Шпаргалка по "Физкультуре и спорту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 20:08, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на билеты для экзамена по дисциплине "Физкультура и спорт"

Вложенные файлы: 1 файл

Билеты по физре.docx

— 281.89 Кб (Скачать файл)

Она неразрывно связана с  потребностями, поскольку вся история человеческого общества есть не что иное, как деятельность по удовлетворению его потребностей. Существует два класса, два условия потребностей – естественные, докультурные и человеческие – социальные, культурные. К первым относятся нужда в пище, воде, воздухе, движении, потребности размножения, защите потомства. Они в полной мере присущи как животным, так и человеку, но в человеческом обществе они детерминированы социальными условиями.

Культурные, человеческие потребности  не даны, а только «заданы» природой; они формируются в процессе воспитания и различных видов деятельности. Уровень их сформированности и осознанности зависит от качества деятельности человека по удовлетворению осознанной им нужды, необходимости в материальных и духовных, физических и психических, интеллектуальных и эмоциональных ценностях. И по этому механизму в процессе деятельности формируются духовные и физические качества человека, его способности. А затем эти различные, разносторонние способности (например, в двигательной деятельности) раскрываются, реализуются в процессе жизни, труда, быта, военного дела, как в интересах самого человека, так и в интересах общества, создания его материальных и духовных ценностей.

Иначе говоря – потребность является одним из важнейших источников и условий развития личности и общества, побудительной причиной социальной деятельности людей. При этом имеется в виду, прежде всего, свободная активность, в основе которой может лежать как творческая вариативность, так и репродуктивная, стандартная деятельность.

К числу наиболее общих  социальных, сверхприродных потребностей относится необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации, во всесторонне и гармонически развитых людях и в создании объективных условий для свободного и безграничного развития их сил, способностей и дарований. Это, прежде всего, обусловлено социальным строем, уровнем и характером развития производительных сил (людей, техники, науки, искусства) и взаимоотношениями людей в процессе производства. Эта потребность, с позиции здравого смысла, присуща любому здравомыслящему человеку.

Стремительный прогресс производства, снижение доли физического труда  в быту, значительное интеллектуальное, эмоциональное и психологическое  напряжение рабочей деятельности в  условиях резкого снижения физической активности, этого главного у предшествующих поколений регулятора состояния  функций организма человека, обнажили со всей остротой дефицит физической культуры большинства населения.

Жизнь показала, что даже самые  выдающиеся достижения современной  медицины не в состоянии принципиально  повлиять на процесс физической деградации человека. Они могут в лучшем случае лишь замедлить его, спасти то, что  еще можно спасти. Модный тезис  о необходимости охраны природы  теперь можно дополнить призывом к охране природы самого человека (В.К. Бальсевич, 1986 г.). Большинство ученых всего мира считают главным источником развития и укрепления здоровья систематическую физическую активность в течение всей жизни.

Осознание роли физической культуры в жизни человека и общества усилилось  в последние десятилетия. Стимулом для этого является значение физической культуры как фактора совершенствования  природы человека, как элемента компенсации  развивающегося дисбаланса требуемого объема и качества двигательной активности с одной стороны, и реальной физической активности в повседневной жизни  – с другой стороны.

Физическая культура посредством  физических упражнений готовит людей  к жизни и труду, используя  естественные силы природы и весь комплекс гигиенических факторов, а также режим труда, быт, отдых, определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки.

Показателями состояния  физической культуры в обществе являются: массовость ее развития; степень использования средств физической культуры в сфере образования и воспитания; уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей; уровень спортивных достижений; наличие и уровень квалификации профессиональных и общественных физкультурных кадров; пропаганда физической культуры и спорта.

Физическая культура и спорт  привлекают все большее внимание социологов, медиков, историков, педагогов, философов и специалистов других наук. О спорте пишут статьи, книги, ему посвящаются спектакли и  кинофильмы. Все это не просто дань моде, а отражение того места в  жизни современного общества, которое  заняли в нем физическая культура и спорт.

С мотивациями, уровнем физкультурной  образованности и объемом накопленного опыта связана и непосредственно  осуществляемая каждым  физическая активность. Главными слагаемыми любой  личностной культурной ценности являются: качество организации, систематичность, соответствие целям физической подготовки, адекватность состоянию организма, возрасту, уровню физической подготовленности.

Таким образом, именно в физической активности человека реализуется потенциал  его физической культуры, отражается способность к совершенствованию  своей физической природы на основе использования и освоения накопленных  всем обществом знаний, опыта, технологических  и материальных возможностей и соответствующих  условиям жизни установок.

2 Методические  принципы физического воспитания

Методические принципы физического  воспитания совпадают с общедидактическими, и это оправданно, так как физическое воспитание – один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики:

  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • систематичность;
  • динамичность.

Однако в сфере физического  воспитания и, в частности, в области  спортивной тренировки эти принципы конкретизируются и наполняются содержанием, отражающим специфику процесса.

Принцип сознательности и активности

Этот принцип предусматривает  формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Это обеспечивается определенной мотивацией, например, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов. В качестве мотива может быть просто желание активно отдохнуть или получить хорошую оценку по физической культуре. В любом случае важно, чтобы был сформулирован четкий личный мотив занятий физическими упражнениями и развился устойчивый интерес к ним. Студентам следует пояснить, что путь к физическому совершенству – большой напряженный труд, где неизбежны утомительные, нередко однообразные упражнения и скучные задания, преодоление определенных индивидуальных трудностей.

Принцип наглядности  

Наглядность – необходимая  предпосылка освоения движения. В  процессе учебно-тренировочного занятия главное – создать правильное представление, образ двигательного задания или отдельного элемента перед попыткой выполнить его.

Непосредственная наглядность  – это показ двигательного  задания самим преподавателем или  наиболее подготовленным студентом. Но  ее можно дополнить и пособиями, и техническими средствами, и имитационными  действиями с помощью предметов, и образными выражениями.

В некоторых спортивных движениях  важную роль играет ритм. В этом случае понятие «наглядность» включает и слуховое восприятие, дополняющее зрительное.

3 История развития профессионально-прикладной физической подготовки связана с общей историей физической культуры и отражает лишь её прикладную сторону – влияние физкультуры и спорта на подготовку человека к труду.

Начало формирования системы  физической культуры восходит к первобытно-общинному строю. Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и приспособления к социальной среде. Игровое воспроизведение охоты, трудовых процессов в древних ритуальных состязаниях – один из способов совершенствования трудовых навыков и физического воспитания молодежи на начальных стадиях развития человеческого общества. Со временем, перешли от простого копирования физических нагрузок и технических приемов трудовых процессов в простейших играх к более широкой тематике игр с определенными правилами и к созданию искусственных спортивно-игровых снарядов – элементов современной физической культуры и спорта.

Параллельно развивалась  и военно-прикладная физическая подготовка, которая проводилась для определенных слоев общества и особенно четко  просматривалась при рабовладельческом  и феодальном строе. Она оказала  некоторое влияние на содержание и методику прикладной физической подготовки человека к труду. В позднем средневековье  элементы психофизической подготовки к профессиональному труду уже  присутствуют в ряде систем воспитания и образования молодежи.

Яркими примерами использования  физических упражнений в прикладных целях являются системы подготовки в Древней Греции и Римской империи. В Спарте и Афинах каждый ребёнок с 7 лет занимался гимнастикой и фехтованием, верховой ездой, плаванием, бегом, а с 15 лет – борьбой и кулачным боем.

История создания отечественной  системы физического воспитания восходит к реформам Петра I, направленным на развитие просвещения, науки, культуры и физической культуры правящего класса. В частности, физическое воспитание было введено в качестве обязательного предмета в военных и некоторых гражданских учебных заведениях.

Положительное использование  результатов физической подготовки в оборонных целях ярко проявилось в период Великой Отечественной войны, когда советские спортсмены активно участвовали в боях с фашистами. Наши воины на фронте и в тылу проявляли беспримерную храбрость, прекрасную физическую подготовку, закалку, силу и выносливость.

На рубеже XIX–XX вв. в США развивалась система организации труда и управления производством, получившая название «тейлоризм», в основе которой было широкое применение достижений науки и техники с целью извлечения максимальной прибавочной стоимости за счет совершенствования и использования функциональных возможностей человека.

В 20–30-х гг. XX в в нашей стране была опубликована серия работ, в которых рассматривались вопросы направленного использования средств физической культуры для быстрого и качественного освоения трудовых навыков, повышения эффективности труда, активного отдыха и профилактики профессиональных заболеваний. В последующие годы этот опыт нашел применение при разработке основ научной организации труда и, в частности, при формировании самостоятельного направления – специальной психофизической подготовки человека к конкретному виду профессионального труда. В теории и практике физического воспитания такая специальная подготовка получила название профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

Билет 12

Ценности физической культуры

В физической культуре можно  выделить две основные ценности:

- общественную (общенародную);

- личную (индивидуальную).

Основой общественной группы ценностей является общий уровень  знаний о методах и средствах  развития и совершенствования физического  потенциала человека. Этот общий научно-технологический потенциал физической культуры составляет ее интеллектуальную основу, включающую в себя обширный комплекс специализированных знаний о физической активности человека, правилах, методах и условиях реализации их при воспитании человека. Эти знания, добытые медициной, физиологией, педагогикой, психологией и спортивной наукой во взаимодействии со многими другими науками есть главная ценность физической культуры, общее достояние всего человечества.

Вместе с тем это  знание тысячами нитей связывает  физическую культуру с другими областями  человеческого знания и с общей  культурой. Через него происходит их взаимное обогащение.

Другой физкультурной  ценностью является накопленный  обществом опыт физического воспитания и физической подготовки молодежи, опыт организации физической активности. Еще в сравнительно недалеком прошлом такой опыт, по существу, был единственным путем накопления знаний о физической активности, о способах телесного совершенствования, физической тренировки человека. Благодаря традициям, обычаям и обрядам развивалась и обогащалась физическая культура народов, ценности ее передавались из поколения в поколение. В наше время значение опыта, практики в большей мере сводится к проверке новых идей, хотя и передача его по каналам культурной преемственности до сих пор не теряет своей актуальности, особенно в сфере семейного физического воспитания.

Подобно тому, как в фондах музыкальной культуры и живописи хранятся шедевры выдающихся старых и новых мастеров, в летописях  культуры физической хранятся шедевры достижений совершенства движений, физической деятельности человека. К сожалению, до недавнего времени не удавалось запечатлеть для потомства многие из этих достижений, и их культурная ценность порой ограничивалась констатацией взятия нового рубежа в процессе физического совершенствования человека и раскрытии его физических возможностей. Однако даже эти достижения оставались и остаются немалой ценностью, вполне материальным свидетельством повышения уровня физической культуры человечества.

Важной и еще недостаточно осмысленной ценностью в сфере  физической культуры является общественное мнение, уровень престижности физической культуры и структура факторов, определяющих её популярность в обществе. Именно эти обстоятельства позволяют в  определенной мере оценивать уровень  развития и качественные показатели физической культуры в том или  ином обществе, тех или иных регионах.

Информация о работе Шпаргалка по "Физкультуре и спорту"