Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 17:33, шпаргалка

Краткое описание

1. Философия как наука
Предмет философии
Философия – древнейшая система знаний: 8 век до н.э. в древней Индии в форме мировоззрения, с 6-3 века до н.э. в Древней Греции превращается в науку, а в XX веке – самая сложная теоретическая наука, ибо объединяет в себе признаки двух разнородных систем знаний: мировоззрения и науки. Они противоположны по таким основаниям:
а) наука стремится к однозначности, а мировоззрение многозначно, ситуативно и исторично.
б) наука вне идеологии, а мировоззрение непосредственно связано с ней и политикой.

Вложенные файлы: 2 файла

Философия_шпор.doc

— 685.00 Кб (Скачать файл)

ü Эксплуататорский характер – стремление к насильственному получению благ (силой, хитростью, обманом).

ü Нарцисстический характер – стремление к созерцанию собственной личности и получение от этого удовольствия.

ü Биофильный характер – психическое стремление к росту, жизни и активности во всех сферах существования.

Т.о., философия бессознательного очень полезна для современной культуры:

1. Для совершенствования демократических методов управления населением и снижения социальной напряженности между социальными группами.

2. Актуализирует развитие психологии  по углубленному анализу сокровенных, личностных свойств человека.

3. Развивает идеал гуманности  в мировой культуре.

Религиозная философия

Религиозная философия – направление в зарубежной философии ХХ века, которое исследует проблемы на основе догматов теизма с учетом достижений современной науки и культуры. В отличие от средневековой философии, современная религиозная философия несхоластична, а, наоборот, разрабатывает аксиологические социальные проблемы философии с учетом достижений культуры. Только лишь теологические проблемы изучаются в рамках конфессиональной догматики и схоластики.

Достижения религиозной философии:

1. Разработка проблемы человека  с точки зрения понимания человека  как персоны, содержащей в себе  космическую энергию мира, Бога, индивидуальной личности, социальные  качества и природные особенности. Все эти качества концентрируются  на основе энергии Бога или в присутствии Бога в мире и в душе человека.

2. Разработка социальных проблем  общества на основе идеи гуманности  и политической парадигмы пацифизма.

Пацифизм – это борьба за мир ненасильственными методами. Напр., в Индии в 1949 г. – требование независимости от Англии.

Особенно четко и последовательно социальные проблемы представлены в неотомистской философии (варианте католической философии ХХ века).

Современный Папа Римский – известный польский философ Войтыла. Традиционно Папы составляют энциклики – послания народам мира, в которых пропагандируют идеи ненасилия и гуманности с точки зрения, что человек – высшее творение Бога, поэтому должен развиваться свободно.

3. Разработка проблемы первичности  религии и религиозных ценностей  в современной культуре на том основании, что религиозные ценности объединяют все идеалы культуры и стимулируют у человека стремление к совершенству, выражением которого является конфессиональный Бог или Бог вообще, но идея о едином Боге для всех не развита, не признана в конфессиях по чисто экономическим причинам – поступления доходов. Поэтому развиваются такие направления религиозной философии ХХ в.:

1) неотомизм,

2) неопротестантская философия (теоретики: Тиллих, Трёльч, Бультман).

3) христианский эволюционизм. (Тейяр де Шарден "Феномен человека"; в этой книге де Шарден доказал, что идея развития применима и в религии: если Бог совершенен, то он не может развиваться бесконечно).

Этапы развития человеческого мира – бытия, которое может познать человек с помощью науки, веры и всех своих возможностей:

(1) Хаос энергии (точка "альфа") – исходная, из нее вырастает состояние преджизни (2), т.е. природы. Из природы вырастает жизнь (3).

(4) Мысль.

(5) Сверхжизнь – состояние полной идеальности.

(6) Точка "омега" – единение природы, общества, человека, хаоса, душевности в Боге. Эти мысли во многом мистичны, но оригинальность в том, что впервые в религии появилась идея эволюционизма, которая официально была запрещена после трудов Ч.Дарвина. Тейяр де Шарден был подвергнут осуждению и понижен в должности.

Философия христианского персонализма. Теоретики: М.Шеллер (считается гением персонализма), Мунье, М.Бубер и др.

Идеи Шеллера:

1. Обоснование смысла понятия "персона" как уникального, неповторимого, эмоционально-духовного  в человеке. Эмоциональность человека превыше всего, т.к. в её свойстве высшая христианская ценность – любовь к Богу и к людям. Благодаря любви человек относится к другим людям с симпатией, особой предрасположенностью, доверчивостью, добротой. В сравнении с разумом логика сердца превыше всего.

2. В системе аксиологии важно  выделить три уровня ценностей:

1) чувственные ценности – позитивное  содержание сенсорного уровня  психики (радость, удовольствие), но  они ограничены;

2) гражданские – рациональные  варианты отношения к другим народам, социальным группам, государству.

3) культурные – идеалы общества (моральные, правовые, эстетические, религиозные); причем религиозные идеалы среди  них – превыше всего, т.к. обеспечивают  спасение души.

Феноменология

Феноменология – направление в западной философии ХХ века, которое исследует проблему выявления глубинных смыслов сознания, не раскрывая отношения сознания к внешним объектам. Гений – Гуссерль. Идеи:

1. Идея феноменов сознания –  таких идеальных глубинных уровней  сознания, в которых представлено единство смысла и идеального объекта.

2. Феномены познаются только идеациями – метод интуитивного усмотрения сущности.

Гуссерль разработал общую методику идеационного исследования сознания. Его труды были развиты в западной философии ХХ века. Они доступны для специалистов, т.к. они очень сложны.

Герменевтика

Герменевтика – это направление, исследующее законы понимания смыслов текстов. Распространены в западной философии, т.к. нужно в условиях разнообразия текстов установить однозначный смысл теологических, филологических, юридических, культурных текстов. Теоретики: Гадамер, Гильтей, Рикёр.

Основная идея: в тексте важно не содержание, а смысл. Содержание и смысл текста – это не одно и то же, т.к. в содержании обязательно представлена информация об объекте, а в смысле – оценка.

Структурализм

Структурализм – направление западной философии ХХ века, которое исследует инвариантные устойчивые связи в развитии сложных объектов (язык, психика, культура).

Теоретики: Леви-Стросс, Пирс, Фуко, Локан.

"Важно не содержание, а структура в любом объекте." Это положение частично неправильно, т.к. чтобы быть связям, должно быть содержание, в котором фундаментальны элементы. Однако в условиях специализированных наук изучение структуры очень полезно.

 

Многообразие направлений позитивно для развития творческого мышления человека, поэтому специализация зарубежной философии – наиболее полная за всю историю философии; многие учения ориентированы на специалистов.

______________________________________

16. Русская философия

Русская философия – исторический тип философии, существующий с XI века по настоящее время в рамках русскоязычной культуры.

Специфика русской философии:

1. Включает в себя учения философов  различных направлений, как православной  ориентации, так и атеистической, феодальной, капиталистической, социалистической направленности.

Т.о., русская философия возникает исторически поздно, но за короткий срок вышла на уровень мировой значимости. Причем, национальность философа не имеет для русской философии никакого значения.

2. Разработка преимущественно аксиологических, социальных, антропологических проблем. Это показатель относительной  теоретической ограниченности философской  мысли, познания, т.к. фундаментальные  проблемы философии – это гносеология, онтология, теология, а у русских философ они разработаны слабо.

3. Нетрадиционная форма развития  и выражения философских идей: до 1756 г. философское образование  не было государственно организовано, специалисты приезжали с Запада. А в 1756 г. открылся философский факультет в Московском Университете.

Философские идеи были первоначально в текстах религиозного, публицистического, художественного содержания. На этом основании все писатели мирового уровня признаются философами – Пушкин, Тютчев, Гоголь, Достоевский, Л.Толстой.

4. Исследование проблемы коллективизма  как основы всех общественных  состояний (в экономике, политике, государстве, вере), основы будущего России  в различных вариантах, будь то  вариант религиозной соборности, русского социализма, самодержавия.

5.  Имеет следующую периодизацию:

I период (XI-XVIII вв.) – начало русской философии, связанное с принятием христианства.

► Условно первый философ Руси – Илларион (сперва монах, затем – митрополит). В 1030-е годы он написал труд "О слове и благодати", где обозначил идеи:

1) Истинная вера – византийский  вариант православия.

2) Киевская Русь как государство  должна быть самодержавной.

3) Россия – это особое государство  в мире.

► В XVI веке священник Фиофей создал теорию "Третьего Рима" – идея о единстве православия и Российского государства как едииных фундаментальных форм поддержания в мире истинной религии. Эта идея частично философская, т.к. ее смысл политический – доказать, что самодержавие России вечно, абсолютно полезно для народа; оно существует вместе с религией православия; по отношению к миру европейской культуры Россия и православие есть лидеры истинной религии и истинной правды жизни. "Второй Рим" – г.Константинополь в Византии (уничтожен в 1456 г.). "Первый Рим" – г. Рим в Римской Империи, в котором в IV веке христианство было признано официальной, а затем – единственной государственной религией.

Идеи первого периода – религиозные и политические; первые этические мысли в форме назиданий были изложены в публикациях художественного, публицисти-ческого вида.

II период (XVIII – перв. пол. XIX века).

Достижения:

1. Начинается философское образование  в России на собственной основе. Философский факультет Московского  Университета открылся в 1756 г. Первые  преподаватели получили образование  во Франции, но обучали студентов на русском языке и качественно (Десницкий, Анечнов, Козельский).

2. Распространение прогрессивных  идей европейской философии в  русской литературе

► Ломоносов – энциклопедист. Высказал некоторые философские идеи:

ü об атомарном строении вещества;

ü о соотношении чувственного и рационального в познании;

ü о необходимости развивать научное познание;

ü об исторической роли русского народа в мировой культуре.

► Радищев – публицист, написал философский труд "О человеке, его смерти и бессмертии", где доказал, что существование души одинаково доказуемо и опровергаемо логическими аргументами, но человеку желательно верить, чтобы мужественно переносить трудности жизни и неизбежность смерти.

► граф Щербатов развивал философию Платона в России, идеи нравственности в рамках универсальности Нового Завета.

III период (втор. пол. XIX – нач. ХХ в.) – расцвет русской философии.

1. Создание оригинальных философских  систем, которые по форме близки  к западной системе философии, а по содержанию отличаются  новизной.

Первая философская система создана П.Я.Чаадаевым в трудах Философские письма: Апология сумасшедшего. В них он доказал, что онтологические и гносеологические проблемы для русской философии несущественны, однако в своих трудах он создал вариант рассуждений на эти темы в пределах идеализма. Основная его идея – в области социальной философии – о судьбе России. Он впервые осмелился высказать мысль о том, что Россия безнадежно отстала от Европы, т.к. развивает самодержавие, консерватизм, православие. За эти мысли его назвали сумасшедшим, однако реально для их возникновения были основания, т.к. крепостничество в России задерживало промышленное развитие.

2. Идеи Чаадаева определили проблематику  дискуссии славянофилов и западников.

Славянофильство – направление в русской философии и культуре, которое доказывало самобытность России на основе культурных традиций православия.

Теоретики: Хомяков, Самарин, братья Аксаковы, Леонтьев, Данилевский ("Россия и Европа" ).

Идеи славянофильства:

1) Идея национальной самобытности России в противовес культуре Запада. "Правда России превосходит закон Запада" – это формула самобытности, в которой главное содержание таково: законы, созданные юристами Запада, оправдывают и поощряют индивидуализм личности, а это вредно для общества; нормы православия развивают моральность и духовность человека в результате чего Правда выше, чем Закон.

2) Идея соборности – коллективности жизни русского народа. Мысль о том, что народы России независимо от нации едины духовно, т.е. на уровне веры в Христа, соблюдения норм морали, правил взаимопомощи и поддержки руководителя государства – царя.

3) Идея триединства общественных  ценностей культуры. "Православие, Самодержавие, Народность" – базовые ценности России, которые гарантируются государством и поддерживаются народом.

Западничество – направление в русской философии, которое доказывает необходи-мость перехода России на стандарты Европы, чтобы преодолеть культурную отсталость в промышленности, в технике, образовании, науке.

Теоретики: Герцен, Белинский, Кавелин, Бакунин – все они по-разному определили пути перехода к стандартам Запада. Герцен и Бакунин – за революционный путь, а Кавелин – за эволюционный.

► Бакунин – анархист, отрицал роль государства и считал, что после революции будет общество, организованное идеалами анархии: совесть, справедливость, гуманность – это подлинные регуляторы поведения человека, а религия, государство, авторитеты – это внешние формы насилия над человеком.

3. Развитие религиозно-идеалистической философии.

Теоретики: В.С.Соловьев, Л.Н.Толстой, Юркевич, Гоготский и др. – все они развивали идеи в рамках недогматической формы православия, поэтому не признавались официальной церковью в России, т.к. для философов главным было не доказательство догматов, а обоснование от имени Бога нравственных ценностей жизни. Особенно знаменательны учения В.С.Соловьева и Л.Н.Толстого.

► Соловьев Вл. Серг. (1853-1900) – сын знаменитого историка.

1.Создал первую в России этическую  систему философии. Труд "Оправдание добра", где мысли:

ü Стыд, Жалость, вера, благоговение перед Высшим – это основные интуитивные нравственные чувства, на основе которых строится вся система рационалистической этики. Эта мысль – оригинальная в мировой культуре.

Если вам понравились шпаргалки, скажите мне спасибо ).doc

— 22.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"