Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 12:02, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

шпаргалки по философии 1.docx

— 142.93 Кб (Скачать файл)

при подобном подходе к сознанию сталкиваются две альтернативных позиции - материалистическая и идеалистическая. Идеалистический подход рассматривает сознание в качестве продукта души, превращая сознание в нечто таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию. Материализм, исходит из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает сознание как отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической точки зрения оно является продуктом развития материального мира.

Проблема генезиса сознания получила разработку в рамках социокультурной  стратегии его исследования, в  частности, в диалектико-материалистической философии. Предпосылками становления сознания выступают: эволюция свойства отражения, присущего всей материи; развитие зачаточного интеллекта животных; переход особой ветви гоминид к орудийной деятельности и предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда;  развитие в процессе труда знаковой коммуникации и новых форм передачи накопленного опыта, положивших начало формированию культуры как особого мира человека.Генезис сознания основан на биологических предпосылках. Формированию мыслительных процессов человека предшествовал длительный период психологического развития животных, имеющих зачатки интеллектуального как особой формы рассудочной деятельности, остающейся неосознанной. Она появилась на высоком уровне организации живой материи и связана с развитием нервной системы в условиях приспособления организма к изменяющейся внешней среде. Психологическая деятельность животных обусловлена биологическими закономерностями и служит регулятором их адаптивного поведения, тогда как сознание человека направлено на преобразование мира. Становление человека связано с переходом от присвоения готовых предметов к процессу создания творчески-оформленных артефактов. Зарождаясь и развиваясь в труде, сознание создает мир очеловеченной природы – культуру.

 

 

36.Структура сознания. Общественное и индивидуальное  сознание.

Созн-е-целостный процесс,состоящий из разл.элемен-тов,находящихся м/д собой в закономерных отн-ях.Ядро созн-я-зн-я.Способ,каким сущ-ет созн-е,и способ,каким нечто сущ-ет для созн-я,-зн-е.В основе всех«техн»процес-сов созн-я лежит память-способность мозга запечатлевать ,сохранять и воспроизводить инфу.Как факт созн-я вы-ступает воля.Воля-практ.обнаружение созн-я-процесс,вы-ражающийся в дей-ях,направленных на удовлетворение потребностей.Созн-е чела вкл.важный момент-самосозн-е.Чел мыслит и знает себя.Он отдает себе отчет о том,что делает.думает.В ходе своего индивид.развития индивид первоначально осознает предметы и свои мысли о предметах и дей-ях.Он осознает себя как личность.самосозн-е предполагает выделение и оличение челом самого себя,своего «Я»от всего,что его окружает. Самосозн-е-осозн-е челом своих дей-й,чувств,мыслей, своего положения в общ-ве.В формировании самосозн-я б.роль играют ощущения челом своего собственного тела,дей-й.Чел может стать самим собой лишь во взаимодей-и с др.людьми.Общ.обусловленнность формирования самосозн-я закл. в формировании требований общ-ва,предъявляемых к отдельному челу, в осозн-и самих правил взаимоотн-я.Чел осознает себя не только через поср-во др.людей.но и через созданную им матер.и дух.культуру.Познавая себя,мы никогда не остаемся вполне такими же,какими были прежде.Само-созн-е возникло не в кач-ве дух.зеркала для праздного самолюбования чела.Оно появляется в ответ на зов общ.усл-й жизни,к-ые с самого начала требовали от людей умения оценивать свои поступки,слова и мисли с точки зрения опред.соц.норм.Жизнь научила нас осущ-ть самоконтроль и саморегулирование.Регулируя свои дей-я и предусм-ая рез-ты этих дей-й,самосознающий чел берет на себя полную ответственность за них.      Общ.созн-е-особая дух.система,к-ая имеет свои особые,объективные з-ны развития.Вкл.:сов-сть идей,теорий и взглядов,соц.чувств,интересов и идеалов, возникающих в опред.истор.период у больших соц.групп(классов,наций).Оно сущ-ет в открытиях науки,в худ.произведениях,в нормах.Все эти проявления общ.созн-я-необходимое усл-е формирования личного,индивид.созн-я.

 

 

37.Проблема познаваемости  мира(гносеологич оптимизм, скептицизм, агностицизм).

Познание мира - это задача не только философии, но и всех других наук. Какова же роль философии в  этом процессе? Философия дает (разрабатывает) общую теорию познавательного процесса и его закономерности. Гносеология  как раздел философии делает предметом  своего исследования само знание. Она  производит знание о знании. Поэтому  гносеологию можно определить как  учение о знании, его возникновении (природе), закономерностях развития и функционирования, о видах и  формах знания, их взаимосвязи, о превращении  одних форм в другие, о способах, т.е. методах получения, производства знания, а также критериях его  достоверности. В решении данного вопроса в истории философской мысли традиционно выделяют следующие основные позиции: скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм.Скептицизм признает существование вещей вне человека, вне его сознания. Но человеческие чувства могут давать разные показания о вещах. Поэтому скептики подвергают сомнению возможность познания, т.е. достижения адекватного знания. Они считали, что органы чувств могут давать нам разные показания, об одних и тех же явлениях и процессах и что всякому утверждению о предмете (его сущности) может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему. Поэтому скептики предлагали воздерживаться от каких-либо суждений для достижения душевного спокойствия и тем самым счастья, которое и есть цель философии.В Новое время скептицизм развился в агностицизм. Принято говорить о двух формах агностицизма: юмовского и кантовского. Д. Юм утверждал, что наши ощущения, восприятия имеют неизвестную природу. На вопрос о том, чем они вызываются, можно дать, считает Д. Юм, разные ответы, которые в равной степени могут быть обоснованы. Так, с позиций материализма источник наших ощущений – тела, вещи, объекты материального мира. С позиций идеализма – мировой дух или сознание субъекта. И. Кант утверждал, что вещи, тела, объекты существуют независимо от сознания человека, т.е. объективно. Но человек не способен постичь сущность этих вещей. Они остаются «вещами в себе» и никогда не смогут стать «вещами для нас», т.е. раскрыться нам. Человек может познать лишь мир «явлений», т.е. ощущений, которые эти вещи в нас производят, а не мир сущностей. Ощущения, восприятия не адекватны вещам и человеческое сознание не может совершить «трансцензус» (переход) из одной области в другую, т.е. от мира явлений к миру сущностей, из области посюстороннего в область потустороннего. Такой «трансцензус» возможен только для веры.Позиции гносеологического оптимизма разделяют все материалисты и значительная часть идеалистов. Например, у Платона теория познания – это «припоминание» душой прежних впечатлений, приобретенных ею до вселения в человеческое тело. Для Гегеля же, по замечанию Ф. Энгельса, утвердительный ответ подразумевается сам собой, так как мышление может познать то содержание, которое заранее было содержанием мысли.

 

38.Предмет и  основные понятия теории познания(субъект, объект, познавательная деятельность, знание).

Теория познания Сознание, как было сказано ранее, всегда есть осознанное бытие. ЗНАНИЕ объективная  реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективно закономерные связи реального мира. ПОЗНАНИЕ обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение субъекта и объекта познания, исследуются условия достоверного знания, критерии его истинности, формы и уровни и т. д. Термин гносеология в современной литературе употребляется в двух основных значениях: 1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека, о знании вообще, независимо от его форм и видов; 2) как философская концепция, предметом исследования которой является научное познание в его специфических характеристиках. Теория познания тесно связана с такими фундаментальными науками, как онтология учение о бытии и диалектика учение о всеобщих законах развития бытия и познания, а также с логикой (в ее различных модификациях) и методологией. Поскольку субъектом познания является человек, постольку гносеология широко использует данные философской антропологии, социологии и других наук. Такая опора тем более необходима, потому что познавательный процесс всегда протекает в определенном социокультурном подтексте, и гносеология постепенно преобразуется в подлинное социально-гуманитарное исследование. При изучении личности познающего субъекта теория познания опирается на данные психологии, физиологии, медицины. Богатый материал для обобщающих выводов ей поставляют математика, кибернетика, естественные и гуманитарные науки.

 

 

39.Основные формы  чувственного и рационального  познания.

На уровне чувственного познания осуществляется отражение внешнего мира в наглядной образной форме в результате непосредственного контакта субъекта познания, обладающего органами чувств, нервной системой, мозгом, с объектами реальной действительности. Эмпиризм - направление в теории познания, которое, признаёт чувственный опыт единственным или определяющим источником наших знаний о действительности. При этом рациональная способность познания рассматривается только как механическая перекомпановка и обобщение чувственных данных, не дающих содержательного приращения знаний. Чувственное познание характеризуется: непосредственным отражением (феномены); индивидуальной множественностью и конкретностью; внешними и поверхностными характеристиками объекта в форме образа. Его основные элементы: ощущение – отражение отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний познающего органами чувств, это исходный строительный материал познания; восприятие – целостное отражение, интегрирование отдельных ощущений в единый образ, который одновременно синтезируется и выделяется из окружающей среды; представление – воспроизводство в сознании чувственных образов без непосредственного контакта с ним на основе памяти и воображения, оно соединяет прошлое-настоящее-будущее и дает базу для перехода к рациональному мышлению.

Рациональное  познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению. Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношений вещей. Основные формы рационального познания: понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории. Понятие - это мысленное образование, в котором обобщаются предметы некоторого класса по определенной совокупности признаков. Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается.Умозаключение - рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых. Гипотеза - выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов. Теория - высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности. 

 

 

40.Познание как  творчество. Роль воображения и  интуиции в познавательном процессе.

Творчество в общем  смысле — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые  материальные и духовные ценности или  итог создания субъективно нового.Вид творчества Функция (цель) Объект (результат)Художественное творчество Создание новых эмоций Произведения (искусства)Научное творчество Создание новых знаний Теории, Открытия, изобретения Техническое творчество Создание новых средств труда Процессы, МеханизмыСпортивное творчество Создание[достижение] новых результатов Сила, Скорость, Выносливость

Творческое  воображение, фантазия — необходимые средства развития способности человека изменять, преобразовывать мир. С их помощью человек осуществляет и вымыслы, и замыслы, столь высоко поднявшие его над животным.

Фантазия имеет свои собственные  законы, отличные от законов обычной  логики мышления. Творческое воображение  позволяет по едва заметным или совсем незаметным для простого глаза деталям, единичным фактам улавливать общий  смысл новой конструкции и  пути, ведущие к ней. Творческое воображение  воспитывается всем ходом жизни  человека, усвоением накопленных  человечеством сокровищ духовной культуры. Существенное значение в воспитании творческого воображения играет искусство. Оно развивает фантазию и дает большой простор для  творческой изобретательности.Интуиция — это некое полуинстинктивное сознание и вместе с тем стоящее выше обычного сознания, являющее собой по своей познавательной силе по существу сверхсознание. Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

В интуиции тесно смыкаются  мышление, чувство и ощущение. Она  сближает научное познание с художественным творчеством и наоборот.На крыльях интуиции, а не только по лестнице логики осуществляются интеллектуальные скачок от старого знания к новому, открытия в науке, изобретения в технике и созидание в области искусства. Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.

 

 

41.Познание и  практика.

Практика и познание - две  взаимосвязанные стороны единого  исторического процесса, но решающую роль здесь играет практическая деятельность. Это целостная система совокупной материальной деятельности человечества во всем его историческом развитии. Ее законами являются законы самого реального  мира, который преобразуется в  этом процессе.Важнейшие формы практики: Материальное производство, Социальное действие, Научный эксперимент.Основные функции практики в процессе научного познания: 1. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. 2. Практика выступает как основа научного познания, его движущая сила. Она пронизывает все его стороны, моменты, формы, ступени от его начала и до его конца. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями, обусловливается в конечном счете задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. 3. Практика являетсяопосредованно целью научного познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направлять и соответствующим образом, в той или иной мере, регулировать деятельность людей. 4. Практика представляет собой решающий критерий истины научного знания. Проверка знания "на истину" практикой (в той или иной ее форме) не есть какой-то одноразовый акт, или "зеркальное сличение", она есть процесс, т.е. носит исторический, диалектический характер. А это значит, что критерий практики одновременно определен и не определен, абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения.

 

 

42.Понятие истины  и её критерии.

Истина – знание, соответствующее  своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности в живом  созерцании или в мышлении. Поэтому  первый и исходный признак (свойство) истины – объективность: конечная обусловленность  реальной действительностью, опытом, практикой  и независимостью содержания истинного  знания от отдельных людей. Выделяемые прежде критерии, среди которых на первых местах оказываются предметно-практическая деятельность, объективность, а на вторых — логическая непротиворечивость, а также простота и эстетическая организованность, также корреспондируются в список критериев истинного знания. Критерием истины является результат такого сравнения в случае, если вообще возможно сравнение. Соответственно, истина это - положительный результат сравнения, а ложь - отрицательный.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"