Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 17:33, шпаргалка

Краткое описание

1. Философия как наука
Предмет философии
Философия – древнейшая система знаний: 8 век до н.э. в древней Индии в форме мировоззрения, с 6-3 века до н.э. в Древней Греции превращается в науку, а в XX веке – самая сложная теоретическая наука, ибо объединяет в себе признаки двух разнородных систем знаний: мировоззрения и науки. Они противоположны по таким основаниям:
а) наука стремится к однозначности, а мировоззрение многозначно, ситуативно и исторично.
б) наука вне идеологии, а мировоззрение непосредственно связано с ней и политикой.

Вложенные файлы: 2 файла

Философия_шпор.doc

— 685.00 Кб (Скачать файл)

5. Слабая связь с наукой.

 


7. Античная философия (АФ): Платон, Аристотель

Специфика античной философии (АФ)

АФ – исторический тип философии, существовавший с 7-6 в. до н.э. по 529 г. н.э. в цивилизациях Древней Греции и Римской Империи.

1. АФ – первый европейский вариант рациональной философии, который стал основой современной техногенной цивилизации (15-17 в.) – такого общества, которое основано на науке, технике, производстве и демократии.

2. АФ – первый вариант рациональной философии в истории человечества – такой системы философии, в которой все понятия, суждения и выводы четко определены по правилам логики и соблюдается последовательность "цель ® средства ® результат" в мышлении.

3. Сформулированы и частично  решены все группы философских  проблем. Способ их решения признан классическим, т.е. образцовым, соответствующим традиции первичности разума (а не эмоций, веры и т.п.) в мышлении.

4. АФ имеет следующую периодизацию:

1- досократовский период: натурфилософия (6 век до н.э. – середина 5 века до н.э.). Теоретики: Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор, Демокрит и др.

2- классический период (вторая половина 5 в. до н.э. – 338 г. до н.э.). Теоретики: Платон, Аристотель, Сократ и др.

3- эллинистический период (338 г. до н.э. – 30 г. н.э.). Теоретики: Эпикур, Зенон, Циррон.

4- римский период (1 в. до н.э. – 529 г. н.э.).

Учение Платона

Платон (427-347 гг. до н.э.) – гений АФ и МФ (мировой философии). Достижения:

1. Теоретически доказал разделение  бытия на две части: 1) чувственно-воспринимаемый мир и 2) мир идей (место, где "живут" души, боги, идеалы, оригиналы истинных вещей). Это объективный идеализм, т.к. Платон доказал, что мир идей первичен, а чувственно-воспринимаемый – вторичен. Это организует людей на совершенствование своей ограниченной жизни.

2. Создание оригинального варианта  понимания сущности познания.

Познание – это припоминаемая душой информация, которую она получает, проживая в мире идей до рождения ребенка.

Эта концепция имеет эвристическое значение – в детской психологии для организации методик творческого воспитания детей. Современная генетика подтвердила, что в генах зашифрована информация, которая бессознательно определяет поведение человека.

3. Идеальное общество по Платону – это объединение людей, где каждый работает по способностям своей души, т.е.:

ü правители – мудрость, разум,

ü воины – воля и благородство,

ü работники – чувственность,

ü рабы – аналогичны животным.

Эта концепция в дальнейшем дала понятие о социализме, а сейчас используется в тестах профессиональной ориентации.

Учение Аристотеля

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – гений научной философии. Его идеи:

1. Идея реализма в понимании бытия: для животного и человека первичен чувственно-воспринимаемый мир. Для философии, которая устанавливает первопричину бытия, существенна идея: в бытии есть материя – вещество и форма, энергия, которой это вещество превращается из неопределенности, хаоса в законченный предмет, доступный человеку.

2. Идея научности философии – рациональное, логически доказанное, системное и строго предметное знание. Поэтому в философии есть философские науки: логика, этика, психология, онтология, метафизика. Благодаря этой концепции были созданы основы эстетики, политологии, риторики, биологии, теоретической физики, метеорологии.

3. Идея идеального государства – объединения правителей и населения, в котором правители дают возможность бедным достичь достатка, а богатым – оптимизировать процесс накопления богатства, в результате в обществе растет средний класс, уменьшается преступность и враждебность среди населения. Эта идея господствует в ХХ веке в индустриально развитых странах (Германия, Япония, Корея, Англия, Франция).

4. Создание этики как науки  о добродетельной жизни по  принципу середины между избытком  и недостатком. (Юмор = дикарство  и шутовство.)

Аристотель – символ научности в мировой философии.

 

АФ с начала новой эры (н.э.) уступила место новому варианту культуры – Христианству. Со 2 в. н.э. в Римской Империи начала развиваться христианская философия, которая полностью побеждает в 6 веке.

 


8. Натурфилософcкие и  антропологические учения АФ.

Специфика АФ

АФ – исторический тип философии, существовавший с 7-6 в. до н.э. по 529 г. н.э. в цивилизациях Древней Греции и Римской Империи.

1. АФ – первый европейский  вариант рациональной философии, который стал основой современной техногенной цивилизации (15-17 в.) – такого общества, которое основано на науке, технике, производстве и демократии.

2. АФ – первый вариант рациональной философии в истории человечества – такой системы философии, в которой все понятия, суждения и выводы четко определены по правилам логики и соблюдается последовательность "цель ® средства ® результат" в мышлении.

3. Сформулированы и частично  решены все группы философских  проблем. Способ их решения признан  классическим, т.е. образцовым, соответствующим  традиции первичности разума (а не эмоций, веры и т.п.) в мышлении.

4. АФ имеет следующую периодизацию:

1- досократовский период: натурфилософия (6 век до н.э. – середина 5 века до н.э.). Теоретики: Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор, Демокрит и др.

2- классический период (вторая половина 5 в. до н.э. – 338 г. до н.э.). Теоретики: Платон, Аристотель, Сократ и др.

3- эллинистический период (338 г. до н.э. – 30 г. н.э.). Теоретики: Эпикур, Зенон, Циррон.

4- римский период (1 в. до н.э. – 529 г. н.э.).

Натурфилософские учения

Натурфилософия – это система философии, созданная мыслителями на основе логических рассуждений по поводу достижений естествознания того времени и жизненного опыта человека, отношений с природой.

Первая философия Др. Греции – материалистическая, т.к. началом бытия признанно вещественное микросостояние, аналогичное воде, воздуху, огню и т.д. Этим она отличается от древневосточной философии.

Материализм первых философов обеспечил преимущественное развитие естествознания в Греции, и она стала развитой цивилизацией древнего мира.

Натурфилософские учения

► Милецкая школа – Фалес Энаксимандр ввел идею материального субстрата бытия.

► Демокрит – гений АФ и МФ. Идеи:

1. Атомарного строения бытия: всё в природе, сам человек, души и бог – всё состоит из микровещества (атомов). В ХХ веке эта идея стала научной.

2. Идея причинности: всё в бытии имеет основание своего существования, которое может быть познано или нет.

3. Идея монизма в объяснении разнородных состояний бытия: тело, душа, боги – состояния атомов, движущихся в пустоте. Эта идея в ХХ веке не подтвердилась, т.к. считается, что сознание, тело, душа не вещественны.

4. Идея атеизма: в бытии нет сверхъестественных сущностей, а есть познанное и непознанное. Официальные боги – выдуманные персонажи для эффективного управления населением.

► Учение Гераклита о развитии бытия благодаря борьбе противоположностей, о всеобщих изменениях в бытии (panta rheae – все течет), об энергетическом первоначале бытия.

► Учение Пифагора о первооснове бытия в форме числа и геометрической фигуры. Дало развитие математики.

В целом натурфилософия способствовала развитию математики и естествознания.

Антропологические учения АФ

Это системы, в которых исследуются вопросы о сущности, качествах и смысле жизни человека.

► Учение софистов о первичности полезности вещественных ценностей жизни относительно индивида.

ü Протогор. Человек – мера всех вещей. Нет единой истины и единого стандарта, т.к. люди разные. (Идея релятивизма.)

ü Горгий развил идею агностицизма – невозможность существования истины, т.к. у двух людей разные мнения. "Ничего не существует. Если существует, то непознаваемо. Если познаваемо, то невыразимо."

Софисты разработали правила логического доказательства, используя и ложные аргументы. Подали идею, что человек – сложное существо, которое имеет собственные интересы.

► Учение Сократа о первичности общезначимых ценностей (добродетели: мудрость, справедливость, отвага, умеренность, законопослушность). Смысл жизни по Сократу: "Познай самого себя, чтобы быть добродетельным." Сократ – символ духовности в мировой философии. О Сократе сообщает в своих трудах Платон.

► Учение Эпикура (342-271 гг. до н.э.) включает и онтологию, и гносеологию, и этику, но главное – учение о добродетельном поведении на основе стремления к наслаждению, начиная с низшего – чувственного и заканчивая высшим – интеллектуальным наслаждением. Наслаждение для человека – это счастье, потребности общества же вторичны по сравнению со счастьем человека.

► Учение стоицизма. Теоретики: Зенон, Сенека, Эпиктет. Философия стоиков также включала онтологию, гносеологию и этику. Но главное – учение о добродетельном поведении на основе стремления к самосохранению при условии следования своей судьбе, своей природе, знания о которых возможно только разумом, мышлением. Стоики – это символ беспристрастия в условиях враждебности внешних условий жизни.

► Учение Аристотеля о человеке. Аристотель впервые дал классическое определение человека: "zoon politicon" (политическое животное). Его смысл в том, что базовые качества человека это разум, деятельность и коллективность жизни. Все иные существа – либо боги, либо животные.

 

АФ с начала новой эры (н.э.) уступила место новому варианту культуры – Христианству. Со 2 в. н.э. в Римской Империи начала развиваться христианская философия, которая полностью побеждает в 6 веке.

 


9. Средневековая философия

Средневековая философия – исторический тип философии, существовавший со 2 в. по первую половину 14 века в Европе и до 19-20 вв. в Азии.

Специфика средневековой философии

1. Теоцентичность – исследование всех философских проблем на основе идеи первичности Бога.

2. Догматичность – способ исследования проблемы, при котором общепризнанное знание не критикуется, а только доказывается как истинное любыми средствами. Такие догмы установились решениями религиозных руководителей.

3. Конфессиональность – принадлежность философии к конкретному официально утвержденному религиозному направлению:

ü Христианская философия развивается со 2 по 10 века (1054 г.) в рамках западной и восточной христианской религии, а после раскола церкви – как католическая и православная философии, проклявшие друг друга (в 1965 г. эта анафема была снята).

ü Арабская философия – в рамках ислама.

ü Еврейская – в рамках иудаизма.

ü Индийская – в рамках буддизма.

4. Схоластичность – способ исследования проблем, при котором сознательно отвлекаются от конкретных общественных проблем и аналзируют логические особенности рассуждений на заданную тем. Темы рассуждений задавались религией, она их контролировала и решала: признать или отвергнуть.

5. Наличие позитивных и негативных функций в культуре.

Позитивное значение

1) Разработка темы Бога и его  качеств, атрибутов, особой роли  для людей.

2) Разработка проблем логики  – доказательство, опровержение, определение, правила силлогизма и т.д.

3) Теоретическое обоснование общечеловеческих ценностей, особенно христианской культуры. Они представлены в Декалоге и Нагорной проповеди.

Декалог – десять правил, изложенных в Ветхом Завете от имени Бога Моисею (руководителю еврейского народа):

1. Вера в единого Бога.

2. Запрет на изображение (сначала  – всего, затем – неканонических  людей или событий, Бога-отца).

3. Запрет на употребление имени  Бога понапрасну.

4. Правило седьмого дня (отдыха  в седьмой день недели).

5. Почитай родителей.

6. Не убий.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не укради.

9. Не лги.

10. Не завидуй.

Нагорная проповедь – правила, изложенные Иисусом в Новом Завете своим ученикам:

1. Искренняя любовь к Богу.

2. Правило альтруизма (бескорыстной  помощи нуждающимся в ней).

3. Правило взаимности: как ты  хочешь чтобы к тебе относились люди, так и ты относись к ним.

4. Правило справедливости (обещание  лучшей жизни пострадавшим за  веру, истину, мир и прочим обездоленным, в основном – в потустороннем  мире).

5. Правило равенства всех людей  в истинной религии (во Христе).

4. Создание первой теории прогресса  общества по нравственным критериям.

5. Доказательство общечеловеческой  идеи, что добро абсолютно, а зло  относительно.

Негативное значение

1. Запрет свободомыслия в философских  рассуждениях, т.е. запрет отступать  от догм. О их критике нельзя даже помышлять. Тот, кто критиковал догмы, объявлялся отступником (со всеми вытекающими последствиями).

2. Запрет светского варианта  культуры, особенно морали, права  и реалистической философии.

3. Запрет на развитие естествознания, особенно эмпирических исследований (физика, медицина и др.).

4. Ограничение принципа реализма  как основного содержания человеческой  культуры, а именно, вместо реальных  идеалов, проблем пропагандировалась  духовность в религиозном варианте, т.е. любовь, бескорыстие, альтруизм, доброта – всё во имя Бога.

Христианская философия

Является самой развитой. Этапы развития:

1 – восточная и западная патристика (2 в. – нач. 11 в.)

2 – схоластика (11 в. – первая  половина 14 в.)

Учения:

► Учение Тертуллиана (160-220 гг.). Идеи:

1. Идея Первичности веры в  Бога в христианском варианте  над мышлением (разумом). "Верую, ибо  абсурдно для разума."

2. Идея о троичности христианского  Бога. (В Библии нет точных указаний, что Бог – Троица, но философы  стали доказывать, что это так.

► Учение "отцов церкви" восточной патристики.Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и др. четко доказали троичность Бога и в 381 г. этот догмат был официально подтвержден.

Если вам понравились шпаргалки, скажите мне спасибо ).doc

— 22.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"