Эволюция социально философских взглядов О. Шпенглера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Шпенглер сегодня необычайно привлекателен и актуален, его идеи находятся в фокусе проблематики самых модных социально-философских бестселлеров конца ХХ – начала XXI вв. Имя этого немецкого мыслителя особенно часто упоминают сегодня в контексте идеи о «смерти Запада». Многое из того, что происходит в современном мире, напоминает, только в гораздо более крупных масштабах, его пророчества. Шпенглер писал: «Пройдет немного столетий и на Земле не останется ни одного немца, англичанина, француза, как во времена Юстиниана не было ни одного римлянина… Мы будем умирать старательно, сопровождая каждую стадию своего разложения острым взором опытного врача»1.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...
3
Морфология культуры О. Шпенглера…………………………………
7
1.1 Социокультурные предпосылки создания новой философии истории………………………………………………………………………….

7
1.2 Концепция культуры Освальда Шпенглера в работе «Закат Европы»………………………………………………………………………….

11
От морфологии культуры к проблемам переустройства мира………
19
Проблема техники в жизни человека и ее влияние на феномены культуры………………………………………………………………….

19
Прогнозы возможного будущего в работах О. Шпенглера: «Прусская идея и социализм», «Годы решений»……………………...

27
Заключение ……………………………………………………………………..
34
Список использованных источников………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по шпенглеру.docx

— 92.38 Кб (Скачать файл)

На социально-политические взгляды Освальда Шпенглера повлияли идеи так называемой «консервативной революции» в Германии. Консервативная революция  – заметное идеологическое течение в Германии в период между двумя мировыми войнами. Здесь мы встречаем, кроме Шпенглера, такие имена, как Артур Мёллер ван ден Брук, Эрнст Юнгер, Карл Шмитт и другие. Отвергая порядки Веймарской республики, консервативные революционеры предлагали вернуться не к Вильгельмовской эпохе, а к более ранним этапам истории Германии, которые они во многом идеализировали. Многие консервативные революционеры надеялись на появление нового харизматического вождя, который бы стал гарантом выполнения законов.

Шпенглеровское деление «высоких культур» на периоды культуры и цивилизации восходит к работе Фердинанда Тённиса «Общинность и общество». У Тённиса ясно сформулирована и идея разложения общества, нашедшая свое развитие в трудах Шпенглера. Некоторые исследователи обращают внимание на сходство политической философии Шпенглера с работами Эрнста Юнгера, также заметной фигуры среди немецких консервативных революционеров. Как и Шпенглер, Юнгер в своей книге «Рабочий», указывая на немецкие исторические традиции, пытается освободить рабочее движение в Германии от марксизма. Критикуя буржуазию, он считал, что буржуазия по своему духу женственна. Полностью в духе Шпенглера Эрнст Юнгер, по аналогии с солдатом, рисует героический образ немецкого рабочего со своим строгим кодексом чести, дисциплиной, чувством ранга. Юнгер призывает не смешивать рабочий класс с так называемым «четвертым сословием» – городской массой люмпенов и безработных.5 Эти идеи отчасти были воспроизведены Шпенглером в его работе «Годы решения».

Шпенглер считал своими предшественниками  и вдохновителями только Гетте и  Ницше. Хотя в его работах можно  проследить некоторых немецких историков и философов того времени. Точно сказать были ли, Данилевский с Леонтьевым предшественниками Шпенглера нет возможности, как и нет тому подтверждений. Но о чем с уверенностью можно заявить так это о том, что его главный труд «Закат Европы»  произвел настоящий фурор сначала в Германии, а затем и во всем мире.

 

    1. Концепция О. Шпенглера о замкнутых культурных циклах

 

Концепция культуры Освальда Шпенглера в работе «Закат Европы»

 

Выход в свет главной книги  немецкого философа и историка «Закат Европы» стал выдающимся событием в западноевропейской философии XX века. Идея гибели, упадка Европы впервые была изложена задолго до Шпенглера, и до него говорили о закате Европы, критиковали европейскую цивилизацию, писали о так называемых циклах истории, правда, следует отметить, что современниками «Закат Европы» был оценен как самобытный, оригинальный, новый взгляд на проблему.

Подход Шпенглера к  истории и культуре в корне  отличается от рационалистической традиции познания. Он выступает «ниспровергателем» важнейших положений исторической науки XIX в., критикуя, прежде всего принцип историзма, линейной направленности истории и культуры.6 Теорию единства и преемственности исторического процесса, единой эволюции человечества, проходящего разные этапы, но в целом имеющей поступательный характер Шпенглер оценивает как лишенную всякого смысла. Периодическую структуру истории и культуры – «Древний мир - Средние века - Новое время» он рассматривает как «невероятно скудную и лишенную смысла схему»7

Что же противопоставляет  Шпенглер «привычной для европейца схеме» культурно-исторического развития? 

Философ выдвигает идею множественности  достигших зрелости культур, разобщенных  во времени и пространстве, и равноценных, эквивалентных по степени раскрывающихся в них возможностей. Как говорилось выше, таких культур Шпенглер насчитывает  восемь: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-исламскую, западноевропейскую и культуру майя в Центральной Америке. В качестве новой культуры, по Шпенглеру, грядет русско-сибирская культура.8 Культуры эти, по Шпенглеру, несопоставимы, они свидетельствуют не о единстве культурно-исторического процесса, а о единстве проявлений многообразной жизни во Вселенной. 

Таким образом, «лишенной всякого смысла» эволюционной теории развития истории и культуры Шпенглер противопоставляет циклическую схему, где даже одновременно существующие культуры не сообщаются между собой, являясь замкнутыми в себе ценностями. «Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной истории, держаться за которую можно только закрывая глаза на подавляющее количество противоречащих ей фактов, я вижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, к которой они строго привязаны на всем протяжении своего существования, и каждая из них налагает на свой материал - человечество - свою собственную форму и у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования и, наконец, собственная смерть»9. Такая схема на первый план выдвигает индивидуальность, абсолютную уникальность культур. Понятно, что для изучения, таким образом, понимаемых «культурных миров» неприемлем сравнительно-исторический анализ. 

Отрицая возможности последнего для рассмотрения «физиогномики» различных культур, Шпенглер использует метод морфологического анализа. Гетевский принцип морфологизующей физиогномики (метод созерцания природы) он применяет к изучению культур10. Этапы органической жизни - юность, расцвет, увядание, смерть - переносятся на жизнь культуры. Каждая культурно-историческая форма, возникнув, достигает своего цветения, затем в форме цивилизации подходит к своему концу. Таким образом, законы органической жизни Шпенглер делает основным принципом диалектики развития каждой культуры. В жизни каждой культуры он выделяет раннюю стадию - мифологическую, среднюю, стадию зрелости - метафизико-религиозную культуру и позднюю - стадию цивилизации. 

Концепция культуры трактуется им следующим образом. Культура возникает тогда, «когда из первобытно-душевного состояния вечно-детского человечества пробуждается и выделяется великая душа, некий образ из безобразного, ограниченное и преходящее из безграничного и пребывающего. Она расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой она и остается привязанной, наподобие растения. Культура умирает после того, как эта душа осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств и наук и, таким образом, вновь возвратится в первичную душевную стихию»11. Как видим, Шпенглер настолько широко трактует культуру (народы, языки, вера, государство, наука...), что трудно уловить границу между тем, что собственно является культурой и тем, что таковой не является. Шпенглер рассматривает культуру как систему, характеризующуюся определенным внутренним единством форм мышления и стилистики, выражающей себя в формах экономической, политической, религиозной, технической, художественной жизни. Анализ этого стилистического единства «культурных форм» - основной способ рассмотрения культуры Шпенглером. Культура у него - это по сути все обозримые «формы жизни». Трудно не согласиться с известным исследователем Шпенглера: «само понятие культуры у Шпенглера совершенно не отграничено, сливается с «жизнью» вообще, не имеет ограничений, необходимых для четкого определения объекта системного исследования»12

Культура для Шпенглера  запечатляет себя в только ей присущих символах, определенных образах. Символы культур не имеют никакой преемственности, они никак не связаны между собой. (Так, для Шпенглера не существует ничего общего между античной статуей и западноевропейской скульптурой). «Не существует вечных символов. Даже и повсюду встречающиеся знаки треугольника, свастики, кольца как символы - преходящи. Они встречаются во многих культурах, но каждый раз имеют иное значение и, таким образом, каждый раз созданы вновь и обладают ограниченной жизненной длительностью»13.

 Задачу своей «морфологии истории» Шпенглер видит в объяснении «души» культуры через символику, в которой последняя выражается. Символом античной культуры для Шпенглера является статуя; неведомое, что таит в себе «дорога» - символ египетской культуры; а беспредельное «пространство» - символ западноевропейской культуры. Для Шпенглера символ - ключ к пониманию культуры и истории. 

Выделив в своей работе восемь «культурных форм», Шпенглер останавливается на рассмотрении трех из них: античной, европейской и арабской. Каждой из этих культур соответствует собственная «душа» - «всякая большая культура есть не что иное, как осуществление и образ одной определенной души». Идеал аполлоновской души - чувственное тело, символом «фаустовской» души стало бесконечное пространство и всеобщая динамика, арабская «магическая» душа характеризуется дуализмом души и тела и их логическим взаимодействием. Исходя из этих прафеноменов, Шпенглер объясняет все уникальное содержание каждой из культур, все явления и события данной эпохи. Философ особо настаивает на неповторимости, невоспроизводимости символов культур, тем самым еще раз выступая против какой-либо преемственности в культуре. 

Концепция культуры Шпенглера  основывается на противопоставлении «культуры» и «цивилизации». Понятием «цивилизация» Шпенглер обозначает завершающий этап развития единой культуры. Если термин «цивилизация» используется в настоящее время в современной науке в нескольких значениях: как противопоставление варварству, как современная культура XX в., как синоним понятия «культура» при рассмотрении различных культурно-исторических типов, то для Шпенглера «цивилизация» - это конец культуры, ее декаданс, вырождение, причем каждая культура, по мысли философа, заканчивается собственной цивилизацией. 

«Что такое цивилизация, понимаемая как логическое следствие, завершение и исход культуры? Потому что у каждой культуры своя собственная цивилизация... Цивилизация - это те самые крайние и искусственные состояния, осуществить которые способен высший вид людей. Они - завершение, они следуют как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством, являемым над дорикой и готикой. Они - неизбежный конец, и, тем не менее, с внутренней необходимостью к ним всегда приходили»14.  «Невольно восстаешь против Шпенглера – «ниспровергателя», знакомясь с его анализом римской культуры – «цивилизации» античной культуры. 

Признаки цивилизации  у Шпенглера одни и те же в разных культурах: исключительная роль материального  в жизни людей, замещение разумом  пылкой духовности, атеизмом - религии, возрастание значения денег, ставших  всеобщей ценностью. В политической области главный признак «цивилизации» - империализм, понимаемый Шпенглером как политическая, военная и государственная власть «египетской, китайской, римской империй, индийского мира, мира Ислама». Признаки цивилизации - это противопоставление «центра» и «провинции», урбанизация, возникновение «мирового города», который объединяет в себе всю жизнь в стране. «Вместо мира - город, одна точка, в которой сосредоточивается вся жизнь обширных стран, в то время как все остальное увядает, вместо богатого формами, сросшего с землей народа - новый кочевник, паразит, житель большого города, человек, абсолютно лишенный традиций, растворяющийся в бесформенной массе, человек фактов, без религии, интеллигентный, бесплодный, исполненный глубокого отвращения к крестьянству...»15. Рассудок сопротивляется такой оценке, наше традиционное представление о цветущей римской культуре и человеке в ней восстает против этого утверждения Шпенглера о декадансе, упадке античности в период Римской империи. Если в античности переход от культуры к цивилизации протекает у Шпенглера в IV в. до н.э., то на Западе - в XIX в. 

Сопоставляя «культуру и цивилизацию» «как живое тело души и ее мумию», Шпенглер отказывается от какой бы то ни было идеи социального прогресса, причем, нам приходится только смириться с фактом неизбежной гибели, заката культуры. Цивилизация - это судьба культуры, а человек бессилен перед судьбой, единственно, что остается наследникам этой культуры - смириться с фактом ее гибели. «Если под влиянием этой книги, - советует Шпенглер, - люди нового поколения возьмутся за технику вместо лирики, за мореходное дело вместо живописи, за политику вместо теории познания, они поступят так, как я того желаю, и ничего лучшего нельзя им пожелать»16. Принять такой совет выше сил живого существа, для которого собственная культура, пусть и находящаяся в кризисе, полна жизни. 

Описывая закат, падение  современной духовной культуры, Шпенглер отводит в книге исключительное место развитию наук, техники в  пору заката культуры. В этой области даже гибнущая культура способна творить чудеса. Техника для Шпенглера - значимый элемент морфологического анализа, не менее важный, чем искусство и другие формы художественной культуры. Как уже отмечалось, выступая против концепции единого всемирного исторического процесса, единой линии эволюции, Шпенглер в первую очередь критикует современный ему научный метод как догматический, «закостенелый», неспособный познать мир в его изменчивости. Хотя Шпенглер и признает определенные достижения европейской науки, в частности, высокую степень абстракции, логики, все же она, по мнению философа, не способна предложить новых взглядов на мир, полностью не опосредованных данной культурой. В чем же видит Шпенглер смысл науки? Задачи последней сведены у него по сути лишь к символизации, смысловой организации мира. Основополагающее значение имело в концепции Шпенглера отрицание за наукой способности объективно познавать действительность. Любые научные результаты и выводы, считает Шпенглер, опосредованы лишь духовной традицией данной культуры (то, что верно для науки одной культуры, незначимо и неверно для другой). Любые научные представления имеют антропоморфный характер, они отражают лишь взгляды, веру и т.д. людей определенной культуры. 

«Каждая культура создала для себя свое собственное естествознание, которое только для нее истинно и существует столько времени, сколько живет культура, осуществляя свои внутренние возможности»17.

Так как наука - часть определенной культуры, нет научных выводов, знаний и т.д., которые можно было бы считать  достоверными для любых культур, «общечеловеческими». Каждая культура, таким образом, по Шпенглеру, создает свое представление о мире и свое естествознание. 

Информация о работе Эволюция социально философских взглядов О. Шпенглера