Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:21, реферат

Краткое описание

Общая характеристика античной философии
Досократическая философия
Сократическая или классическая философия
Эллинистическая и позднеримская философия

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕМА 2 Античная философия.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)


ТЕМА: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

  1. Общая характеристика античной философии
  2. Досократическая философия
  3. Сократическая или классическая философия
  4. Эллинистическая и позднеримская философия

 

1. Развитие европейской философии  началось в античную эпоху,  т. е. во времена Древней Греции и Древнего Рима. Античная философия – это, конечно, прежде всего, греческая философия, что же касается римской, то она является гораздо более поздним и вторичным феноменом.

Какие факторы благоприятствовали раннему появлению философии (как  говорят, переходу от Мифа к Логосу) именно в Древней Греции (Элладе)?

Мы выделим два. Во-первых, существование здесь полисной демократии. Все граждане полиса (города-государства), так или иначе, участвовали в  его управлении, вместе обсуждали  общественные дела. Особым уважением в этой ситуации пользовались те, кто умел последовательно мыслить и доказывать свою правоту. Т. о., развивалось рациональное отношение к миру, утверждалось право человека на собственную точку зрения. Во-вторых, вспомним колонизационное движение эллинов. Они общались с другими народами, знакомились с их культурами, в т. ч. – с их мифологическими традициями. Но, тем самым, эллины избавлялись от абсолютной власти над умами собственной мифологии.

Если сравнивать древнегреческую (и шире - античную) философию с древневосточной, то можно заметить, что первая имела более ярко выраженную рационально-логическую компоненту. Если же сравнить ее с позднейшей, средневековой философией, то становится ясно, что античная философия имеет космоцентричный характер в отличие от средневекового теоцентризма. Античные мыслители рассматривали космос как живой организм, объединивший богов, людей и природу, как Абсолют, выше которого нет истины, добра и красоты.

История античной философии  характеризуется определенным единством, с другой стороны, в ней нельзя не заметить смены стилей мышления, т. н. парадигм. Соответственно, можно провести условную периодизацию античной философии. Выделяют досократическую философию (примерно 600 – 370 гг. до н. э.), сократическую или классическую философию (примерно 450 – 320 гг. до н. э.), эллинистическую философию (примерно 320 г. до н. э. – 200 г.) и позднеримскую философию (примерно 200 -529 гг).

1.Ранних греческих философов принято называть фисиологами (греч. фюсис - природа), поскольку главной темой их сочинений была природа. Среди фисиологов выделялось несколько относительно крупных школ.

Самая старая школа – Милетская (VI в. до н.э.) на территории Малой Азии. Ее представители – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр – размышляли о первоначале сущего. Первый усматривал его в воде, второй – в воздухе, третий – в беспредельном (апейроне).

К Милетской школе примыкал Гераклит из г. Эфеса (конец VI – нач. V в. до н.э.), известный по прозвищу «Темный» или «плачущий философ». Он учил о Логосе – законе, который организует весь мир (космос) и задает порядок человеческой мысли. Логос выступает первоначалом мира – вечно живым Огнем. Весь мир движется («все течет, все меняется»), побуждаемый к этому борьбой противоположностей. Гераклита называют отцом античной диалектики как учения о развитии. Следует отметить, что такое значение у слова «диалектика» появилось позднее. В самой Греции этим словом называли искусство спора.

Наряду с Гераклитом о вселенском порядке и роли в  нем противоположностей задумывались и пифагорейцы, последователи Пифагора. Пифагорейский союз существовал в VI в. до н.э. на юге Италии. Именно пифагорейцы стали называть мир космосом (греч. космэ – красота), утверждая, что его совершенство основано на определенных числовых соотношениях.

На юге Италии возникла и Элейская школа (VI – V в. до н.э.). Ее главные представители – Парменид и Зенон. Парменид – основоположник философского доказательства, мыслитель, который противопоставил рациональное и чувственное познания и сам отдал предпочтение первому. Парменид учил, что бытие едино и неподвижно вопреки свидетельству наших чувств. Его последователь Зенон предложил ряд задач-апорий (затруднений), подтверждающих мысль Парменида.

Философы Левкипп (V в. до н.э.) и его более знаменитый ученик Демокрит (460 – 360 гг. до н.э.) по прозвищу «смеющийся философ» основали атомистическое учение и стали зачинателями материалистической линии в философии. Они полагали, что существуют только атомы и пустота, отрицали бессмертие души, которая состоит из атомов, точно также, как и боги. Люди, по их мнению, возникли естественным путем без всякого творца и разумной цели. Демокрит считается первым последовательным детерминистом, который настаивал на всеобщей причинной обусловленности.

Особняком от фисиологов стояли софисты (мудрецы) (V в. до н.э.), которых интересовали не законы космоса, а возможность влиять на реальное поведение людей. Софисты стали первыми платными учителями греков, за деньги наставляя юношей, как управлять своим домом и государством. Они разрабатывали приемы, которые помогали бы доказать истинность любой точки зрения, лишь бы она отвечала интересам человека. Нарицательным стало выражение «софистика», означающее способность при помощи псевдо-логических рассуждений выдавать черное за белое. Софист Протагор выдвинул тезис «Человек – мера всех вещей». Т.о., софисты утверждали относительность истины.

2. Классический период  в истории греческой философии  прославлен именами Сократа, Платона и Аристотеля.

Афинянин Сократ (470 – 399 гг. до н. э.) учился у софистов, но критиковал их за беспринципность и безнравственность. Развивая уже намеченную софистами тенденцию, Сократ полностью обратился к человеческой проблематике (т. н. «сократовский переворот в философии»). Цель философии для Сократа заключается в самопознании и нравственном росте человека. Сократ – основатель автономной рационалистической этики, которая требует от человека максимально сознательного и ответственного поведения. Философ виртуозно владел искусством словесной майевтики (родовспоможения). При помощи наводящих вопросов и ироничных замечаний он побуждал своих собеседников отбросить стереотипные суждения и «разродиться» самостоятельной мыслью. Знаменитые слова Сократа: «Все, что я знаю, это то, что я ничего не знаю; но другие не знают даже этого». Сократ хладнокровно встретил смерть по приговору афинского суда и тем окончательно закрепил за собой звания истинного, не на словах только, а на деле, философа.

Самым известным учеником Сократа  был Платон (428 – 347 гг. до н. э), который  в основном и сохранил для нас мысли своего наставника (сам Сократ книг не писал). Платона называют основателем философского идеализма, т. е. такой философии, которая признает первенство идеального, духовного по отношению к материальному.  Платон первым ввел в философский оборот слово «эйдос» или «идея» (греч. – облик, форма). У него идея означала не столько внешнюю, сколько внутреннюю форму вещи, ее сущность или принцип существования. Всякая вещь причастна какой-либо идее, например, идее человека, причем идея реальнее вещи. Наш вещный и неспокойный мир есть лишь тень, бледное отражение вечного и совершенного царства идей. Познание, согласно Платону, - это припоминание того, что видела душа, поднявшись в мир идей, прежде чем вселиться в новое тело. Платон разработал проект идеального государства во главе с философами (его называют первой коммунистической утопией). У Платона своей вершины достигла античная диалектика как искусство рассуждения или внутреннего диалога. Философ основал собственную школу – Академию.

В Академии учился Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) по прозвищу Стигарит, т. е. из г. Стигары. Его по праву считают самым универсальным мыслителем античной эпохи. Он не только владел всей совокупностью знаний своей эпохи, но и заложил основы ряда новых наук, в т. ч. логики, науки о формах правильного мышления. Аристотелевская логика не является собственно философской дисциплиной, но она сыграла выдающуюся роль в формировании стиля научного мышления. Аристотель оспорил некоторые взгляды своего учителя («Платон мне друг, но истина дороже!»). В частности, Аристотель не выносил идеи в особый, высший мир. Сущность вещи находится в ней самой, это форма, которая принимается материей. Формой форм, перводвигателем мира является Бог. Аристотель основал свою школу – Лицей, ее еще называют перипатетической, т. е. школой прогуливающихся.

3.Философия эллинистического периода  сложилась в условиях кризиса полисного строя и возникновения деспотических режимов, которые, в конце концов, были поглощены Римской империей. Если Сократ, Платон и Аристотель еще считали нормой человеческой жизни заботу об общественном благе («человек – политическое животное», по словам Стигарита), то позднейшие мыслители сделали акцент  на вопросах индивидуального существования человека. Начало этому положили уже т.н. сократические школы V – IV вв. до н.э. К ним относят киников и киренаиков. Первые (из них самым знаменитым был Диоген Синопский) отрицали общественные условности во имя личной свободы. Вторые проповедовали удовольствие как важнейший принцип счастливой жизни.

Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.) и эпикурейцы полагали, что главный вопрос философии  – это вопрос о том, как достичь счастья. Для них самих счастье состояло в безмятежном состоянии души (атараксии). Философия должна помочь человеку избавиться от искусственных потребностей и напрасных страхов. Эпикур отрицал власть над людьми судьбы или богов. Он был атомистом – и при этом не только в понимании природы, но и в применении к обществу.  По его мнению, и политическая активность, и брачные узы не способствуют обретению нами душевного спокойствия.

Философы-стоики (от греч. стоя - портик), такие как грек Зенон (336 – 264 гг. до н.э.), римляне Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, учили о всевластии судьбы, которую человек не может изменить, а может лишь, познав необходимость, с достоинством исполнять назначенную роль. Идеал стоиков – героическое бесстрастие (апатия).

Скептицизм (скепсис - сомнение), основанный Пирроном (ок. 360 – ок.270 гг. до н.э.), призывал воздерживаться от каких либо определенных суждений и хранить невозмутимость. Ибо «на всякое слово есть обратное», и одно ничуть не более достоверно, чем другое.

В период кризиса Римской Империи  возник неоплатонизм (III – VI вв.) – последняя крупная философская система  античности. Неоплатонизм синтезировал переработанное учение Платона с элементами других школ (пифагорейцев, перипатетиков, стоиков) и мистическими практиками. Основателем этой философии является Плотин (203 - 269). По его учению, источник сущего – Единое или Благо. Из него эманирует все остальное, сначала - Ум, затем - Душа, после – множество отдельных душ. Это есть процесс нисхождения, умаления и дробления изначального совершенства. Там, где эманация иссякает, простирается материя, как тьма, не пронизанная божественным светом, как источник зла и безобразия в человеческой жизни. Задача человека – вернуться к Единому путем нравственного самосовершенствования и погружения в глубины собственной души. В первые века нашей эры неоплатонизм конкурировал с христианством и при этом оказал влияние на становление христианского богословия.

В 529 г. император Юстиниан I запретил на территории своего государства (Ромейской или Византийской империи) деятельность всех философских школ нехристианской ориентации. С этим событием обычно связывают окончание истории античной философии.

 

 

Высказывания античных философов:

Нельзя дважды войти в одну и  ту же реку.

                                                                Гераклит

Есть бытие, а небытия вовсе  нет.

                                                                Парменид

Философия дарует человеку презрение  к смерти.

                                                                Зенон из Элеи

Надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию.

                                                                Демокрит

Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути, только одним – умиранием  и смертью.

                                                                Сократ

Ищу человека, а не негодяя!

                                                                Диоген (с этими словами он носил по дневному городу зажженный фонарь)

Философам свойственно испытывать изумление. Оно и есть начало философии.

                                                                Платон

Хотя мы смертны, мы не должны подчиняться тленным вещам, но, насколько возможно, подниматься до бессмертия и жить согласно с тем, что в нас есть лучшего.

                                                                Аристотель

Величайший плод ограничения желаний  – свобода.

                                                                 Эпикур

Не требуй, чтобы совершающееся  совершалось по твоей воле, но желай, чтобы совершающееся совершалось  так, как оно совершается, и проживешь  счастливо.

                                                                 Эпиктет

Старайтесь возвести божество в  вас к божественному во всем.

                                                                  Плотин

 


Информация о работе Античная философия