Шпаргалка по "Физкультуре и спорту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 20:08, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на билеты для экзамена по дисциплине "Физкультура и спорт"

Вложенные файлы: 1 файл

Билеты по физре.docx

— 281.89 Кб (Скачать файл)

Теперь еще об одной  защитно-приспособительной функции. Сравнительно недавно считалось, что  главная функция иммунитета –  защита организма от инфекций. Ученые обнаружили, что эта важная функция  отнюдь не единственная. Оказывается, иммунитет является своеобразным контролером  постоянства внутренней среды.

Эту деятельность защитных сил называют иммунологическим надзором: организм необходимо защищать не только от внешних агрессоров, но и от внутренних, так сказать, собственных ошибок.

Итак, наш организм – необычайно чуткая саморегулирующаяся система, но надежность, диапазон действия защитно-приспособительных  механизмов устойчивости не безграничен. Снижаются они с ослаблением  организма, в связи с начинающейся болезнью, наличием каких-либо неблагоприятных  условий, например, с развитием вредных  привычек (употреблении алкоголя и  наркотиков, курении и т.д.), а также  с возрастом и, наоборот, повышаются разумной тренировкой и соблюдением  здорового образа жизни.

3 Функциональные  системы. Мышечная система.

Мышечная система человека делится на два вида мускулатуры: гладкую (непроизвольную) и поперечно-полосатую (произвольную). У человека насчитывается более 600 различных мышц. Они составляют у мужчин 35–40 % массы тела (у спортсменов -50 % и более), у женщин – несколько меньше. Механическая деятельность мышц осуществляется в результате способности мышечных волокон переходить в состояние возбуждения, т.е. в деятельное состояние под влиянием биотоков (импульсов), идущих к мышцам по нервным волокнам. Возбуждение мышечных волокон представляет собой сложную систему энергетических, химических, структурных и иных изменений в клетках, обеспечивающих специфическую работу мышечной ткани. Работа мышц реализуется за счет их напряжения или сокращения. Напряжение может происходить без изменений длины мышцы (статическая работа), сокращение – с уменьшением длины ее (динамическая работа). Чаще всего мышцы работают в смешанном  режиме, одновременно напрягаясь и сокращаясь по длине. Сила мышц зависит от количества мышечных волокон и их поперечного сечения, а также от эластичности и исходной длины отдельной мышцы. Систематическая физическая тренировка увеличивает силу мышц, в том числе и за счет увеличения их эластичности.

Гладкие мышцы расположены в стенках кровеносных сосудов и некоторых внутренних органах. Они обеспечивают сужение или расширение сосудов, осуществляют продвижение пищи по желудочно-кишечному тракту, сокращают стенки мочевого пузыря.

Поперечно-полосатые мышцы – это все скелетные мышцы, которые обеспечивают многообразные движения тела и отдельных его частей. К поперечно-полосатым мышцам относится также и сердечная мышца, обеспечивающая ритмическую работу сердца на протяжении всей жизни человека автоматически. Поперечно-полосатыми эти мышцы называются потому, что в поле зрения под микроскопом они имеют поперечную исчерченность. Основой мышц, как и всего живого вообще, являются белки. Они составляют 80–85 % мышечной ткани. Главным свойством мышечной ткани является сократимость, которая обеспечивается за счет сократительных мышечных белков – актина и миозина. Строение мышечной ткани весьма сложно. Она имеет волокнистую структуру, совокупность этих волокон образует мышцу в целом.

В свою очередь, мышечное волокно  состоит из миофибрилл. Каждая миофибрилла  по длине делится на чередующиеся светлые и темные участки. Темные участки – протофибриллы, состоящие из длинных цепочек молекул миозина, светлые – образованы еще более тонкими белковыми нитями актина. Когда мышца находится в несокращенном (расслабленном) состоянии, нити актина и миозина лишь частично продвинуты относительно друг друга, причем каждой нити миозина противостоят, окружая ее, несколько нитей актина. Более глубокое продвижение относительно друг друга обусловливает укорочение всей мышцы в целом.

К мышце подходят и отходят  многочисленные нервные волокна. Двигательные (эфферентные) нервные волокна передают импульсы от головного и спинного мозга, приводящие мышцы в рабочее состояние, чувствительные (афферентные) волокна передают импульсы в обратном направлении, информируя центральную нервную систему о деятельности мышц. Каждую мышцу пронизывает разветвленная сеть кровеносных капилляров, по которым с кровью поступают необходимые для жизнедеятельности мышц вещества и выводятся конечные продукты обмена.

Силовые качества мышцы принято  оценивать весом груза, который  она при максимальном возбуждении  способна удерживать, не изменяя своей длины (так называемая «общая сила мышцы»). Сила мышц зависит от суммы сил мышечных волокон (их сократительной способности); количества мышечных волокон в мышце и количества функциональных единиц, одновременно возбуждающихся при развитии напряжения; исходной длины мышцы (предварительно растянутая мышца развивает большую силу); характера регуляторных влияний; условий взаимодействия с костями скелета.

Работа мышцы. В процессе мышечного сокращения потенциальная химическая энергия переходит в потенциальную механическую энергию напряжения и кинетическую энергию движения. Различают внутреннюю и внешнюю работу. Внутренняя работа связана с трением в мышечном волокне при его сокращении, движением катионов и анионов как при возбуждении, так и в процессе восстановления исходного состояния; превращением энергии при эндотермических ресинтезах (восстановлении соединений). Внешняя работа проявляется при перемещении собственного тела, груза, отдельных частей организма (динамическая работа) в пространстве. Она характеризуется коэффициентом полезного действия (КПД) мышечной системы, т.е. отношением производимой работы к общим энергетическим затратам (для мышц человека КПД составляет 15–20 %, у физически развитых и тренированных людей этот показатель, как правило, выше).

 

Билет 2

1 Средства физической  культуры и регулирования психоэмоционального и функционального состояния студентов, понятие о релаксации и аутотренинге, оперативной тонизации

. В занятиях физическими  тренировками необходимым компонентом  должны быть упражнения на  растягивания, потому что у людей,  склонных к негативным эмоциональным  состояниям и, как правило,  перенапряженным, происходит нерациональное  распределение усилий при выполнении  любой физической нагрузки.

Немаловажное значение для  регулирования психоэмоциональных состояний имеет и обучение правильного дыхания (через нос) особенно при выполнении силовых упражнений, а также освоение дыхательных методик А.Н. Стрельниковой, К.П. Бутейко, йогов, эндогенного дыхания и т.д. Психофизиологической основой регуляции состояний посредством дыхания является то, что вдох повышает тонус коры головного мозга, а выдох – снижает. Поэтому, например, максимальное усилие человек может сделать в момент задержки дыхания на вдохе, а максимально расслабить мышцы на выдохе.

Эффективными методами физкультурно-спортивной регуляции психоэмоционального состояния являются: физкультурно-спортивная и оздоровительная тренировка, ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями, оздоровительная ходьба, активный отдых и многие другие методы

Релаксация (от слова Relax) – расслабление, т.е. уменьшение напряжения мышечных волокон, составляющих мышцу.

В начале 30-х годов американский врач исследователь Якобсон (1936 г.) опубликовал  книгу под названием «Прогрессивная релаксация», в которой были изложены методы снижения мышечного напряжения после значительных физических нагрузок и отрицательно влияющих на нормальное функционирование организма. Суть метода заключается в том, что человек  принимает удобное положение (сидя или лежа), а затем ему дают почувствовать дозированную степень  мышечного напряжения различных  частей тела –  «вполсилы», в «четверть  силы». Основная гипотеза автора основывалась на том, что между мышечной системой и эмоциональным состоянием человека существует прямая зависимость. Как  только достигается сознательный контроль над периферийными скелетными мышцами, то одновременно появляется возможность  контролировать свое внутреннее состояние  – снижать степень психоэмоционального напряжения.

В то же время немецкий психиатр И. Шульц начал разрабатывать  метод, ставший известным под  названием «аутогенная тренировка», которую можно использовать самостоятельно, изучив текст формул и внушений. В основе методики лежит положительное  воздействие второсигнальных (словесных) раздражителей на нервную систему человека, которые вызывают общее мышечное расслабление, успокоение дыхания и нормализацию многих физиологических процессов. Выполняется обычно в положении «кучера дрожек»: сидя на стуле, колени врозь, предплечья опираются на бедра, корпус слегка наклонен вперед голова свободно опущена.  Эта поза одновременно и устойчива и расслаблена, в ней можно дремать. Другое положение, лежа на спине.

Правильное пользование  мышечным расслаблением необходимо в повседневной жизни для регулирования  эмоционального фона, а также в  связи с физической нагрузкой. Подробное  изучение аутогенной тренировки должно проводиться на методико-практических занятиях.

Интерес представляет и комплекс релаксационной гимнастики (РГ), разработанный  В.С. Чугуновым (1992 г.), и комплексы  психомышечной тренировки (ПМТ) по А.В. Родионову (1995 г.), которые также следует изучать отдельно и осваивать на практических занятиях. Релаксационная гимнастика как самостоятельный фактор снижает эмоциональное напряжение, как вспомогательный фактор готовит студента от бодрствования ко сну.

 Оперативная  тонизация

Помимо релаксационной регуляции  психоэмоционального состояния организма рекомендуется использовать и метод оперативной тонизации. Известный русский психотерапевт Леви утверждает, что мы ежедневно и иногда по многу раз непроизвольно пользуемся древнейшим способом тонизации, а именно потягиванием. В своей книге «Искусство быть собой» он предлагает наряду с целой школой рекомендаций по самостоятельному освоению аутотренинга, очень хороший способ периодической тонизации во время напряженных умственных занятий. Заключается он в следующем: голову опустить, подбородок прижать к груди, двумя раскрытыми ладонями обхватить свой затылок, развернув насколько возможно вверх и в стороны локти и плечи. Далее делается вдох средней глубины, задержка дыхания – и одновременное встречное движение: шея разгибается, а ладони давят на затылок, не давая голове подняться, локти при этом еще больше отходят в стороны. Кратковременное статическое напряжение (3–5 с) – выдох. Повторить 5–7 раз.

2 Методика организации  и проведения занятий по избранному  виду спорта

3 Исследование  состояния нервной системы

При врачебном обследовании спортсменов  большое внимание уделяют исследованию функционального состояния нервной  системы, которая в значительной степени определяет индивидуальные способности овладения двигательными  навыками, нарастания тренированности, быстроту движения и длительность поддержания  спортивной формы. Координированная целенаправленная работа мышц, участвующих в физических упражнениях, осуществляется только при  согласованной работе различных  отделов центральной нервной  системы при ведущей роли коры больших полушарий головного  мозга. Процесс обучения физическим упражнениям, благодаря которым  образуются новые двигательные навыки, представляет собой сложные нервно-мышечные акты. При этом происходит создание новых временных связей в коре головного мозга, что приводит к  улучшению всей двигательной координации. При этом в совершенствовании  координации движения большое участие  принимают органы чувств, в особенности  зрение, осязание, а также мышечно-суставное  чувство. Неблагоприятные изменения  в состоянии нервной системы  являются одним из признаков перетренированности и перенапряжения, ибо в основе этих состояний лежит временное нарушение оптимума уравновешивания основных нервных процессов – возбуждения и торможения.

 Исследования нервной системы  включают клинические и электрофизиологические  методы. Клиническое исследование  проводится невропатологом.

Электрофизиологические методы применяются  для определения основных показателей  функционального состояния анализаторов и нервно-мышечной системы, таких  как возбудимость и лабильность, т.е. подвижность нервных процессов.

Необходимо отметить, что тренер и преподаватель могут самостоятельно исследовать и оценить некоторые  существенные стороны деятельности нервной и нервно-мышечной систем доступными им методами. Исследование координационной функции нервной  системы производится с помощью  модифицированной пробы Ромберга. Эта проба основана на определении способности сохранять равновесие и заключается в следующем: обследуемый (без обуви) стоит на одной ноге, другой ногой опирается подошвенной стороной стопы на коленную чашечку опорной ноги. Руки вытянуты вперед, глаза закрыты. При оценке пробы принимают во внимание степень устойчивости (неподвижен человек или покачивается), дрожание век и пальцев и длительность сохранения равновесия. Продолжительность устойчивости оценивается по времени – 15 с – «хорошо»; менее 15 с – «неудовлетворительно». Исследование лабильности (подвижности) состояния нервно-мышечной системы проводят путем измерения максимальной частоты движения кисти, с помощью темпинг-теста по секундомеру за 10 сек. Необходимо поставить максимальное количество точек на бумаге, не отрывая запястья от листа. Затем подсчитывается количество точек. Хорошим показателем следует считать 75 точек за 10 с.

Быстрота реакции оценивается  по расстоянию, которое успеет пролететь  падающая из рук инструктора линейка  и пойманная исследуемым.

 

 

Билет 3

 

1 Особенности  рационального использования малых  форм физической культуры в  режиме учебного труда студентов  

 

Для предупреждения умственного, психического и физического утомления  необходимы регламентированные перерывы в виде вводной гимнастики, физкультурных  пауз и минут, микропауз.

 Вводная гимнастика  активизирует работу органов  и систем, не вызывая усталости  организма. Проводится за 5–7 мин  до занятий и содержит 5–8 общеразвивающих и специальных упражнений.

 Физкультурная пауза  предупреждает или ослабляет  утомление, сохраняет работоспособность  в течение дня. Включает 7–8  упражнений, в течение                5–10 мин.(проводится через 2 часа  после начала учебной деятельности  и за час до ее окончания.

Информация о работе Шпаргалка по "Физкультуре и спорту"