Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 12:02, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

шпаргалки по философии 1.docx

— 142.93 Кб (Скачать файл)

 

8. Философские  идеи эпохи Ренессанса

1. Идеи  пантеизма. Пантеизм (греч. pan-все +  theos-бог) – философское учение, отождествляющее бога и природу и рассматривающее природу как воплощение бога. Благодаря этому снимается средневековое проклятие с природы (в том числе и с человеческого тела), и она становится объектом познания. Возрождается натурфилософия (философия природы).  2. Гуманизм. Гуманизм (лат. humanus-человечный) - совокупность идей, утверждающих ценность человека, независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил и провозглашающий принципы равенства, справедливости и человечности отношений между людьми.

Гуманизм философии Возрождения  проявился в следующем:человек уже рассматривается не только как падшее, от рождения греховное существо, а как существо,  обладающее божественной искрой, как маленькое божество;

земная жизнь человека приобретает самостоятельную ценность и уже не рассматривается как  простая подготовка к загробной  жизни; достоинство человека начинает определяться его делами в самых  разных сферах деятельности. Идеалом  становится не только человек «знающий», но и «умеющий».3.Антропоцентризм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм предписывает ставить феномен человека во главу всей прочей жизни. Ценность человеческой жизни может уравновесить только ценность другой человеческой жизни. Антропоцентризм ставится также в оппозицию мировоззрению монотеистических религий (теоцентризму), где центром всего является бог, а также античной философии (космоцентризму), где в центре всего находится космос.

 

 

9.Проблема самоопределения  философии в эпоху Нового времени.Становление механистического мировоззрения.

(конец 16-17 века). ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Англия:  Френсис Бэкон, Томас Гоббс и др..Франция: Рене Декарт и др.

Германия: Готфрид Лейбниц и др. .Нидерланды:  Бенедикт Спиноза и др.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: Проблема полезности научного знания.Проблема достоверности научного знания. Проблема метода в научном познании.Проблема субстанции (с учетом научных исследований природы).ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ: 1.Постепенно религия теряет свою познавательную ценность (но не окончательно). Важнейшим источником истинных знаний начинает считаться наука. «Философия должна разорвать свою  связь с религией и вступить в союз с наукой» - Ф.Бэкон.2.Наличие двух источников знания (Священного писания и науки) выразилось в теории «двойственной истины».3.Провозглашается принцип практической полезности науки. Основная роль науки усматривается в покорении человеком природы. Первым идею покорения человеком природы выдвинул Ф. Бэкон.4.Возникают эмпиризм (Ф.Бэкон ) и рационализм (Р.Декарт) как две основные точки зрения на формирование научного знания.5.Эмпиризм  (греч. empeiria-опыт) – философское учение, признающее чувственный опыт основным источником истинного знания и принижающее роль рационального познания.6.Рационализм (лат. rationalis-разумный) – философское учение, признающее разум решающим источником истинного знания.7.Обосновывается необходимость для науки метода. Вырабатываются такие методы научного познания, как индукция (Ф.Бэкон), аналитический метод (Р. Декарт) и др.8.С учетом исследований природы излагаются разные точки зрения на субстанцию, основными из которых становятся монизм Спинозы, дуализм Декарта, плюрализм Лейбница.9.Монизм (греч. monos – один) – философское учение, признающее основой всего существующего какое-то одно начало. Или материю (материализм), или сознание (идеализм).10.Дуализм  (лат. dualis – двойственный) – философское учение, признающее дух и материю (материальное и идеальное) двумя самостоятельными, не зависимыми друг от друга началами.11.Плюрализм (лат. pluralis – множественный) - философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит множество независимых начал (3 и более).12.Формируется научная (механистическая или механико-математическая) картина мира (Коперник, Бруно, Галилей, Кеплер, Декарт, закончил И.Ньютон).  Ее основные положения:Бог сотворил Вселенную как сложный механизм и устранился от дальнейшего вмешательства в природу (деизм).Физический мир состоит из бесконечного числа неделимых частиц - атомов. Все Вселенной подчиняется законам механики(Ньютон).Все в мире поддается математическому описанию.Принята теория двойственной истины.

10.Дилемма эмпиризма  и рационализма(Бэкон,Декарт).

Вокруг ответа на вопросы  об универсальном методе и источнике  научного познания в философии Нового времени сложились две конфликтующие  позиции: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Дилемма эмпиризма и рационализма существовала на протяжении всей истории  философии, однако в XVII в. дискуссия  между представителями этих направлений  стала нервом философии. Представителями эмпиризма Нового времени являются Фрэнсис Бэкон, Джон Локк и Томас Гоббс. Сенсуалисты в качестве единственного источника познания признают опыт, а ведущей познавательной способностью считают сенситивную. Душа человека — чистая доска, tabula rasa, на которой природа пишет свои письмена. На этом основании представители эмпиризма называют индукцию универсальным научным методом. При этом, конечно, осознаются проблемы, связанные с вероятностной природой индуктивного знания, ищутся способы повышения его достоверности.

Представителями рационализма Нового времени являются Рене Декарт, Бенедикт Спиноза и Готфрид Вильгельм Лейбниц. Рационалисты утверждают, что всеобщее и необходимое знание невозможно получить из опыта, достоверное знание выводимо только из разума, который является главной познавательной способностью человека. В разуме изначально заложены всеобщие и необходимые истины, из которых по определенным логическим правилам выводится все содержание знания. Мышление действует наподобие духовного автомата, который производит истину по заранее установленным правилам. На этом основании универсальным философским методом рационалисты считали дедукцию. Если сенсуалисты столкнулись с проблемой достоверности индуктивного знания, то рационалисты не могли удовлетворительно ответить на вопрос, откуда возникают познавательные ошибки, если истины заранее содержатся в уме и выводятся из него дедуктивным способом.

Несмотря на дискуссию  по вопросам об источнике знания и  универсальном методе, рационализм  и эмпиризм Нового времени не разделены  непреодолимой стеной. Рационалисты не отрицают возможности сенситивного познания, не игнорируют опыт, но лишь утверждают, что достоверное знание невозможно вывести из опыта. Представители  эмпиризма не отрицают роли интеллекта в познании, с помощью которого единичные данные органов чувств путем индукции организуются в общие  знания, выступая, однако, против идеи врожденных истин, из которых выводится  все содержание знания.

 

 

11.Социально-исторические  и мировоззренческие основания  философии эпохи Просвещения.

(18 – начало 19 вв.). ПРЕДСТАВИТЕЛИ:  Англия:   Джон Локк. Франция:  Вольтер, Дидро,  Руссо, Монтескье,  Ламетри, Гельвеций, Гольбах и др.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: Проблема познания мира: разум или чувства, Критический анализ существующего  общественного устройства, Поиски путей  переустройства общества.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ: Окончательно отрицается познавательная ценность религии. Вера уступает место независимому человеческому  разуму. Даже проблема существования  бога уже решается не верой, а разумом. На проблему  существования  бога основной точкой зрения становится деизм, который затем  сменяется атеизмом. Деизм   (лат. deus – бог) - философское учение, признающее бога творцом мира, но отрицающее его участие у жизни природы и общества.Атеизм  (греч. theos – бог, а - приставка, выражающая отрицание чего-то) - отрицание существования бога,  система взглядов, отрицающих всю совокупность религиозных представлений о мире. Сенсуализм: единственным источником знаний признаются человеческие ощущения, отрицается теория врожденных идей.   Утверждается, что разум выводит все теоретические знания из ощущений (опыта) и что «Мысль без чувств пуста». Природа рассматривается как механизм. Разум и целеполагание - свойства только человека, в природе их нет. Формируется теория естественных прав человека и теория общественного договора. Вера в безграничные возможности человеческого разума: не ставятся границы перед познавательными способностями разума (разум, опираясь на опыт, может объяснить практически все в мире). В том числе, разум должен и может решить вопрос о существовании бога.--разум поможет человеку покорить природу.--разум поможет человеку переустроить общественные дела, которые, по мнению просветителей, на тот момент были устроены неразумно, и построить общество «всеобщего благоденствия», «золотой век».   То есть веру в бога просветители  заменили верой в человеческий разум, его безграничные возможности. Они верили,  что разум поможет человеку создать рай на земле.

 

 

12.Идея “естественных  прав” человека и концепция  “общественного договора”(Гоббс,Локк,Ж-Ж.Руссо).

Появляется понятие индивидуальных естественных прав, основанное на взаимосвязанных формулировках права самосохранения: 1. Человек как природное тело имеет право на чисто физическое самосохранение; 2.Для этого ему служит здравый (“правый”) разум, возможный лишь при интенсивном самосознании, требующем сохранения достоинства и чести;3. Как природное тело, наделенное разумом, он способен на целесообразные действия (труд) и имеет право на их результаты; 4. Поскольку, как таковые, люди все совершенно одинаковы, ни один из них не имеет больше прав, чем другой (неравный социальный статус в принципе неестествен); 5.Социальность перестает быть сама собой разумеющейся, поэтому индивидуальные права (естественно присущие человеку в досоциальном состоянии), в социальном состоянии должны быть гарантированы (естественным становится взаимное соблюдение прав, договоренность об их ненарушении) — отсюда формулы о необходимости мира, понятие обществ, соглашения (общественный договор), акцентирование святости договора. Теоретиками естественного права в 17-ом веке выступают Гоббс и Локк. Они определили основные категории естественного права: "естественное состояние", "естественный закон", понятие "природы человека", "разума" и "общественного договора". Правом Гоббс называет свободу каждого располагать своими естественными способностями в соответствии с требованиями правого разума. Значит, основание естественного права состоит в том, чтобы каждый защищал свою жизнь и оберегал свое тело, как только он может.Второй принцип, гарантирующий индивидуальные свободы, - разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Первым его сформулировал в современной форме Шарль Монтескье в 1748 году. Этот принцип и сегодня является важнейшим инструментом, ограждающим личность от злоупотреблений и притеснений со стороны власти.

Абсолютная свобода человека - стремление к анархии,хаосу,беспрерывной борьбе,в которой оправдывается и убийство человека человеком.В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение ,обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех.Люди должны  взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать в состоянии общественного мира.Они договариваются между собой об  этом ограничении .Это  взаимное самоограничение называется  общественным договором.

 

 

13.Критическая  философия Канта.

Два периода его творчества:1. Докритический.2. Критический.

Критический период.  Кант занимается проблемами познаваемости мира. Основные работы:  «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждений».  ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:Кант по новому трактует процесс познания человеком мира. Своей теорией познания Кант совершил «коперниковский» переворот в философии.В чем состоял этот переворот?

Процесс познания, как его понимали до Канта:1. На органы чувств человека воздействуют   объективно существующие вещи.2. В результате в голове человека возникают образы, копии вещей.

3. Разум обрабатывает, систематизирует  данные органов чувств и возникает  теоретической знание.Процесс познания по Канту:1. На органы чувств человека воздействуют объективно существующие вещи.2. В результате в голове человека возникают хаос ощущений.

3. Этот хаос человек  обрабатывает с помощью априорных  форм познания.

4. Всей этой деятельностью  руководит разум.  Априори – (лат. a priori – из предшествующего, т.е.до опыта)– знание, изначально присущее сознанию,  или предварительное знание о фактах, полученное до изучения их на опыте. Противоположное апостериорному. Апостериори (лат. a posteriori – из последующего, т.е. после опыта) - знание, полученное из опыта, на основании опыта.

К априорным формам познания Кант относит:1. Априорные формы созерцания – пространство и время;2. Априорные формы рассудка – общие понятия, категории (причинность, необходимость, субстанция, количество, отношение и т.п.).

Своей теорией  познания Кант: Преодолел разрыв между эмпиризмом и рационализмом.  Он показал, что как «мысль без чувств пуста», так и «чувство без мысли слепо». И лишь союз чувств и разума может дать знание вещей.Привел философию к агностицизму. Агностицизм – (от греч. agnostos –непознаваемый) – философское учение, отрицающее познаваемость объективного мира и объективность истины.

Суть «коперниковского переворота», совершенного Кантом в философии:Мир, который познает разум, уже приведен в порядок самим разумом. И порядок, который мы наблюдаем в мире, присущ не самому миру, а установлен в нашем разуме. То есть, действительность для человека, это та действительность, которую творит он сам.Суть агностицизма Канта:Он показал, что человек не может познать вещи такими, каковы они на самом деле, т.е. сущность вещей. Всякая вещь существует как «вещь в себе». Вещь в себе - трансцендентна.  Трансцендентный (лат. transcendens – выходящий за пределы) – лежащий за пределами опыта, недоступный познанию. Разум, наука позволяют человеку познать вещи только такими, какими они представляются ему, («вещь для нас»), то есть явление. А между «вещью в себе» и «вещью для нас» нет ничего общего.

Агностицизм помог Канту  изложить его нравственную теорию.Кант, по его собственному признанию, сознательно «сдвинул границы разума, чтобы дать место вере», без чего он не смог бы изложить свою нравственную теорию. Суть нравственной теории Канта:Кант формулирует основной нравственный закон (категорический императив): «Поступай так, чтобы максима (основное правило, принцип) твоей воли всегда могла быть  и принципом всеобщего законодательства»;«Действуй так, чтобы ты никогда не относился к людям только как к средству, но всегда в то же время и как к цели».Кант устранил противоречие между религией и наукой:1)Поскольку человеческий разум не может познать сущность вещей, то наука не может решить вопрос о ценности религиозных истин. «Знать, существует ли Бог не дано никому. В бога можно только верить».2)Кант  опроверг все пять существовавшие до него логические доказательства бытия Бога и сформулировал шестое (нравственное), которое опровергнуть невозможно:  «Если в человека в душе есть потребность в Боге, значит Бог для него существует».

 

 

 

 

 

14.Диалектическая  философия Гегеля.

- Гегель ставит цель: устранить  раскол в сознании, который допустила  философия, начиная с Платона,  и заканчивая Кантом (раскол между  богом, человеком,  природой, между  чувствами и разумом).  
- Он рассматривает мир как единое целое, пытаясь соединить природу, человека и бога, дух и материю. Основа единства мира, по Гегелю, - бог («мировой разум», «абсолютная идея»): природа не отделена от бога,  бог слит с миром, все пронизано им.

Абсолютная идея в своем  развитии проходит три ступени: 1. Сфера  духа  – описана в работе «Наука логика».2. Природа (инобытие абсолютной идеи) – работа «Философия природы».3. Человеческая история (этап самопознания абсолютной идеи) – работа «Философия истории».Процесс познания по Гегелю:Он  исходит из того, что мир может быть познан разумом, но не с помощью формальной логики, а диалектической (то есть в непрерывном развитии).Познание – это развивающийся процесс, который проходит разные ступени, пока не поднимется до познания абсолютной истины. И выделяет такие виды познания, как наука, искусство, теология, философия.

Самое ценное в философии Гегеля:1. Диалектика: Гегель диалектику из догадок превратил в теорию, сформулировав ее основные принципы, законы, категории.2. Исторический метод: познать вещи можно только в их изменчивости, развитии.

В его идеалистической  диалектике заключалось глубокое рациональное отражение. Рассматривая основные понятия  философии и естествознания, он в  известной мере диалектически подходил к истолкованию природы, хотя в своей  системе он и отрицал развитие природы во времени.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"