Эволюция социально философских взглядов О. Шпенглера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Шпенглер сегодня необычайно привлекателен и актуален, его идеи находятся в фокусе проблематики самых модных социально-философских бестселлеров конца ХХ – начала XXI вв. Имя этого немецкого мыслителя особенно часто упоминают сегодня в контексте идеи о «смерти Запада». Многое из того, что происходит в современном мире, напоминает, только в гораздо более крупных масштабах, его пророчества. Шпенглер писал: «Пройдет немного столетий и на Земле не останется ни одного немца, англичанина, француза, как во времена Юстиниана не было ни одного римлянина… Мы будем умирать старательно, сопровождая каждую стадию своего разложения острым взором опытного врача»1.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...
3
Морфология культуры О. Шпенглера…………………………………
7
1.1 Социокультурные предпосылки создания новой философии истории………………………………………………………………………….

7
1.2 Концепция культуры Освальда Шпенглера в работе «Закат Европы»………………………………………………………………………….

11
От морфологии культуры к проблемам переустройства мира………
19
Проблема техники в жизни человека и ее влияние на феномены культуры………………………………………………………………….

19
Прогнозы возможного будущего в работах О. Шпенглера: «Прусская идея и социализм», «Годы решений»……………………...

27
Заключение ……………………………………………………………………..
34
Список использованных источников………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по шпенглеру.docx

— 92.38 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования  и  науки Российской Федерации

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет гуманитарных и  социальных наук

Кафедра социальной философии

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНО  ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ

О. ШПЕНГЛЕРА 

ГОУ ОГУ 020104.65.3011     00

 

Зав.кафедрой д.ф.н., проф._____________________________П.А. Горохов

 «Допустить к защите»

«___»_______________20__г.

Руководитель к.ф.н., доц.___________________________ В. Г. Недорезов

Нормоконролер кфн, доц.___________________________В. Г. Недорезов

 

Выполнила студентка группы 10Ф                                             М. А. Курникова

 

 

 

Оренбург   2012

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...

3

Морфология культуры О. Шпенглера…………………………………

7

     1.1 Социокультурные предпосылки создания новой философии истории………………………………………………………………………….

 

7

     1.2 Концепция культуры Освальда Шпенглера в работе «Закат Европы»………………………………………………………………………….

 

11

От морфологии культуры к  проблемам переустройства мира………

19

    1. Проблема техники в жизни человека и ее влияние на феномены культуры………………………………………………………………….

 

19

    1. Прогнозы возможного будущего в работах О. Шпенглера: «Прусская идея и социализм», «Годы решений»……………………...

 

27

Заключение ……………………………………………………………………..

34

Список использованных источников……………………………………….....

36


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  исследования 

Шпенглер сегодня необычайно привлекателен и актуален, его  идеи находятся в фокусе проблематики самых модных социально-философских  бестселлеров конца ХХ – начала XXI вв. Имя этого немецкого мыслителя  особенно часто упоминают сегодня  в контексте идеи о «смерти Запада». Многое из того, что происходит в современном мире, напоминает, только в гораздо более крупных масштабах, его пророчества. Шпенглер писал: «Пройдет немного столетий и на Земле не останется ни одного немца, англичанина, француза, как во времена Юстиниана не было ни одного римлянина… Мы будем умирать старательно, сопровождая каждую стадию своего разложения острым взором опытного врача»1

Многие идеи немецкого  философа стали актуальны и в  контексте проблемы диалога культур  в условиях глобализации. Сам он не раз акцентировал те сложности, которые  возникают на пути понимания различными культурами друг друга, писал об их уникальности и неповторимости, о  том, что в каждой из культур заключена  своя неповторимая тайна.

Главный труд О. Шпенглера «Закат Европы» в свое время произвел настоящий фурор не только в Европе, но и во всем мире. Произведение состоит из двух томов, однако более известен первый том. Именно в нем провозглашается открытие принципиально новой философии - «морфологии»; излагается оригинальный герменевтический метод, позволяющий интуитивно постигать феномены уже умерших культур, рассматривающий неизбежность гибели западной культуры столь же естественно, как появление и смерть любого живого организма.

На основе своей философии  истории и используя аналогии с уже исчезнувшими культурами, Шпенглер пытается заглянуть в будущее. При  этом основной идеей у него остается идея культурной деградации, которой  не может избежать ни одна их «высоких культур».

Когда культура «гибнет» и  возникает цивилизация, появляются проблемы технического и социального  характера. Роль техники в жизни  человека Шпенглер рассматривает в  одной из своих поздних работ  «Человек и Техника».

Во втором томе «Заката Европы» Шпенглер развивает свои социально-политические идеи, выстраивает их в систему. Проблемам политики посвящена отдельная глава. В промежутке между первым и вторым томом «Заката Европы» Шпенглер публикует работу «Пруссачество и социализм», где рассматривает актуальные социально- политические проблемы, высказывает свое отношение к революции 1918 года в Германии.

Из вышеизложенного можно  с уверенностью сказать, что О. Шпенглер является основателем цивилизационного подхода к пониманию истории, его идеи о локальных культурах имеет место быть и сейчас.

Степень разработанности темы

Первые публикации о Шпенглере  в России были реакцией на выход  в свет «Заката Европы». Основное внимание в этот период уделялось  историко-философской концепции  Шпенглера, которая поражала многих исследователей своей необычностью. Среди российской интеллигенции  его концепция пользовалась особой популярностью, поскольку в ней  не только содержался тезис о закате Запада, но и шла речь о будущей  российской цивилизации. Свой интерес  к Шпенглеру сохранили на протяжении всей жизни такие видные представители  российской интеллигенции, как Николай  Бердяев и Питирим Сорокин. Начиная  с 60-х годов, идеи Шпенглера переживают определенный ренессанс, вызванный  ставшими популярными работами английского  историка Арнольда Тойнби, открыто считавшего себя его последователем. С этого времени интерес к исследованию творчества Шпенглера постоянно нарастает, о чем свидетельствует рост количества публикаций, связанных с его творчеством в различных странах мира.

Многие исследователи  отмечают не только оригинальность шпенглеровского подхода к истории, но и интересный культурологический анализ античной и европейской культуры.

Так, Г. М. Тавризян подробно анализирует взгляды Шпенглера на проблему техники. К. А. Свасьян в своих работах делает акцент на социально-политических взглядах Шпенглера. Известный советский социолог Ю. Н. Давыдов опубликовал несколько критических работ о Шпенглере. Ему же принадлежит объемная работа «Шпенглер и война» – одна из первых публикаций, посвященных анализу политических взглядов Шпенглера.

Особо следует отметить работы, анализирующие политическую философию  Шпенглера в исторической науке.

Историк А. И. Патрушев в своей  статье «Миры и мифы Освальда Шпенглера» отмечает недостаточность исследования политических взглядов Шпенглера, обращает внимание на необходимость поиска положительных идей в его творчестве.

Большое внимание Освальду Шпенглеру уделяется как одному из основоположников культурно-цивилизационного подхода. В работах таких отечественных исследователей, как А. Н. Чумаков, К. С. Гаджиев, А. С. Панарин, С. Г. Киселев, И. А. Василенко и др., анализируются возможности использования предложенной Шпенглером и его последователями методологии исторического и политологического анализа для осмысления современных международных проблем.

Целью исследования является анализ эволюции социально-философских взглядов исходя из раннего и позднего творчества О. Шпенглера.

Задачи исследования:

Проанализировать  основные философские труды О. Шпенглера;

Обосновать влияние предшественников О. Шпенглера на создание цивилизационного подхода к пониманию истории;

Рассмотреть концепцию замкнутых культурных циклов;

Выявить социально-философские проблемы в поздних работах О. Шпенглера.

Положения, выносимые  на защиту:

Шпенглер отказывается от теории единства и преемственности исторического процесса, единой эволюции человечества, проходящего разные этапы, но в целом имеющей поступательный характер, и выдвигает новую философию истории, которая имеет цивилизационный подход.

В работе «Закат Европы»  Шпенглер выдвигает основные понятия  «развития культуры», «прафеномена» как неотъемлемой части культуры причины гибели культур и становление цивилизации.

О. Шпенглер ставит задачу понять феномен западной цивилизации через сущностную ее характеристику – технику.

О. Шпенглер выдвигает прогнозы касательные будущего западной цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Морфология культуры О. Шпенглера

 

1.1 Социокультурные предпосылки создания новой философии истории

 

В своих работах Шпенглер часто сравнивает Гёте и Ницше, называя  их своими предшественниками. Если Гёте для него являлся представителем эпохи расцвета европейской культуры, то Ницше – представитель конца  XIX века – времени начинающегося заката европейской культуры. По мнению Шпенглера, Ницше первый почувствовал «темп» истории, отказался от понятия «человечества», попытался понять чужие культуры. Шпенглер, однако, считал, что Ницше не смог освободиться от исторического схематизма. Шпенглер даже называет исторические конструкции Ницше «провинциальными»2.

Среди немецких историков XIX века в качестве предшественников Шпенглера  можно выделить Карла Фольграффа и его ученика Эрнста фон Лазо, которые задолго до Шпенглера не только описали исторические циклы, но и высказали много других его идей. Эрнст фон Лазо опубликовал в 1856 году книгу «Новая попытка философии истории, основанной на истинных фактах». В работах Шпенглера встречаются такие идеи Лазо, как биологические метафоры, сравнение античной и западной культуры, представления о закате и гибели культур. Лазо рассматривает человечество как большой организм, который проходит в своем развитии стадии детства, юности, зрелости и старости. Идеи Фольграффа и Лазо впоследствии были воспроизведены немецким историком Генрихом Рюккертом в его «Учебнике всемирной истории в органическом представлении», который получил известность и в России.

Шпенглер заимствовал  многие идеи современных ему философов, однако основную роль в становлении  его мировоззрения сыграла традиция философии жизни, берущая свое начало у Шопенгауэра, Гартмана и Ницше. Что касается философии истории  Шпенглера, то особое значение для него имела баденская школа неокантианства, в рамках которой развивалась идея принципиальной «непознаваемости» истории, своеобразный исторический агностицизм.

Шпенглер, тем не менее, испытал  влияние Гегеля. Он использовал метод  триад, несколько напоминающий гегелевскую  логику. Так, любое историческое явление  имеет у него первоначальную, развитую и конечную форму. Например, правящее меньшинство «высокой культуры»  имеет форму вначале сословия, затем партии и, наконец, свиты.3 Насколько ценил Шпенглер философию Гегеля, настолько же он испытывал отвращение к марксистской философии, которую называл «экономическим дарвинизмом». Критикуя марксизм, Шпенглер указывал на его «негосударственный характер», «критический» и «теологический» способ мышления. Он предлагает рассматривать марксизм в рамках английской традиции, которая, по его мнению, противостоит немецкой.

Кроме немецких авторов на мировоззрение Шпенглера оказали  влияние и российские ученые. В  научной литературе в этой связи  часто обращают внимание на Николая  Яковлевича Данилевского. Использовал  ли Шпенглер теорию Данилевского о  культурно-исторических типах, до конца  не ясно, но даже если не было непосредственного  знакомства, то было опосредованное влияние  через работы Генриха Рюккерта. О близости идей Н. Я. Данилевского и Шпенглера помимо А. Лютера, М. Швартца, Р. Мак-Мастера писали Н. А. Бердяев, П. О. Лосский, П. А. Сорокин, Н. В. Тимашев, X. Хьюдж, Г. Мюллер, Ф. Лантинк и др. Н. Я. Данилевский своей книге «Россия и Европа», стараясь выявить различия между цивилизациями, которые он рассматривал как своеобразные, несовпадающие культурно-исторические типы человечества, хронологически выделял следующие сосуществовавшие во времени, а также сменявшие друг друга типы организации социальных образований: 1) египетский, 2) китайский, 3) ассиро-вавилонский, 4) халдейский, 5) индийский, 6) иранский, 7) еврейский, 8) греческий, 9) римский, 10) новосемитический, или аравийский, 11) романо-германский, или европейский, к которым добавлял две цивилизации доколумбовой Америки, разрушенные испанцами. Ныне, считал он, на всемирно-историческую арену приходит русско-славянский культурный тип, призванный благодаря своей вселенской миссии воссоединить человечество.4 Можно сказать, что в данной работе Н.Я. Данилевский предвосхищает многие идеи О. Шпенглера.

Другим известным российским предшественником Шпенглера является Константин Николаевич Леонтьев. Он, как  и Данилевский, написал свои работы несколькими десятилетиями раньше Шпенглера. Будучи учеником Данилевского, Леонтьев попытался внести определенные коррективы в учение своего учителя, прежде всего освободив его теорию от либеральных иллюзий. Антилиберальный пафос приблизил идеи Леонтьева к мировоззрению Шпенглера. Философию Леонтьева и Шпенглера сближает эстетический аристократизм, анализ культурно-исторических форм, морфология растительных и животных форм с формами общественными, консерватизм и критика демократии. Положив в основу взгляда на историю сравнительную морфологию, то есть науку о формах, Шпенглер, как и Леонтьев, считает богатство форм признаком общественного развития.

Информация о работе Эволюция социально философских взглядов О. Шпенглера