Утренняя гимнастика в дошкольном образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:05, доклад

Краткое описание

Утренняя гимнастика – система специально подобранных упражнений, направленных на укрепление крупных групп мышц и оздоровление организма.
Утренняя гимнастика создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся: сильно возбужденных детей успокаивают действия в заданном темпе, а малокровные дети втягиваются в определенный ритм работы. Поэтому после утренней гимнастики дошкольники более уравновешены, лица их довольны и радостны.
Повышая жизненный тонус организма, утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейшей деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности, выдержки.

Содержание

Понятие утренняя гимнастика и её содержание.
Структура утренней гимнастики.
Общие требования к проведению утренней гимнастики.
Задачи утренней гимнастики.
Комплекс утренней гимнастики.
Утренняя гимнастика в разных возрастных группах.
Формирование в детях самостоятельности при выполнении утренней гимнастики.

Вложенные файлы: 1 файл

Утренняя гимнастика в дошкольном образовательном учреждении.docx

— 34.59 Кб (Скачать файл)

Построившись, дети приступают к выполнению упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук (типа потягивая и дыхательных), ног, спины, живота и всего туловища. ОРУ подбирают из числа рекомендованных для занятий, носят имитационный характер и проводится в игровой форме. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз. Заканчивают утреннюю гимнастику спокойной ходьбой на месте или с продвижением вперед, чтобы снизить общее возбуждение организма. Каждые 2 недели новый комплекс упражнений. Как только дети освоят упражнение, вводится хороший энергичный темп. Целесообразно время от времени (через 2-3 месяца) возвращаться к повторению комплекса или брать их за основу для составления комплекса из упражнений с предметами.

Показ упражнения воспитатель  сопровождает пояснениями, обращает внимание детей на главное звено и направление  движения (вытянули руки вперед – показали ладошки). Следит, чтобы ребенок по возможности занимал необходимое  исходное положение.

 Игровая форма гимнастики  вызывает у детей желание участвовать  в ней.

 

Ребёнок стоит в исходном положении ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Выпрямленные руки поднимает  в стороны – вверх и делает вдох и на выдох опускает вниз. Повторить 3 – 4 раза.

Ребёнок стоит в прежнем  исходном положении. На выдох сводит руки и обхватывает себя и на вдох возвращает руки в исходное положение. Повторить 4 – 5 раз.

Ребёнок стоит в прежнем  исходном положении, руки на поясе. На вдох руки вверх и встаёт на носки, потягивается, на выдох в исходное положение. Повторить 3 – 5 раз.

Ребёнок стоит в прежнем  исходном положении, руки в стороны. При спокойном дыхании без  задержки делает наклоны в одну и  другую сторону. Повторить 6 – 8 – 10 раз  в каждую сторону. · Ребёнок стоит  в прежнем исходном положении, руки на поясе. На выдох делает наклон вперёд, на вдох в исходное положение. Повторить 3 – 4 раза. · Ребёнок стоит в  прежнем исходном положении, руки опущены  вниз. Плавно приседает и встает, опираясь руками о колени. Повторить 2 – 3 – 4 раза.

Ребёнок бегает по комнате  короткими шажками – 10 – 20 сек. ·  Ребёнок ходит по комнате, широко размахивая руками, около 1 минуты, после  чего спокойная ходьба с опущенными вниз руками. Утренняя гимнастика для  детей 3 лет · Ребёнок стоит  в исходном положении ноги на ширине плеч, руки внизу. На выдохе приседает, руки на коленях, встаёт на вдохе поднимая руки верх и вставая на носки. Повторить 4 – 6 раз.

Ребёнок стоит в прежнем  исходном положении, но руки разведены  в стороны. Делает мах руками вверх поднимаясь на носки и мах руками опускаясь на всю стопу. Повторить 10 – 12 раз.

Ребёнок стоит в прежнем  исходном положении, руки внизу. Наклоняется, вперёд разводя руки в стороны, и  выпрямляется. Повторить 4 – 5 раз.

Ребёнок стоит в прежнем  исходном положении, руки внизу. На вдохе  отводит правую прямую руку назад-вверх, на выдохе делает движение, имитируя бросок мячика или снежка вперёд, возвращается в исходное положение. Повторить 4 – 6 раз каждой рукой.

Ребёнок стоит, ноги на ширине плеч, правой рукой держится за спинку стула. Выполняет мах правой ногой, не сгибая колено, затем другой ногой. Повторить 3 – 5 раз каждой ногой.

Ребёнок стоит, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Делает глубокий наклон влево, правая рука вверх и  в другую сторону. Повторить 3 – 5 раз  в каждую сторону.

 

Ребёнок делает прыжки по комнате  сначала на двух ногах, затем на одной  и другой ноге. Всё упражнение 30 – 50 сек. · Ребёнок спокойно ходит  по комнате, выполняя хлопки руками впереди, вверху и сзади.

 

Утренняя гимнастика для детей 4 – 5 лет:

Многие дети в этом возрасте отличаются подвижностью и охотно делают утреннюю гимнастику вместе со своими родителями. Такие занятия хорошо проводить под любую подходящую детскую музыку. Как правило, дети с огромным удовольствием выполняют  физические упражнения под музыкальное  сопровождение. Старайтесь чтобы физические упражнения затрагивали все мышцы  тела: упражнения для мышц шеи, рук  и плечевого пояса, упражнения для  мышц туловища и живота, упражнения для мышц ног.

Утренняя гимнастика должна включать упражнения силового характера  и упражнения на расслабление, а  также очень желательны дыхательные  упражнения.

Утренняя зарядка для детей 4 лет:

Ребёнок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. На вдох поднимает  руки вверх-в стороны, встаёт на носки, потягивается и на выдох в исходное положение. Повторить 4 – 6 раз.

Ребёнок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. На выдохе спокойно приседает, опуская руки перед коленями на пол, и на вдохе возвращается в  исходное положение. Повторить 4 – 5 – 6 раз.

Ребёнок на спокойном дыхании  выполняет наклоны в различные  стороны: вперёд, назад (с осторожностью), в стороны. Повторить 2 – 3 – 4 раза в  каждую сторону.

Ребёнок стоит, ноги на ширине плеч, руки внизу. На выдохе делает поворот  в сторону и хлопок руками над  головой, на выдохе в исходное положение  и в другую сторону. Повторить 4 – 5 раз в каждую сторону.

Ребёнок выполняет маховые  движения ногами, при необходимости  держась за спинку стула.

Ребёнок выполняет прыжки обеими ногами сначала на месте, затем  прыжки вперёд – назад. Дыхание спокойное, упражнение длительностью 20 – 30 сек.

Заканчиваем зарядку спокойной  ходьбой по комнате в течение 1 – 3 минут. Утренняя гимнастика для  детей 5 – 6 лет 

Ребёнок стоит, ноги на ширине плеч, руки внизу. На вдох поднимает  руки вверх, потягивается и на выдох  в исходное положение. Повторить 4 – 6 раз.

 

Ребёнок стоит ноги на ширине плеч, руки на поясе и на спокойном  дыхании выполняет наклоны в  различные стороны: вперёд, назад (с  осторожностью), в стороны. Повторить 2 – 3 – 4 раза в каждую сторону.

Ребёнок стоит ноги на ширине плеч, руки на поясе. На вдохе поднимает  правую прямую ногу вперёд вверх и  на выдохе в исходное положение и  затем другой ногой. Повторить 4 – 5 – 6 раз каждой ногой.

Ребёнок стоит, ноги на ширине плеч, руки внизу. На вдохе делает шаг  правой ногой вперёд, руки в стороны  и на выдохе в исходное положение, затем другой ногой. Повторить 4 раза каждой ногой.

Ребёнок делает разнообразные  прыжки: на месте обеими ногами, обеими ногами назад – вперёд, обеими ногами в стороны и на одной ноге. Всего  выполнить около 20 – 30 прыжков.

Спокойная ходьба по комнате  в течение 1 – 3 минут.

 

Утренняя гимнастика для детей 5-6 лет:

В старшей группе утренняя гимнастика становится привычной. При  подготовке к ней дети, оказывают  большую помощь воспитателю: готовят  необходимый инвентарь. Педагог  следит за тем, чтобы дети быстро переодевались, не задерживали друг друга разговорами. Утренняя гимнастика со старшими дошкольниками  проводится в физкультурном и  музыкальном залах 8-10 минут.

Упражнения в ходьбе должны быть разнообразными, проводится в  разных построениях. Утренняя гимнастика содержит 5-6 ОРУ, в разных исходных положениях, с предметами и без.

В старшей группе важной задачей является воспитание у детей  ответственного отношения к утренней гимнастике.

Педагог добивается точности положения тела, четкого соблюдения направлений движений, умения выполнять  упражнения в соответствии со счетом или с темпом музыкального сопровождения. Качество выполнения ОРУ достаточно высоко. Пояснение упражнения сочетается с наглядностью лишь в первые дни освоения комплекса. При чем к показу воспитатель широко привлекает детей, хорошо владеющими данными движениями. Дети старшего дошкольного возраста быстро запоминают последовательность упражнений в комплексах. Они успешно проделывают их и без сопровождающего образца воспитателя. Это дает педагогу возможность ходить между рядами, оказывать индивидуальную помощь.

На протяжении всей утренней гимнастики педагог неоднократно привлекает детей к их выправке, осанке, напоминает о дыхании. Ежедневное участие детей  помогает воспитывать у них привычку к систематическому выполнению.

 

 

Утренняя гимнастика для детей 6-7 лет:

Продолжительность утренней гимнастики в подготовительной группе 10-12 минут. Комплексы существенно  не отличаются от комплексов старшей  группы. Количество повторений ОРУ 6-8 раз. Широко применяются упражнения с  разнообразным инвентарем, оборудованием. Каждый комплекс повторяется в течение 2 недель.

Детей приучают проявлять  высокую самостоятельность в  выполнении упражнений. От ребенка 7 года следует требовать хорошего качества движений, он должен занимать четкие исходные и промежуточные положения, сохранять  заданные позы, совершать движения с определенным напряжением. Все  это благоприятно для укрепления разных мышечных групп, формирования осанки.

 

Формирование  в детях самостоятельности при  выполнении утренней гимнастики:

Радость от мышечных ощущений, удовольствие от утренней гимнастики создают условия для подготовки дошкольников к самостоятельному выполнению зарядки. Решить задачу воспитания у  детей потребности в систематическом  выполнении утренней гимнастики поможет  формирование у них определенных знаний и умений, достаточных для  возникновения и самостоятельной  реализации потребности в физических упражнениях.

Основу утренней гимнастики составляет комплекс общеразвивающих упражнений, включающий 6--8 упражнений и предусматривающий повторение каждого из них по 6--8 раз. Эффективность воздействия их достигается не столько за счет числа упражнений и количества повторений, сколько за счет качества выполнения. Четкое действие в заданном направлении, с определенной амплитудой, необходимым напряжением и расслаблением различных мышечных групп, соблюдение ритма и темпа не только обеспечивают увеличение работоспособности детского организма, но и способствуют развитию координации у детей, оказывают влияние на формирование правильной осанки и физическое развитие ребенка в целом. Поэтому в работе по формированию у старших дошкольников самостоятельности в выполнении утренней гимнастики прежде всего необходимо обеспечить правильное выполнение общеразвивающих упражнений на основе самоконтроля, без надзора взрослых.

 

Для решений этой задачи можно использовать схематическое  изображение упражнений на карточках. Работу с карточками следует проводить  в виде игр, используя индивидуальную и групповые формы в повседневной жизни. Например, предлагаются рисунки, на которых изображены общеразвивающие упражнения разной трудности: на одних карточках передано движение конечностей (рук, ног), на других -- движение ног и туловища, рук и туловища, а на третьих -- рук, ног, туловища. Следует применять карточки, на которых представлены как простые направления движения (вперед, в стороны, вверх, назад, вниз), так и сложные (в стороны--вверх, в стороны--вниз), одновременные, поочередные Я разнонаправленные по структуре. Все нарисованные движения должны быть знакомы детям.

В начале работы целесообразно  провести с детьми игру: «Я покажу, а  вы найдите это упражнение на рисунке», а затем, используя рисунки с  изображением действия одной части  тела, перейти к игре «Найди отгадку». Сначала педагог показывает точное выполнение двигательного действия, а затем преднамеренно допускает  в нем ошибки, чтобы дети сами могли заметить несоответствие показанного  и нарисованного, тем самым обратить внимание, например, на правильное поднимание рук вперед, вверх, в сторону и  т.д.

В дальнейшем можно использовать задание «Покажи, какое упражнение здесь нарисовано». На основе этой работы складывается предпосылка к организации  игр, предусматривающих взаимодействие самих детей по типу: один показывает, а другой находит изображение  на карточках или отмечает его  отсутствие; один показывает карточку, а другой это упражнение выполняет, получая оценку своего исполнения. Затем можно давать задания: «Найди Упражнение по описанию», «Загадай сам  упражнение» (показав или описав его).

Контроль за точностью передачи направления и амплитуды двигательного действия составляет сущность игры «Так, не так?», в которой один ребенок загадывает упражнение и оценивает выполнение, учитывая правильность передачи не только структуры, но направления движения, а другой ребенок старается достигнуть точности в своих действиях. В этой игре может участвовать и воспитатель, допуская сознательно ошибку, иногда грубую, а иногда еле заметную, что развивает у детей наблюдательность, обостряет восприятие простых и сложных направлений, развивает умение видеть ошибки у других людей, а затем и у себя.

 

В схематическом изображении  общеразвивающих упражнений ребенок первоначально воспринимает положение рук. Положение ног и туловища воспринимается тогда, когда оно необычное. Для привлечения внимания дошкольников к положению всех частей тела можно подбирать карточки, на которых изображено одно и то же движение, но разное исходное положение.

Например, применяются карточки, на которых поднимание рук в стороны  изображается из исходного положения: ноги сомкнуты, ноги скрестно или пятки вместе, носки врозь, из положения сидя и т.д., или выполнение приседания осуществляется с разным положением рук. Подобный показ приводит к пониманию, что одно и то же упражнение может быть выполнено из разных исходных положений, причем из одних - действовать легче, а из других -- труднее. В последующем и на физкультурных занятиях, и на утренней гимнастике можно широко включать движения с частичной регламентацией, например: «Выполняем наклон вперед, не сгибая колен. Приготовились, чтобы было делать потруднее» или «Следующее упражнение - приседание, положение рук придумайте сами».

Можно использовать и прием, когда педагог, выполняя упражнение на глазах у детей, производит смену  положения другой части тела, а  дети находят соответствующую карточку. Особый эффект достигается, когда детям  показывается карточка с изображением наклона туловища вперед, не сгибая колен, доставая до носков ног. Лишь только стоит эту карточку перевернуть, как изображение воспринимается как наклон из положения сидя или как одновременное поднимание рук и ног из исходного положения, лежа на спине.

Информация о работе Утренняя гимнастика в дошкольном образовательном учреждении