Философские взгляды Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:07, контрольная работа

Краткое описание

Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение того времени, эпохи, в которой они были написаны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
Глава I. Исторические условия формирования взглядов Платона
на воспитание…………………………………...…………………..
Глава II. Система воспитания Платона …………………….……………….
Заключение…………………………………………………………………….
Примечания……………………………………………………………………
Список источников и использованной литературы...………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Взгляды Платона на воспитание.doc

— 408.02 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

ВЗГЛЯДЫ ПЛАТОНА НА ВОСПИТАНИЕ

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….

3

Глава I.

Исторические условия формирования взглядов Платона

на воспитание…………………………………...…………………..

 

17

Глава II.

Система воспитания Платона …………………….……………….

29

Заключение…………………………………………………………………….

52

Примечания……………………………………………………………………

54

Список источников и использованной литературы...………………………

63


 

 

ВВЕДЕНИЕ

Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение того времени, эпохи, в которой они были написаны.

В нашем случае -- это период классической Греции V - IV вв. до н. э., завершившийся кризисом полисной организации. Одной из причин этого кризиса, по-мнению исследователей, явились события Пелопонесской войны (431 - 404 гг.)1. Эта война не только разделил на всю Элладу на два враждебных лагеря -- под главенством Афины и под главенством Спарты -- но и положила начало новому этапу межполисных отношений, которые теперь стали отличаться насыщенностью военных столкновений, негативно сказывающихся на внутренней жизни самих полисов2. В конечном счете, полис, как самоопределяющаяся политическая единица, как форма организации жизни граждан, пришел к тому, что перестал себя оправдывать. На деле это вылилось в неспособность к решению остро назревших экономических, политических и социальных проблем. Наряду с этим перестал себя оправдывать, что в принципе вполне естественно, прежняя традиционная система ценностей, которая была гарантом единства и согласия граждан. Все возникшие проблемы и противоречия внутри полиса требовали незамедлительного их разрешения. Таким образом, поиск выхода полиса из кризиса все больше занимал умы "полисной интеллигенции" -- Ксенофонта, Исократа, Антисфена, Аристотеля и Платона, в частности. В русле общих идей -- монархической3 и панэллинской4 теория Платона о социальном и политическом переустройстве общества имеют свою специфику.

Для Платона выход из кризиса виделся в построении полиса на идеальных началах, где наряду с изменениями в экономической, политической, социальной сферах, уделяется огромное внимание вопросам воспитания граждан.

Предметом моего исследования будет осмысление взглядов Платона на воспитание, различных аспектов его системы с позиции исторических реалий V - IV вв. до н. э.

Постановка проблемы под таким углом зрения видится актуальной в нескольких отношениях. Во - первых, тема воспитания всегда была и останется животрепещущей (в особенности в переломные моменты истории). Во - вторых -- с позиции важности изучения духовного наследия  прошлого. В - третьих -- неразработанность этой проблемы в историографии античной истории.

Основными источниками по этому вопросу служат два наиболее обширных и фундаментальных сочинения Платона -- «Государство» и «Законы».

«Государство» писалось мыслителем в течение довольно длительного промежутка времени, основная же часть была написана в 70 - 60е гг. IV в. до н. э. Это произведение относится к зрелому периоду творчества Платона. Первый перевод «Государства» был сделан до революции В. Н. Карповым5. В советский период лишь в 60 - 70е гг. появился второй перевод «Государства», сделанный А. И. Егуновым6, издание этого произведения по сравнению с предыдущим переводом было дополнено обстоятельными примечаниями А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. В своей работе мы использовали переиздание перевода А. И. Егуновым7.

Произведение «Государство» написано в форме диалога -- разговора нескольких лиц (это реальные люди, жившие в Греции того времени) -- и состоит из десяти книг.

Поскольку целью написания этого диалога являлось изображение идеального, с точки зрения Платона, полиса, то воспитанию отводилось вполне определенная роль, одного из основных структурообразующих элементов этого полиса.

Для мыслителя необходимость преобразования действительности виделась через внесение изменений в социальную и политическую структуру общества. Таким образом, идеальный полис представлялся им как коллектив граждан, разделенный на три сословия. Мыслитель, моделируя различные аспекты функционирования идеального полиса, отмечает, что воспитание должно быть привилегией двух сословий -- "стражей". В целом вопросам воспитания Платон отводит, приблизительно, половину всего объема книг в своем произведении. Так, во II и в III книге мыслитель уделяет внимание мусическому и физическому искусству в деле воспитания стражей, в V книге он подробно рассматривает вопрос отборе детей, пригодных по физическим, умственным и возрастным параметрам для дельнейшего совершенствования. VIII книга посвящается разбору знаний, необходимых стражам для управления идеальным полисом и X книга рассматривает, какие виды искусства могут нести воспитательную нагрузку (о месте искусства в вопросах воспитания).

Вопросам воспитания в «Государстве» отводится место теоретических установок -- Платон говорит, что дает лишь "главные образцы воспитания и обучения" не вдаваясь в детальный разбор практических мероприятий (III, 412)

Практические аспекты воспитания рассматриваются Платоном в другой его работе, в «Законах». Она была написана в основном в 354 г. до н. э. (то есть за 7 лет до смерти) и относится к произведениям позднего периода его творчества. По свидетельству Диагена Лаэртского8 «Законы» были оставлены Платоном еще на восковых дощечках, то есть в рабочем виде и увидели свет после смерти философа, переписанные Филиппом Опунским, учеником Платона. Большинство исследователей считают, подлинным это произведение, как впрочем и «Государство».

Впервые в России «Платоновские разговоры о законах» вышли в переводе В. Оболенского9, а затем «Законы» были опубликованы под редакцией видных знатоков греческого языка С. А. Жебелева, Л. П. Красавина, Э. Л. Радлова10. Затем  Последующие переводы были сделаны в советский период А. И. Егуновым11, которыми мы и воспользовались для своей работы. «Законы» написаны в диалогической форме и состоят из двенадцати книг. Цель написания диалога -- представить второй по совершенству тип идеального полиса, который более приближен к реальности. В этом варианте нет уже того резкого разграничения граждан на три сословия. Платон уделяет большое внимание детальному анализу законов, которые необходимы для достижения идеалов. Характерно, что ряд предлагаемых Платоном законов имеет прямое отношение к проблемам воспитания граждан полиса. Таким образом, воспитание занимало важнейшее место, и в новом построении Платона этому вопросу посвящены пять книг.

В I книге мыслитель отмечает зависимость "истинного" законодательства от общественного и личного воспитания. Во II книге он обращает внимание на хороводное мусическое воспитание (поскольку для Платона участие в хороводах является мерилом воспитанности). В VI книге содержится перечень всех должностных лиц, которые занимаются вопросами воспитания в его идеальном государстве. В VII книге предпринимается детальный анализ возрастных ступеней воспитания, предлагаемых Платоном, и соответствующих им мероприятий. Особый интерес в VIII книге представляет предложение Платона о необходимости различных состязаний (мусических и физических), как способа проверки умственного, душевного и физического развития человека (определенное физическое и нравственное состояние служило критерием воспитанности человека).

В заключение хотелось бы отметить сложности, которые возникают при работе с такого рода источниками. Во - первых, ввиду того, что Платон не ставит своей целью написание педагогических трактатов, вопросы воспитания рассматриваются им в русле других аспектов жизни "придуманных" им полисов, что затрудняет вычленение взглядов Платона из текстов источников. Во - вторых, позиции мыслителя по вопросам воспитания, излагаемые в двух диалогах, заметно отличается друг от друга. Вместе с тем, идеи Платона о воспитании разбросаны по разным частям его произведений, что представляет трудности для уяснения концепции воспитания у Платона в целом.

Возможно, сложность анализа источника предопределила незначительную степень интереса среди историков и антиковедов к данной проблеме. Поэтому основная масса работ, ее затрагивающих -- это труды по истории философии, истории искусства, истории педагогической мысли.

Обратимся, прежде всего, к работам сугубо исторического характера.

Дореволюционная отечественная историография представлена работами, в которых авторы акцентируют свое внимание, прежде всего, на различных аспектах функционирования античного полиса. Так, можно выделить исследование В. П. Бузескула12, посвященное организации школьного дела у древних греков. И хотя автор не ставит своей целью показать всю совокупность взглядов Платона на воспитание, но выводы, сделанные им в своей работе, позволяют нам с более высокой точностью говорить о соотношении педагогической теории Платона с существующей практикой.

В контексте вышеуказанных проблем, выдающемся русским мыслителем Н. И. Кареевым13 рассматривается также вопрос об отношении Платона к вопросам воспитания. Н. И. Кареев, в частности, отличал, что отношение Платона к человеку, к гражданину в идеальном полисе и разработанная для него система воспитательных мероприятий противостоят бытовавшим в то время индивидуалистическим тенденциям и их выразителям -- софистам.

Дореволюционную историографию дополним работой Н. И. Новосадского14, -- исследователя историко-филологического направления. Он занимался изучением школы и религии в древней Греции, и одним из первых сделал попытку рассмотрения во всей совокупности взглядов Платона на воспитание. Цель его исследования заключалась в том, чтобы показать педагогические идеалы Платона в связи с греческой действительностью. Его исследование можно условно разделить на две части: в первой даются теоретические положения Платоновской педагогики, во второй -- его педагогическая система. В первой части его работ для нас представляет наибольший интерес обращение автора к вопросу о месте религии во взглядах Платона на воспитание. Во второй части исследователь вполне справедливо определяет взгляды Платона на воспитание, как сформировавшуюся педагогическую систему, а также отмечает, что ее "он изложил не в виде отдельного педагогического трактата", а в связи с вопросами об идеальном государственном устройстве и идеальных законах. Вместе с тем, отмечая изменение взглядов Платона на воспитание от одного проекта к другому, автор не указывает причин этой эволюции. Также в этой части он обращается к анализу возрастных ступеней воспитания и помимо этого дает оценку воспитательным мероприятиям, им соответствующим. В заключении автор приходит к выводам, что многие "мысли Платона, высказанные им по вопросам воспитания и образования", не были оторваны от действительности, "поскольку имеют историческую основу в жизни Эллады ", а также связаны с важнейшими вопросами входящими в область этики общественной и государственной жизни.

Этими тремя работами ограничивается доступная мне историография по дореволюционному периоду.

Историки советского периода к данной проблеме практически не обращались.

Из общей литературы по истории древней Греции можно выделить труд С. Я. Лурье15, который упоминая о взглядах на воспитание у Платона, показывает еще и свое к ним отношение "Воспитание и обучение наукам -- пишет исследователь -- имеет цель пробудить в душе человека воспоминания об ее пребывании в мире идей, как единственного источника знаний. А у человека с душой низшего сорта таких воспоминаний вообще нет, поэтому никакое воспитание и никакие науки не могут сделать из него государственного мужа".

Последующие авторы16 не только не только не показывают свое отношение к вопросам воспитания, говоря о них вскользь, они в большей степени вообще не затрагивают этих вопросов.

Вновь историки обратили внимание на наследие Платона в 70е годы. Такой заметный интерес был обусловлен датой 2400-летием со дня рождения мыслителя.

Известный советский историк В. П. Волгин17 в своей работе, посвященный истории социалистических идей, обращается к вопросу о правомерности мнения некоторых зарубежных историков о Платоне, как родоначальнике социалистических идей. Такая трактовка идей Платона возникла, вероятно, в связи с выдвинутыми им проектами переустройства общества на идеальных началах. Историк увидел в них ярко выраженную классовую позицию Платона, которая выразилась в его нежелании заниматься воспитанием граждан полиса, занятых физическим трудом -- "выходцу из трудящихся при всех его способностях будет трудно конкурировать с человеком, который был предназначен стать стражем". Несмотря на это, автор вполне справедливо отмечает эволюцию взглядов Платона на воспитание от одного проекта к другому. Если в первом проекте, по-мнению В. П. Волгина "организация воспитания закрепляет за стражами наследственное право управления, превращая их в наследственную аристократическую группу", то во втором проекте "аристократия -- группа замкнутая, но не при помощи организации воспитания".

Непосредственно тему воспитания затрагивает Р. Б. Евдокимов181, разбирая вопрос о должностных лицах во втором проекте Платона -- в «Законах». Он выделяет среди них и рассматривает "попечителя о воспитании".

Таким образом, для работ советского периода характерна абсолютизация воздействия происхождения Платона на его взгляды -- "политическое бытие Платона определило его политическое сознание"182, -- а также акцентирование внимания на нежелании Платона заниматься воспитанием трудящихся граждан.

Информация о работе Философские взгляды Платона