Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 12:02, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

шпаргалки по философии 1.docx

— 142.93 Кб (Скачать файл)

Физиологически определяемый смысл операции сравнения - оценка системой значимости личности успешности или  не успешности попытки действия. В первом случае истиной оказываются проверяемые (сравниваемые с действительностью) предположения, и если они оправдываются - то стимулируются впоследствии, во второй - ложными и такие - впоследствии блокируются.

 

 

43.Вненаучное и  научное познание. Специфика научного  познания.

Науч.позн-е-отличается по уровню,глубине проникновения в сущность вещей,стремится выявить з-ны для мира и его компонент.

Для научного  познания  характерно  наличие  2  уровней:  эмпирического и теоретического.  Для   эмпирического   познания   характерна   фактофиксирующая  деятельность. Теоритическое познание - это сущностное познание,  осуществляемое  на уровне абстракций высоких порядков.

Пытаться решить  поставленную  проблему  можно  2  путями: искать  нужную  информацию или самостоятельно иследовать ее с помощью наблюдений, экспериментов и теоритического  мышления.  Наблюдение   и эксперимент   важнейшие   методы иследования в научном познании. Часто говорят,  что теория - это обобщение практики, опыта или наблюдений. Научные обобщения часто используют  ряд осбых  логических приемов:1)прием универсализации, который  состоит  в  том,  что  общие  моменты  и  свойства наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распрстраняются на  все возможные случаи.2)перием идеализации, состоящий в том, что указываюся условия, при которых описываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как в самой действительности они происходить не могут.3)прием концептуализации, состоящий в том,  что в формулировку  законов вводятся  понятия,  заимствованные  из  других  теорий,  и получивщие  в   них достаточно точный смысл и значение. Важнейшие методы научного познания:  1)Метод восхождения от  абстрактного  к конкретному.  Процесс научного  познания всегда связан спереходом от предельно простых понятий к более сложным  - конкретным. Поэтому процедуру построения понятий,  все более соответсвующих  действительным называют методом 2)Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том,  что объект недоступный  непосредсвенному иследованнию  заменяется  его моделью.   Модель  обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих иследователя 3)Эксперимент и наблюдение. В ходе  эксперимента  наблюдаталь исскуственно  изолирует ряд характеристик иследуемой системы и изучает их  зависимость от  других параметров.Вненаучное познание – это совокупность познавательных действий, включенных в конкретные виды человеческой деятельности, конечные цели которых качественно отличаются от целевойустановки познания. Это познавательные действия и процессы, происходящие впроизводственной, военной и любой другой деятельности, а также религиозном освоении мира.

 

 

44.Понятие науки  и её основные аспекты. Функции  науки в современном обществе.

Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленна на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании, то есть сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления. В естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках - статистика.

Общенаучными логическими  приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный  и вероятный подходы и многое другое. В каждой науке различается  эмпирический уровень, то есть накопленный  фактический материал.  Теоретические  уровни отдельных наук смыкаются  в общетеоретическом, философском  объяснении открытых принципов и  законов, в формировании мировоззренческих  и методологических сторон научного познания в целом.Функции: 1. Познавательно-объяснительная-заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития. 2. Мировоззренческая-помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение. 3. Прогностическая-Суть прогностической функции науки состоит в том, чтобы предвидеть последствия изменения окружающего мира. 4. Производственная (катализатор развития)-Непосредственная производительная сила Ускоряет процесс совершенствования производства. 5. Социальная сила-Наука включена в процессы социального развития и управления им при взаимодействии гуманитарных и технических наук.

 

 

45.Методы научного  исследования и их классификация.

Ме́тод— систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

Классификация:

1. Философские методы, среди  которых наиболее древними являются  диалектический и метафизический. По существу каждая философская  концепция имеет методологическую  функцию, является своеобразным  способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не  исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся  такие методы как аналитический,  интуитивный, феноменологический, герменевтический  и др.

2. Общенаучные подходы  и методы исследования, которые  как бы выступают в качестве  своеобразной “промежуточной методологии”  между философией и фундаментальными  теоретико-методологическими положениями  специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как “информация”, “модель”, “структура”, “функция”, “система”, “элемент”, “оптимальность”,  “вероятность” и др.

3. Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук. Методы психолого-педагогического исследования, о которых далее будет идти речь, относятся к частнонаучным методам.

4. Дисциплинарные методы  – система приемов, применяемых  в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль  науки или возникшей на стыках  наук. Каждая фундаментальная наука  представляет собой комплекс  дисциплин, которые имеют свой  специфической предмет и свои  своеобразные методы исследования.

5. Методы междисциплинарного  исследования – совокупность  ряда синтетических, интегративных  способов (возникших как результат  сочетания элементов различных  уровней методологии), нацеленных  главным образом на стыки научных  дисциплин. Широкое применение  эти методы нашли в реализации  комплексных научных исследований  и программ.

Виды научного метода: Теоретический, Эмпирический.

 

 

46.Эмпирический  и теоретический уровни научного  исследования.

Сегодня выделяют эмпирический и теоретический уровни знания. Их различие проводится по различньм основаниям: по объекту исследования, уровню отражения объективного мира и характеру связи с практикой, по логическим приемам познания и т.п.Эмпирический — это такой уровень знания, содержание которого получено из опыта (наблюдение, измерение, эксперимент). На этом уровне знание фиксирует качества и свойства изучаемого предмета, доступного чувственному созерцанию. Данные наблюдений и экспериментов образуют эмпирическую основу теоретического исследования. Необходимость в такого рода сведениях подчас выступает причиной разделения наук на экспериментальные и теоретические, хотя, конечно, на практике нельзя добиться положения, когда из экспериментальных дисциплин начисто будет устранена теория, а из теоретических изъято всякое упоминание об эксперименте.Теоретический уровень знания опирается на абстрактное мышление, для которого исходным пунктом исследования выступают результаты, полученные в ходе чувственного восприятия.

Анализируя проблемы научного познания, необходимо исходить из факта  существования сложных и противоречивых связей между эмпирическим и теоретическим  уровнями научного знания. Ориентация на какое-либо одно из этих гносеологических направлений не приведет к пониманию  сути этих связей. Ибо гносеология  эмпиризма ограничивается суммированием, сопоставлением и обобщением данных эмпирии, а односторонность всеохватного теоретизма — своеобразной реакции на узкий эмпиризм — игнорирует наличие эмпирии как самостоятельного элемента познания.

 

 

47.Основные формы  научного знания.

Основными из этих форм являются факт, теория, проблема, гипотеза.

Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью. Проблемы бывают: 1)неразвитые-это задачи, к-рые характеризуются след чертами: а) это естандартная задача, для решения которой не известен алгоритм, б) задача, к-рая возникла как закономерный результат познания, в) задача - решение к-рой направ-но на устранение противоречия, возникшего в познании,Факт, как явление действительности, становится научным фактом, если он прошел строгую проверку на истинность. Факты - это наиболее надежные аргументы как для доказательства, так и для опровержения каких-либо теоретических утверждений.Научная гипотеза - такое предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказано, но которое выдвигается не произвольно, а при соблюдении ряда требований, к которым относятся следующие.1. Отсутствие противоречий. Основные положение предлагаемой гипотезы не должны противоречить известным и проверенным фактам. (При этом следует учитывать, что бывают и ложные факты, которые сами нуждаются в проверке).2  Соответствие  новой гипотезы надежно установленным теориям. Так, после открытия закона сохранения и превращения энергии все новые предложения о создании «вечного двигателя» более не рассматриваются.

3. Доступность выдвигаемой гипотезы экспериментальной проверке, хотя бы в принципе (см. ниже - принцип верифицируемости).4.     Максимальная простота гипотезы.Научная теория - это систематизированные знания в их совокупности. Научные теории объясняют множество накопленных научных фактов и описывают определенный фрагмент реальности (например, электрические явления, механическое движение, превращение веществ, эволюцию видов и т.п.) посредством системы законов. Главное отличие теории от гипотезы - достоверность, доказанность. сам термин теория имеет множество смыслов.

 

 

48.Научные революции.

В динамике научного знания особую роль играют этапы развития, связанные с перестройкой исследовательских  стратегий, задаваемых основаниями  науки. Эти этапы получили название научных революций.

Основания науки обеспечивают рост знания до тех пор, пока общие  черты системной организации  изучаемых объектов учтены в картине  мира, а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам  и нормам исследования.

Но по мере развития науки  она может столкнуться с принципиально  новыми типами объектов, требующими иного  видения реальности по сравнению  с тем, которое предполагает сложившаяся  картина мира. Новые объекты могут  потребовать и изменения схемы  метода познавательной деятельности, представленной системой идеалов и  норм исследования. В этой ситуации рост научного знания предполагает перестройку  оснований науки. Последняя может  осуществляться в двух разновидностях: а) как революция, связанная с  трансформацией специальной картины  мира без существенных изменений  идеалов и норм исследования; б) как  революция, в период которой вместе с картиной мира радикально меняются идеалы и нормы науки.

Перестройка оснований научной  дисциплины в результате ее внутреннего  развития обычно начинается с накопления фактов, которые не находят объяснения в рамках ранее сложившейся картины  мира. Такие факты выражают характеристики новых типов объектов, которые  наука втягивает в орбиту исследования в процессе решения специальных  эмпирических и теоретических задач. К обнаружению указанных объектов может привести совершенствование  средств и методов исследования (например, появление новых приборов, аппаратуры, приемов наблюдения, новых  математических средств и т.д.).

 

 

49.Этика науки  и социальная ответственность  учёного.

Этика науки — система  представлений, отражающих содержание и значение этической составляющей науки. Как особая дисциплина этика  науки ставит своей целью прояснение и изучение этических норм, которые  участвуют в научном познании, а так же анализирует конкретные коллизии морального характера, возникающие  в ходе продвижения науки. Этика науки — это совместный поиск разумных решений, в котором принимают участие и ученые, и общественность. Основной вопрос этики науки — проблема соотношения научного познания и ценностного мышления.

Ученый в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого  характера. Он ответствен за полноценность  вырабатываемого им научного «продукта»: от него ожидается безупречная требовательность к достоверности материала, корректность в использовании работы своих  собратьев, строгость анализа и  прочная обоснованность делаемых выводов. Это элементарные, сами собой разумеющиеся стороны ответственности ученого, так сказать, его персональная этика.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"