Влияние семьи на формирование личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 17:18, реферат

Краткое описание

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье.

Содержание

Введение………………………….…………………………………………….…...…3
Глава 1. Понятие о личности.
Что такое личность……………………………………………………….5
Этапы формирования личности…………………………………………6
Глава 2. Влияние семьи на становление личности.
2.1. Факторы, влияющие на становление личности……………………….38
2.2. Роль семьи в развитии личности. Цели воспитания. Задачи семьи….39
2.3. Влияние неполной семьи на становление личности………………….51
Заключение…..………………………………………………………….…………...56
Список использованной литературы…………...………………………………..58

Вложенные файлы: 1 файл

вияние семьи на развитие личности.docx

— 49.32 Кб (Скачать файл)

 



Содержание

Введение………………………….…………………………………………….…...…3

Глава 1. Понятие о личности.

    1. Что такое личность……………………………………………………….5
    2. Этапы формирования личности…………………………………………6

Глава 2. Влияние семьи на становление личности.

2.1.              Факторы, влияющие на становление  личности……………………….38

2.2.              Роль семьи в развитии личности. Цели воспитания. Задачи семьи….39

2.3.              Влияние неполной семьи на  становление личности………………….51

Заключение…..………………………………………………………….…………...56

Список использованной литературы…………...………………………………..58

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Введение

Актуальность работы. С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями воспитания, т.е. сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много зависит от семьи.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.

Проблема влияния семьи на становление личности была и остается одним из важнейших проблем социальной психологии. В данной работе мы попытаемся раскрыть эту тему и выявить, каким образом и насколько семья влияет на развитие личности.

Цель и задачи работы: Изучение влияния семьи на становление личности.

Объект работы: Молодые люди в возрасте до 20ти лет.

Предмет работы: Влияние семьи на становление личности.

Структура: Работа состоит из введения, 2-х глав и заключения, списка литературы; 24 страницы печатного текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психология личности

 

1.1.Что такое личность.

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и каждое определение личности заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

Личность чаще всего определяют в совокупности социальных, приобретенных качеств человека. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Изучению проблемы личности уделяют пристальное внимание представители различных наук: философы и педагоги, писатели и социологи, психологи и юристы. Современная психология выделяет следующие существенные понятия этого термина:

1. Личность — это человек, обладающий  определенными, лишь ему одному  присущими физическими и психическими  особенностями. Поэтому, говоря о  конкретной личности, мы говорим  и об индивидуальности. Индивидуальность  — это неповторимое сочетание  физических и психических особенностей, их сочетаний, форм, степени выраженности, отличающее данного человека  от других людей. К индивидуальному  своеобразию личности относится  не только наличие или отсутствие  какого-либо свойства, но и своеобразие  степени выраженности данного  свойства, и его различные сочетания  с другими качествами личности.[6. 12]

2. Личность — это представитель  определенного общества, гражданин. Чем более полно личность выражает  в своих устремлениях, идеях, делах, мировоззрении передовые идеи  общества, чем большими возможностями, знаниями, способностями она обладает, тем более положительной, прогрессивной, ценной она является. Отрицательные  личности (воры, хулиганы и т.п.) выражают  те консервативные, отживающие идеи, в борьбе с которыми происходит  неизменное 

прогрессивное развитие новых общественных отношений и нового человека.

3. Личностью называют человека-деятеля, активно участвующего в жизни  общества, в борьбе за решение  как больших, так и более частных  задач. Личностью является человек, занятый общественным трудом. Одной  из наиболее существенных черт  личности является ее активность. По тому, что человек делает  и как делает, по его отношению  к своей деятельности судят  о степени общественной воспитанности  личности.[273.16]

 

1.2. Этапы формирования личности.

С   мыслью   о   том,   что   личностью   человек   не   рождается,   а      становится, согласно сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на этапы формирования личности значительно расходятся.

С каждым типом теорий связано свое представление о развитии личности.

-Психоаналитическая теория понимает  развитие как адаптацию биологической  природы человека к жизни в  обществе, выработку у него защитных  механизмов и согласованных с  его “Сверх-Я” способов удовлетворения потребностей.

- Теория черт основывает свое  представление о развитии на  том, что все черты личности  формируются прижизненно и рассматривает  процесс их зарождения, преобразования  и стабилизации как подчиняющийся  иным, небиологическим, законам.

-Теория социального учения представляет  процесс развития личности сквозь  призму формирования определенных  способов межличностного общения  людей.

-Гуманистическая и другие феноменологические  теории трактуют его как становление “Я”.

Э. Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической определенности стадий,  которые в своем личностном развитии проходит человек до конца своих дней.

 «Личность рождается дважды», — так точно отразил путь формирования личности известнейший отечественный психолог А.Н. Леонтьев. На пути становления личность преодолевает гораздо больше двух ступенек, названных этапами, но именно две вехи являются ключевыми. [89.4] Рассмотрим подробнее.

Первая веха: Управление своими побуждениями

Первое пробуждение личности происходит, когда ребенок научается подчинять биологические потребности сознательному управлению. Почему младенец плачет, когда он хочет есть? Его побуждает к этому чувство голода. Он, к примеру, не может подождать, когда к нему подойдет мама, а потом обратить на себя ее внимание плачем или криком. Биологическая потребность действует как толчок к дальнейшему поведению малыша на первом году жизни.

Постепенно у ребенка формируется умение регулировать свои биологические побуждения в соответствии с социальными нормами. Это происходит только при наличии отношений с другими людьми — на первых порах, разумеется, с самым близким кругом. Если новорожденного лишить общества людей, соподчинения своих физиологических потребностей социальным нормам наступить не может в принципе. В истории развития общества известны случаи, когда находили детей, выросших в звериной стае. Сколько бы им ни было лет на момент обнаружения, приобщить никого из них к социуму так и не удалось.

Бесспорно, достижение первой ступеньки личностного развития не может наступить моментально. Сознание малыша формируется небольшими фрагментами, которые постепенно объединяются в общее понимание того, что можно, а чего нельзя, где нужно чуточку потерпеть, а что необходимо попросить. Ребенок испытывает комфорт уже не только от того, что ему сытно, сухо и тепло, а и по причине общения с близкими людьми. Можно сказать, что на первом году жизни идет подготовка ребенка к тому, чтобы включиться в процесс познания самого себя и приступить к формированию личности.

К трем годам завершается этап познания себя как «внешнего объекта» и рождается осознание Я-самости. Психологи говорят об осознании ребенком себя как целостной системы. С этого времени у ребенка начинает формироваться самооценка и для него становится важным соответствовать требованиям взрослых.

К завершению дошкольного возраста ребенок сознательно управляет своим поведением, понимает, каким социальным нормам должны соответствовать его поступки, и переживает, если ему не удалось соблюсти требуемое соответствие. Эта стадия символизирует первое рождение личности.

Вторая веха: Самостоятельность и соподчинение мотивов

Для того чтобы взрослеющий человек осознал себя личностью в полном смысле этого слова, он нуждается в самостоятельном управлении собственной жизнью, нуждается в том, чтобы самому решать, что для него важно, какие решения принимать, и что в личной жизни ставить на первое место.

Стадия возросшей ответственности и новых возможностей наступает примерно в подростковом возрасте. Второе рождение личности носит еще более индивидуальный характер, чем предыдущее. Один подросток уже в одиннадцать лет может быть самостоятельным человеком, с которым даже взрослые считают необходимым посоветоваться, а другие до восемнадцати лет не желают принимать ответственность за свои поступки или ведут себя, как капризные дети.

Несмотря на индивидуальные особенности личностного формирования, социум ставит ко всем на этапе взросления довольно жесткие требования. Подростку приходится самому согласовывать свое отношение к учебе с требованиями школы, самому выбирать, с кем дружить, к какой группе примкнуть, чему уделить внимание в свободное время. К окончанию школы актуализируется вопрос выбора профессии и приоритета профессионального учебного заведения. Так образуется внутренняя позиция, которая станет центральным стержнем в дальнейшем личностном развитии.

Тот, кто своевременно научается проявлять самостоятельность, кто осознает, что ему нужно поставить на первое место, а от чего нужно отказаться вообще, кто может, еще будучи подростком, выстроить иерархию мотивов – тот более быстро и качественно преодолевает стадию второго рождения (ее также называют кризисом подросткового возраста). Но самое главное — то, что благополучно пройденная вторая веха создает благоприятные условия для дальнейшего формирования зрелой личности.

Этап становления зрелой личности

Некоторые психологические подходы называют дошкольный и школьный период развития личности эрой восхождения к социальной зрелости. Эра не завершается с получением школьного аттестата, а процессы формирования осознанной самостоятельности, заложенные в подростковом возрасте, продолжаются совершенствоваться в юношестве и молодости.

Так плавно личность переходит к новому этапу, на котором помимо самостоятельности, индивидуализации и ответственности за самого себя появляется необходимость осваивать новые роли профессионала, готового к принятию решений, семейного человека, способного заботиться о других и брать на себя ответственность за воспитание детей.

Весь взрослый период жизни человека представляет собой этап формирования зрелости и совершенствования личности. Он может быть завершенным с последующим углубленным развитием личностных качеств. Например, зрелая гармоничная личность не останавливается в своем стремлении оказывать помощь окружающим и переходит на стадию альтруизма и благотворительности. Или зрелый человек становится наставником для других, чтобы помочь им на пути личностного развития.

     Далеко не все личности  достигают зрелости. Некоторые люди  так и останавливаются на ограниченных  достижениях подросткового возраста, фрагментарно развивая некоторые  личностные качества взрослого  человека.

Природа и общество предоставляют каждому родиться личностью дважды в том возрасте, когда многое зависит от окружения. Последует ли за этим дальнейшее развитие личности, решает сам взрослый человек, т.к. он теперь зависит только от самого себя.[92.4]

Информация о работе Влияние семьи на формирование личности