Шпаргалка по "Физкультуре и спорту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 20:08, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на билеты для экзамена по дисциплине "Физкультура и спорт"

Вложенные файлы: 1 файл

Билеты по физре.docx

— 281.89 Кб (Скачать файл)

Гипофиз выделяет более 20 гормонов, например, гормон роста регулирует рост тела, пролактин отвечает за выделение молока, окситоцин стимулирует родовую деятельность, антидиуретический гормон поддерживает уровень содержания воды в организме.

Щитовидная железа – гормон тироксин, содействующий активности всех систем организма.

Паращитовидные железы – паратгормон, контролирующий уровень кальция в крови.

Поджелудочная железа – гормон инсулин, поддерживающий уровень содержания сахара в крови.

Надпочечники – адреналин, побуждающий организм к действию, кортизон, помогающий управлять уровнями стресса, альдостерон, контролирующий уровень содержания соли в организме и др.

Половые железы – яичники у женщин – гормоны эстроген и прогестерон, регулирующие менструации и сохраняющие беременность; яички у мужчин – гормон тестостерон, контролирующий мужские половые качества. По химическому составу гормоны можно разделить на две основные группы: протеины и производные протеинов и гормоны, имеющие кольцевую структуру, стероиды.

Инсулин – гормон поджелудочной железы – это протеин, а гормоны щитовидной железы образуются на протеиновой основе и являются производными протеина. Половые гормоны и гормоны, вырабатываемые корой надпочечников, являются стероидными гормонами.

Некоторые из перечисленных  желез вырабатывают кроме гормонов еще секреторные вещества (например, поджелудочная железа участвует  в процессе пищеварения, выделяя  ферментативные секреты в двенадцатиперстную кишку).

Все гормоны действуют  в очень маленьких дозах. В  некоторых случаях для выполнения какой-либо задачи бывает достаточно одной  миллионной грамма гормона.

Гормон, достигая клетки, может  начать действовать только в том  случае, если окажется на определенном участке ее оболочки – в клеточном  рецепторе, где он начинает стимулировать  образование вещества, называемого  циклической аденозинмонофосфатной  кислотой. Считается, что она активизирует несколько ферментных систем внутри клетки, вызывая тем самым специфические  реакции, в ходе которых вырабатываются необходимые вещества.

 

Билет 10

1 Двигательная функция  и повышение уровня адаптации   и устойчивости организма человека  к различным условиям 

Обеспечить необходимый диапазон приспособления к внешним условиям, создать его механизм может только высокоразвитая физическая культура. Её практические результаты, во-первых, должны удовлетворять тем биологическим  потребностям человека, которые сформировались в процессе его длительной эволюции, во-вторых, адаптировать человека к  существующим внешним условиям, в-третьих, поспевать за тенденциями изменения  этих условий, которые могут реализоваться  быстрее, чем человек окажется к  этому готов.

Люди даже сегодня остро нуждаются  в защите от этих реально возникших  опасных изменений и не только с помощью медицинских средств, но и, прежде всего, посредством целенаправленной активизации адаптационных возможностей, развития иммунных сил самого человека.

Мы не можем говорить о длительном применении чрезмерно высоких физических напряжений, используемых в большом  спорте или спорте высших достижений, так как это особый вид профессиональной деятельности, имеющий свои положительные  и отрицательные стороны для  здоровья человека.

Речь идёт о двигательной активности, как кратковременной, так и длительного  воздействия, являющейся уникальным средством  борьбы со стрессом, снижения состояния  депрессии и тревоги. Научные  исследования, проведенные в этой области доказали правомерность  этих положений, которые должны войти  в обыденное сознание и стать  одной из норм образа жизни.

2 Интенсивность  физических нагрузок

Воздействие физических упражнений на человека связано с нагрузкой  на его организм, вызывающей активную реакцию функциональных систем. Чтобы определить степень напряженности этих систем при нагрузке, используются показатели интенсивности, которые характеризуют реакцию организма на выполненную работу.

 

 

Зоны интенсивности нагрузок по ЧСС:

О – зона отдыха (или восстановления); I – первая тренировочная зона;           II – вторая тренировочная зона; III – надкретическая зона; ПАНО – порог анаэробного обмена; ЧСС – частота сердечных сокращений.

Таких показателей много: изменение времени двигательной реакции, частота дыхания, минутный объем потребления кислорода и т.д. Между тем наиболее удобный и информативный показатель интенсивности нагрузки, особенно в циклических видах спорта, это частота сердечных сокращений (ЧСС). Индивидуальные зоны интенсивности нагрузок определяются с ориентацией именно на частоту сердечных сокращений. Физиологи определяют четыре зоны интенсивности нагрузок по ЧСС О, I, II, III.

Разделение нагрузок на зоны имеет в своей основе не только изменение ЧСС, но и различия в физиологических и биохимических процессах при нагрузках разной интенсивности.

Нулевая зона характеризуется аэробным процессом энергетических превращений при частоте сердечных сокращений до 130 ударов в минуту для лиц студенческого возраста. При такой интенсивности нагрузки не возникает кислородного долга, поэтому тренировочный эффект может обнаружиться лишь у слабо подготовленных занимающихся. Нулевая зона может применяться в целях разминки при подготовке организма к нагрузке большей интенсивности, для восстановления (при повторном или интервальном методах тренировки) или для активного отдыха. Существенный прирост потребления кислорода, а следовательно, и соответствующее тренирующее воздействие на организм происходит не в этой, а в первой зоне, типичной при развитии выносливости у начинающих.

Первая тренировочная  зона интенсивности нагрузки (от 130 до  
150 удар/мин) наиболее типична для начинающих спортсменов, так как прирост достижений и потребление кислорода (с аэробным процессом его обмена в организме) происходит у них начиная с ЧСС, равной 130 удар/мин. В связи с этим данный рубеж назван порогом готовности.

Во второй тренировочной зоне (от 150 до 180 удар/мин) подключаются анаэробные механизмы энергообеспечения мышечной деятельности. Считается, что 150 удар/мин, это порог анаэробного обмена (ПАНО). Однако у слабо  
подготовленных занимающихся и у спортсменов с низкой спортивной формой ПАНО может наступить и при частоте сердечных сокращений  
130–140 удар/мин, тогда как у хорошо тренированных спортсменов ПАНО может «отодвинуться» к границе 160–165 удар/мин.

В третьей тренировочной зоне (более 180 удар/мин) совершенствуются анаэробные механизмы энергообеспечения на фоне значительного кислородного долга. Здесь частота пульса перестает быть информативным показателем дозирования нагрузки, но приобретают вес показатели биохимических реакций кропи и ее состава, в частности количество молочной кислоты. Уменьшается время отдыха сердечной мышцы при сокращении более 180 удар/мин, что приводит к падению ее сократительной силы, резко возрастает кислородный долг.

К работе большой интенсивности  организм приспосабливается в ходе повторной тренировочной работы. Но самых больших значений максимальный кислородный долг достигает только в условиях соревнований. Поэтому чтобы достичь высокого уровня интенсивности тренировочных нагрузок, используют методы напряженных ситуаций соревновательного характера (прикидки и т.д.).

3 Сон и профилактика  его нарушений

Человек проводит треть своей  жизни в состоянии сна, а пятую  часть этого времени у него занимают сны – приятные и, в большей  степени, неприятные. Исследования в  области физиологии и нейрохимии сна показали, что во время сна снижается двигательная активность, мышцы тела расслабляются, уменьшается частота сердечных сокращений, дыхание становится поверхностным, снижаются температура тела, обмен веществ и артериальное давление. Однако работа мозга во сне не прекращается и сопровождается различными активными процессами. Во время сна, по данным измерений биоэлектрической активности мозга,  происходит смена в среднем 4–6 циклов с продолжительностью каждого 1–1,5 ч. При этом фазу, которая сопровождается повышенной биоэлектрической активностью мозга, назвали быстрым, парадоксальным сном (с большим количеством сновидений), а фазу с пониженной биоэлектрической активностью мозга – ортодоксальным, медленным сном (сравнительно меньшее количество сновидений). В период сна происходит чередование парадоксального и ортодоксального сна: в первую половину ночи преобладает ортодоксальный сон, ближе к утру – парадоксальный. Нарушение этого чередования вызывает его расстройство.

Большинство исследователей, работающих в данной области, полагают, что сновидения необходимы головному мозгу, и что  их отсутствие может вызвать различные  психофизиологические расстройства. Считается, что сон со сновидениями – это  разрядка мозга, особенно коры головного  мозга – прореживание той информации, которая накапливается длительное время в период бодрствования, т.е. во сне «проводится очистка» от всего  лишнего и закрепление нужного  и ценного. 

Расстройства сна бывают трёх видов: затруднённое засыпание, тревожный  сон, неспокойный сон с ранним пробуждением. К расстройствам сна  больше предрасположены люди, отличающиеся повышенной эмоциональной лабильностью, высокой тревожностью и впечатлительностью. Исследования показали, что при расстройстве сна изменяется его структура  – нарушается чередование циклов и уменьшается глубина парадоксального  и ортодоксального сна.

Какая должна быть минимальная  продолжительность сна, ответить на этот вопрос трудно, потому что фундаментальных  исследований в этом направлении  не проводилось. То, что сон нужен, отрицать нельзя, об этом свидетельствует  не только наш краткий обзор, но и  вся обширная литература по этой проблеме.

Продолжительность сна у  каждого индивидуума определяется наследственными факторами и  личностными особенностями. Из своего опыта каждый человек знает, сколько  он должен спать, чтобы на следующий  день быть работоспособным. Например, известно, что Наполеон спал в сутки 4 часа. Для некоторых лиц достаточно 4–5 часов; а для других – 9–10 часов  сна. Пожилые люди спят меньше в связи  с развитием у них атеросклеротического синдрома, замедлением метаболических процессов и уменьшением энергетических ресурсов. Студенты (учитывая высокие  требования обучения и особенности  развития их организма) должны спать  не менее 8 часов в сутки, а в  выходные дни – 9–10 часов. Отход  ко сну рекомендуется не позднее 23 часов, а подъём не ранее 7 часов.

Для того чтобы сохранить  нормальный сон, необходимо спать при  открытой форточке, всегда ложиться спать  в определённое время, перед сном не следует есть, пить кофе, вести  волнующие разговоры, ссориться, смотреть кинокартины или телевизионные  передачи, вызывающие эмоциональные  переживания, читать детективы.

Ежедневная мышечная активность способствует быстрому засыпанию и  крепкому сну, поэтому напряженную  умственную деятельность необходимо чередовать с физическим трудом или занятиями  спортом.

 

Билет 11

1 Физическая культура  и спорт – составляющие  общей  культуры общества

Уровень культуры общества в большей мере определяется степенью развития, раскрытия и использования  индивидуальных человеческих способностей. При этом особенно важно подчеркнуть,  что в системе общечеловеческих культурных ценностей одной из главных  составляющих является уровень здоровья и физической подготовленности всей популяции в различные возрастные периоды и особенно в первую половину жизни, определяющей возможности освоения всех остальных ценностей.

Физическая культура и  спорт представляют собой самостоятельный  вид деятельности человека, значение которого в развитии общества весьма многообразно. Они оказывают определенное влияние на общественное производство, на формирование человека как личности, на развитие общественных отношений.

Физическая культура – часть общей культуры общества, направленная на укрепление и повышение уровня здоровья. Она выполняет социальную функцию – воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.

В настоящее время возросло понимание физической культуры как  общественной и индивидуальной ценности, что позволяет сформировать новые  тенденции в развитии общественного  мнения и личностных мотиваций к  освоению ценностей физической культуры всеми и каждым.

Если еще в не очень далеком  прошлом занятия физическими  упражнениями были уделом энтузиастов, спортсменов и физкультурников, то в настоящее время они становятся все более необходимой составляющей образования и здорового образа жизни каждого человека. Одной  из основных задач цивилизованного  общества является внедрение в повседневный режим  жизни активной двигательной деятельности. Важнейший мотив этого  – стремление повысить устойчивость организма к различным неблагоприятным  условиям внешней среды, сохранить  здоровье, активную трудоспособность и устранить проявления хронической  патологии.

Целью физической культуры и спорта является также расширение диапазона максимально предельных возможностей организма здоровых людей  для сохранения устойчивого состояния  и способности к преодолению  экстремальных факторов, связанных  с определенными условиями труда, и общественной деятельности человека. Личность развивается в основном в процессе деятельности и конкретных ее видов. Основными универсальными ее видами являются: познавательная, трудовая, коммуникативная, игровая. Человек, по существу, и является продуктом этих видов деятельности. Деятельность представляет собой процесс освоения мира, как в целом, так и в конкретных его проявлениях. Другими словами – это человеческая активность, направленная на освоение окружающей действительности, на ее совершенствование в интересах человека, на физическое и интеллектуальное саморазвитие человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Физкультуре и спорту"