Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:17, реферат

Краткое описание

Античная философия (сначала греческая а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с 12-11 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленности своего содержания, методом философствования отличалась как от древних восточных способов философствования, так и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Конечно, ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком.

Вложенные файлы: 1 файл

Античная философия.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

Античная философия (сначала греческая  а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования  с 12-11 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленности своего содержания, методом философствования отличалась как от древних восточных способов философствования, так и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Конечно, ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса. Для мифа как нерефлексивной формы сознания образ мира и действительный мир неразличимы и соответственно несовместимы.

 

Перед взором древних греков, живших в период детства цивилизации, мир  представал как огромное скопление  различных природных и общественных процессов. Как жить в этом мире? Кто управляет в нем? Как согласовать собственные возможности с верховными силами, недоступными для человеческого влияния космоса? Бытие ассоциировалось со множеством стихий, которые находятся в непрерывных изменениях, а сознание с ограниченным количеством понятий, отрицавшим эти стихии в неподвижном постоянном виде. Поиск устойчивого первоначала в изменчивом круговороте явлений необъятного космоса был главной целью первых философов. Философия, таким образом, предстает по своему предмету как учение о "первых началах и причинах" (Аристотель).

 

В развитии античной философии можно  с некоторой долей условности выделить четыре основных этапа.

 

Первый - охватывает период с 7 до 5 в. до н. э. Этот период обычно называют досократовским, а философов, соответственно, - досократиками. К этому этапу относятся философы Милетской школы, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты (Левкип и Демокрит).

 

Второй этап охватывает период примерно с половины 5 в. и до конца 4 в. до н. э. Он обычно характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов Протогора, Сократа, Платона и особенно Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижение античной классики. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секс).

 

Третий этап в развитии античной философии (конец 4 в. - 2 в. до н. э.) обычно обозначается как эллинистический. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Видными философами этого периода были Теофраст, Карнеад и Эпикур. Однако для всех этих школ был характерен переход от комментаторства учения Платона и Аристотеля к проблемам этики, морализаторским откровениям в эпоху заката и упадка эллинской культуры.

 

Четвертый этап античной философии (1 в. до н. э. - 5-6 вв. н. э.) приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция.Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм ( Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст Эмпирик).

 

Этот период связан с деятельностью  выдающихся греческих философов  Протогора, Сократа, Платона и особенно Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижение античной классики.

 

В 3-4 века. н. э. в римской философии  возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видным представителем был Платон. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую философию.

 

Перед взором древних греков, живших в период детства цивилизации, мир представал как огромное скопление различных природных и общественных процессов. Как жить в этом мире? Кто управляет в нем? Как согласовать собственные возможности с верховными силами?

Программа курса

 

“ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ”

 

Лебедев С.П.

 

 

 

Предмет античной философии

 

Универсальным предметом любой  философии, а следовательно и  античной, было отношение абсолютного  к относительному. Специфика античного  философского мышления состояла в том, что абсолютной (самой высокой, самой совершенной) формой бытия для него являлось естество, природа. Сущность же самой природы заключалась, по мнению мыслителей, в способности существовать посредством рождения, причем предполагалось, что все связанное с рождением и последующим достижением плодом состояния зрелости должно совершаться само собой, автоматически, но разумно, правильно и точно, без посторонней помощи. Многообразие философских школ античности было обусловлено тем, что мыслители отдавали предпочтение разным сторонам единого природного бытия. Некоторые считали возможным ограничиваться поиском единого для всего сущего вещества и единой всеобщей действующей причины (их называли физиками); иные же настаивали на рассмотрении неизменных и лишь мыслимых законов природного бытия. (Это формальные и целевые причины, т.е. идеи. Впоследствии мыслители такого рода стали называться метафизиками или идеалистами); третьи за пределами всех указанных причин искали объединяющее начало (мистики). Но при любом подходе к делу изучалось по преимуществу естество.

 

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОГО  ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 

Сознательность выражалась в том, что знание, толкуемо в качестве высшей практической и теоретической  ценности, определялось как ВИДЕНИЕ, в котором субъект кажется себе пассивным, зависимым от объекта, и последний рисуется наблюдателю самосущим и первичным во всех отношениях. Созерцающий человек не ощущает в себе творческой силы, дерзания преобразовать объективную реальность в своих интересах.

 

Природный характер мышления состоит в умении рассуждать только по аналогии с природой, в которой видели самый совершенный способ бытия и которую неправомерно считали сущностью духовного и абсолютного.

 

Техницизм представлял собой ориентацию теоретического мышления на практическую деятельность человека, уподобляющуюся, как казалось, природному бытию. Мыслители часто отождествляли логику своей деятельности при построении какого-либо объекта с логикой появления самого физического (“природного”) предмета

 

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Первый период охватывает временной  интервал от Фалеса до Аристотеля. Он проходит два этапа: 1. От Фалеса ( 6 в. до Р.Х.) до софистов (сер. 5 в. до Р.Х.); 2. От софистов до Аристотеля (первая четверть 4 в. до Р.Х.).

 

Второй период простирается с сер. 5 в. до Р.Х. д 1 в до Р.Х. и реализуется в трех этапах: 1. От софистов до 3 в. до Р.Х.; 2 этап начался с 3 в до Р.Х. и связан с появлением стоиков, эпикурейцев и скептиков. 3 этап засвидетельствовал появление эклектизма (2-1 вв. до Р.Х.).

 

Третий период длится с 1 по 6 вв. по Р.Х. и минут 2 этапа: 1. С 1 по 3 вв. по Р.Х. и характеризуется возвратом к пифагореизму и платонизму; 2. С 3 по 6 вв. по Р.Х. связан с появлением неоплатонизма.

 

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

 

Первая из древнегреческих философских  школ – милетская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) – сосредоточила свое внимание на поиске материальной причины всего сущего – того первовещества, из которого произошло многообразие видимого мира. Как бы ни определяли мыслители это первовещество-- как воду ли (Фалес), как апейрон (Анаксимандр) или как воздух (Анаксимен), едины они были в убеждении, что реально, по истине существует лишь оно, а единичные вещи из него, из него возникающие и в него, погибая, возвращающиеся, имеют только видимость существования и самостоятельности. Все возникшие вещи представляют собой лишь ту или иную степень сгущения первоначала.

 

ПИФАГОРЕИЗМ

 

Пифагорейцы (Пифагор, Архит, Филолай, Диокл и др.) в отличие от милетцев, кроме материальной причины, обусловливающей  единство всех предметов, стремились уяснить и причину множественности, благодаря которой вещи, созданные из одного материала, обладают обособленностью и спецификой и отличаются от всего иного. Причиной всего специфического в вещах, по мысли пифагорейцев, было число. Ведь любая вещь имеет какие-либо количественные параметры, которые могут быть измерены числом. А именно количественной стороной (величиной, степенью, интенсивностью и т.п.) по их мнению, вещи и отличаются друг от друга.

 

Важнейшее место в учении о числе  отводилось единице, двойке, тройке, четверке, семерке и десятке. Пифагорейцы, вероятно, впервые заговорили о правильной стереометрической структурированности вещества и поставили перед собой задачу объяснить чувственно воспринимаемые особенности макро-объектов, исходя из структурных особенностей микро-частиц.

 

Согласно пифагорейцам, человеческая душа божественной природы, бессмертна, переселяется в иные тела, в том  числе в тела растений и животных. Управляет переселениями роковой  космический закон справедливости воздаяние за деяния прежней земной жизни. Тело пифагорейцы считают могилой души.

 

КСЕНОФАН КОЛОФОНСКИЙ

 

Один из основоположников элейской школы Ксенофан Колофонский прославился  критикой политеизма и антропоморфима. На Бога нельзя переносить человеческие свойства, считал Ксенофан, и Бог может быть только один, чтобы удовлетворять понятию Бога. Он вечен, шарообразен, пронизывает собою все вещи, не движется и не покоится, не ограничен и не беспределен.

 

Ксенофан Колофонский впервые  в древнегреческой философии  счел необходимым утвердить логические критерии в деле Богопознания.

 

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ

 

Важнейшим в учении Гераклита было положение о тождестве противоположностей и всеобщей непрерывной текучести  всего сущего. Началом всего Гераклит считал сознательный, разумный огонь, закономерно переходящий в свою противоположность (воду) и обратно, и тем самым порождающий видимый космос и разрушающий его. Противоположности не существуют самостоятельно, но только в тесной связи. Они не переносят друг друга и стремятся “разбежаться”, но тем самым еще теснее связываются. Любая вещь, включая космос, есть тождество противоположностей, т.е. противоречие, которое разрешается лишь в процессе перехода, есть только промежуточное состояние, только переход к чему-то иному.

 

Душа, по Гераклиту, есть божественный первоогонь, закономерно превращающийся в свою противоположность – в воду – семя, которая является началом жизни земной. Вселение божественной души в тело равносильно смерти ее божественности, а смерть тела человеческого есть возрождение души (бога) к подлинной жизни.

 

Утверждение абсолютной текучести  всего сущего лишало сознание устойчивости в нравах и в познании, основанном на мышлении, ибо ни об одной вещи нельзя было сказать что-либо определенное, и любое суждение грозило быть в этом случае и ложным и истинным. Гераклитово учение о всеобщей текучести стимулировало переосмысление самой идеи становления, т.е. превращения одного во многое.

 

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА

 

Прежде всего этим занялась элейская школа (Парменид, Зенон, Мелисс) в лице Парменида. Он выяснил, что сама идея становления, т.е. превращения противоположностей друг в друга (одного во многое и обратно), противоречива, т.к. представляет собой тождество двух простых противоположных категорий : “бытия” и “небытия”. Источником противоречивости являлось, по Пармениду, желание мыслить категорию “небытия”: мыслить мы можем только что-нибудь сущее, а ни о чем мышления быть не может; мысля же “несущее”, мы его представляем сущим, что противоречиво. Чтобы избежать противоречий (неистинности), Парменид запретил мыслить “небытие” и ограничился мышлением только “бытия”. Оставшемуся без противоположности “бытию” стали приписываться безотносительные свойства.

 

Оказалось, что если есть что-то “сущее”, то оно вечно, неизменно, цельное, неделимое, единое, завершенное. Такое понимание сущего считалось истинным. Но об этом же сущем можно высказаться и согласно мнению, т.е. используя категорию “небытие”. И тогда оно окажется возникающим и гибнущим, множественным, подвижным, незавершенным и внутренне противоречивым. Демонстрировать эту противоречивость были призваны апории Зенона (“Дихотомия”, “Ахиллес и черепаха”, “Стрела”, “Стадий” и др.).

 

Элеаты “наткнулись на факт существования  чистого мышления, т.е. могущего в  своих построениях совершенно не ориентироваться на чувственно воспринимаемую реальность и согласовываться только со своими правилами и нормами. Об одном и том же космосе оказалось возможным высказываться двояко – с помощью чистого логического мышления и с помощью мышления, связанного м чувственностью. Перенос на конкретные чувственные предметы (за неимением других) логических характеристик порождал апории и подрывал доверие к самому логическому осмыслению. Последнее требовало собственного объекта, с которым оно могло соотноситься без всяких апорий. Последующая философия направит свои усилия на отыскание такого предмета.

 

ЭМПЕДОКЛ

 

Мышление, связанное с чувственностью, Эмпедокл направил на макромир, а формы  чистого логического мышления переносил  на микромир, на первоначало, на “одно”. “Одно” – это однородный вещественный массив, особое бескачественное тело, неподвижное, не содержащее пустоты и избыточности, умозрительное, состоящее из бессчетного множества микрочастиц – “корней” вещей. Многое – стихии огня, воздуха, воды и земли – возникают из Одного путем обособления корней под действием сил Любви и Ненависти Смешиваясь в разной пропорции данными силами, “корни” становятся разнообразными предметами. Смерти и рождения, по Эмпедоклу, не существует, а есть только перемещение и смешение частиц.

 

Учение Эмпедокла о душе сходно с аналогичными доктринами Гераклита и пифагорейцев.

 

АТОМИСТИКА

 

Атомисты  усмотрели сходство важнейших характеристик  логического мышления со свойствами мельчайших неделимых частиц – атомов. Последние отличаются друг от друга  прежде всего своим внешним видом – формой. От особенностей форм атомов и порядка их соединения между собой зависит своеобразие чувственно воспринимаемых макропредметов. Сцепление атомов воспринимается человеком как рождение вещи, а их разъединение – как гибель. Любая качественная характеристика вещи (цвет, запах и т.д.) – субъективной природы, по истине же существуют лишь атомы и пустота. Одушевленность и познавательные действия обусловлены движением шарообразных атомов, постоянный приток которых в организм осуществляется через дыхание.

Информация о работе Античная философия