Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia.doc

— 830.00 Кб (Скачать файл)

 Постпозитивизмом  называется множество концепций,  которые пришли на смену позитивизму.  Особое внимание уделяется рациональным методам познания. КАРЛ ПОППЕР. Согласно Попперу, рост знаний достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания. Отсюда название теории КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ. Поппер считает, что ученые делают открытия, восходя не от фактов к теории, а от гипотез к единичным высказываниям.

27) Философия  жизни (Ф. Ницше).

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ. Специфика человека в феномене жизни, который сильно сближает с органич, биологическим, либо истолковывается в культурно-историческом плане. В фил. жизни на перв. план выдвигаются внемыслительные способности человека: чувство, воля или интуиция. Сознанию противопоставляется бессознательное, глубинный источник человеческого поведения.

Развитие для  Ницше не имеет смысла. Регресс. Но возможно становление нового человека. Концепция вечного возвращения. Принцип сохранения силы во вселенной, энергия и т.п. Понимая абсурдность своего подхода с опорой на науку, использует аллегорический образ - бесконечная дорога, лежащая позади нас, и ворота перед нами с надписью «мгновение».Человек их переступает и снова видит перед собой ворота, а позади бесконечная дорога. «Знание - это власть». Наука может скользить лишь по поверхности. Суть - обладать объектом, а не познать. Наука - удобное заблуждение, ей не нужен мир как таковой. Аморализм - конфронтация с традиционной (христианской) моралью. Христианская мораль - восстание рабов морали. Христианство переворачивает традиционные понятия добра и зла. Добро до Сократа ассоциировалось с силой, властью, аристократизмом. Христианство устраивает переворот. Евреи - самый зловредный народ из - за их морали. Добро ассоциируется с бедностью, и т.п. Становиться проблематична оценка досократовских людей. «Бог умер», - говорит Заратустра: «И это мы его умертвили». Ницше считал, что религию нужно упразднить, и она фактически упразднена. Должен появиться новый тип людей – «белокурая бестия». Они будут вести себя по законам этой расы, а по отношению к другим так, как хотят. Принцип всё разрешается (проще всего тем, у кого наибольший потенциал воли – они должны выжить). Вся культура построена на страхе и жестокости. Так давайте признаем это. «По ту сторону добра и зла» (против понятий христианской морали). Политика - власть вне морали. Hицше упивался Достоевским. Вирус бестиальности Hицше. Поразил многих. Больной - паразит общества. Слабого нужно толкнуть, помочь ему упасть. Трансформация верблюда, льва и ребенка. Этапы (ипостаси) духовного развития человека. 1. Верблюд - животное покладистое. Я должен везти все, что положат и терпеть все лишения. 2. В пустыне трансформируется во льва - я хочу, я имею право, я могу. Разрушительный характер. 3. Далее, после утоления желания, лев превращается в ребенка. Ребенок создает. Высшая стадия. Наступит только после первых двух - рабской зависимости и злого начала.

 

Идеал у Ницше  – деспот художник. Ницше не жалеет красок говоря что христианин святоша  не достоин уважения и почета. При  этом Ницше враждебно относится  к женщинам. «Женщины – это кошки  и птицы, в лучшем случае коровы. Мужчина должен воспитываться как воин, а женщина для его вдохновления, причем мужчина должен идти к женщине с плеткой».

Но у Ницше  есть и интересные положения, которые  касаются пересмотра обществом ценностей  нравственности, он стоит за честность, здоровье и т п , за стремление людей к искусству. Идеалом Ницше был композитор Вагнер.

28) Феноменология  Э. Гуссерля.

Феномен–это в  переводе с греческого то, что является. В нашем случае речь идет о том, что явилось в сознание человека в его чувственном опыте и далее в процессе его осмысления. Феномен–это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль. Феноменология–это учение о сознании, о феноменах и их смыслах. Основателем феноменологии в том виде, в котором она культивируется в конце XX века, считается Эдмунд Гуссерль. Сторонников феноменологии можно обнаружить в любой стране. Из российских философов прекрасными феноменологами были Г.Г. Шпет и  А.Ф. Лосев. Обозначим ту проблему, которая занимает феноменологов. Ведь всякое философское направление жизненно лишь в том случае, если оно разрабатывает действительно важную проблему, которая беспокоит многих.

Феноменологи  озабочены тем, что богатый жизненный  мир человека, наполненный красками, запахами, разнообразными впечатлениями, пройдя через сознание и достигнув стадии науки, мыслей, понятий, идеализаций, оказывается чрезвычайно обедненным, сухим, абстрактным, обезжизненным. Почему это происходит? Потому, утверждают феноменологи, что мы плохо понимаем само сознание. Забвение жизненного мира–это результат плохого философствования. Феноменология как раз и стремится восполнить этот недостаток. Феноменологи считают, что их коллеги, представители других философских направлений, не обращают должного внимания на работу сознания. А между тем современный мир, всемерно культивируя идеалы обезжизненного знания, не только не избегает кризисных явлений, а наоборот, плодит их(бесконечные войны, конфликты, экологические катастрофы, обезличивание жизни человека).

Итак, феноменологи стремятся помочь людям избегать забвения жизненного мира. С этой целью вырабатывается особый феноменологический метод.

 феноменологический метод

 Соотносительность субъекта  и объекта. Гуссерль недоволен  жестким(как, например, у Канта)  противопоставлением субъекта объекту.  При таком противопоставлении преувеличивают либо значение субъекта(что приводит к субъективизму), либо объекта(что приводит к натурализму). Субъективизм приводит к психологизму, полагают, что содержание науки берется исключительно из сознания. Натурализм понимает сознание как пассивное отражение реальности, а между тем оно активно. Правильная точка зрения состоит в том, что в явлениях сознания субъект и объект даны в их соотносительности.

 Эпохе, феноменологическая  редукция, интенция. Внешний для  человека предмет дается ему в ощущениях, восприятиях, созерцаниях. Но этим познание не закончено, а только начинается. Теперь наступает черед специальной работы сознания. Не навсегда, а на время надо внешний мир «заключить в скобки», воздержаться от поспешных суждений о нем(такое воздержание со времен древних греков называется эпохе). На время анализа внешний мир «замкнут», сведен(редуцирован) к явлениям сознания. При этом нельзя забывать, что в стратегическом смысле сознание всегда ориентировано, направлено на предмет. Это и означает, что сознание интенционально, т.е. направлено на предмет.

 Идентирование. Эйдос.  Интуиция. Рассмотрим феноменологический  метод на конкретном примере.  Как воспринять и осмыслить,  что такое яблоня? Человек рассматривает  конкретную яблоню и синтезирует  получаемые от нее восприятия. Человек имеет дело с восприятиями от одной и той же яблони, поэтому синтезирование выступает как идентирование, т.е. «схватывание» одинакового. Так субъект формирует представление «об этой яблоне».

Но как составить себе идею(по Гуссерлю, эйдос) о яблоне вообще? Кстати  Гуссерль не случайно использует слово эйдос. Эйдос–это идея, не потерявшая своей конкретности, образности. На пути к эйдосу «яблоня» субъект воображает  (фантазирует), представляет себе различные яблони, в том числе и такие ее свойства, которые присущи всякой яблоне. В результате достигается эйдетическое описание. Оно формируется в сознании, без какого-либо вмешательства предмета.

Акту переживания  соответствует высказывание. Динамике переживаний соответствует динамика высказываний. Все дело в том, чтобы  высказывание обладало подлинным значением. Есть слова и выражения, которые всего лишь указывают на нечто, это бедные знаки. И есть высказывания - подлинные, полновесные знаки, в которых человек выражает свое отношение к происходящему, делает себя ответственным за происходящее.

Феноменолог стремится  сохранить и преумножить полноту  бытия, которая реализуется в  динамике созерцаний, переживаний, их смыслов(эйдосов), высказываний. Но благодаря  чему удается совершить переход  от созерцания отдельных предметов  к их смыслу? Благодаря  интуиции.

Существенное  обстоятельство состоит в следующем: едва ли не во всяком высказывании содержится больше того, на что указывает содержание. Допустим, я, указывая пальцем на книгу, утверждаю: «На этом столе лежит  книга». Я вижу два предмета–стол  и книгу. Я никогда не увижу в словах «на», «этом», «лежит» тот смысл, который вкладываю в слово «книга». Человек образует смысл не на пустом месте, а благодаря исходным созерцаниям. Но в смыслах заключено больше, чем в созерцаниях.

 Итак, феноменолог  берет предмет созерцания «в скобки», затем он обогащает созерцание смыслами и только после этого полученный эйдос возвращается предмету, что и означает сохранить полноту жизненного мира. В этом смысле очень показательно, что Алексей Лосев, высоко оценивая гегелевскую ди­алектику идей, настаивал на замене идей эйдосами. Эйдосы по сравнению с идеями более конкретны, более жизненны, более смыслоемки.

 Ценность–это  значимость предмета для человека. Ценность связывает субъект и  объект. Применительно к этике  это показал немец М. Шелер, а применительно к эстетике француз М.Дюфренн. Для них обоих ценность есть феноменологическая интерпретация. Интерпретация, которая направлена против всякого формализма, главенствует, как считал Гуссерль, в современных науках и соответствен­но в технике. Он мечтал о том, чтобы наука, техника, этика, право, другие области общественной жизни понимались феноменологически. Нужно отдать должное феноменологам, они детальнее других анализируют жизнь сознания.

 Основные  положения феноменологии:.

• Начиная философствование, на время анализа самого сознания абстрагируйтесь от внешнего мира, «заключите его в скобки».

• Обогатите  материал созерцания своим воображением(представьте  себе то, что вы анализируете так  и эдак).

• Воображение  приводит к эйдосу, который обозначьте высказыванием.

• На основе полученных эйдосов и высказываний интерпретируйте  содержание предмета анализа. • Избегайте  всякого обеднения жизненного мира человека.

29) Основные  положения и течения философии  экзистенциализма в ХХ веке.

экзистенциализм ( лат. exsistentia - существование, т.е. философия существования ). Он получает распространение после первой мировой войны в странах, которые понесли большие человеческие потери – в Германии и Франции. А затем в других странах Запада, так как пережитые ужасы и переживаемые последствия войны тормозили адаптацию людей к новым жизненным условиям и новой системе ценностей. Прежде всего, поразительной была обесцененность в глазах общественности жизни тех, кто вернулся с полей войны и не мог приспособиться к изменившимся условиям, - так называемое " потерянное поколение". Это создавало почву для распространения положений экзистенцианизма: во Франции - Г. Марселем (1889-1973 гг.), Ж.П. Сартром (1905 – 1980 гг.), А. Камю (1913 – 1960 гг.), в Германии - М. Хайдеггером (1889 – 1976 гг.) и К. Ясперсом (1883 – 1969 гг.).

Родоначальниками  исходных концепций экзистенциализма были идеи С.Кьеркегора (1813-1855) и Э.Гуссерля (1859-1938). В их учениях содержалось  утверждение, что экзистенция не есть бытие конкретного человека, а субъективный мир переживаний, недоступный рациональному познанию. Круг вопросов экзистенциализма связан с анализом смысла жизни человека, постоянно испытывающего страх. Основными положениями европейского экзистенциализма являются:

1) отчужденность человека - отстраненность его от общества, "брошенность" в мир. Одиночество человека изначально, в нем состоит подлинное его существование. Пребывая в нем, человек постепенно постигает свою сущность. Но речь не идет о том, что духовному отчуждению предшествуют другие его виды - материальное, деятельностное, экономическое, социальное, политическое. Экзистенциалисты абсолютизируют духовное отчуждение, делая его всеобщим, закономерным в любых условиях;

2) "бытие и  обладание". Бытие имеет два проявления: отношение человека к себе и отношение человека к вещам. Первое - подлинное, второе - неподлинное. Подлинное бытие вступает в борьбу с обладанием вещами, накоплением. В большинстве люди тратят свою жизнь на обладание вещами и не формируют свое бытие, самих себя. Не познают возникающие при этом противоречия. Накопительство обедняет человека, лишает его многих достоинств. Достоинства не могут определяться имущественным положением, истинное существование - в общении, постижении своей сущности, а не в обладании вещами. Человек должен быть, а - не иметь. Это означает, что человеку необходимо постоянно совершенствовать себя, а не заниматься накопительством и рабски подчиняться вещам;

3) «существование  предшествует сущности». Сущность (главное в содержании) и существование не взаимосвязаны. Сущность вторична, отвлекается от существования, абстрактна, не несет в себе ничего конкретного. Существование - субъективно, требует чувственного, интуитивного познания и переживания. Нет необходимости точно и ясно определять их характеристики. Доподлинно постигают существование только душевно больные люди. Человек существует, а потом свободно выбирает свою сущность. В этом положении идет речь фактически о том, что человек существует в обществе, не имея сущности (мировоззренческой, духовной, морально-нравственной и т.д.), а только на каком-то этапе ее сам для себя выбирает. Закономерен вопрос: как идет выбор? На это нет ответа, ведь , по мнению экзистенциалистов, человек не связан с обществом;

4) страх, смерть, свобода. Основная черта человеческого существования - страх. Это исходное переживание, оно пронизывает все проявления человека. Самый большой страх - страх смерти. Он сопровождает человеческое существо всю жизнь. Не всем его удается преодолеть. Страх – это несвобода. Высшим актом проявления свободы и преодоления страха является самоубийство. Только смерть несет освобождение от одиночества, забот, страха. Движением к свободе есть иррациональное понимание мира, характеристик своего бытия. М. Хайдеггер находил возможным утверждать, что свободен только тот, кто сознательно идет к смерти. Близость к ней заставляет человека задуматься о бытие, утрате смысла жизни, помочь в отчаянии. Специфически, в духе Ф.Ницше, М.Хайдеггер развивал тему страха: он помогает человеку подчиниться воле сверхчеловека, воплощающего все стремления существующих. Человек должен с радостью принимать волю вождя, в экстазе идти за ним и с радостью за него погибнуть. Таким образом, провозглашается обесценивание собственной жизни ради воли вождя, безоговорочной подчиненности ему.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"