Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:07, контрольная работа

Краткое описание

Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет - с конца 7 в. до н.э. вплоть до 6 в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась, не изолировано - она черпала мудрость Древнего Востока, культура, которая уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……4
1. Общая характеристика эпохи Античности ……………………….………….5
2. Космос и человек в трактовке античной философии ……………………..…9
3. Философские школы и выдающиеся философы античности. Философия Сократа …………………………………………………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………….…19
Список использованных источников……………………

Вложенные файлы: 1 файл

+философия.docx

— 38.93 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГБОУ ВПО  Уральский государственный экономический  университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по философии на тему:

Античная  философия

 

 

                     

 

 

 

 

                    Преподаватель Егоров В.В.

Студент Колдина А.Э., менеджмент, ПМ-11Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

Министерство  образования и науки

ФГБОУ ВПО  Уральский государственный экономический  университет

РЕЦЕНЗИЯ  НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

____________курс,____________ группа

________________________________________________

(фамилия, имя, отчество студента)

________________________________________________

(название специальности)

Письменная работа по дисциплине ___________________

________________________________________________

на тему: «________________________________________

____________________________»,вариант____________

________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество, должность,  научное звание рецензента)


Оценка работы ___________________________________

СОДЕРЖАНИЕ РЕЦЕНЗИИ

________________________________________________

________________________________________________

_______________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

_______________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

«___»______________20__г.     ______________________

                                                                  (подпись рецензента)




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...……4

1. Общая характеристика эпохи Античности ……………………….………….5

2. Космос и человек в трактовке античной философии ……………………..…9

3. Философские школы и выдающиеся философы античности. Философия Сократа …………………………………………………………………………..12

Заключение…………………………………………………………………….…19

Список использованных источников…………………………………...………20 

ВЕДЕНИЕ

Античная  философия являет собой последовательно  развивавшуюся философскую мысль  и охватывает период свыше тысячи лет - с конца 7 в. до н.э. вплоть до 6 в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась, не изолировано - она черпала мудрость Древнего Востока, культура, которая уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока - Древнего Китая и Индии. Но различные поучительные заимствования греческих мыслителей ни в какой степени не умаляют удивительной оригинальности и величия античных мыслителей.

Мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нам  нужны и теперь. Кто не знает  истории философии, в том числе  и античной, тот и не может по настоящему знать и ее современного состояния. Изучение истории философии говорит о поучительности приобщения к летописи былой мудрости. И даже заблуждение гениальных умов куда более поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для нас, чем просто здравый смысл в суждениях среднего человека.

Философия и ее история во многом определяются личностными особенностями того или иного мыслителя. Поэтому  постараемся пусть очень кратко, в самых общих чертах, что-то сказать  о личности рассматриваемого мыслителя.

 

1. Общая характеристика эпохи  Античности

Античность (от лат. antiqus -древний) - совокупность проявлений греческо-римской древности, в особенности в области литературы и искусства, которые принято считать классическими. В этом смысле античность понимается как интернациональное понятие.

Античность (от лат. antiquus – древность) – совокупность исторических форм общественного сознания, религии, мифологии, философии, науки, искусства и т. д., в странах Передней Азии, в Древней Греции и Древнем Риме в период с 1000 года до н. э. по 500 год н. э. Поскольку античность охватывает достаточно продолжительный отрезок времени и человеческой истории, её принято подразделять на несколько этапов. Также в античности следует искать истоки многих ценностей, которые составили впоследствии европейскую культуру.

Античность  оставила огромный след в современности. Анализ средств массовой информации и предпочтений читателей показывает, что на рубеже XX-XXI веков общество находится на подъеме интереса к  античному наследию. По всему миру ведутся интенсивные археологические  поиски, и их результаты немедленно становятся предметом внимания средств  массовой информации и общественного  обсуждения. Например, турецкие археологи  в течение семи лет ведут исследования в античном городе Антадрос на северо-западе современной Турции – пытаются найти свидетельства поселений легендарных киммерийцев. Как сказал историк Гюрджан Полат из турецкого Эгейского университета «время настоящих открытий еще впереди». Археологи из римской Французской школы и Университета Бордо летом 2006 года начали раскопки крупного некрополя в римских катакомбах святых Петра и Маркеллина, относящихся к началу христианства в Древнем Риме. Серьезные дискуссии ведутся в связи с началом раскопок так называемых «боснийских пирамид» на территории Боснии и Герцеговины.

 Именно  греческая философская традиция  стала основой позднейшей западноевропейской, а потому, изучая ее наследие, мы в известной мере знакомимся  с собственными предками.

Античная  культура многим обязана Востоку. Греческие  авторы охотно говорят о египетском, финикийском или персидском происхождении  самых различных ее элементов. Более  того, протоэллинская Крито-микенская цивилизация Ближнего Востока по своему внутреннему устройству.

Изучая  пантеон древних греков, нельзя не обнаружить близкого родства жителей  Олимпа с богами, которым поклонялись  самые различные народы, говорящие  на языках индоевропейской семьи - от Индии до Прибалтики.

Отношение эллинских философов к народной олимпийской религии всегда было скорее критическим. Они толковали  мифы иносказательно. Значительно ближе  к построениям пряней греческой  философской мысли оказалось  другое религиозное течение - орфизм.

Как и  у сторонников олимпийского культа, у орфиков были свои мифы о происхождении мира - например, представление о его рождении из гигантского зародыша-яйца. Но, вероятно, самое интересное в орфизме, с точки зрения становления греческой философии - это учение о метемпсихозе - переселении душ, роднящее эту эллинскую традицию с индийскими воззрениями на сансару и закон кармы. Преодоление этого закона, разрыв цепи перевоплощений и достижение душой после смерти «острова блаженных» было основной целью очистительных обрядов, практиковавшихся орфиками.

Малое число  источников, относящихся к периоду  становления греческой философии, их разрозненность и связанная с  этими обстоятельствами необходимость  пользоваться позднейшими свидетельствами, содержащими, помимо фактов, также и  их интерпретацию, зачастую модернизирующую древнейшие философские памятники, - все это сильно затрудняет ответы на многие вопросы.

Античная  традиция донесла до потомков память о «семи мудрецах». Существует несколько  списков этих древних ученых, самых  авторитетных для греческого сознания. Однако во всех вариантах непременно присутствовало имя Фалеса Милетского. Его-то и принято считать первым философом Эллады. Таково, во всяком случае, было мнение Аристотеля. Правда Аристотель жил двумя столетиями позже и - что еще более существенно - в совершенно другую эпоху. Что  же касается более близких к времени  жизни Фалеса сообщений, то, анализируя их, мы находим в его образе не слишком много черт, отличающих этого  философа от остальных «мудрецов». Всех их - и законодателя Солона, и  Клеобула, и Хилона - занимала, судя по сохранившимся свидетельствам, проблема правильного - т.е. нравственного и разумного - поведения человека. Именно следование ей обеспечивало, согласно общим представления, счастье и преуспевание людям.

Рассмотрим  вкратце основные свидетельства, характеризующие  досократические школы древнегреческой философии.

Их обзор  принято начинать с Милетской  школы. Сведений о ней сохранилось  не так уж много, однако, и того, что  известно о трех ее представителей - Фалесе, Анаксимандре и Анаксимене - достаточно, чтобы оценить роль мыслителей-милетцев в том духовном перевороте, результатом которого, собственно, и стало формирование в Элладе философской традиции. Правда, далеко не обо всем в мировоззрении милетцев мы можем судить достоверно. И прежде всего потому, что философию милетской школы уже в древности было принято рассматривать как начало, исходный пункт всей античной философии.

Немногим  моложе мыслителей-милетцев и почти что их земляком был знаменитый философ Гераклит. Гераклит считал человеческое существование настолько трагичным, что единственно правильной реакцией на него могут быть только слезы, из-за чего он и был прозван «Плачущим». Сохранились фрагменты больного сочинения, приписываемого Гераклиту. Среди их особенностей необходимо отметить чрезвычайно для понимания стиль. Очевидно, именно он послужил причиной того, что Гераклита еще в древности называли также «Темным». Хотя традиция рисует Гераклита как философа-одиночку, несомненно, что его воззрения пользовались значительным влиянием. О последователях Эфеса представителей других правлений говорили как о целом сообществе. Известны имена некоторых его учеников, например, Кратила. Поэтому, несмотря на скудность сведений, можно говорить о школе Гераклита.

Несравненно больше знаем мы о внутреннем устройстве другой школы древнегреческой философии, возникшей уже не на востоке античного  мира, как Милетская школа и  школа Гераклита, а на его дальнем  западе - в Великой Греции, т.е. Италии, точнее, на Сицилии. Речь идет о школе  пифагорейцев. Характеризуя эту школу  более точно, следует сказать, что  в первую очередь она представляла собой мощное религиозное движение, орден, сложившийся в рамках орфизма. Во многих случаях этот орден играл  и важную политическую роль; иногда пифагорейцы даже стояли у власти в полисах Великой Греции. И, подобно  всякой религиозной общине, орден  пифагорейцев свято хранил предания о своем основоположнике - великом  аскете, чудотворце и ученом - Пифагоре.

О каком  бы направлении ранней греческой  философии ни заходила речь, всякий раз мы обнаруживаем не просто сведения о философах, но сообщения о философских  школах.

 

 

 

2. Космос и человек в трактовке  античной философии

Проблемой Космоса занимались не только натурфилософы, в частности милетцы, но и Платон, и Аристотель, и Плотин.

Характерные черты античной философии:

1. Античная  философия синкретична, это означает, что для нее характерна большая  слитность, нерасчлененность важнейших  проблем, чем для последующих  видов философствования. В современной  философии проводится обстоятельное  расчленение мира, например, на мир  человека и мир природы, для  каждого из этих двух миров  характерны свои черты. Современный  философ вряд ли назовет природу  доброй, для него добрым может  быть лишь человек. Античный  же философ, как правило, распространял  этические категории на весь  Космос. Окружающий мир или Природа  понималась как упорядоченное  единое целое, как гармоничное,  закономерно устроенное целое,  то есть Космос – духовное  начало, мировой разум (Логос). Человек  же понимался как подобие Космоса,  как гармонично вписанный в  Космос элемент. Человек –  микрокосм, он обладает духовным  фактором – разумом, который  во многих учениях понимался  как частица мирового разума (Логоса), возможность понимания человеком  мира, способность человека постичь  гармонию, закономерности природы  и т.д.

2. Античная  философия космоцентрична: ее горизонты всегда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека, т.е. в античной философии формируется особый подход в постижении природы и человека (мировоззренческая установка). Суть заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было определение понимания космоса природы как единого соразмерного целого обладающего некоторым духовным началом (Душа, мировой разум (Логос)). Закон развития космоса как источник развития. Понимание космоса находится в центре понимания мира. Это означает, что именно античные философы выработали самые универсальные категории. Современный же философ, как правило, занимается разработкой «узких» проблем, например проблемы времени, избегая рассуждений о Космосе в целом. Аристотель понимал Душу, как движущее начало, но утверждал, что сама Душа не может двигаться. Душа есть причина как, то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел. Душа есть суть бытия и форма  естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя.

3. Античная  философия исходит из Космоса,  чувственного и умопостигаемого.  В этом смысле она в отличие  от средневековой философии не  теоцентрична, т.е. не ставит на первое место представление о Боге. Впрочем, Космос в античной философии часто считается абсолютным божеством (не личностью) это означает, что античная философия пантеистична.

Информация о работе Античная философия