Эволюция взглядов на качество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 16:08, реферат

Краткое описание

Вопросы качества дистанционного образования имеют принципиальное значение со времени первых опытов применения информационных и коммуникационных технологий в образовании. Сегодня уже мало кто ставит под сомнение возможность организации качественного дистанционного обучения, но по прежнему, оно является объектом пристального внимания как государственных органов по надзору за образованием, так и самих учреждений образования. Понятие качества деятельности учреждения образования является более широким понятием и включает в себя качество образовательной деятельности в качестве главной составляющей, хотя и не исчерпывается им.

Вложенные файлы: 1 файл

латыпов.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Эволюция взглядов на качество.

 

 

    Вопросы качества дистанционного образования имеют  принципиальное значение со времени  первых опытов применения информационных и коммуникационных технологий в  образовании. Сегодня уже мало кто  ставит под сомнение возможность организации качественного дистанционного обучения, но по прежнему, оно является объектом пристального внимания как государственных органов по надзору за образованием, так и самих учреждений образования.  
 
               Понятие качества деятельности учреждения образования является более широким понятием и включает в себя качество образовательной деятельности в качестве главной составляющей, хотя и не исчерпывается им. Другими составляющими этого понятия являются качество научной деятельности и деятельности по развитию ключевых компетенций учреждения ОДО, качество деятельности по обеспечению работы учреждения ОДО, качество маркетинговой деятельности и управления отношениями с обучающимися и т.п.  
 
               Но что же такое качество? В самом общем случае под качеством понимают степень соответствия некоторых управляемых параметров процесса определенным требованиям, заданным (запланированным) значениям параметров, стандартам. На разных этапах развития менеджмента качества требования, которым должна была соответствовать "качественная" деятельность менялись. Впервые управление качеством продукции было определено в период становления и развития массового производства в 20-30-е годы XX века. К этому же периоду относят появление первых широко применяемых методик статистического контроля качества продукции. Научное обоснование менеджмент качества получил в послевоенные годы (после 2-й Мировой войны) в трудах выдающихся американских исследователей, значительное время работавших в Японии: Эдвардсом Демингом, Джозефом Джураном, Армандом Фейгенбаумом. Позднее крупный вклад в исследование проблем качества и становление научного менеджмента качества внесли Филипп Кросби, Геничи Тагучи, Каоми Ишикава и другие.  
               Дейл и Купер (1992) выделили 4 этапа в эволюции представлений о качестве:

 
1 этап: инспекция качества, 
2 этап: контроль качества, 
3 этап: обеспечение качества, 
4 этап: всеобщее управление качеством (TQM - total quality management).<.blockquote>               

Инспекция качества связана с тестирование выходов операционного процесса, контроль качества связан с применением статистических методов и коррекцией деятельности на основе статистических данных о нежелательных отклонениях, обеспечение качества связано с проактивным отношением к качеству и стремлениями предотвратить сами причины проблем с качеством, всеобщее управление качеством связано на радикальном изменении отношения всех сотрудников к качеству и укоренении качества как фундаментальной ценности и одного из главных элементов культуры организации. Всеобщее управление качеством - это целостная система взглядов, в которой качество считается источником устойчивых конкурентных преимуществ. Такая система основана на задании системы показателей, охватывающих всю деятельность организации, нацеленной на первоочередное удовлетворение требований конечного потребителя (в нашем случае обучающегося) и уверенности, что стремление к качеству улучшит работу всей организации. Всеобщее управление качеством предполагает стратегической работы над совершенствованием качества, что требует всеобщей (в масштабе всей организации) приверженности этой деятельности, причем на долговременной систематической основе.  
 
Известные специалисты в области TQM Ш. Шиба, А. Грэхем, Дж. Вальден (1992) описывают эволюцию в определении качества как соответствия 4 группам заинтересованных сторон:

 

качество, определяемое соответствием  стандарту (характеризует этап массового  производства 50-60-х и следования жестким производственным стандартам, часто устанавливаемым на государственном  уровне и контролируемым государственными, региональными и внутренними органами контроля); 

качество, определяемое соответствием  применению (характеризует этап ориентации на конечную полезность продуктов и  услуг для потребителей, определяемую на основе маркетинговых исследований и обратной связи от потребителей и характерный для 70-80-х); 

 

качество, определяемое соответствием  стоимости (характеризует этап нацеленности на обеспечение должного качества для  потребителей и одновременное снижение затрат для обеспечения главной задачи - увеличения стоимости для акционеров, характерный для 80х-90х); 

 

качество, определяемое соответствием  непроявленным (несформированным) потребностям (характеризует этап нацеленности организаций  на проактивное удовлетворение потребностей потребителей, формируемых самими организациями на основе развития их ключевых компетентностей персоналом и партнерами, характеризует деятельность передовых компаний начала XXI века).

 

 

Годы XX в.

50-е

60-е

70-80-е

90-е

 

Название (суть) этапа

Соответствие стандарту

Соответствие применению

Соответствие стоимости

Соответствие скрытым потребностям

 

Эволюция понятия «качество»

Качество продукта отвечает нормам изготовления

Качество продукта отвечает нуждам рынка.

Качество продукта повышается при  одновременном снижении его стоимости.

Качество продукта отвечает скрытым  или будущим потребностям

 

Недостатки

Не отвечает потребностям рынка. Надежда  на то, что качество может быть достигнуто путем инспекций (проверок).

Слабость конкурентного преимущества, основанного на соответствии применению. Дорогостоящая проверка качества.

Слабость конкурентного преимущества, основанного на соответствии стоимости.

Возможность создания искусственного ненужного спроса.

 

Эволюция методологии (методы управления качеством)

Стандартизация. Статистическое управление производством. Контроль.

Исследование рынка. Межфункциональная  вовлеченность.

Формирование областей качества. Внедрение  семи шагов и семи методов качества.

Развертывание функций качества. Семь приемов управления и планирования качества.

 

Эволюция интеграции предприятия

Интеграция технологической линии (вертикальная интеграция).

Интеграция всех функций предприятия (горизонтальная интеграция).

Интеграция  всей иерархии предприятия (вертикальная интеграция).

Интеграция  всех процессов на предприятии (горизонтальная интеграция).

 
           

 

 
               

Современный этап развития методологии управления качеством, согласно Ш. Шиба, А. Грэхему  и Дж. Вальдену характеризуется необходимостью для организаций обеспечивать все  четыре вида соответствий. Дальнейшие ориентиры связываются с учетом еще более тонких требований деятельности, определяющихся глобализацией и увеличением взаимозависимости всех сторон жизни (учете других заинтересованных сторон) и определении качества на основе соответствия требованиям культуры организации и потребностям общества в целом (что в случае управления качеством образовательной деятельности является обязательным).

 

Вывод:

 

 Понятие качества формировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств. Каждое общественное производство имело свои объективные требования к качеству продукции. Первоначально проверка качества предполагала определение точности и прочности (точность размеров, прочность ткани т.п.).

Повышение сложности изделий привело  к увеличению числа оцениваемых свойств. Центр тяжести сместился к комплексной проверке функциональных способностей изделия. В условиях массового производства качество стало рассматриваться не с позиций отдельного экземпляра, а с позиций стандарта качества всех производимых в массовом производстве изделий. 
С развитием научно-технического прогресса, следствием которого стала автоматизация производства, появились автоматические устройства для управления сложным оборудованием и другими системами. Возникло понятие надежность. Таким образом, понятие качествапостоянно развивалось и уточнялось. В связи с необходимостью контроля качества были разработаны методы сбора, обработки и анализа информации о качестве. Фирмы, функционировавшие в условиях рыночной экономики, стремились организовать наблюдения за качествомв процессе производства и потребления. Упор был сделан на предупреждение дефектов. 
Значение качества продукции состоит в том, что только качественная продукция открывает экспортную дорогу на платежеспособные рынки. Большую роль в обеспечении качества продукции российских производителей и ее успешной конкуренции на мировых рынках призваны сыграть специальные конкурсы. 
Необходимость комплексного подхода к качеству на предприятии, составления долгосрочных программ, участия всех подразделений в деятельности по повышению качества свидетельствует о том, что качеством продукции, и работы нужно управлять. 
 
Современное управление качеством исходит из положения, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена; эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства. 
Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества, т.е. менеджмент качества.

Понятие «менеджмент качества» охватывает те аспекты общей функции руководства, которые определяют политику в области качества,цели и ответственность, планирование, обеспечение и улучшение качества. Наиболее эффективно реализовать функции менеджментакачества позволяет внедрение системы качества, которая пронизывает все сферы деятельности предприятия. Система качества, таким образом, играет особую роль, до сих пор не удалось придумать инструмента, который был бы столь же прост и эффективен в попытке достигнуть главной цели - снижения себестоимости производимых продукции или услуг при безусловном удовлетворении всех прихотей потребителя. 
Конкурентная борьба предприятий сегодня все чаще превращается в соперничество между их системами качества. Нередко предпочтение отдается тому поставщику, который имеет сертифицированную систему качества, а для успешной деятельности на внешнем рынке наличие такого сертификата является непременным условием. 
Качество можно представить в виде пирамиды. Наверху пирамиды находится TQM - всеохватывающий, тотальный менеджмент качества,который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, требуемых условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанное с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. На этом этапе непосредственно оценивается качество годнойпродукции, мнение потребителя, анализируются рекламации. Таким образом, цель работы по управлению качеством на предприятии - это движение по пирамиде от основания к вершине.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г.  М. Социальная психология. Учебник  для высших учебных заведений. - М.: АспектПресс, 1998. - 376 с.

2. Баззел Р., Кокс Д., Браун Р. Информация  и риск в маркетинге. / Пер. с  англ. под ред. М. Р. Ефимовой. - М.: Финстатин-форм, 1993. - 96 с.

3. Дж. Ф. Литл. Основы маркетинга. Чего же хотят  ваши потребители. Надежный способ это выяснить. Ростов-на-Дону.: "Феникс", 1997. - 400 с.

4. Дихтлъ Е., Хершген X. Практический маркетинг.  Учебное пособие / Пер. с нем.  А. М. Макарова. Под ред. И.  С. Минко - М.: Высш. шк., 1995. - 255 с.

5. Зверинцев  А. Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR / 2-е изд., испр. - СПб: Союз, 1997. - 288 с.

6. Ильенкова  С. Д. Управление качеством.  Учебник. Под ред. академика  Международной Академии Информатизации, доктора экономических наук, профессора  С. Д. Ильенковой - Москва 1998.

7. Карлофф Б.  Деловая стратегия: концепция,  содержание, символы / Пер. с англ. / Научн. ред. и авт. послесл.  А. В. Приписное. - М.: Экономика, 1991. - 239 с.

8. Круглое М.  Г. Современные концепции предпринимательства  и качество // Стандарты и качество, 2000, №11.

9. Крылов И.  В. Маркетинг (социология маркетинговых  коммуникаций). - М.: Центр, 1998. - 192 с.

10. Лапидус В.  А. Всеобщее качество (TQM) в российских  компаниях / Гос. ун-т управления; Нац. фонд подготовки кадров. - М.: ОАО "Типография "Новости"", 2000. - 432 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Московский  Государственный Горный Университет.

 

 

 

 

Практическое  занятие

«Изучение понятия качество»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студ-ка гр. ПМ Б-11

Шиховцова  А. И.

Проверил:

Латыпов  Д. В.

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

Московский  Государственный Горный Университет.

 

 

 

 

Практическое  занятие

«Изучение понятия качество»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студ-ка гр. ПМ Б-11

Нагаец Ю. В.

Проверил:

Латыпов  Д. В.

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

1. Качество  как объект управления

 

Качество  определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.

Управление  качеством неизбежно оперирует  понятиями: система, среда, цель, программа  и др. Различают управляющую и  управляемую системы. Управляемая  система представлена различными уровнями управления организацией (фирмой и др. структурами). Управляющая система создает и обеспечивает менеджмент качества. Управляющая система начинается с руководства высшего звена. Именно руководство высшего звена должно исходить из стратегии, что фирма способна на большее по сравнению с прошлым. В организационной структуре фирмы могут быть предусмотрены специальные подразделения, занимающиеся координацией работ по управлению качеством. Распределение специальных функций управления качеством между подразделениями зависит от объема и характера деятельности фирмы.

Информация о работе Эволюция взглядов на качество