Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 13:23, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный», от лат. Antiguus –древний, для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию.

Содержание

1.Введение.
2. Общая характеристика эпохи Античности.
3. Космос и человек в трактовке античной философии.
4.Заключение.
5.использованная литература.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 40.97 Кб (Скачать файл)

                                                           6

одного,  уменьшив  партии  хора  и,  сосредоточив  основное   внимание  на  диалоге, сделал  решительный  шаг  для  превращения  трагедии  из  мимической  хоровой  лирики  в  подлинную  драму.  Женские  роли  исполнялись  мужчинами.

Древнегреческий  театр,  особенно  афинский,  был  тесно  связан  с  жизнью полиса,  будучи по  существу  вторым  народным  собранием,  где  обсуждались  самые животрепещущие  вопросы.  Сходство  с  народным  собранием  усиливалось  благодаря  тому,  что  театральные  представления  давались  по  праздникам.

Архаическая  эпоха — время  становления  греческой  архитектуры. Жилища  того времени  просты  и  примитивны,  все  силы  общества  обращены  на  монументальные сооружения,  прежде  всего  храмы.  Среди  них  первенствовали  храмы  богов  — покровителей  общины.  Характерная  особенность  греческой  архитектуры  — применение  ордеров,  т.е.  особой  системы  построения,  которая  подчеркивает архитектонику  здания,  придает  выразительность  несущим  и  несомым  элементам  конструкции,  выявляя  их  функцию.  Ордерное  здание  обычно  имеет  ступенчатое основание,  на  него  ставился  ряд  несущих  вертикальных  опор — колонн, поддерживавших  несомые  части — антаблемент,  который  отражал  конструкцию балочного  перекрытия  и  крыши. 

В  классическую  эпоху  в  греческом  градостроительстве  хорошо прослеживаются  новые  тенденции.  Большинство  греческих  городов  сохраняло традиционную  хаотическую  систему  застройки  с  узкими  кривыми  улицами, отсутствием  удобств.  Однако  родившаяся  в  эпоху  греческой  колонизации  регулярная система  планировки  начинает  оказывать  влияние  на  градостроительную  теорию  и практику.  Основным  типом  общественного  здания  по-прежнему  оставался  храм.  В  первой  половине  V  в.  до  н.э.  были  созданы  наиболее  значительные  произведения дорийского  зодчества:  величественные  храмы  в  г. Посейдонии  в Южной Италии  и храм  Зевса в Олимпии.  Последний считался  самым замечательным среди всех эллинских святилищ.  Особое  место в истории древнегреческого  зодчества занимает комплекс  сооружений  на  афинском  акрополе.  Разрушенный  персами в 480 г.  до

                                                        7

н.э., он  заново  отстраивался  в  течение  всего  V  в.  до н.э.  Ансамбль  Акрополя  считается  вершиной   древнегреческой  архитектуры.

Скульптура  и  живопись  Греции  в  V  в.  до н.э.  развивали  традиции предшествующего  времени.  Основными  оставались  изображения  богов  и  героев — покровителей  полиса  и  “идеальных”  граждан.  В  архаическую  эпоху  возникает  монументальная  скульптура — вид  искусства,  ранее  неизвестный  Греции.  Древнейшие скульптуры  представляли  собой  изображения,   грубо  вырезанные  из  дерева,  часто инкрустированные  слоновой  костью  и  покрытые  листами  бронзы.  Монументальная греческая  живопись  известна  намного  хуже,   чем  вазопись.  В  греческой  вазописи     V в.  до  н.э.  преобладает  краснофигурный  стиль.  Очертания   фигур  обводились  черным  лаком,  после  чего  лаком   закрашивали  весь  фон,  а  фигуры  сохраняли естественный  цвет  глины.

Величайшим  достижением  греческой  культуры  архаической  эпохи  стало создание  алфавитного  письма.  Преобразовав  финикийскую  слоговую  систему,  греки создали  простой  способ  фиксации  информации.  Для  того  чтобы  научиться  писать  и считать,  теперь  не  нужны  были  годы  упорного  труда,  произошла  “демократизация” системы  обучения,  позволившая   постепенно  сделать  практически  всех  свободных жителей  Греции  грамотными.

 А теперь расскажу о древнеримской  цивилизации.

По вопросу о месте возникновения  Римской цивилизации существует две точки зрения, одни исследователи, такие как немецкий философ Освальд Шпенглер и английский историк Арнольд Тойнби, полагали, что Римская цивилизация не является самостоятельным цивилизационным этапом, это всего лишь кризисный период в развитии античной цивилизации, последняя стадия греко-римской цивилизации. Согласно их концепции цивилизация-это в первую очередь культура. Римская культура, с их точки зрения, не достигла тех высот, на которые поднялась греческая культура, они считали, что та цивилизация очень утилитарна. В этой цивилизации духовность и нравственность отодвинуты на второй план, а в первую очередь развивались прикладные науки, техника, все то, что нужно человеку в сиюминутной жизни. Они считали, что духовная культура римлян носит подражательный

                                                        8

характер. Существует, также и другое мнение, которое доминирует в настоящее  время в мировой историографии, оно сводится к тому, что именно те недостатки, которые отмечали Тойнби и Шпенглер, являются ее индивидуальностью, тем, что дает ей полную характеристику. Что же особенное есть в этой цивилизации? Во-первых, установление демократической  формы правления в результате борьбы между патрициями и плебеями, во-вторых—непрерывные войны. Именно эти два фактора и стимулировали  развитие цивилизации, определяли весь ее исторический облик.

Определим хронологические рамки  существования Римской цивилизации, она уникальна тем, что период ее существования можно назвать не только с точностью до столетия и даже до года, но и даже с точностью до дней. Условно, днем основания Рима и всей Римской цивилизации считается 21 апреля 753 года до н. э., финал наступил тогда, когда был свергнут последний Римский император Ромул Августул., это произошло 23 августа 476 г н.э. Таким образом, Римская цивилизация просуществовала 12 веков, которые разбиваются на три периода:

·     царский 8-6 вв. до н.э.,

·     период римской республики 4-1 вв. до н.э.,

·     период римской империи 1 в. до н.э.- 5 в. н. э.

 Этот последний период делится  на два этапа: принципата 30 г.  до н.э-.284 г н.э. и доминиата- 284- 476г н.э.

Важнейшим центром Средиземноморской  империи был город Рим, население  которого выросло до 1—1,5 млн. жителей. В отдельных частях огромной державы  возникли в I—III вв. н.э. другие большие  города. Столицу империи и другие большие города украшали великолепные крупные здания — храмы местных  и общеимперских божеств, дворцы, “базилики”, портики для прогулок, а также различного вида здания для  общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки. В амфитеатрах шли представления  — травля зверей, бои гладиаторов, публичные казни. В цирках происходили  скачки на запряженных четверками лошадей  колесницах — “квадригах”.   Полы и стены храмов, дворцов, базилик, домов богатых рабовладельцев

                                                         9

были украшены тонко выполненными мозаичными орнаментами и даже целыми картинами. В северных провинциях многие дома имели отопление. Из печей горячий  воздух направлялся по глиняным трубам под полом различных помещений  и создавал в них теплую атмосферу. Однако если общественные здания и  дома богачей блистали роскошью отделки  и удобствами, то жилища большинства  свободного населения были убоги  и неудобны. Сельские жители ютились  в деревянных хижинах, крытых черепицей  и отапливавшихся очагом, находившимся в середине помещения.

В повседневной жизни римлян религия  играла очень важную роль. Римляне, так же как и все народы древности, обожествляли непонятные им явления  природы и общественной жизни. Римская  религия зародилась еще в недрах родового строя и к концу республиканского периода прошла длительный путь развития. В римской религии долгое время  сохранялись остатки религиозных  первобытных представлений: тотемизма, фетишизма, анимизма. Особенно долго  сохранялся в римской религии  анимизм, вера в безличных и абстрактных  духов, обитающих во всех окружающих человека материальных предметах.

Умершие члены семьи превращались в духов, о которых нужно заботиться. Римляне верили, что умершие жили в том месте, где их похоронили, и так же, как и живые, нуждались в пище. Обычно на могилы регулярно приносили немного пищи и цветы. Умершие предки считались богами покровителями — манами. Но, если об умерших не заботились их потомки, они преследовали живущих, становились злыми и мстительными лемурами. Семейный культ был одним из важнейших и наиболее почитаемых в римской религии.

Древним и почитаемым был культ  богов, олицетворявших разные стороны  земледелия, главного занятия римлян. Представления о богах, первоначально  как о безликих и абстрактных  духах, постепенно развивались, и уже  в V в. до н.э. римляне изображали многих своих богов в человеческом образе. Начиная   с III в до н.э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной,

                                                        10

Церера с Деметрой и др. Одним  из почитаемых чисто италийских божеств 

был Янус, изображавшийся с двумя  лицами, божество входа и выхода, всякого начала.

Для того чтобы боги заботились о  людях и о государстве, им нужно  было приносить жертвы и возносить  молитвы-просьбы, производить особые ритуальные действия. При жертвоприношении зачитывалась молитва, причем особенно следили за тем, чтобы молитва  была произнесена точно, так как  малейшее искажение делало ее недействительной.

Искусство Рима считают завершением  художественного творчества античного  общества. Искусство древнего Рима - явление самостоятельное, определявшееся ходом и ходом исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другими факторами.

В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с  иллюзорной трактовкой объемов и  форм — фреска, мозаика, станковая  живопись. Архитектура достигла небывалых  успехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении.

Конец римского искусства формально  и условно может быть определен  падением Империи. Периодизация римского искусства — одна из самых сложных  проблем его истории. В отличие  от принятой и широко распространенной периодизации древнегреческого искусства, обозначающей годы становления архаикой, время расцвета — классикой и  кризисные века — эллинизмом. Историки древнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь со сменами  императорских династий.

Если наметить основные этапы истории  древнеримского искусства, то в общих  чертах их можно представить так: древнейшая VII - V вв. до н.э. и республиканская  эпохи V в.  до н.э. - I в.  до н.э. —  период становления римского искусства. В этих широких временных границах медленно формировались принципы  римского творчества.  Расцвет римского искусства приходится на I-II вв. н.э. В рамках этого этапа стилистические особенности памятников позволяют различить: ранний период — время Августа, первый

                                                        11

период — годы правления Юлиев - Клавдиев и Флавиев, второй — время Траяна; поздний период — время позднего Адриана и последних Антонионов.

У римлян литературному творчеству отдельных писателей предшествовало устное народное творчество. К сожалению, произведения римского народного творчества не были записаны и не сохранились, за исключением маленьких отрывков. На этом случайном основании некоторые  ученые считали римлян неспособными к поэтическому творчеству.

Народные поэтические произведения были написаны особым стихотворным размером, так называемым сатурническим стихом, близким по своей ритмике к  былинным стихам других народов.

Наряду с поэзией делает первые шаги и римская проза. Велись коллегией  понтификов погодные записи наиболее крупные события, летописи, заключались  договоры, тексты которых записывались на латинском языке

На становление и развитие римской  литературы оказало большое влияние  не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенно греческая литература.

Развитие римской архитектуры  было тесно связано с ходом  римской истории, усложнением общественных отношений, ростом римского города; оно  происходило под греческим и  этрусским влиянием. Ранний город  строился без плана, беспорядочно, имел узкие и кривые улицы, примитивные  жилища из дерева и сырцового кирпича. Крупными общественными зданиями были лишь храмы. Внутри города сохранились  пустыри и незастроенные участки, дома знати окружали сады. Рост населения Рима привел к застройке пустырей, уплотнению построек. Некоторые улицы были вымощены булыжником.

В результате римских завоеваний разного  рода богатства потекли в Рим. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне стремились подчеркнуть  в своих зданиях и архитектурных  сооружениях идею силы, мощи и величия, которое подавляет человека. Отсюда родилась любовь римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений, которые поражают воображение  своими размерами. Другой особенностью римской 

                                                         12

архитектуры является стремление к  пышной отделке зданий, богатому декоративному  убранству, множеству украшений, больший (чем у греков) интерес к практической стороне дела, созданию преимущественно  не храмовых комплексов, а практических зданий и сооружений (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские  архитекторы разработали новые  конструктивные принципы, в частности, широко применяли при сооружении зданий арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры.

Римская архитектура в период IV—I вв. до н.э. прошла два периода своего развития. Первый период обнимает IV—III вв. до н.э. Римская архитектура этого  времени развивалась под сильным  влиянием этрусской архитектуры. Ведущим  типом сооружений являются военно-инженерные (оборонительные стены). Второй период — это I – II в. до н.э. Он характеризуется  широким применением бетона и  сводчатых конструкций.

Римляне были частью латинского племени, населявшего область Лациум, и говорили на латинском языке. Латинский язык принадлежал к индоевропейской семье языков и был родственен греческому, иранскому, санскриту, германским и славянским языкам. При завоевании Римом италийских племен латинский язык распространился по всей Италии, вытесняя местные языки и наречия.

Информация о работе Античная философия