Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:02, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет, структура и функции философии. Ее роль в современном мире.
2. Взаимосвязь философии, естествознания и технических наук. Роль философии в формировании инженерной культуры.
3. Бытие и ее атрибуты. Бытие и небытие.
...
20. Главные философские направления XX века (неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм).

Вложенные файлы: 1 файл

answers_for_philosophy.doc

— 640.50 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы выявление закономерностей  и случайностей, свободного и необходимого в целях прогнозирования будущего было максимально приближено к конкретной практике и свободно от субъективных оценок, необходимо использовать и такую чрезвычайно важную пару категорий диалектики как возможность и действительность, т.к. необходимость, случайность и свобода являются различными способами превращения возможного в действительное, ибо человек осуществляет свою свободу в меру своих возможностей.

 

Причина и следствие. Детерминизм, индетерменизм, телеология.

Понятие причины и следствия  возникают на стыке принципов  всеобщей связи и развития. С точки  зрения принципа всеобщей связи причинность  определяется как один из видов вязи, а именно генетическая связь явлений, в которой одно при определенных условиях порождает другое. С точки зрения принципа развития причинность определяется так: всякое изменение и тем более развитие, т.е. изменение в сторону появления нового качества, имеет свою причину и следствие. Причинные отношения присутствуют при любом процессе изменения.

Ограничение на примере принципа причинности накладываются принципом всеобщей вязи. К не имеющим причинно - следственных связей относятся такие виды связей как пространственно-временные корелляции, функциональные зависимости, отношения симметрии... Однако любое явление имеет свои причины и следствия, не с одним так с другим.

Одной из характерных черт причинности  является ее связь с категорией времени. Время - форма существования материи, в которой наиболее естественно реализуются причинно-следственные связи. До сих пор причинно-следственная связь, взятая в аспекте времени понимается по разному. Одни считают , что причина всегда предшествует следствию. Какое-то время причина и следствие сосуществуют, а потом причина угасает а следствие превращается в новую величину. Другие утверждают, что интервалы частично накладываются, третьи, что причина и следствие строго одновременны. Четвертые говорят, что бессмысленно говорить о причине, которая существует и значит действует, если ее следствие еще не вступило в сферу бытия, разве может быть недействующая причина?

Но понятия причины и следствия  равно используются для характеристики одновременно протекающих событий, явлений примыкающих друг к другу во времени, и для которых следствие зарождается в недрах причины. Иногда они разделены временным интервалом и связаны между собой через цепь промежуточных звеньев. Следствие может иметь несколько причин, одни из которых являются необходимыми, другие - случайными.

Существенной чертой причинности  является непрерывность ее действия причинно-следственных связей. Не может  быть ни первой причины, ни последнего следствия.

Всем типам временных отношений свойственна длительность. Время длительно, необратимо и ассиметрично, ассиметричны и причинно-следственные отношения.

Причинность нельзя рассматривать  только как однонаправленное действие причины на следствие, т.к. она является внутренним содержанием связи и  взаимодействия явлений. Следствие распространяет свое влияние не только вперед (как новая причина), но и назад, на производящую ее причину, видоизменяя ее силы, особенно когда причинная связь не мгновенна, а протяженна. Это растянутое во времени взаимодействие причины и следствия называется принципом обратной связи. Он действует всюду, особенно в самоорганизующихся системах, где происходит восприятие, хранение, переработка и использование информации. Без обратной связи немыслимы устойчивость, управление и поступательное движение системы.

Итак, все причинно-следственные процессы в мире вызваны не односторонним  действием, а основываются по крайней  мере на отношениях между 2 взаимодействующими предметами, и в этом смысле причинность  должна рассматриваться не просто как вид связи, а и как тип взаимодействия.

Существует несколько типов  классификации причинно-следственных отношений, построенных по разным основаниям. Прежде всего, это класс по внутреннему содержанию процессов причинения. Внутренние механические причинения связанны с переносом материи, энергии и информации. В этом типе классификации причин выделяют материальные и идеальные, информационные и энергетические причины, которые тоже делятся не физические, химические, биологические, психологические, социальные причины.

По этому признаку различают причину и условие события. Причина - то, что предает свою силовую потенцию, т.е. вещество, энергию, информацию, а условие - совокупность обстоятельств причинного события (не участвует в переносе ...)

2-й тип классификации строится  на основе способов проявления причинной связи, которые подразделяются на динамические (однозначные) и статистические (вероятностные). (Квантовая механика, информационные взаимодействия)

Выделяются также причины общие, специфические и главные; объективные  и субъективные, непосредственные и опосредованные; всеобщие , особенные и единичные.

Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм - методологический принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определенную, так и вероятностную природу. Механический детерминизм - однозначная причинная обусловленность => абсолютно строгое предсказание.

Индетерминизм - методологическая позиция, в которой отрицается как объективность причинных связей, так и ценность причинных объяснений в науке. Г.Риккерт: “Причинное объяснение действительно лишь в пределах науки о природе и неприменимо к наукам о духе, т.е. наукам общественным”. Человеческая воля (или в телеологии - воля божественная) рассматривается детерминизмом как автономная сила, свободная в своих проявлениях от всякой причинности и необходимости, т.е ничем не обусловленная. Индетерминизм трактует принцип объективной необходимости как фатализм.

Стройная организация всего  сущего - телеология - определяется изначальным целевым устремлениям природы. Стихийно действующая причина рассматривается как действующая в преднамеренно избранном направлении, т.е. как цель. Цель ставится творцом. Гейне: “Деревья зелены потому, что зеленый цвет полезен для глаз. Бог создал быков, так как говяжий бульон полезен для человека; ослов для сравнения, а самого человека, чтобы он ел говяжий бульон и не был ослом”.

Естественный отбор - вот истинная причина совершенства органического  мира, причина объективной целесообразности природы.

Однако сознательная цель является одним из атрибутов в сфере  человеческой деятельности. В науке  часто пименяется целевой подход, т.е. подчинение процесса исследования его целевой, конечной стадии.

 

 

 

 

11. Развитие. Прогресс и регресс.

Развитие

Развитие – процесс движения от низшего (простого) к высшему (сложному), главной характерной чертой которого является исчезновение старого и возникновение нового.

 Р. неорганических систем, живого  мира, человеческого общества, познания подчиняется общим законам диалектики. Для Р. характерна спиралевидная форма. Всякий отдельный процесс Р. имеет начало и конец. Причем уже в начале в тенденции содержится конец Р., а завершение данного цикла Р. кладет начало новому циклу, в котором неизбежно повторяются некоторые особенности первого.

Р. – имманентный процесс: перехода от низшего к высшему возникает  потому, что в низшем в скрытом  виде содержатся тенденции, ведущие  к высшему, а высшее есть развитое низшее. При этом только на достаточно высокой ступени Р. полностью  выявляются и впервые становятся понятными намеки на высшее, содержащееся в низшем. Например, сознание есть результат Р. материи, и лишь с этой точки зрения можно раскрыть лежащее в фундаменте материи общее свойство отражения. Воспроизведение Р. в теоретической форме возможно только при помощи методов и приемов диалектической логики.

Прогресс и  регресс

Прогресс и регресс (лат. progressus – движение вперед; regressus – возвращение) – противоположные формы развития общества в целом или отдельных его сторон, означающее соответственно либо поступательное развитие общества по восходящей линии, его расцвета, либо возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградацию.

Критерием общественного П. Служит прежде всего степень развития производительных сил, экономического строя, а также  определяемых им надстроечных институтов, развития и распространения науки и культуры, развития личности, степень возрастания общественной свободы. В отдельные периоды истории в отдельных странах весьма существенное значение для характеристики развития общества с точки зрения его

П. или Р. могут приобретать в  силу своей относительности самостоятельности  такие общественные явления, как  формы политической жизни, культура, образование и т.д., хотя они вторичны, производны и определяются экономическим  строем общества. Примером общественного Р., обусловленного политическими факторами, может служить история стран, где господствовали (или господствуют) фашистские диктаторские режимы (фашизм).

Крайне противоречиво развитие антагонистических общественно-экономических формаций. Хотя эти формации и служат в определенные периоды истории ступенью П. общества, им всегда присущи черты Р., которые становятся преобладающим в период упадка данного общества. Однако тогда Р. не может быть всеобщим, поскольку основной тенденцией развития всего человеческого общества является не Р., а П., выражающийся в данном случае как в возникновении элементов и предпосылок нового общества, так и в развитии отдельных сторон общественной жизни. Так, например, если развитие буржуазного общества в эпоху империализма характеризуется в целом явлением Р., тем не менее при капитализме наблюдается П. множества отраслей науки и техники, а также ряда др. общественных явлений.

Однако для оценки жизненности  данного общества, его способности  к П. или Р. важно определение общей тенденции его развития, помогающее заинтересованным в П. общества классам и социальным группам глубже познать и использовать закономерности общественного развития. В философии и социологии понятие “П.” и “Р.” находят различные толкования.

Мыслители периода прогрессивного развития капитализма (Вико, Гердер, Гегель и др.) признавали П. и пытались его рационально обосновать. Для периода упадка капитализма, начавшегося со второй половины 19 в., характерны в основном два подхода к истории: позитивистский, основы которого заложены Контом, и историко-культурный (основоположник – рус.

Ученый-славянофил Н.Я. Данилевский; сторонники Дж. Тойнби, П.А. Сорокин и др.). Согласно концепции позитивистов, история  должна быть эмпирическим описанием  научно установленных фактов, без проникновения в сущность истории в целом и без попыток понять явление П. и р. Культурно-историческая концепция считает важнейшим способом изучения П. и р. в истории исследование отдельных культур или цивилизации.

Человеческую историю она рассматривает как смену самостоятельных “типов” культур или цивилизаций, с собственными периодами П. и р. Лишь в современную эпоху, согласно Тойнби и Сорокину, благодаря расширению межкультурных связей (интеркультурные коммуникации) усилилось взаимовлияние различных культур. Поэтому П. мыслим теперь как дальнейшая интеграция различных цивилизаций в направлении единой общечеловеческой культуры. Однако эта интеграция, с точки зрения Тойнби, должна осуществляться на основе капиталистической культуры Запада.

Некоторые буржуазные психологические  теории пытаются объяснять явления  истории субъективными факторами, например особенностями тех или  иных “исторических” личностей. Научное  объяснение П. и р. дано марксизмом-ленинизмом. П. как поступательное развитие без рецидивов Р. возможен только в неантагонистическом, коммунистическом обществе.

 

 

12. Объективная и субъективная диалектика.

Диалектика – теория и метод познания действительности, учение о всеобщей связи и развитии. Представления об изменчивости и взаимосвязанности всего сущего возникли в глубокой древности.

Первая классическая форма диалектики возникла в недрах немецкой идеалистической  философии (XVIII-XIX вв.). В своем завершенном  виде (философия Гегеля) представляла систему взаимосвязанных понятий, категорий, законов, отражающих всемирно-историческое шествие абсолютной идеи.

Материалистическая диалектика, творчески  восприняв идеи своих предшественников, решительно отвергла идеалистическую  основу развития мира, активно использовала эволюционные идеи ученых-естественников. Наиболее реалистичной и плодотворной является гуманистическое направление диалектического материализма.

Существуют и другие “модели  диалектики”, разнообразие которых  выявляет сложность и многогранность рассматриваемого объекта – всеобщей связи и развития мира. Каждая концепция развития приносит свое понимание проблем диалектики, способствует все более глубокому познанию универсума. Так, синергетика – современная теория развития неравновесных систем – вскрыла новые аспекты диалектики бытия. Многие исследователи связывают появление этой концепции с началом революционных преобразований в науке.

Развитие диалектики

Термин “диалектика” был введен в философию Сократом и означал  искусство обнаружения истины путем  столкновения двух противоположных мнений (греч. dialektike techne – искусство беседы). Современное содержание диалектики, разумеется, не ограничивается первоначальным значением, а отражает длительный путь своего развития.

Эмпирические наблюдения древних  выявили одну из существенных характеристик мира – противоречивость. Было замечено, что в процессе развития предметы, явления превращаются в свою противоположность, что свидетельствует о наличии в них противоположных, исключающих друг друга, разнонаправленных тенденций развития. Противоречие, заключенное в самом предмете, рассматривалось как источник движения, развития. Наиболее ясно и полно эти представления выражены в философии Гераклита /см. тему 3/. Существенную роль в развитии диалектических взглядов сыграл Зенон Элейский /см. там же/, глубоко понявший противоречивость движения через соотношение прерывного – непрерывного, конечного – бесконечного (апории Зенона).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"