Влияние физкультуры на формирование психофизических качеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 17:57, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение темы, как физкультура влияет на формирование психофизических качеств.
Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать интеллектуальную деятельность студентов в процессе учебного года
Определить динамику умственной работоспособности студентов учебном году и факторы ,ее определяющие
Определить влияние на работоспособность переодичности ритмических процессов в организме
Выделить заболевания в период учебы в вузе и ее профилактика

Вложенные файлы: 1 файл

физкультура2.docx

— 398.82 Кб (Скачать файл)

Введение

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Актуальность данной проблемы неоспорима и в наше время, скоро  наступит  летняя сессии, нужно свое время распределять правильно, при  не рациональном распределение времени, можно получить состояние утомления ,которое может перейти в переутомление.

Целью данной работы является рассмотрение темы, как физкультура влияет на формирование психофизических качеств.

Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить следующие задачи:

  • Охарактеризовать интеллектуальную деятельность студентов в процессе учебного года
  • Определить динамику умственной работоспособности студентов учебном году и факторы ,ее определяющие
  • Определить влияние на работоспособность переодичности ритмических процессов в организме
  • Выделить заболевания в период учебы в вузе и ее профилактика

 

 

1. Психофизиологическая  характеристика интеллектуальной  деятельности и учебного труда  студентов

Психофизиологическая  характеристика труда – сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.

Результаты исследований свидетельствуют  о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной  и производственной деятельности студента. Очевидно, что имеющее тенденцию  к росту утрачивание резервных  возможностей, сопротивляемости организма  человека к внешним и внутренним, негативным факторам, а также наличие широкого перечня отрицательных диагнозов ведут к существенному снижению эффективности обучения и дальнейшей профессиональной деятельности. В студенческие годы такая негативная тенденция опасна.

Снижение умственной работоспособности  наблюдается при психических  болезнях, органических заболеваниях головного мозга, а также при  пограничных состояниях заболеваний. Даже при пограничных нервно-психических  расстройствах продуктивность трудовой деятельности наблюдается у 70 % людей.

Обучение в высшей школе требует  от студентов значительных интеллектуальных и нервных напряжений, доходящих  в период экзаменационных сессий до пределов возможного.

Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников  вузов является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой  сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым  относятся:

    • противоречия между большим объемом учебной и научной информации, и, дефицитом времени на ее освоение;
    • между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя.

Между стремлением к самостоятельности  в отборе знаний с учетом личных интересов и жесткими рамками  учебного плана и учебных программ.

Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное  напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и физическом состоянии  студентов.

Студенческий возраст характеризуется  интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это время поиска молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и другие вопросы. Студенческий возраст является также заключительным этапом поступательного возрастного развитии психофизиологических и двигательных возможностей организма .Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда.

Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, их практическим применением. Эти трудности явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые  сказываются порой весьма существенно  на учебе психоэмоциональном состоянии  студентов.

К ним  относятся целый ряд обстоятельств  студенческой жизни кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в совокупности, дающие отрицательный  эффект, который можно назвать  неспособностью студентов к обучению в вузе. В числе причин такого явления следующие:

    • резко отличающиеся от школьных методы и организация обучения, требующие значительного повышения самостоятельности в овладении учебным материалом;
    • отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений, что характерно для всякого формирующегося коллектива;
    • ломка старого, сложившегося за годы учебы жизненного стереотипа и формирование нового «вузовского»;
    • сопутствующие поступлению в вуз новые заботы, которые чаще возникают у студентов, проживающих в общежитии,

Особенно в затруднительном  положении оказываются студенты младших курсов. С одной стороны  они должны сразу включаться в напряженную работу, требующую применения всех сил и способностей. С другой – само по себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма. Включение студентов в новую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряжением, излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т.д.

На психофизическом состоянии  студентов отражаются также субъективные и объективные факторы. К объективным  факторам относятся возраст, пол, состояние  здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и др. Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень знаний, способность адаптироваться к новым условиям обучения в вузе, психофизические возможности, нервно-психическую устойчивость, личностные качества (характер, темперамент, коммуникабельность), работоспособность, утомляемость и тому подобное.

Критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является экзаменационный  период, один из вариантов стрессовой ситуации, протекающий в большинстве  случаев в условиях дефицита времени  и характеризующийся повышенной ответственности с элементом  напряженности.

 

 

 

 

 

2 Динамика работоспособности  студентов в учебном году и  факторы, ее определяющие

 

Работоспособность –потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека.

Работоспособность определяется как  способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в  рамках заданных временных лимитов  и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные  знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, память, внимание, мышление и т.д.; физиологические  – состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем; физические – уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.: совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню мотивации и поставленной цели.

Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной  системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой  работы, интерес к ней, установка  на выполнение определенного конкретного  задания, информация и оценка результатов  по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность и т.п.

Важнейшим фактором обеспечения высокой  работоспособности студента  является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс  в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся:

  • противоречия   между большим объемом учебной и научной информации, и, дефицитом времени на ее освоение;
  • между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;
  • между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом   личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ.

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность  студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются  в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.

Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивности учебного труда. После звонка они не могут сразу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает   оптимального   уровня.   Этот   период   врабатыванния характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями. Период оптимальной (устойчивой) работоспособности имеет продолжительность 1,5-3 часа, в процессе чего   функциональное    состояние    студентов   характеризуется изменениями   функций   организма,   адекватных   той учебной деятельности, которая выполняется. Третий период – период полной компенсации, характеризуется появлением начальных признаков утомления,   которые   компенсируются   волевым   усилием и положительной   мотивацией.   В   четвертом   периоде наступает неустойчивая  компенсация,  нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания продуктивности учебной деятельности. В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которая перед окончанием работы может смениться кратковременным  ее  повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв). При дальнейшем продолжении  работы  в   шестом   периоде,  происходит резкое уменьшение    ее    продуктивности.    В    результате   снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты.

Учебный день студента кроме аудиторных занятий включает самоподготовку. Наличие  второго подъема работоспособности  объясняется не только суточным ритмом, а главным образом психологической  установкой на выполнение учебных заданий (рисунок 1).

Рисунок 1.-Работоспособность студентов  в течение учебного дня

Вариантность изменения отдельных  сторон работоспособности обусловлены  и тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением различных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и другие)

Учебная неделя. Динамика умственной работоспособности в учебном недельном цикле характеризуется наличием периода врабатывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда, четверг) и снижением в последние дни недели. В некоторых случаях отмечается ее подъем, что связывают с явлением «конечного порыва».

Типичная кривая работоспособности  может изменяться при наличии  фактора нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные дни недели (рисунок 2).

Рисунок 2. Работоспособность студента в учебной недели

Такими факторами могут быть выполнение контрольной работы, участие  в коллоквиуме, подготовка и сдача  зачета.

Учебный семестр и учебный год. В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатываиия, сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев наступает период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню или повышается.

Начало  второго полугодия также сопровождается периодом врабатываиия    продолжительность    которого   сокращается  по сравнению  с первым полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменение работоспособности со второй половины февраля до начала апреля характеризуется устойчивым уровнем. Причем, этот уровень может  быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки      снижения      работоспособности,     обусловленные возникающим утомлением. В зачетную сессию и в период экзаменов  снижение   работоспособности  выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления (рисунок 3).

Рисунок 3.Изменение умственной и физической работоспособности студентов в  учебном году

Работоспособность  студентов  в период экзаменационной сессии. Два месяца в учебном году у студентов связаны с экзаменами зимняя и весенняя экзаменационные сессии. Экзамены являются своеобразным критическим моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного  труда за семестр.  Они служат определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебной деятельности,   мобилизации   всех  сил организма.   В этот  период   при   средней   продолжительности самоподготовки 8-9 часов в день интенсивность учебного труда повышается на 86-100 %. Все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности студентов. У многих из них в этот период возникают  отрицательные   эмоции,   неуверенность  в   своих  силах, чрезмерное   волнение,   страх   и  др.   Так,   при   обследовании 637студентов было установлено, что 36,5 % из них испытывали перед экзаменом сильную эмоциональную напряженность, 63,4 % - плохо спали накануне.

Информация о работе Влияние физкультуры на формирование психофизических качеств