Эволюция социально философских взглядов О. Шпенглера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Шпенглер сегодня необычайно привлекателен и актуален, его идеи находятся в фокусе проблематики самых модных социально-философских бестселлеров конца ХХ – начала XXI вв. Имя этого немецкого мыслителя особенно часто упоминают сегодня в контексте идеи о «смерти Запада». Многое из того, что происходит в современном мире, напоминает, только в гораздо более крупных масштабах, его пророчества. Шпенглер писал: «Пройдет немного столетий и на Земле не останется ни одного немца, англичанина, француза, как во времена Юстиниана не было ни одного римлянина… Мы будем умирать старательно, сопровождая каждую стадию своего разложения острым взором опытного врача»1.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...
3
Морфология культуры О. Шпенглера…………………………………
7
1.1 Социокультурные предпосылки создания новой философии истории………………………………………………………………………….

7
1.2 Концепция культуры Освальда Шпенглера в работе «Закат Европы»………………………………………………………………………….

11
От морфологии культуры к проблемам переустройства мира………
19
Проблема техники в жизни человека и ее влияние на феномены культуры………………………………………………………………….

19
Прогнозы возможного будущего в работах О. Шпенглера: «Прусская идея и социализм», «Годы решений»……………………...

27
Заключение ……………………………………………………………………..
34
Список использованных источников………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по шпенглеру.docx

— 92.38 Кб (Скачать файл)

 

Работа «Прусская идея и  социализм» ознаменовала начало второго периода творчества Шпенглера. Нельзя сказать, что по мере появления новых работ происходило слишком явное изменение взглядов автора «Заката Европы». Многие идеи Шпенглера о фюрерстве, элите, прусском социализме, власти силы, праве Германии на чужие земли уже прозвучали в «Закате Европы». «Наследие Шпенглера явственно распадается на слои, чрезвычайно разнящиеся по мыслительной фактуре, ценности и значимости... Но и единое, замкнутое в себе сочинение («Закат Европы»)... при ближайшем рассмотрении расслаивается на эксперимент исторического прогнозирования, на политическую теорию тоталитаристского толка и на философию культуры в собственном смысле (темперамент автора дает всем этим уровням интимное эмоциональное единство, но сообщить обязательную логическую связь он не может)»28.

Эволюция идей Шпенглера  была обусловлена предчувствием  новой мировой войны, которую, как  он полагал, западная цивилизация не переживет. Поражение Германии в  первой мировой войне, события, приведшие  к Ноябрьской революции и Веймарской республике, ускорили изменение взглядов Шпенглера. Этому способствовала и  противоречивость, заложенная в его  философии: с одной стороны, его  умение зафиксировать кризисное  состояние культуры XX в., причины гибели цивилизованной Германии; с другой - «либеральный национализм» XIX в. и желание вернуться в «докризисные времена».

«Прусская идея и социализм» была не первым произведением Шпенглера, в котором он излагал свое отношение  к политике и формулировал политическую доктрину. Основы политического тоталитаризма он заложил уже в «Закате Европы». Другое дело, что «Прусскую идею» отличает конкретность и определенность политических рецептов. В первом томе «Заката» Шпенглер наметил основы политического тоталитаризма, обозначавшего «политику» и «политическое» как наиболее сущностные феномены фаустовской культуры. Однако здесь еще отсутствует политическая доктрина тотальной войны, политика еще не является главной и к ней не сводимы все прочие феномены культуры, как Шпенглер сделает во втором томе «Заката».

Тотальность политики предстает как разновидность воли к власти, этого главного принципа западной фаустовской культуры. В науке воля к власти проявляется как закон, способ овладения миром; в социальной теории – революция как способ овладения обществом; в технике – машины, овладевающие временем и пространством; в этике – это стремление к переоценке ценностей; в литературе – главный герой почти всегда захватчик29.

При такой интерпретации  все политические феномены эквивалентны «воле к власти». Характеризуя социализм, Шпенглер пишет: «Цель его (социализма) совершенно империалистическая: благоденствие в экспансивном смысле, но не больных людей, а жизнедеятельных, которым стремятся дать свободу действий вопреки сопротивлению»30. В «Закате Европы» Шпенглер уже ведет речь о различии форм социализма: социализма истинного, прусского, прообразом которого является эпоха Фридриха Вильгельма I; и неистинного, марксистского, истощившего свои возможности в конце XIX в.

Шпенглер не ограничивается простой декларацией смерти Марксова социализма и выдвижением альтернативной модели - прусского социализма. То есть сначала надо переустроить человека (Шпенглер пользуется немецким словом, которое одновременно переводится и как воспитание, и как дисциплина), а не общество, т. к. социализм XX в. не может и не должен решать социальные вопросы, его основа - этика эгоиста. «Социализм - вопреки внешним иллюзиям - отнюдь не система милосердия, гуманности, мира и заботы, а система воли к власти»31. Но Шпенглер понимает, что «ограничение» марксизма рамками XIX в. не может лишить его привлекательности в 20-х гг. XX в. Поэтому О. Шпенглер не отвергает его, а предлагает другой, «истинный», соответствующий XX в.: «...мы все бессознательные социалисты. Мы носим его в себе как жизнечувствование, хотим мы этого или не хотим, и даже сопротивление ему носит его форму»32.

С 1918 г. Шпенглер начал работать над вторым томом «Заката Европы», намереваясь продолжить разработку концепции мировой истории. Но революция в Германии, последовавшая за революцией в России, катастрофическое для Германии окончание Первой мировой войны заставили Шпенглера обратиться к проблемам, по его мнению, более насущным. Он бросает высокое «философствование» и очень быстро выпускает «Прусскую идею и социализм».

 «Годы решений» - последняя работа О. Шпенглера. И если «Человек и техника» - это попытки увидеть современную техническую цивилизацию, то «Годы решений» - политический горизонт Западного мира, стремление представить мировую историю как «нордическое чувство мира». «Человек - хищник. Все образцы добродетели и социальной этики, которые сверх этого понимания - стремления хищников со сломанными зубами»33. «Годы решений» - это три главные идеи

1. Идея мировой революции  и белой революции (игра в  кости за мировое господство началась).

2. Идея германской миссии - только германцы жизнеспособны («внешняя власть и сила души»).

3. Идея борьбы за пролетариат  (презрение к пролетариям со  стороны самих его вождей - Маркса  и Энгельса, и альтернатива ему - непролетарское решение пролетарского вопроса - единство нации, а не класса).

«Легионы Цезаря опять  пробудились. Возможно, уже в этом столетии ожидаются последние решения. Перед ними падают в никуда маленькие  цели и понятия сегодняшней политики. Тот, чей меч одержит победу, будет иметь господство в мире. Кто осмелится бросить игральную кость в чудовищной игре?». Как итоговое произведение, «Годы решений» собрали все, что касается проблемы «Германия и всемирно-историческое развитие», как ее понимает Шпенглер. Смысл этой работы можно свести к выявлению роли Германии и стран Запада в мировом развитии и угрозе перерастания белой революции в цветную. Здесь историзм ограничен движением истории к прусскому государству, которое останется отныне и навеки. История тотально политизирована: «человеческая история во времена высокой культуры - история политической власти. Форма этой истории - война. Сюда относится согласие. Оно есть продолжение войны другими средствами: опыт побежденного и, как следствие, война в форме отбрасывания договора, попытка победы».

Исключение в этой пронизывающей  все космической войне составляют революции, так сказать, фиктивные методы преобразования действительности. Как Шпенглер различает «закономерную войну» и «незакономерную», не объясняется, но надо помнить, что если в предыдущих работах «законность» власти обосновывалась ее монархическим характером, то «Годы решений» допускают существование цезаризма нединастического образца: принцип фюрерства изменился.

Мироустроительный идеал Шпенглера - «движущая сила общества не что иное, как прошлое стремление к силе, здоровые инстинкты, раса, воля к обладанию и к власти; и при этом... колеблются иллюзии, всегда остающиеся иллюзиями: справедливость, счастье, мир»34 - подается как благо, как спасение культуры. Насилие выдвигается в качестве единственного средства спасения цивилизации. Тоталиризация насилия возможна в условиях полного подчинения насилию, отвергается любая, даже малая попытка критического освоения действительности. Центральный вопрос произведения: «Что будет с Германией? Возвысится она или погибнет?» Вопрос состоит в том, что немцам предстоит правильно понять свою судьбу. Германию должно спасти прошлое стремление к силе, здоровые инстинкты, раса, воля к обладанию и к власти. Главное - какая идеологическая система будет направлять судьбоносную германскую расу. Основная критика Шпенглера направлена на демократию, как на стремление свести все к уровню мелких людишек, на критику всех умозрительных систем, живущих только на бумаге (относя это в равной степени и к материализму, и к идеализму). Шпенглер этим умозрительным системам хочет противопоставить философию хищного зверя. Ибо парламентаризм есть не что иное, как «конституционная анархия», согласие - результат поражения одного из государств в войне, временное накопление сил для того, чтобы отбросить это согласие. Источник богатства государства не в спекуляции и бухгалтерии, а в войне и в победах. Отсюда следует вывод: армия - не только сила, но самый консервативный, старый, добрый элемент, последняя надежда Германии.

Оценивая положение европейских  стран, а также Америки и России, Шпенглер приходит к мысли о том, что роль спасителя западной культуры принадлежит только Германии, но другие страны вряд ли спокойно отойдут на второй план, и поэтому несколько картинно Шпенглер заявляет: «Игра в кости за мировое господство только началась и будет доиграна до конца между сильными людьми. Не должна ли Германия быть в их числе?»

«Прочтение» Шпенглера западными  мыслителями всегда было неоднозначно, зачастую одни и те же положения  его доктрины трактовались прямо  противоположным образом. Конец 70 - 80 гг. - время спокойного прочтения Шпенглера. Задача «актуализации» концепции Шпенглера напрямую связана с неоконсерваторами ФРГ и немецкими философами, которые по своим политическим симпатиям более неоконсерваторы, чем социалисты. Ситуация в мире, растущая тревога по поводу «шансов» цивилизации заставили пересмотреть концепцию Шпенглера. Если в 20-е годы идея «Заката» шокировала философов, то в 70 - 80 годы она начинает рассматриваться как объективная формулировка реальной историко-культурной дилеммы: прогресс цивилизации - кризис исторической культуры.

«Сопоставление тезисов  Шпенглера по критике цивилизации и политических идей Шпенглера с новыми историческими фактами показывает, что многочисленные прогнозы Шпенглера с большой точностью оправдались. Многие социальные и политические явления, которые мы сегодня наблюдаем, 60 лет назад только начинались и для многих современников Шпенглера не были истиной».35

Философы 70 - 80-х гг. к числу  наиболее важных прогнозов Шпенглера  относят следующие:

- Разрушение человеческой  природной среды самим же человеком.

- Омертвение межчеловеческих  отношений.

- Сомнение в гуманистической,  цивилизаторской сущности прогресса.

- Разрушение социальных  структур.

- Процесс распада либерального  государства.

Парадокс шпенглеровской философии состоит в том, что, несмотря на ее многочисленные фактические и теоретические противоречия, явный и прокламируемый иррационализм его концепции, интуиция Шпенглера дала ему возможность выделить идеи, ставшие основой типологического анализа культур, предвидеть сначала первую, а затем вторую мировую войны, поражение Германии и многое другое, стать «отцом» послевоенной неоконсервативной доктрины немецкого государства и «общего европейского дома».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Эволюцию взглядов О. Шпенглера  можно проследить по основным его  произведениям. Это цивилизационный  подход к истории в «Закате  Европы», проблемы техники в становлении  цивилизации в работе «Человек и  техника», и прогностический взгляд на политическую сторону философии. Отвечая на поставленные нами в начале исследования вопросы, можно сказать, что О. Шпенглер был выдающимся философом  своего времени, его работы имели  колоссальный успех. Идеи его действительно  менялись, но все же он не отходил  от намеченного пути: своего – нового понимания истории. Многие его идеи поддерживались и разрабатывались  его последователями, он оказал влияние на Тойнби, Ортегу-и-Гассета и многих других мыслителей. Бердяев полагал гениальной мысль Шпенглера о том, что буддизм, стоицизм и социализм «фазисно однородны».

Различные стороны учения Шпенглера о технике были восприняты многими философами XX в., в том числе М. Хайдеггером, X. Шельски, X. Ортегой-и-Гассетом, X. Сколимовски и др.

В литературе о Шпенглере  всегда вставал вопрос, пессимист  ли он? Да, он не разделял идеи о будущем  земном рае; он писал, что жизнь и  человечество не имеют «цели», а  существование мира, в котором  мы на нашей маленькой планете  составляем лишь небольшой эпизод, есть нечто слишком величественное, чтобы такие жалкие вещи, как «счастье наибольшего количества людей» могли бы стать таковой целью. Всё величие драмы философ видел именно в бесцельности нашего существования, почти как в «вечном возвращении» Ницше. И всё же он видел цель, предлагая наполнить эту дарованную нам жизнь, эту действительность вокруг нас, в которую мы поставлены судьбой, возможно большим содержанием и смыслом. Жить так, чтобы мы вправе были сами собою гордиться, действовать так, чтобы от нас осталось что-нибудь в этой завершающей себя действительности. Он так и писал: «Мы – не люди в себе. Это принадлежит предшествующей идеологии. Гражданство мира – жалкая фраза. Мы люди определенного столетия, нации, круга, типа. Это необходимые условия, при которых мы можем придать смысл и глубину нашему существованию; чем более мы заполняем эти данные границы, тем далее простирается наша действительность. Платон был афинянин; Цезарь – римлянин, Гёте – немец: что таковыми они были всецело и прежде всего, этим обусловлено их всемирно-историческое значение».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Аверинцев С.С. "Морфология культуры" О.Шпенглера // Вопросы литературы, 1968, No. 1
  2. Аверинцев С.С. "Морфология культуры" Освальда Шпенглера // Новые идеи в философии: Ежегодник Философского общества СССР, 1991. М.: Наука, 1991
  3. Аверинцев С.С. Шпенглер // Большая Советская Энциклопедия. Т. 29. М.: Советская энциклопедия, 1978
  4. Аверинцев С.С. Шпенглер // Краткая литературная энциклопедия. Т. 8. М.: Советская энциклопедия, 1975
  5. Аверинцев С.С. Шпенглер // Философская энциклопедия. Т. 6. М.: Советская энциклопедия, 1970
  6. Бросова Н.З. История между "жизнью" и "смертью": О.Шпенглер и М.Хайдеггер // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия, 2002, No. 2.
  7. Буцениеце Э.А. Критика иррационалистической концепции "заката культуры" О.Шпенглера // Вопросы философии, 1978, No. 12
  8. Ваганян В. Наши российские шпенглеристы // Под знаменем марксизма, 1922, No. 1 -- 2
  9. Гайденко П.П. Категория времени в буржуазной европейской философии истории XX века // Философские проблемы исторической науки. М.: Наука, 1969. С. 251 -- 260
  10. Давыдов Ю.Н. Бегство от свободы: Философское мифотворчество и литературный авангард. М.: Художественная литература, 1978. С. 59 -- 76
  11. Давыдов Ю.Н. Два пути мифологизации диалектики в XX столетии // Идеалистическая диалектика в XX столетии: (Критика мировоззренческих основ немарксистской диалектики). М.: Политиздат, 1987. С. 228 -- 271
  12. Давыдов Ю.Н. Искусство и элита. М.: Искусство, 1966. С. 251 -- 277
  13. Давыдов Ю.Н. Освальд Шпенглер и судьбы романтического миросозерцания // Проблемы романтизма. Сб. 2. М.: Искусство, 1971
  14. Давыдов Ю.Н. Шпенглер и война. Историософское эстетство в свете современного опыта // Вопросы литературы, 1983, No. 8
  15. Деборин А.М. Гибель Европы или торжество империализма? // Под знаменем марксизма, 1922, No. 1 -- 2
  16. Иосифова М.Н. Критика философии культуры Освальда Шпенглера. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 1974
  17. Карулина Т.Б. Освальд Шпенглер и немецкая философия истории 20 -- 30-х годов XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 1993.
  18. Коллингвуд Р.Д. Идея истории / Пер. с англ. Ю.Н.Асеев // Коллингвуд Р.Д. Идея истории; Автобиография. М.: Наука, 1980. С. 173 -- 175
  19. Лазарев В.Н. Освальд Шпенглер и его взгляды на искусство. М., 1922
  20. Майкапар А.Е. Освальд Шпенглер: Суждения о музыке // Музыкальная жизнь, 1989, No. 24
  21. Манн Т. Об учении Шпенглера / Пер. с нем. Е.Эткинд // Манн Т. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 9: О себе и собственном творчестве. 1906 -- 1954; Статьи. 1908 -- 1929. М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1960
  22. Одуев С.Ф. Тропами Заратустры (влияние ницшеанства на немецкую буржуазную философию). М.: Мысль, 1971. С. 123 -- 144
  23. Орлов Ю.Я. К значению философии Шопенгауэра, Ницше и Шпенглера для методологии немецко-фашистской пропаганды // Вестник Московского университета, серия 10: Журналистика, 1993, No. 1
  24. Освальд Шпенглер и закат Европы: Сборник статей Н.Бердяева, Я.Букшпана, Ф.Степуна и С.Франка. М.: Берег, 1922
  25. Освальд Шпенглер и закат Европы: Сборник статей Н.Бердяева, Я.Букшпана, Ф.Степуна и С.Франка // Бердяев Н.А. Смысл истории; Новое средневековье. М.: Канон + ОИ "Реабилитация", 2002
  26. Патрушев А.И. Миры и мифы Освальда Шпенглера (1880 -- 1936) // Новая и новейшая история, 1996, No. 3
  27. Пленков О.Ю. Мифы нации против мифов демократии: немецкая политическая традиция и нацизм. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. С. 351 -- 361
  28. Румянцева Т.Г. Шпенглер // Новейший философский словарь. Мн.: ООО "Интерпрессервис", УП "Книжный дом", 2001.
  29. Румянцева Т.Г. Шпенглер // История философии: Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002
  30. Руткевич А.М. Прусский социализм и консервативная революция // Шпенглер О. Пруссачество и социализм. М.: Праксис, 2002
  31. Свасьян К.А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу // Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1: Гештальт и действительность. М.: Мысль, 1993
  32. Свасьян К.А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу // Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1: Гештальт и действительность. М.: Мысль, 1998
  33. Свасьян К.А. Социально-политическая философия Освальда Шпенглера // Социологические исследования, 1987, No. 6
  34. Седых О.М. Философия времени в творчестве О.Э.Мандельштама // Вопросы философии, 2001, No. 5. С. 105 -- 112.
  35. Сендеров В. Заклясть судьбу?: Злободневность Освальда Шпенглера // Новый мир, 1999, No. 11
  36. Сербенко Н.И., Соколов А.Э. Кризис культуры как исторический феномен (в концепциях Н.Данилевского, О.Шпенглера, П.Сорокина) // Философские науки, 1990, No. 7
  37. Сыров В.Н. "Закат Европы" как закат европейской философии истории // Сыров В.Н. Расцвет и закат европейской философии истории (от Бэкона к Шпенглеру). Томск: НПТ "Курсив", 1997.
  38. Тавризян Г.М. Наука и миф в морфологии культуры О.Шпенглера // Вопросы философии, 1984, No. 8
  39. Тавризян Г.М. О.Шпенглер, Й.Хёйзинга: две концепции кризиса культуры. М.: Искусство, 1989
  40. Тавризян Г.М. Техника, культура, человек: Критический анализ концепций технического прогресса в буржуазной философии XX века. М.: Наука, 1986. С. 10 -- 55
  41. Тавризян Г.М. Шпенглер (Spengler) Освальд (1880 -- 1936) // Культурология. XX век: Энциклопедия. Т. 2. СПб.: Университетская книга, 1998
  42. Тавризян Г.М. Шпенглер // Новая философская энциклопедия. Т. 4. М.: Мысль, 2001
  43. Толмачёв В.М. Заметки на полях "Заката Европы" // Культурология: Дайджест, 2002, No. 3
  44. Фрумкин С.Н. Освальд Шпенглер и неонацизм // Современная философия и социология в ФРГ. М.: Мысль, 1971
  45. Фурс В.Н. Шпенглер // Новейший философский словарь. Мн.: Издательство В.М.Скакун, 1998
  46. Фюнфштюк К. Динамический универсализм О.Шпенглера // Алтай -- Космос -- Микрокосм. Пути духовного и экологического преобразования планеты. Сб. Алтай, 1994.
  47. Шпенглер О. "Закат Европы" М. , Мысль, 1993г
  48. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. XX век: Антология. М. 1995 г
  49. Шпенглер О.// Краткий философский словарь. М.: Госполитиздат,1954
  50. Шпенглер О. Пруссачество и социализм. М., 2002.

Информация о работе Эволюция социально философских взглядов О. Шпенглера