Утренняя гимнастика в дошкольном образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:05, доклад

Краткое описание

Утренняя гимнастика – система специально подобранных упражнений, направленных на укрепление крупных групп мышц и оздоровление организма.
Утренняя гимнастика создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся: сильно возбужденных детей успокаивают действия в заданном темпе, а малокровные дети втягиваются в определенный ритм работы. Поэтому после утренней гимнастики дошкольники более уравновешены, лица их довольны и радостны.
Повышая жизненный тонус организма, утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейшей деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности, выдержки.

Содержание

Понятие утренняя гимнастика и её содержание.
Структура утренней гимнастики.
Общие требования к проведению утренней гимнастики.
Задачи утренней гимнастики.
Комплекс утренней гимнастики.
Утренняя гимнастика в разных возрастных группах.
Формирование в детях самостоятельности при выполнении утренней гимнастики.

Вложенные файлы: 1 файл

Утренняя гимнастика в дошкольном образовательном учреждении.docx

— 34.59 Кб (Скачать файл)

«Утренняя гимнастика в дошкольном образовательном учреждении»

План:

  1. Понятие утренняя гимнастика и её содержание.
  2. Структура утренней гимнастики.
  3. Общие требования к проведению утренней гимнастики.
  4. Задачи утренней гимнастики.
  5. Комплекс утренней гимнастики.
  6. Утренняя гимнастика в разных возрастных группах.
  7. Формирование в детях самостоятельности при выполнении утренней гимнастики.

Утренняя  гимнастика – система специально подобранных упражнений, направленных на укрепление крупных групп мышц и оздоровление организма.

Утренняя гимнастика создает  организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся: сильно возбужденных детей успокаивают  действия в заданном темпе, а малокровные  дети втягиваются в определенный ритм работы. Поэтому после утренней гимнастики дошкольники более уравновешены, лица их довольны и радостны.

Повышая жизненный тонус  организма, утренняя гимнастика создает  благоприятные условия для дальнейшей деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности, выдержки.

Как правило, утренняя гимнастика начинается с ходьбы, которая воздействует на все мышечные группы, постепенно вовлекая в работу все системы  организма, но при этом нагрузка на него незначительна. Для того, чтобы разогреть стопу, повысить ее гибкость, включается ходьба разными способами. Поскольку утренняя гимнастика является ежедневной формой работы, то целесообразно во время ходьбы разнообразить размещение детей в пространстве: использовать перемещение змейкой, двумя колоннами в разные стороны, по диагонали и т.д. это позволит снять монотонность.

Значение утренней гимнастики прежде всего определяется повышением жизнедеятельности всего организма. Работа мышечной системы активизирует сердечно-сосудистую, дыхательную системы, растормаживает нервную систему, создает условия для хорошей умственной работоспособности, для перехода к деятельному состоянию всего организма.

Радость от мышечных ощущений, удовольствие от утренней гимнастики создают условия для подготовки дошкольников к самостоятельному выполнению зарядки. Решить задачу воспитания у  детей потребности в систематическом  выполнении утренней гимнастики поможет  формирование у них определенных знаний и умений, достаточных для возникновения и самостоятельной реализации потребности в физических упражнениях. 

Основу утренней гимнастики составляет комплекс общеразвивающих упражнений, включающий 6-8 упражнений и предусматривающий повторение каждого из них 6-8 раз. Эффективность воздействия достигается не столько за счет числа упражнений и количества повторений, сколько за счет качества выполнения. Четкое действие в заданном направлении, с определенной амплитудой, необходимым напряжением и расслаблением различных мышечных групп, соблюдения ритма и темпа не только обеспечивают увеличение работоспособности детского организма, но и способствует развитию координации у детей, оказывают влияние на формирование правильной осанки и физическое развитие ребенка в целом.

 

Структура утренней гимнастики:

1. Вводная часть: упражнения  для профилактики плоскостопия, ходьба.

2. Основная часть –  общеразвивающие упражнения; быстрый бег, прыжки на месте.

3. заключительная часть  – ходьба, танцевальные движения, специальные дыхательные упражнения  с медленным продолжительным  выдохом в виде чтения четверостишия  на одном-двух вдохах или игровые  упражнения («шина спустилась», «мяч  лопнул»).

 

Утренняя гимнастика может  быть проведена в виде игр и  игровых Упражнений. Для пика физической нагрузки проводится подвижная игра высокой интенсивности, а заканчивается  утренняя гимнастика малоподвижной  игрой.

Утренняя гимнастика проводится на воздухе в теплое время года, а при соответствующих условиях – в течении всего года.

Прыжки и скоростной бег  могут быть заменены бегом на выносливость.

Первые умения самостоятельного выполнения утренней гимнастики могут  быть сформированы с помощью задания-поручения  ребенку провести с другими детьми то или иное упражнение. Например, если в комплексе 6 упражнений, то из группы приглашаются шесть детей. Они встают в шеренгу перед остальными, и  каждый выполняет только свое упражнение из комплекса. Затем одному ребенку  поручается провести весь комплекс утренней гимнастики.

Дозировку нагрузки определяет музыкальное сопровождение. Впоследствии можно поручить детям провести утреннюю гимнастику в выходные дни с родителями или братьями и сестрами (после соответствующей работы с родителями), а затем попросить их рассказать об этом в детском саду.

 

Общие требования к проведению утренней гимнастики:

Утренняя гимнастика - это  комплекс специально подобранных упражнений, направленных на решение оздоровительных, а также воспитательных и образовательных  задач. Она призвана положительно настроить ребенка на весь предстоящий день. Свое значение утренняя гимнастика приобретает в том случае, если проводится систематически.

Утренняя гимнастика проводится до завтрака. После ее проведения необходимо предусмотреть некоторое время  для перехода детского организма  с двигательной деятельности на режим  пищеварения, то есть не следует сразу  после завершения занятия переходить к приему пищи, садится за стол. Полезно  после гимнастики провести водные процедуры, что будет служить закаливанию  организма ребенка. В теплое время  года, в хорошую погоду рекомендуется  проводить утреннюю гимнастику на воздухе, что обеспечивает наилучший оздоровительный  эффект.

 

При проведении утренней гимнастики в помещении необходимо соблюдать  гигиенические правила – помещение  должно быть хорошо проветренным, обеспечен  доступ свежего воздуха, ковровое покрытие должно быть чистое. Дети занимаются в  облегченной одежде, не стесняющей движения и дыхание. Нет смысла переодеваться  в физкультурную форму, так как  продолжительность гимнастики невелика, особенно для детей младшего возраста (6-8 минут). Обувь для занятий должна быть легкой – чешки, спортивные тапки. Допускается выполнение упражнений в носках при условии, что поверхность  пола не скользкая. Если нет медицинских  противопоказаний и в помещении  комфортные условия – теплый пол, дети могут заниматься босиком.

 

Упражнения, используемые в  утренней гимнастике, должны быть просты и знакомы детям, разучены на физкультурных, а некоторые на музыкальных занятиях или в свободное время в  группе. «Сухая» гимнастика с простым  показом движений и выполнением  их по словесной команде под счет для дошкольников непригодна. Особенно это касается малышей, все развитие которых осуществляется через игру. Поэтому упражнения в этом возрасте носят игровой, имитационный характер .

 

Утренняя гимнастика может  проводиться с музыкальным сопровождением. Музыка одновременно регулирует темп и ритм движений, тем самым способствуя  более четкому и правильному  выполнения упражнения, вызывает положительные  эмоции и создает бодрое настроение. Следует отметить, что всем практически  детям можно выполнять утреннюю гимнастику.

 

Задачи утренней гимнастики:

Помимо оздоровительной, утренняя гимнастика может решать образовательные  и воспитательные задачи. К образовательным задачам можно отнести закрепление двигательных навыков и умений. Необходимо уточнить, что это более характерно для детей старшего дошкольного возраста, так как двигательный опыт ребенка 3-4 лет очень мал, в то время как дети 5-7 лет уже знакомы с многими видами ходьбы, бега, прыжков, изучаемых ими на физкультурных занятиях.

 

А вот закрепление понятий  из других областей знаний вполне может  осуществляться и для малышей. Например, закрепление счета (подсчет прыжков: «Один, два, три, четыре, пять – будем прыгать мы опять»; «Один, два, три - замри»; «Один, два, три, четыре, пять, шесть – нам хочется присесть»; «Один, два, три, четыре, пять – лучше будем мы шагать»), знаний о животных, явлениях природы, профессиях и т.д., если ребенок при выполнении упражнения находится в соответствующем образе. Формирование потребности к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развитие эстетического вкуса ребенка при условии красивого и правильного показа взрослым и музыкального сопровождения, подобранного в соответствии с характером движений и возрастными возможностями детей, - задачи воспитательного характера.

 

Таким образом, утренняя гимнастика при соблюдении определенных правил способствует решению определенных задач физического и общего развития детей. Занятия физическими упражнениями в дошкольном возрасте при правильном их подборе способствуют гармоничному и своевременному развитию всех функциональных систем организма ребенка, являются фундаментом здоровья будущего взрослого  человека.

 

Комплекс утренней гимнастики:

 Ходьба в колонне. 

Ходьба на носках.

Ходьба с разными положениями  рук. 

Общеразвивающие упражнения:

1. «Повороты головы». И.п.: основная стойка. 1 – повернуть  голову вправо (влево),

2 – и.п. 2. «Мы сильные»  И. п.: руки к плечам, кисти сжаты  в кулак. 1-2 – руки вверх, подъем  на носки, 3-4 – и.п. 

3. «Ножницы» И.п.: ноги  на ширине ступни, руки в стороны. 1-2 – скрещивать руки перед  грудью.

4. «Повороты в стороны». И.п.: стоя на коленях, руки на поясе, 1 – правую (левую) руку в сторону, поворачивая туловище, 2 – и.п.

5. «Наклоны в стороны»  И.п.: ноги на ширине плеч, руки  на поясе. 1 – руки за голову, одновременно наклон вправо (влево), 2 – и.п. 

6. «Выпады вперед» И.п.: основная стойка, 1 – согнутую правую (левую) ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, руки в стороны, 2 – и.п.

7. «Велосипед» И.п.: лежа  на спине, 1-4 – поднятые ноги  вверх поочередно сгибать и  разгибать, вернуться в и.п.

8. «Хлопки над головой»  И.п.: ноги на ширине ступни, руки  опущены, 1 – сделать хлопок над  головой, посмотреть вверх, 2 –  и.п. 

Прыжки на двух ногах.

Быстрый бег.

Ходьба. Дыхательные упражнения.

 

Утренняя гимнастика в детском саду:

Утренняя гимнастика имеет  большое оздоровительное и воспитательное значение, устраняет заторможенность  физиологических процессов, создает  у детей жизнерадостное настроение, благоприятно влияет на нервно-психическую  деятельность, доставляет им большое  удовольствие и обеспечивает бодрое настроение. Правильно подобранные  физические упражнения должны соответствовать  развитию двигательных навыков ребенка  и, главное, содействовать своевременному развитию этих навыков.

 

Утренняя гимнастика в  детском саду имеет большое оздоровительное  значение и является обязательной частью распорядка дня. Все мы знаем, что  спеша на работу или по другим делам  мы редко пытаемся провести утреннюю гимнастику со своими детьми перед  детским садом. Именно по этой причине  ежедневное её проведение в детском  дошкольном учреждении должно быть обязательным. Утренняя гимнастика проводится в определённые часы до завтрака. Утреннюю гимнастику в детском саду проводит либо воспитатель, либо преподаватель физической культуры. Желательно помещение, где проводится утренняя гимнастика проветрить за несколько минут до прихода детей.

 

Подбирая комплекс упражнений, не забывайте, что Вам нужно заинтересовать сразу достаточно большое количества детей. Ежедневное выполнение одних  и тех же движение в течение  длительного времени снизят интерес  детей к ним. Старайтесь разнообразить  выбранные комплексы новыми упражнениями. Утренняя гимнастика в детском саду начинается с построения детей.

 

Это построение проводится быстро и направлено лишь на то, чтобы  рационально разместить детей, что  особенно актуально если занятие проводится в групповой комнате. Затем необходимо сосредоточить внимание детей, начинайте упражнения с ходьбы и затем лёгкого бега. Очень полезны в этот момент упражнения на реакцию: например дети отвечают хлопком руками на хлопок воспитателя, при этом не прекращая ходьбы.

 

Выбирая упражнения для утренней гимнастики в детском саду, обратите внимание, что они должны затрагивать  различные мышечные группы: плечевой пояс, ноги, стопы, боковые мышцы  туловища и мышцы спины, мышцы  брюшного пресса. Конечно, характер упражнений очень зависит от помещения. Если имеется большая площадь, хорошо включать такие упражнения как бег, прыжки и т. д. Старайтесь объяснять  упражнения кратко и понятно. Заранее  продумайте объяснение и показ упражнения. Если дети посещают уже подготовительную группу то иногда давайте только словесные  указания, чтобы лучше подготовить  детей к школе, где часто практикуется подобное объяснения на занятиях физкультурой. Следите за тем, чтобы упражнения выполнялись детьми правильно.

 

Утренняя гимнастика для малышей:

Утренняя гимнастика полезна  для детей уже в возрасте около 1 года. Даже малышам грудного возраста рекомендуют массаж и физические упражнения, проводимые вместе с мамой, ну а детишкам постарше такие упражнения вдвойне полезны для общего хорошего развития. На заметку родителям: «очень важно следить за правильностью выполнения упражнений у таких малышей. Утренняя гимнастика обязательно должна быть систематической и выполняться в виде игры. Следите за правильной осанкой ребёнка и за хорошим дыханием во время гимнастики. Ребёнок не должен задерживать дыхания во время выполнения упражнений!»

Очень хорошо, когда упражнения выполняются вместе с мамой. Не забывайте  придумывать весёлые и забавные названия выполняемым упражнениям: «прыгаем как зайчик», «покажи самолётик», «был большой, а стал маленький (приседания)»  и т. п. Если есть такая возможность, то в тёплое время года хорошо проводить  утреннюю гимнастику на свежем воздухе  и в любом случае полезно проводить  занятия в хорошо проветренном помещении. Все упражнения и длительность занятия  подбирать индивидуально под  ребёнка!

 

Утренняя гимнастика для детей 1,5 – 2 – 2,5 лет: 

В первой младшей группе впервые вводится в режим дня  утренняя гимнастика. Ее проводят ежедневно  со всеми детьми одновременно, продолжительность 4-5 минут. Поскольку на 3 году жизни  многие дети не могут сразу включаться в организованную воспитателем деятельность и отстают во времени при выполнении заданий, к ним требуется очень  тонкий и дифференцированный подход. Не следует настаивать на непременном  участии каждого в утренней гимнастике, не беда если кто-то из детей не сразу начнет выполнять упражнение. Важно, чтобы это было сделано ребенком добровольно и по его собственному желанию. Содержание гимнастики составляют 3-4 общеразвивающих упражнения, ходьба, бег. Начинается она с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом и построением. Наиболее удобно на этом возрастном этапе построение в круг. Вводную и заключительную ходьбу дети могут выполнять подгруппами в определенном направлении, врассыпную или же друг за другом. Ходьбу следует проводить в спокойном и неторопливом темпе. Бег должен спокойным и легким: 20-30 секунд первая половина года и 40 секунд вторая половина.

Информация о работе Утренняя гимнастика в дошкольном образовательном учреждении