правоотношений

В научных исследованиях, посвященных проблемам валютных правоотношений, содержатся противоречивые выводы относительно правовой природы этих отношений, что свидетельствует о необходимости их дальнейшего теоретического осмысления. Определяя правовую природу валютных правоотношений, нельзя не обратить внимание на мнение Н.Н. Артемова, согласно которому валютные правоотношения принадлежат к области публичного права1.

Такие ученые как Дорофеев Борис Юрьевич, Земцов Николай Николаевич ограничиваются рассмотрением валютных правоотношений лишь в сфере валютного контроля и ответственности за нарушение валютного законодательства. Данный подход, по моему мнению, не раскрывает в полной мере всей сущности рассматриваемой категории. Следует отметить, что в науке в последнее время свое признание получила теория, согласно которой валютные правоотношения могут иметь и финансово-правовой, и гражданско-правовой, и международно-правовой характер. В связи с этим следует отметить мнение Андрея Викторовича Емелина, который подчеркивает важность именно триединого подхода к изучению и регулированию валютных правоотношений как возникающих в процессе валютного регулирования, валютного контроля и валютного обращения2.

Изучение юридической литературы по данной проблематике показало, что валютные правоотношения рассматриваются с двух различных точек зрения. Во-первых, с позиции комплексного так называемого «широкого» подхода валютные правоотношения представляют собой совокупность публично-правовых и частноправовых отношений, возникающих по поводу валютных ценностей. Во-вторых, с точки зрения «узкого» подхода валютные правоотношения отождествляются либо только с публичными, либо только с частными правоотношениями.

Следует отметить, что каждый из указанных подходов представляется допустимым и верным в зависимости от поставленных исследовательских задач.

Принципиальная особенность валютных правоотношений состоит в том, что в одном и том же материальном поведении сочетаются права и обязанности, имеющие разное происхождение. Часть из этих прав и обязанностей возникает в условиях свободного волеизъявления и юридического равенства, их содержание определяется юридическими действиями (сделкой, чаще договором). Другая часть устанавливается юридическими актами (законом или иными правовыми актами) и носит публично - правовой характер.

Таким образом, содержание валютных правоотношений, которое образуют корреспондирующие права и обязанности их участников (субъектов), можно считать сложным, так как включает в себя права и обязанности не только непосредственных субъектов, осуществляющих сделку с валютными ценностями, но и третьих лиц, обеспечивающих контроль за валютной операцией в процессе ее осуществления. Без участия последних осуществление валютных операций практически невозможно, за небольшим исключением.

На мой взгляд, валютные правоотношения – это понятие, имеющее сложную юридическую природу, поскольку включает в себя комплекс отношений, регулируемых методами, присущими разным правовым отраслям (гражданским, финансовым, таможенным). Методом юридического равенства сторон регулируются правоотношения, возникающие по поводу осуществления прав собственности на валютные ценности, то есть право юридических и физических лиц иметь в собственности валютные ценности, а, следовательно, владеть, пользоваться и распоряжаться ими. Однако следует отметить, что здесь имеется в виду право на пользование и распоряжение, а не само пользование и распоряжение, которое, в свою очередь, регулируется совокупным методом, характеризующимся диспозитивными и императивными чертами. Данные правоотношения можно объединить в две группы правоотношений: гражданско-правовую и финансово-правовую природу. Также стоит отметить, что нас интересует именно вторая группа, которую и будем более подробно рассматривать.

Валютные правоотношения, регулируемые гражданским правом, возникают между хозяйствующими субъектами, участвующими в обороте товаров, работ или услуг. Подобные правоотношения возникают в связи с владением, пользованием и распоряжением валютными ценностями, а в определенных случаях - валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, то есть представляют собой имущественные правоотношения, предусмотренные. Соответственно, нормы, регулирующие данные правоотношения, следует относить к гражданскому законодательству, а сами правоотношения - к гражданским, имущественным отношениям.

Необходимо отметить, так как любые лица, как резиденты, так и нерезиденты, становятся субъектами валютных правоотношений лишь в связи с осуществлением ими валютных операций или валютных сделок, то, следовательно, ключевыми понятиями валютных правоотношений являются понятия «валютная операция» и «валютная сделка». Все валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, можно классифицировать на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала».

Таким образом, перечень валютных операций существенно расширен и конкретизирован, что несомненно является его достоинством. В то же время необходимо отметить, что Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 23.07.2013) дает лишь перечисление этих валютных операций, что, на мой взгляд, не отражает сущности этих отношений, поскольку не содержит указания на общие признаки и специфику по сравнению с отношениями, не связанными с обращением валютных ценностей и тем самым не определяет содержание «валютной операции». В связи с этим возникают существенные трудности при отнесении той или иной сделки к валютным операциям, так как сам перечень операций, отнесенных к числу валютных, является закрытым, что исключает возможность расширительного толкования понятия валютной операции.

Следует отметить, что в правоприменительной практике и юридической литературе встречаются самые разнообразные точки зрения относительно понимания валютной операции.

Ряд авторов рассматривают валютные операции как сделки, объектом которых являются валютные ценности3. Но встречаются и другие точки зрения. В частности, предлагается рассматривать валютную операцию как составную часть валютной сделки4.

Г.А. Тосунян и А.В. Емелин под валютными операциями понимают юридически значимые действия субъектов публичного и частного права, как связанные, так и не связанные с заключением сделок, ведущие либо к изменению субъекта вещных прав на валютные ценности, либо к трансграничному перемещению валютных ценностей5.

Следует, таким образом, отметить, что особенность валютных операций заключается в том, что они должны осуществляться как с соблюдением гражданского законодательства, так и в строго определенных рамках валютного законодательства, то есть с учетом запретов и ограничений, установленных Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 23.07.2013).

В то же время следует различать понятия «сделка», «валютная операция» и «гражданско-правовой договор».

Определение соотношения этих понятий имеет важное теоретическое и практическое значение.

Необходимость выявить содержание понятия «сделка» по валютному законодательству заключается в том, что ответственность за нарушения гражданско-правовой сделки и валютной операции не совпадают. Соответственно, при ее применении требуется выяснить, какая именно сделка (договор в целом или сделка по его исполнению) недействительна, установить основания и характер ее недействительности.

Я считаю, что термин «сделки» в контексте законодательства о валютном регулировании рассматривается аналогичным термину «валютные операции», а не понятию «сделка», используемому в гражданском праве.

В то же время органы валютного контроля дают широкое толкование валютных операций как любых гражданско-правовых договоров, в рамках которых иностранная валюта или платежные документы в иностранной валюте используются в качестве средства платежа либо иного предмета обязательства. При таком подходе валютная операция всегда рассматривается как правоотношение в целом (например, договор поставки, подряда, оказания услуг).

По моему мнению, валютные операции можно определить как действия, непосредственным результатом которых является приобретение и отчуждение валютных ценностей.

Таким образом, валютные правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормами валютного законодательства, имеющие специальный состав субъектов и складывающиеся относительно валюты и валютных ценностей.

Специальными субъектами валютных правоотношений выступают резиденты и нерезиденты.

В соответствии с законодательством РФ к категории резидентов относятся:

  • физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением российских граждан, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
  • постоянно проживающие в России на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства;
  • юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
  • находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц – резидентов;
  • дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные российские официальные представительства, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные российские представительства при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования в случаях, когда вступают в валютные правоотношения.

К нерезидентам относятся:

  • физические лица, не являющиеся резидентами; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
  • организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
  • аккредитованные в России дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в России;
  • находящиеся на территории России филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов – юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами; иные лица, не являющиеся резидентами.

Информация о работе Валюта как предмет таможенного регулирования (валютный и таможенный контроль)