Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 08:00, курс лекций

Краткое описание

В обычной жизни понятие качества многозначно. Например, сравнивая два автомобиля «Мерседес» и «Жигули» с позиции потребителя мы говорим, что Мерседес – высококачественный, а Жигули – низкокачественный. Но с позиции инженера по качеству оба автомобиля будут высококачественными (т.е. соответствовать предъявляемым требованиям). А если Мерседес вдруг начнет плохо работать, то специалист скажет, что Мерседес – низкокачественный, а вот если Жигули станут постоянно ломаться, то это будет нормально.

Существует много определений качества.

Выделяют три подхода к определению качества:

Подход потребителя: высококачественным считается продукт, который в большей степени удовлетворяет интересам потребителя, т.е. пригоден к использованию.

Вложенные файлы: 1 файл

Управление качеством 1.docx

— 43.55 Кб (Скачать файл)

- Затраты на переделки,  ремонт или замену не принятой  продукции.

2) Гарантийные обязательства

- Затраты на замену  неудовлетворительной продукции  в течении гарантийного периода.

- Затраты, вовлеченные  в сервисные службы для коррекции  продукции и восстановления удовлетворенности  потребителя.

3) Отзыв и модернизация  продукции

- Затраты на проверку, модификацию или замену уже  поставленной потребителю продукции,  когда имеется подозрение или  уверенность в существовании  ошибки проектирования или изготовления.

4) Жалобы

- Затраты, вовлеченные  в исследование причин возникновения  жалоб потребителей на качество  продукции.

- Затраты, привлеченные  для восстановления удовлетворенности  потребителя.

- Затраты на юридические  споры и выплаты компенсаций.

1.4e. Затраты на  качество


При определении затрат на качество необходимо помнить, что сведения о затратах на качество содержаться  в разных источниках информации.  

1) Затраты на материалы  могут быть получены из анализа  накладных, записей в складской  документации и т.п.;

2) Выплаты персоналу могут  быть взяты из ведомостей;

3) Стоимость поставок  может быть определена по соответствующим  счетам или накладным;

Также нужно помнить, что  объемы выплат заработной платы должны быть взяты с учетом реально затраченного времени на проведение работ по обеспечению  качества каждым вовлеченным сотрудником. Если только часть времени сотрудника затрачивается на деятельность по обеспечению качества, то целесообразность оценки каждой из составляющей затрат его времени не должна подвергаться сомнению. 

Классификация затрат на качество и распределение их по элементам  должны стать частью повседневной работы внутри организации. С этой целью  для всего персонала должны быть хорошо известны различные элементы затрат и соответствующие им коды. Если все элементы собраны и распределены с достаточной точностью, то последующий  анализ затрат на качество может вылиться лишь в интерпретацию данных.

.4f. Затраты на  качество


Затраты на качество, взятые сами по себе в абсолютном (стоимостном) выражении, могут ввести в заблуждение. В результате, будут составлены неверные выводы.

Рассмотрим пример. Предположим, что какая-либо организация получила общие затраты на качество за четыре периода подряд соответственно: 10; 11; 12; 13 тыс. руб.  Если рассматривать эти данные изолировано, то можно сделать вывод, что увеличение затрат на качество выходит из-под контроля.

Тем не менее, изучим объем  производства за те же самые периоды  времени: 80; 100; 120; 140 тыс. руб.

Если теперь сравнить общие  затраты на качество, отнесенные к  объему производства за тот же период, то можно получить следующие данные:  12,5; 11; 10;  9,3 проц.

Вывод: управление затратами  на качество не ухудшалось по периодам, как это предполагалось первоначально, а скорее улучшалось. Хотя общие  затраты на качество и увеличивались, объем производства увеличивался в  большей степени.

Таким образом, для того чтобы  оценить затраты на качество, их нужно соотнести с какой-либо другой характеристикой деятельности, которая чувствительна к изменению  производства. Эта характеристика называется база измерений. В рассмотренном  выше примере база измерений –  объем производства.

Базы измерений  затрат на качество

1.Объем проданной (оплаченной) продукции – типовая база измерений. Если объем продаж зависит от сезонных факторов или других циклических изменений, то  объем не может быть достоверной базой, нужно выбрать другую базу.

2.Добавленная стоимость – это стоимость, добавленная обработкой к стоимости материалов и полуфабрикатов, израсходованных в процессе производства. Используя добавленную стоимость в качестве базы измерений, автоматически учитываются: изменение объема производства, поскольку эта база соответствует произведенному количеству продукции; инфляционные тенденции, поскольку если стоимость материалов повышается, то и повышается цена конечного продукта. Кроме того, результаты не зависят от неравномерности (в т.ч. сезонной) продажи продукции.

3. Трудоемкость – может быть представлена как натуральные затраты труда в человеко-часах или как величина оплаты труда, непосредственно затраченного на производство продукции. На практике трудоемкость используется часто, но только для краткосрочных периодов времени. Однако, трудоемкость должна использоваться с осторожностью, поскольку она может изменяться во времени вследствие: автоматизации процессов; улучшения технологии; смены обслуживающего персонала. Важно помнить следующее: трудоемкость не может быть использована в качестве измерительной базы в том случае, если не учитывается эффект инфляции; необходимо всегда сравнивать величины в их стоимостном выражении. Пример использования трудоемкости как базы: отношение внутренних затрат на дефект к трудоемкости.

4. Себестоимость. В различные периоды времени, на себестоимость могут оказывать влияние следующие факторы: автоматизации процессов; внедрение новых технологий; применение альтернативных материалов; смены обслуживающего персонала. Влияние временных изменений на себестоимость не настолько существенно, т.к. учитывается целая группа затрат. Пример: потери на брак, отнесенные к себестоимости. 

 

1.4g. Затраты на  качество


Эффективность является одним из наиболее общих и важнейших экономических понятий. В управлении качеством рассматривают, прежде всего, влияние качества на эффективность изготовления и эксплуатации продукции.  

Под эффективностью понимается характеристика способности  системы производить экономический  эффект (Э), равный разности между результатом  экономической деятельности (Р) и  затратам (З), произведенными для его  получения, производства (Зп) и использования  или эксплуатации (Зэ).

Э = Р - З = Р - (Зп + Зэ). 

Экономический механизм зависимости  экономической эффективности от улучшения качества работает следующим  образом 

При улучшении качества продукции  изготовителем, как правило, увеличивается  и объем финансирования (затраты  на качество). Увеличение затрат повышает продажную цену продукции. Для приобретения продукции потребителем по более  высокой цене необходимо, чтобы процесс  ее совершенствования вел к увеличению экономического эффекта потребителя. 

В свою очередь изготовитель за счет увеличения продажной цены рассчитывает компенсировать увеличение затрат на совершенствование продукции, а также повысить свой экономический  эффект для расширения (развития) производства. В то же время изготовитель повышает экономический эффект потребителя  прежде всего за счет сокращения затрат на эксплуатацию, исключив до минимума или снизив дефекты при использовании продукции. 

Главное, если изготовитель желает увеличить прибыль за счет совершенствования качества выпускаемой  продукции, ему необходимо количественно  и качественно учесть интерес  потребителя, т. е. иметь (производить) продукцию с меньшей ценой  потребления. В данном случае продукция  изготовителя будет реализована, и  он не только получит, но и увеличит прибыль. 

При таком подходе совершенно очевидно, что выгоду получают как  изготовитель, так и потребитель, в результате растет общий экономический  эффект, движется научно-технический  прогресс за счет совершенствования  качества продукции, развития производства. 


Информация о работе Управление качеством