Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 12:18, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 614.00 Кб (Скачать файл)

Второй силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира богов, является Любовь. Вообще, сам философ напоминает Эрота: от также стремится достичь блага, он и не мудр и не невежественен, но является посредником между одним и другим, он не обладает красотой и благом и именно поэтому стремится к ним. И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей.

Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры» к свету идей, поскольку способность видеть свет духовного Солнца (то есть созерцать истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы смотрим не в том направлении.

 

В «Государстве» Платон также дает нам учение об основных частях человеческой души, каждая из которых имеет свои добродетели: разумная часть души имеет в качестве добродетели мудрость, вожделеющее начало (страстное начало души) — умеренность и воздержанность, а яростный дух (который может быть союзником как первого, так и второго) — мужество и способность подчиняться разуму. Все вместе эти добродетели составляют справедливость.

Особое место  в «Государстве» Платон уделяет стражам (воинам) и их воспитанию, которое должно сочетать в себе две части: мусическую и гимнастическую. Гимнастическое воспитание позволяет подчинить страсти разумному началу и развить в себе качество воли. А мусическое — позволяет смягчить яростный дух и подчинить его законам ритма и гармонии.

 

10.Философия  Аристотеля, его вклад в развитие  различных наук.

«Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение о 4 основных принципах  бытия.

Бытие — живая  субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия.

Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима  и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться  в своём количестве; она инертна и пассивна.

Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также  причина становления многообразных  вещей из однообразной материи. Создает  формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом  всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления  сущего: есть действующая причина  — это энергийная сила, порождающая  нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть

Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

 

Аристотель (384-322г.г.) – величайший философ Др Греции. Аристотель обобщил все достижения предшествующие его философские мысли и культуры в целом. Он был универсальным философом. Писал работы на самые разнообразные темы и его идеи почти 2000 лет определяли развитие физики и логики, психологии и этики самый великий философ древней Греции. Он обобщил достижения предшественников и сам привнёс много нового в философию и в различные науки.

Аристотель  выступил с критикой учения Платона  о вечных и неизменных идеях. Он утверждал, что идеальное не может быть причиной материального.

Но Аристотель считал, что существует духовная первопричина мира. Здесь он переходит на позиции  идеализма. Идеалистическим является также его учение о форме. Реальные вещи являются единством материи и формы.

От философии  Аристотеля идут две линии: 1) рационалистическая – линия науки, направленная на познания природы и общества, 2) религиозная  линия – ею воспользовалась католическая церковь.

 

Философию Аристотель разделил на три вида: 
теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»); 
 
практическую – о деятельности человека, устройстве государства; 
 
поэтическую. 
 
Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.

Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия.

Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого – высказывания).

 
Аристотель выделяет 10 категорий, которые  отвечают на поставленный вопрос (о  бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются: сущность (субстанция);количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие.

Проблема  души и человека в философии Аристотеля. 
 
Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души: растительная душа; животная душа, разумная душа. Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма. 
Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Проблема  души и человека в философии Аристотеля. 
 
Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души: растительная душа; животная душа, разумная душа. Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма. 
Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Классификация Аристотеля форм государства. Аристотель выделяет шесть типов государства: 
 
монархия; тирания, аристократия, крайняя олигархия, охлократия(власть толпы, крайняя демократия);полития(смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Историческое  значение философии Аристотеля в том, что он: 
 
внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;выделил 10 философских категорий;дал определение бытия через категории;определил сущность материи;выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии;внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок заключения).

 

11.Особенности и основные этапы развития философии средних веков.

Средневековье охватывает историю Европы от распада Римской  империи в 5в. до эпохи Возрождения (14-15 вв.). Возникновение средневековой  философии очень часто связывают  с падением Западной Римской империи (476г), когда варвары свергли последнего императора (Флавий Ромул Август). В 1-4 вв. конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников. Но тогда же формируется новая религия - христианство, корни философии средних веков уходят в христианство. Средневековая философия начинается тогда, когда она начинает подчиняться церкви.

Для средневековой философии  характерен 

«теоцентризм» (греч theos-Бог) - признание Бога в качестве источника и причины всего сущего. Бог одновременно и центр мироздания, и активное, творящее его начало. Весь окружающий мир представляет собой его творение, создание свободного акта Божественной воли. Согласно христианской догматике, Бог сотворил мир из ничего воздействием своей воли благодаря своему всемогуществу.

«провиденциализм» - история рассматривается как проявление божественной воли, осуществление заранее продуманного божественного смысла. Цель последнего - спасение человека.

В средневековой философии  выделяют два основных этапа становления  и развития: патристику и схоластику.

Патристика

Включает в себя теолого-философские  взгляды отцов церкви, обосновывавших христианство, опираясь на античную философию, прежде всего на идеи Платона. (идеализм, окружающий мир изменчив, реально  существуют лишь идеи бестелесные (эйдосы) и прочее)

Этапы патристики:

  1. Апологетика (защита) (2-3 вв.) - оформила христианское мировоззрение и защищала его от нападок государственной власти. Сочинения этого периода носили характер апологий, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения. Христианство защищается. До 313 года это гонимая религия. Начало этому положил Нерон. Гонения на христиан были потому, что таинства Христа (крещение, причастие) были поняты язычниками как каннибализм (хлеб-плоть, вино-кровь). Христиане собирались тайно. В 313 году император Константин уравнивает христианство с другими религиями. 325 году христианство стало официальной государственной религией Рима. Первые века христиане пытались защищаться, оправдаться. После признания - защита от ереси ,гностицизма.
  2. Классическая патристика (4-5 вв.) систематизировала христианское учение. Деятельность Аврелия Августина и Дионисия Ареопагита. 5 в.- золотой век патристики.
  3. Заключительный период (6-8 вв.) стабилизировал догматику.

Смысл апологетики: Христианство не имеет аналогов. С точки зрения античности - недопустимо любить врагов. Христианство- религия любви. Важна вера, но, не имея любви, мы становимся ничем. Но есть параллели античного и христианского: происхождение всего из чего-то одного. Моральный аскетизм. Из этого рождается две мысли. Были апологетики, которые признавали сходство двух традиций. Радикальные апологетики говорили, что истина только у христианства.

Схоластика – это качественно иной тип философствования :средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. Отличительные черты: оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям.

«Схоле»- школа.

Северин Боэций - отец схоластики. Проблема существования Бога, соединения свободы воли и Божьего провидения, соотношения сущностей и существования (универсалий и их воплощений в бытии)

В 9 в. Иоанн Скотт Эриуген (крайний реализм) (не относился к  церкви, начало схоластики) трактует творение мира богом:

4 божественные природы:

1.Несотворенная и творящая (Бог)

2.Сотворенная и творящая (о сыне Бога)

3.Сотворенная и не  творящая (мир конечных вещей)

4.Несотворенная и не  творящая ( Бог как результат творения)

Это тринитарная проблема. На второй стадии был создан и человек, но после грехопадения он сошел в мир вещей. Позже человек должен вернуться к богу и даже обожествиться. Бог рассматривается в динамике.

Схоласты подразделяли знание на два вида :

Сверхъестественное, даваемое в откровении (то что имел в виду Бог в библии)

Естественное, разыскиваемое  человеческим разумом. (как человек  понял и расшифровал идеи бога)

В схоластике выделяются два противоположных направления : номинализм и реализм.

Реализм- подлинно существуют на сами вещи, а их понятие- универсалии (ансельм кентерберийский)

Номинализм- реально существуют лишь сами конкретные вещи, универсалии-имена  вещей. (пьер абеляр)

Реализм (от ср. - век. лат. realis - вещественный, действительный), в философии - направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма XX в.). Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания.

Номинализм - направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen - имя, nominalis - именной, отсюда название). Т.е. номиналисты считали, что общее существует лишь после вещей. Возник в XI-XII вв., получил особое развитие в XIV-XV вв.

Реалисты говорили о  реальном существовании общих понятий — «универсалий»: «человеке вообще», «дома вообще» и т.п., как о неких духовных сущностях или прообразах единичных вещей. Универсалии, утверждали они, реально существуют до вещей и порождают вещи. Этот крайний реализм своим источником имел учение Платона о «мире идей» и «мире вещей».

Номиналисты утверждали, что «универсалии суть имена после  вещей». Реальны лишь единичные вещи, например, люди, дома, а вот «человек вообще» или «дом вообще» —  это лишь слова или названия, с  помощью которых люди обобщают в род единичные предметы. Умеренные номиналисты допускали существование общего в человеческих понятиях как отражение сходных черт в единичных вещах.

Если реализм рассматривал общее как нечто идеальное  и предшествующее вещи, т.е. фактически разрабатывал идеалистическую концепцию связи общего и единичного, то номинализм был своеобразным выражением материалистического решения этой проблемы.

Таким образом, спор реалистов  и номиналистов явился философским, так как в нем фактически обсуждались  проблемы природы единичного и общего, их диалектика.

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»