Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 12:18, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 614.00 Кб (Скачать файл)

 

12.. Эпоха  Возрождения. Особенности философских  взглядов Н. Кузанского и Дж. Бруно.

Одним из крупнейших мыслителей эпохи Возрождения был  Джордано Бруно (1548-1600). На его философию  оказали существенное влияние идеи Н.Кузанского. Н. Кузанский предварил и подготовил коперниковскую революцию в астрономии, которая устранила геоцентризм картины мира Аристотеля-Птолемея.

Пантеистическая философия Бруно явилась высшим результатом развития философской  мысли эпохи Возрождения, так как в ней наиболее глубоко определились основные тенденции и особенности Ренессанса: гуманизм, стихийная диалектика, признание величия природы. Пантеизм Бруно - самая радикальная и последовательная из всех натурфилософских систем итальянского Возрождения, т.к. в постановке и решении важнейших проблем он пошел дальше своих предшественников.

Один из главных  выводов, вытекающих из пантеизма Бруно, - утверждение о бесконечности  природы. Если у Н. Кузанского учение о бесконечности мира было еще  полутеологическим, то у Бруно оно формируется как учение только о природе. Он разработал, по существу, материалистическую концепцию Вселенной. Вселенная едина, материальна, бесконечна и вечна.

Материалистическое  мировоззрение Бруно, заключенное  в пантеистическую оболочку, в качестве основы всего существующего предполагает единое материальное начало, обладающее творческой силой. В отличие от схоластов и теологов Бруно возвеличивал природу, материальный мир, который порождает бесчисленные формы жизни из себя самого.

Большое значение для развития философии имела  теория познания Бруно. Он выдвинул против схоластических догм церковного авторитета принцип сомнения, утверждая критическое  отношение к старым теориям и  общепринятым положениям, свободу мысли. Право подвергать сомнению догмы есть первейшее право и обязанность мыслителя. Отбросив «истину веры» и признав лишь истину научного знания, Бруно развивал в основе своей материалистическую теорию познания. Предметом познания, по мнению Бруно, является природа, а задача познания - установить за внешней изменчивостью вещей постоянство природных законов. Процесс познания бесконечен.

Философия Бруно  оптимистична. Мир в целом гармоничен и совершенен, несовершенство и смерть характерны лишь для единичных явлений.

Мыслителями XIV-XVI вв. была разработана картина мира и человека, отличная от Средневековья. На смену теологической картине мира пришло новое представление о бесконечности и вечности Вселенной, т. е. сформировалась новая онтология.

Философия Возрождения 'была философией эпохи великих открытий, опираясь на которые она боролась за независимость научного и философского знания от теологии и схоластики.

Философия Возрождения  способствовала переходу европейской  философии от Средневековья к  Новому времени, что и определило ее самостоятельное место в философской эволюции человечества.

Николай Кузанский  – одна из самых значительных фигур  раннего Ренессанса, последовательный пантеист. Самое значительное произведение Н. Кузанского – «Об ученом незнании», в котором он рассматривает центральную проблему своей философии – проблему соотношения Бога и мира. Бог, рассматриваемый Н. Кузанским, получает у него наименование абсолютного максимума, или Абсолюта. Он максимум, так как он то, более чего не может быть, но поскольку он не может быть и менее того, что он есть, то он и минимум. Следовательно, абсолютный максимум и минимум совпадают в Боге. Трактуемый Н. Кузанским Бог выявляется не в его потусторонности, трансцендентности миру, а в неразрывном единстве с миром.

Таким образом, Н. Кузанский отвергает дуалистическое понимание мира и Бога. Низводя бесконечность Бога в природу, Н. Кузанский открыл принцип совпадения противоположностей в природе: максимума и минимума, сформулировал идею бесконечности Вселенной. Единое тождественно беспредельному, бесконечному, и этот принцип дал толчок для развития математики и астрономии. Тем самым Н. Кузанский подготовил революцию Н. Коперника, устранившую геоцентризм.                     

13.Философско-методологическая  позиция Ф. Бэкона. Теория «призраков-идолов».

Первым  и основным исследователем природы  в Новое время был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561–1626). Этот философ стал родоначальником английского эмпиризма, указал путь для развития естественных наук.

В своих  исследованиях он вступил на путь чувственного опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Он утверждал, что философия должна носить прежде всего практический характер. Единственно надежным методом познания Бэкон считал индукцию, ведущую к познанию законов.

Высшей  целью науки он называл господство человека над природой, а «господствовать  над природой можно, только подчиняясь ее законам».

Путем, который ведет к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение и  эксперимент.

Ученый должен, согласно Бэкону, идти в своих исследованиях от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т. е. применять индуктивный метод познания.

В своем  трактате «Новый органон» Бэкон предложил  новое понимание задач науки. Именно он стал основоположником новой науки — методологии экспериментального естествознания, которую он утверждал как залог будущего могущества человека. Если следовать этой методологии, можно собрать богатую жатву научных открытий. Но чувственный опыт может дать достоверное знание только тогда, когда сознание свободно от ложных «призраков»:

— «призраки рода» — это ошибки, которые вытекают из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей;

— «призраки пещеры» — это ошибки индивидуального характера, которые зависят от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей;

— «призраки рынка» — это привычки пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критического к ним отношения;

— «призраки театра» — это слепая вера в авторитеты. Не ссылаться ни на какие авторитеты — таков был принцип науки Нового времени, истинную связь вещей Бэкон видел в определении естественной причинности.

Интересно заметить, что Бэкон был глубоко  верующим человеком. По мнению философа, наука, подобно воде, имеет своим  источником или небесные сферы, или землю. Она состоит из двух видов знания:

— первый внушается Богом (теология);

— второй ведет свое начало от органов чувств (философия).

Бэкон считал, что истина имеет двойственный характер: есть истина религиозная  и «светская». При этом он строго разграничивал сферы компетенции этих видов истины. Теология ориентирована на объяснение Бога, но тщетно стремление человека достичь осмысления Бога естественным светом разума. Вера в Бога достигается с помощью откровения, а «светская» истина постигается опытом и разумом.

Разум, по мнению Бэкона, должен:

— перерабатывать данные чувственного познания и опыта;

— находить коренные причинные связи, явления;

— раскрывать законы природы.

Ф. Бэкон считал, что только путем наблюдения и эксперимента можно делать какие-то научные выводы. Он и умер как ученый-исследователь, простудившись во время опыта над замораживанием курицы (набивал ее внутренность снегом). Наиболее популярен его труд под названием «Опыты».

 

14.Рационализм  Р. Декарта, его влияние на  развитие науки Нового времени.

Рене Декарт (1596 – 1660) – французский философ. Многие считают его отцом философии  нового времени. Декарт подчеркивал  значение ума-мышления, был философом-рационалистом. Его рационализм выражался в  тезисе «Я мыслю, следовательно, существую».

В области мышления Декарт почитал самым главным сомнение. Им выдвинут принцип методологического сомнения. Человек не должен сразу принимать на веру все, что ему говорят или что он видит-ощущает. Он должен подвергнуть сомнению.

Декарт —  философ-дуалист. Он считал, что в основе мира лежит и материальное и духовное начало: протяжение и мышление. Духовное существует рядом с физическим, а физическое рядом с духовным. Они не пересекаются, а взаимодействуют друг с другом благодаря высшей силе, которая называется Богом. Декарт считал, что разум человека содержит в себе некоторые идеи, которые не зависят от действий и поступков человека («врожденные идеи»).

Рационализм (ratio - разум) как целостная система  гносеологических

воззрений начал  складываться в 17-18 вв. в результате "торжества разума" -

развития математики и естествознания.

Отправной точкой философствования Декарта становится их общая с

Бэконом проблема достоверности знания. Но в отличие  от Бэкона, который

ставил на первый план практическую основательность знания и акцентировал

значение предметной истинности знания, Декарт ищет признаки достоверности

познания в  сфере самого знания, его внутренних характеристик.

Великий философ, предложивший свою систему координат  в математике

(декартова прямоугольная система координат) предложил и точку отсчета для

общественного сознания. По Декарту, научное знание должно было быть

построено как  единая система, в то время как  до него оно было лишь

собранием случайных  истин. Незыблемым основанием (точкой отсчета) такой

системы должно было стать наиболее очевидное и  достоверное утверждение

(своеобразная "истина в последней инстанции"). Декарт считал абсолютно

неопровержимым  суждение "я мыслю, следовательно, существую" ("cogito ergo

sum"). Этот  аргумент предполагает убеждение в превосходстве умопостигаемого

над чувственным, не просто принцип мышления, а субъективно  пережитый

процесс мышления, от которого невозможно отделить собственно мыслящего.

Наука по Декарту  конструирует некоторый гипотетический мир и этот

научный вариант мира равносилен всякому другому, если он способен объяснить

явления, данные в опыте, т.к. это Бог является "конструктором" всего

сущего, и он мог воспользоваться для осуществления  своих замыслов и научным

вариантом конструкции  мира.

Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается таковым, не возбуждая сомнений.

Выдвигался  и такой критерий истины: истинно  то, что соответствует мнению большинства.

Декарт полагает, что все возможные вещи составляют две самостоятельных

и независимых  друг от друга (но не от создавшего их Бога) субстанции - души

и тела. Мыслящая и телесная субстанции сотворены  Богом и им поддерживаются.

Учение Декарта  о непосредственной достоверности  самосознания, о

врождённых  идеях, об интуитивном характере  аксиом, о противоположности

материального и идеального явились опорой для  развития идеализма. С другой

стороны, учение Декарта о природе и его  всеобщий механистический метод

делают его  философию одним из этапов материалистического  мировоззрения

нового времени.

 

15.Феномен французского Просвещения: социально-политические идеи и философские концепции.

Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 — 1794 гг.

В философии  французского Просвещения можно  выделить три основных направления: 

Деизм — направление в философии, сторонники которого:

• отвергали идею личного Бога;

• не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом);

• видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);

• отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения.

К деистическому  направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

Другим возможным  направлением философии французского Просвещения было атеистическо-материалистическое.

Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.

Представителями атеистическо-материалистической философии  были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направлениев философии французского Просвещения начало формироваться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 — 1794 гг. и после ее завершения.

Основным стремлением  просвещения было найти путём  деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической  жизни физиократов и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное право и т. п.).

Под влиянием идей просвещения предприняты были и реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм и французская революция). В начале XIX в. просвещение вызвало против себя реакцию, которая, с одной стороны, была возвращением к старому теологическому миросозерцанию, с другой — обращением к изучению исторической деятельности, которая была в большом пренебрежении у идеологов XVIII в.

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»