Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 08:00, курс лекций

Краткое описание

В обычной жизни понятие качества многозначно. Например, сравнивая два автомобиля «Мерседес» и «Жигули» с позиции потребителя мы говорим, что Мерседес – высококачественный, а Жигули – низкокачественный. Но с позиции инженера по качеству оба автомобиля будут высококачественными (т.е. соответствовать предъявляемым требованиям). А если Мерседес вдруг начнет плохо работать, то специалист скажет, что Мерседес – низкокачественный, а вот если Жигули станут постоянно ломаться, то это будет нормально.

Существует много определений качества.

Выделяют три подхода к определению качества:

Подход потребителя: высококачественным считается продукт, который в большей степени удовлетворяет интересам потребителя, т.е. пригоден к использованию.

Вложенные файлы: 1 файл

Управление качеством 1.docx

— 43.55 Кб (Скачать файл)

6.     Усиление диверсификации продукции. –  Возрастающая конкуренция заставляет производителей приспосабливать услуги и продукты к требованиям все более узких групп потребителей. В конкуренции стали побеждать диверсифицированные фирмы. Производители вынуждены прибегать к более детальной сегментации рынка, учитывать требования самых малых групп покупателей. Это значит, что необходимо производить товары мелкими партиями и с большей себестоимостью, возникает проблема управления качества мелкими партиями продукции. Конкуренция вдвигает требования к фирмам: гибкие системы автоматизации производства, унифицированное и многофукнциональное оборудование, автоматизация на базе компьютерных технологий.

7.     Обострение экономических проблем. -  Кризисные явления в мировой экономике – сокращение мировых запасов полезных ископаемых, непрерывное возрастание себестоимости их добычи, увеличение затрат на защиту окружающей среды и здравоохранение. Простое решение проблемы через снижение затрат и повышение экономичности может привести к банкротству, а не прибылям. На управление качеством и повышение качества тоже требуются затраты.

8.     Возникновение фирм-мировых лидеров и глобальной конкуренции. – Имидж фирмы во многом основан на качестве ее продукции. Выход фирмы в мировые лидеры усиливает эффект при принятии потребителями решения о покупке. Развитие транспорта, связи, достижения в области логистики, технический прогресс привели к глобализации конкуренции. 

Все перечисленные проблемы определяют актуальность обеспечения  качества продукции и услуг и  системного управления качеством.  

 

В организации должна быть создана система управления качеством.

Система управления качеством  включает: организационную структуру, разделение полномочий и ответственности, процедуры, процессы и ресурсы для  всеобщего управления качеством.

Производители товаров и  услуг должны 1) гарантировать качество и 2) контролировать качество. Гарантирование обеспечивается путем проведения плановых и систематических мероприятий  по качеству. Контроль предполагает реализацию специальных мероприятий и методов  для обеспечения высокого качества, а также обнаружение и устранение причин несоответсвия.

Посмотрим, как связано  качество и выживание фирмы на рис.2. «Цепная реакция» Деминга.

Благодаря улучшению качества предприятие получает свою прибыль, а экономика страны свои эффекты.

1.4. Затраты на  качество


В нашем финансово-ориентированном  обществе, эффективность бизнеса  измеряется величиной прибыли. Финансовый контроль за деятельностью фирмы  является жизненно важным. Большинство  затрат, связанных с деятельностью  предприятия, регистрируются в отчетах  и предоставляются руководству. Знание и анализ этих затрат оказывает  большую помощь в успешном руководстве  компании.

На большинстве предприятий, занимающихся производством и обслуживанием, затраты на качество составляют значительные суммы, которые в действительности не снижают величину прибыли, поэтому  представляется логичным, что затраты  на качество должны быть выявлены, обработаны и представлены руководству подобно  другим затратам. Для того чтобы  управлять затратами на качество необходимо наладить систему сбора  и анализа затрат, т.е. наладить процессы регистрации и подсчета затрат.

Цель управления качеством  – достижение экономического эффекта. Несмотря на то, что управление качеством  – административное по природе, но упор должен делаться на экономические  факторы.

Под издержками, связанными с качеством, понимается совокупность затрат, которые вызваны требованием  достижения или поддержания определенного  уровня качества на предприятии, т.е. обусловлены  мероприятиями по предотвращению ошибок, планомерным контролем качества, исправлением ошибок внутри и вне  фирмы, а также выполнением внешних  менеджерских функций в данной области.

Выделяют следующие методы (подходы) калькуляции затрат на качество:  

1) Метод калькуляции  затрат по элементам. Затраты разделяют на внешние и внутренние. Внутренние затраты включают такие составляющие: Профилактика, Оценивание, Дефекты. Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодными капвложениями, а затраты на дефекты (до поставки потребителю товара), например, доработка, переделка, повторная обработка и повторные испытания, считаются убытками. Внешние затраты – возникают вследствие поставки потребителю некачественной продукции и включают к примеру, техническое обслуживание и ремонт, гарантии и возвраты, изъятие продукции.

2) Метод калькуляции  затрат, связанных с процессом.  Анализируют затраты на соответствие и несоответствие. Затраты на соответствие включают две группы: затраты на предупредительные мероприятия и затраты на контроль. Затраты на несоответствие включают внутренние и внешние затраты на дефект. Затраты на предотвращение возможности возникновения дефектов - это затраты, связанные с какой-либо деятельностью, которая снижает или полностью предотвращает возможность появления дефектов или потерь (затраты на предупредительные мероприятия или предупредительные затраты). Затраты на контроль - это затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества. Внутренние затраты на дефект - затраты, понесенные внутри организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. до того, как продукт был продан (внутренние потери). Внешние затраты на дефект - затраты, понесенные вне организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т. е. после того, как продукт был продан (внешние потери).

3) Метод определения  потерь вследствие низкого качества.  Рассматриваются будущие последствия низкого качества. Затраты разделяют на внешние и внутренние потери и на материальные и нематериальные. Например, внешние материальные потери – сокращение в будущем объема сбыта в связи с неудовлетворенностью потребителей. Внутренние нематериальные потери – результат снижения производительности труда вследствие переделок, неиспользованных возможностей, неудовлетворительной эргономики и т.д.

1.4a. Затраты на  качество


Более подробно рассмотрим классификацию затрат на качество методом калькуляции затрат, связанных с процессом. 

1 группа. Затраты  на соответствие - Затраты на предупредительные  мероприятия

1) Управление качеством

- Затраты на планирование  системы качества.

- Затраты на преобразование  ожиданий потребителя по качеству  в  технических характеристиках материала, процесса, продукта.

2) Управление процессом

- Затраты на установление  средств управления процессом.

- Затраты на изучение  возможностей процесса.

- Затраты на осуществление  технической поддержки производственному  персоналу в применении (осуществлении)  и поддержании процедур и планов  по качеству.

3) Планирование качества  другими подразделениями

- Затраты, связанные с  деятельностью по планированию  качества, выполняемой персоналом, не подчиняющимся Управляющему  по Качеству.

4) Контрольное и измерительное  оборудование

- Затраты, связанные с  разработкой и усовершенствованием  всего контрольного и измерительного  оборудования (приборов).

- Затраты, связанные с  обслуживанием и калибровкой  всего оборудования (приборов).

- Затраты, связанные с  обслуживанием и калибровкой  технологической оснастки, приспособлений, шаблонов и образцов, имеющих  прямое отношение к качеству  продукции. Ни при каких условиях  в данную категорию не включаются  затраты связанные со стоимостью  изготовления или амортизация  этого оборудования.

5) Обеспечение качества  поставок

- Затраты на оценку  потенциальных поставщиков и  материалов перед заключением  договоров на поставки.

- Затраты, связанные с  технической подготовкой проверок  и испытаний закупленных материалов.

- Затраты на техническую  поддержку поставщиков, направленную  на помощь им в достижении  ожидаемого качества.

6) Аудит системы качества

- Затраты на внутренний  аудит качества.

- Затраты на аудит системы  качества потребителем, его агентом  или другим уполномоченным органом.

7) Программа улучшения  качества

- Затраты, связанные с  внедрением программ улучшения,  наблюдением за ними и составлением  отчетов, включая затраты на  сбор и анализ данных, составление отчета по затратам на качество.

8) Обучение вопросам качества

- Затраты на внедрение,  развитие и функционирование  программы обучения персонала всех уровней вопросам качества.

9) Затраты, не учтенные  где-либо еще

- Заработная плата секретарей  и служащих, организационные расходы  и т.п., которые непосредственно  связаны с предупредительными  мероприятиями.

1.4b. Затраты на  качество


2 группа. Затраты на соответствие - Затраты на контроль

1) Проверки и испытания

- Оплата работ инспекторов  и испытательного персонала, при  плановых проверках производственных операций.

- Повторные проверки отбракованных  элементов, их испытания, сортировки  и т.д. не включается.

2) Проверки и испытания  поставляемых материалов

- Оплата работ инспекторов  и испытательного персонала, связанных  с закупленными у поставщиков  материалами, включая инспекторов  и служащих различного уровня.

- Затраты на лабораторные  испытания, выполняемые для оценки  качества поставляемых материалов.

- Затраты, связанные с  работой инспекторов и испытательного  персонала, проводящих оценку материалов на производстве поставщика.

3) Материалы для тестирования  и проверок

- Стоимость расходных  материалов, используемых при контроле  и испытаниях.

- Стоимость материалов, образцов  и т.п., подвергнутых разрушающему контролю.

- Стоимость испытательного  оборудования не включается.

4) Контроль процесса

- Оплата труда персонала,  не подчиняющегося управляющему  по качеству, выполняющего контроль и испытания на производственных линиях.

5) Прием продукции заказчиком

- Затраты на запуск  и тестирование готовой продукции  на производстве для сдачи ее заказчику перед поставкой.

- Затраты на приемочные  испытания продукции у заказчика  до ее сдачи.

6) Проверка сырья и  запасных частей

- Затраты на контроль  и испытание сырья, запасных  частей и т.п., связанные с изменениями  технических требований проекта,  чрезмерным временем хранения  или неуверенностью, вызванной другими  проблемами.

7) Аудит продукта

- Затраты на проведение  аудита качества технологических  операций либо в процессе производства, либо по конечному продукту.

- Затраты на все испытания  на надежность, проводимых на  произведенных изделиях.

- Затраты на подтверждение  качества продукта внешними органами, такими как страховые компании, правительственные агенты и т.д.

.4c. Затраты на  качество


3 группа. Затраты  на несоответствие - Внутренние затраты  на дефект

1) Отходы

- Стоимость материалов, которые  не отвечают требованиям качества  и затраты на их утилизацию  и вывоз.

- Ликвидационная стоимость  отходов производства не включается. Не учитывается стоимость отходов,  вызванных перепроизводством, моральным  устареванием продукции или изменением  конструкции по требованию заказчика.

2) Переделки и ремонт

- Затраты, возникшие при  восстановлении изделий (материалов) до соответствия требованиям  по качеству посредством либо  переделки, либо ремонта, либо  и тем и другим.

- Затраты на повторное  тестирование и инспекции после  переделок или ремонта.

3) Анализ потерь

- Затраты на определение  причин возникших несоответствий  требованиям по качеству.

4) Взаимные уступки

- Затраты на допуск  к применению тех материалов, которые не отвечают техническим требованиям.

5) Снижение сорта

- Затраты, возникшие вследствие  снижения продажной цены на  продукцию, которая не отвечает  первоначальным техническим требованиям.

6) Отходы и переделки,  возникшие по вине поставщиков

- Затраты, понесенные  в том случае, когда после получения  от поставщика обнаружилось, что  поставленные материалы оказались  не годными.

1.4d. Затраты на  качество


4 группа. Затраты  на несоответствие - Внешние затраты на дефект

1) Продукция не принятая  потребителем

- Затраты на выявление  причин отказа заказчика принять  продукцию.

Информация о работе Управление качеством