Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 13:23, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный», от лат. Antiguus –древний, для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию.

Содержание

1.Введение.
2. Общая характеристика эпохи Античности.
3. Космос и человек в трактовке античной философии.
4.Заключение.
5.использованная литература.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 40.97 Кб (Скачать файл)

По мере распространения латинского языка и вытеснения им местных  языков и наречий в него проникли многие элементы этих языков (буквы, слова, словосочетания и т.д.). Особенно большое  влияние на развитие латинского языка  оказал родственный ему греческий  язык и, вероятно, этрусский язык.

Заимствованный алфавит от греков или этрусков, римляне приспособили его к звуковым особенностям своего языка и несколько изменили. Они, например, не употребляли ряд букв необходимых для изображения  звуков, существующих в греческом или этрусском языках, но отсутствующих в латинском.

Латинский алфавит известен с VII в. до н.э., и с этого времени начинается латинская письменность. Писчими материалами были камень (для

                                                         13

надгробий, монументальных памятников), медные пластины, специально

обработанная кожа — пергамент, покрытые тонким слоем воска деревянные дощечки, папирус.

Важнейшей чертой развития науки являлось происходившее в V в. до н.э. выделение  из натурфилософии отдельных наук. Показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с  деятельностью Гиппократа.

Математика развилась, прежде всего, под влиянием пифагорейских ученых. В V в. до н.э. она превращается в самостоятельную  научную дисциплину. Прогресс математического  знания особенно заметен в арифметике, геометрии, стереометрии. К V в. до н.э. относятся  также значительные успехи в астрономии.

Большое развитие получила наука о  праве, правоведение, или юриспруденция. В I в. до н.э. зародилась и римская  филология. Появились специальные  исследования по грамматике, об употреблении букв, возникновении латинского языка, филологические комментарии к комедиям и трагедиям писателей II в. до н.э. Наиболее крупными специалистами в  области римской филологии были Нигидий Фигул и его ученик Теренций Варрон.

3. Поскольку первые греческие  философы  занимались осмыслением природы, космоса, выясняя "причины и начала" мира, их часто называют «физиками».

Они интуитивно строили  субстациональную модель мира (именно через выяснения «первопричины» - по-гречески «архее», что дословно означает «начало, принцип» всего сущего как его основы, сущности) в их методологии множество пережитков мифологического ассоциативного мышления: так же, как в мифе был совершен «перенос» человеческих свойств, качеств и отношений на явления природы на небо и космос, так же в ранней греческой философии свойства и законы Космоса - как они мыслились мудрецами были  «перенесены» на человека и его жизнь. Человек рассматривался как Микрокосм по отношению к Макрокосму, как часть и своеобразное повторение, отражение Макрокосма. эта черта древнегреческой философии получила название космоцентризма. Но в этом можно усмотреть и ещё один

                                                          14

смысл: ведь Космос - это противоположность  Хаосу, это порядок и гармония в противоположность неупорядоченности, это определённость и соразмерность  в противоположность бесформенности; поэтому космоцентризм ранней античности можно трактовать и как ориентацию на выявление гармонии в человеческом бытии - ведь если мир гармонично упорядочен, если мир - это Космос, а человек есть его отражение и законы человеческой жизни подобны законам Макрокосма, то значит, и в человеке заключена (скрыта) подобная гармония. Общепринятое же значение «космоцентризма» таково: это признание за внешним миром (Макрокосмом) статуса, определяющего все остальные законы и процессы (включая и духовные). На философском уровне такая мировоззренческая направленность формирует парадигму онтологизма, потому онтологизм (причем, явный, выражающийся и в том, что первые мудрецы-физики искали «причины и начала бытия») - вторая сущностная характеристика философии античности.

Древне - греческое  восприятие космоса (особенно у Платона  и Аристотеля) как предельной полноты  бытия, как  эстетически прекрасного, совершенного и невинного существа составляет историческую антитезу иудео - христианской концепции «ущербности» природы  как результата грехопадения.

У Аристотеля в трактате «О небе» с термином космос конкурирует термин «небо», окончательно уступающий место космосу, начиная с эпохи эллинизма. У Платона в диалоге «Тимей» исходным понятием является «демиург» - устроитель космоса, создающий его по определенному образцу. Космос возникает по Платону из смеси идей и материи, демиург создает мировую душу и распространяет эту смесь по всему пространству, которое предназначено для видимой вселенной, разделив его на стихии - огонь, воду, воздух и землю. Вращая космос, он округлил его, придав ему наиболее совершенную форму - сферы. Соответственно гармоническим математическим соотношениям он преобразовал орбиты планет и небо неподвижных звезд. Результат - космос как живое существо, одаренное умом. Космос един, ибо единому прообразу, которому подражает бог, творя мир, должен соответствовать и единственный, прекраснейший мир, который состоит из демиурга (божественный ум), мировой души и мирового тела.

                                                       15

Таким образом, античный космический строй мира, возведенный Платоном к философскому сознанию и заключавший в себе почти все начала новоевропейской  рациональности, был основан на древнегреческой мифологии.

Русский космизм  на рубеже веков  был одной из основательных  попыток  человеческого разума познать  самого себя и постичь свое истинное место  и призвание, излечиться от недуга сциентизма и повернуться  лицом к человеческим ценностям. Он воплотил в себе многие родовые  черты российской мысли, выросшей на почве "греко-православных представлений, в свою очередь во многом заимствованных у античности, но в основе лежали выводы теоретического рассудка: законы и формулы, логические конструкции  и числа, идеализации  механики и  математики. В сущности, создавался новый "механический миф" европейского человека, вступившего  с природой в орудийные отношения  принципиально иного уровня.

Несмотря  на частичный возврат  к греческому отношению к телу и преодоление отвлеченного спиритуализма, противополагавшего дух телу и видящего в теле враждебное духу начало, русский  космизм остался верен православному  персонализму и даже усилил эту линию (Н. Бердяев, Л. Карсавин).

Русский космизм  в отличие от античного космоса, который был  одним из лучших миров, гармоническим  и прекрасным, видел  мир в развитии и становлении, его космос эволюционен  и историчен - это 8-й день творения, осуществляемый человеком в соавторстве  с Творцом.

 

4. В целом же, говоря о древнегреческой  философии, следует подчеркнуть, что  она - одна из самых ярких страниц  мировой философской мысли. В  ней обозначены истоки всех важных философских направлений, представлена богатейшая палитра мировоззренческих  установок и идеалов. Она сформировала собственно философский понятийный аппарат и принципиально новые  методы исследования, преодолев мифологическую картину мира и освободив личность, которая смогла впервые выделить себя из Космоса и ощутить свою самоценность. Анаксимандр пытался сравнить

                                                          16

величину Земли с другими  известными на свой период планетами. Как считается, составил первую карту  Земли (которая до нас не дошла, но может быть восстановлена по описаниям  древних авторов). Впервые в Греции установил гномон - простейшие солнечные  часы. Ввёл в употребление небесный глобус. Анаксимен считал, что град образуется при замерзании выпадающей из туч воды; если к этой замерзающей  воде примешан воздух, то образуется снег. Ветер - уплотнившийся воздух. Состояние  погоды Анаксимен связывал с активностью  Солнца.

 

5.Использованная литература.

1. .Лoceв A.Ф. Иcтopия aнтичнoй филocoфии  в кoнcпeктивнoм излoжeнии. - M., 1998.

2. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н. Чанышев. М., 1991.

3. Мамардашвили, М. Лекции по античной философии / М. Мамардашвили. М., 1997.

4. Богомолов В.С. Античная философия 1998. - М.

5. Спиркин А.Г. Основы философии.- М., 1988 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     17


Информация о работе Античная философия