Теоретические и методологические основы управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях рыночной экономики в России большое внимание уделяется проблемам качества. Серьезная конкурентная борьба обусловила разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические и методологические основы управления качеством…………………………………………………………………………7
1.1 Роль системы менеджмента качества в повышении конкурентоспособности предприятия или бизнеса……………………………7
1.2 Сравнительный анализ современных концепций управления качеством на предприятии………………………………………………………20
1.3 Алгоритм анализа оценки системы управления качеством на предприятии……………………………………………………………………28
ГЛАВА 2. Анализ системы управления качеством на предприятии ОАО «Союз – полимер»………………………………………………………………33
2.1 Краткая технико - экономическая характеристика предприятия33
2.2 Анализ системы управления качеством на предприятии…….40
2.3 Анализ системы менеджмента качества……………………………49
2.4. Выявление проблем управления качеством на предприятии……55
ГЛАВА 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления качеством на предприятии………………………………………59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая зайчик.docx

— 543.81 Кб (Скачать файл)
  • здания (ремонтно-строительный участок);
  • оборудование для процессов;
  • информационные ресурсы.

Порядок работ по обслуживанию оборудования представлен в табл. 13.

 

 

 

 

Таблица 13

Обслуживание оборудования

Действия

О

У

И

К

1

План-график ППР, декадный капитальный  ремонт

М

М

М

М

2

Месячный план работы, заявки

М

М

М

М

3

Ежедневное планирование

М

М

М

М

4

Выполнение работ

М

М

М

М

5

Контроль выполнения работ

М

М

М

М

6

Анализ выполнения работ

М

М

М

М

7

Корректировка (приобретение запасных частей)

М

М

М

М


 

Примечание: О – обеспечивающие процессы, У – управленческие процессы, И – исполнение, К – контроль.

Производственная среда. Для обеспечения условий производства, на предприятии осуществляется контроль за состоянием производственной среды на соответствии требованиям санитарных правил и норм.

Ответственность за менеджмент ресурсов возлагается на руководителей подразделений  под руководством генерального директора  за:

  • финансовое обеспечение – главный бухгалтер;
  • инфрастуктуру, производственную среду и их обеспечение – механика, инженера по ТБ;
  • информационное обеспечение – главного бухгалтера;
  • обеспечение человеческими ресурсами – генерального директора.

 

 

 

Заключение

Качество является важным инструментом в борьбе за рынки сбыта. Именно качество обеспечивает конкурентоспособность  товара. Оно складывается из технического уровня продукции и полезности товара для потребителя через функциональные, социальные, эстетические, эргономические, экологические свойства. При этом конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных  особенностей товара, которые могут  удовлетворять потребности потребителя, а также расходами на приобретение и потребление соответствующего товара. Следует учитывать, что среди  продукции аналогичного назначения большей конкурентоспособностью обладает та, которая обеспечивает наивысший  полезный эффект по отношению к суммарным  затратам потребителя. Безусловно, повышение  качества сопряжено с затратами, однако они окупятся благодаря полученной прибыли. Занятие лидирующего положения  на рынке невозможно без разработки и освоения новых товаров (модифицированных, улучшенных).

Высокое качество продукции может  быть достигнуто, прежде всего, благодаря  продуманной и хорошо организованной системе управления качеством – целевой подсистеме управления предприятием. Она подразумевает упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов объекта производства, предназначенных для достижения поставленной цели – создания условий для обеспечения требуемого уровня качества объекта производства при минимальных затратах.

Для успешной работы на современном  рынке наличие у предприятий  системы качества, соответствующей  стандартам ИСО 9000, и сертификата  на нее является необходимым условием. Поэтому в России уже имеются  десятки предприятий, внедривших стандарты  ИСО серии 9000 и имеющих сертификаты  на свои системы качества.

Менеджмент качества – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.

Управление качеством  – часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству. Отличие менеджмента качества от управления качеством заключается в том, что менеджмент качества является понятием более объемным и включает в себя такие области как: планирование, управление, обеспечение и улучшение качества.

Значение повышения качества достаточно многообразно. Решение этой проблемы на микроуровне важно и для  экономики в целом, так как  позволит установить новые и прогрессивные  пропорции между ее отраслями  и внутри отраслей

Если не уделять серьезного внимания качеству, потребуются значительные средства на исправление дефектов. Гораздо больший эффект будет  достигнут путем разработки долгосрочных программ по предотвращению дефектов.

До недавнего времени считалось, что качеством должны заниматься специальные подразделения. Переход  к рыночной экономике обусловливает  необходимость изучения опыта ведущих  фирм мира по достижению высокого качества. Ведущие фирмы стран с развитой рыночной экономикой считают, что на достижение качества должны быть нацелены все службы. Ключевую роль в повышении качества играют требования потребителей, информация о неисправностях, просчетах и ошибках, оценки потребителей.

Таким образом, прежде всего, внедрение  СМК на предприятии помогло организовать более эффективное взаимодействие с потребителями. Была разработана  собственная методика оценки удовлетворенности  потребителей, в соответствии с которой  проводятся исследования, направленные на изучение потребностей и пожеланий  покупателей.

 

Список источников литературы

1. Бажанов, Ю. Менеджмент качества в массовом производстве / Ю. Бажанов, В. Нечаев, И. Титов // Стандарты и качество. – 2008. – №7. – С. 64–65.

2. Бакума, С. Роль высшего руководства в создании и развитии системы менеджмента качества / С. Бакума, А. Политко // Стандарты и качество. – 2009. – №4. – С. 72–75.

3. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Институт новой экономики, 1997. – 864 с.

4. Брагин, В. К выбору методики совершенствования деятельности организации / В. Брагин // Стандарты и качество. – 2009. – №1. – С. 66–68.

5. Васильева, Н. Судьба категории «качество» вчера и сегодня / Н. Васильева // Стандарты и качество. – 2009. – №2. – С. 54–57.

6. Владимирцев, А. Принцип постоянного улучшения в МС ИСО серии 9000 версии 2000 года / А. Владимирцев, Ю. Шеханов // Управление качеством. – 2008. – №9. – С. 21–23.

7. Гладков, В. Менеджмент качества: процессный подход / В. Гладков // Проблемы теории и практики управления. – 2008. – №10. – С. 100–106.

8. Глухов, В.Н. Оценка технического уровня шинной промышленности / В.Н. Глухов // Производство и использование эластомеров. – 2005. – №2. – С. 11–15.

9. Горбашко, Е.А. Концепция сбалансированной системы показателей и управления качеством / Е.А. Горбашко, Н. Дюкло, А. Соболевская-Малышева // Стандарты и качество. – 2009. – №5. – С. 56–61.

10. Горбашко, Е.А. Повышение качества управления на основе менеджмента качества / Е.А. Горбашко // Стандарты и качество. – 2009. – №3. – С. 88–89.

11. Грачев, А. 5S: от метода к культуре / А. Грачев, И. Киселев // Стандарты и качество. – 2009. – №5. – С. 88–93.

12. Григорьева, О.Л. Механизм управления качеством продукции / О.Л. Григорьева // Проблемы экономики и управления. – 2004. – №4. – С. 22–23.

13. Дудко, К. Основы менеджмента качества / К. Дудко // Стандарты и качество. – 2008. – №5. – С. 94–100.

14. Зайцев, В.А. К вопросу оценки результативности СМК [электронный ресурс] / В.А. Зайцев, Т.С. Балуева, В.Ю. Волынский, Г.А. Цветков. – Режим доступа: http: // www. eco-fin. ru / text of publication/ asp? id=4, свободный.

15. Имаи, М. Гемба кайдзен: путь к снижению затрат и повышению качества: пер. с англ. / М. Имаи. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 345 с.

16. Каменщиков, А. Практические аспекты совершенствования системы менеджмента качества / А. Каменщиков // Управление качеством. – 2009. – №8. – С. 21.

17. Камышев, А.И. Подходы к повышению эффективности СМК / А.И. Камышев // Методы менеджмента качества. – 2009. – №6. – С. 10–14.

18. Ковалев, А.И. Измерение деятельности в системах менеджмента качества / А.И. Ковалев // Методы менеджмента качества. – 2009. – №6. – С. 16–20.

19. Колочева, В.В. Оценка результативности ИСМ на примере предприятия металлургической отрасли промышленности / В.В. Колочева, В.А. Титова, С.Ф. Ткаченко, В.В. Очков // Методы менеджмента качества. – 2009. – №3. – С. 20–25.

20. Конев, К. Будущее менеджмента качества / К. Конев // Стандарты и качество. – 2009. – №5. – С. 64–67.

21. Копнов, В. Измеряем эффективность СМК / В. Копнов, А. Рогов // Стандарты и качество. – 2008. – №3. – С. 60–64.

22. Королев, В. Экономическая эффективность и стандарт ISO 9001: 2000 / В. Королев // Управление качеством. – 2008. – №9. – С. 37–40.

23. Крыжановский, В.Г. Учет и анализ затрат на качество как инструмент повышения результативности и эффективности СМК / В.Г. Крыжановский, Н.В. Михайлова // Век качества. – 2007. – №4. – С. 20–23.

24. Кукалев, С.В. Изобретения в менеджменте и изобретение менеджмента / С.В. Кукалев // Методы менеджмента качества. – 2009. – №3. – С.С. 4–11.

25. Маянский, В.Д. Оценка результативности СМК промышленных предприятий / В.Д. Маянский, С.А. Овчинников // Методы менеджмента качества. – 2009. – №4. – С. 25–28.

26. Несиоловский, А.О. Прорыв к потоку: эффективная реализация процессного подхода на предприятии / А.О. Несиоловский // Методы менеджмента качества. – 2009. – №4. – С. 8–12.

27. Новоселов, М. Маркетинг качества / М. Новоселов // Стандарты и качество. – 2009. – №6. – С. 90–92.

28. Овчинников, В. Почему компании, использующие СМК, имеют больше шансов выжить в условиях обострения глобальной конкуренции? / В. Овчинников // Управление качеством. – 2008. – №9. – С. 30–36.

29. Разумов-Раздолов, К. От качества продукции к качеству управления / К. Разумов-Раздолов // Стандарты и качество. – 2009. – №3. – С. 84–87.

30. Ребрин, Ю.И. Управление качеством: учебное пособие [электронный ресурс] / Ю.И. Ребрин. – Таганрог: ТРТУ, 2004. – 174 с. – Режим доступа: http: aup. ru, свободный.

31. Салимова, Т.А. Организационное совершенство: модели достижения / Т.А. Салимова // Методы менеджмента качества. – 2009. – №5. – С. 20–24.

32. Свиткин, М.З. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО / М.З. Свиткин, В.Д. Мацута, К.М. Рахлин. – СПб.: ВСЕГЕИ, 1999. – 403 с.

33. Свиткин, М.З. Что привнесли стандарты ISO серии 9000 в методологию и практику менеджмента компаний / М.З. Свиткин // Методы менеджмента качества. – 2009. – №1. – С. 26–31.

34. Стандартизация и управление качеством продукции: учебник для вузов / В.А. Швандар [и др.]; общ. ред. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 487 с.

35. Степанов, А Оценка результативности СМК: методический аспект / А. Степанов // Стандарты и качество. – 2009. – №1. – С. 30–36.

36. Терещенко, Н.В. Модель комплексной оценки результативности СМК / Н.В. Терещенко, Н.С. Яшин // Методы менеджмента качества. – 2006. – №4. – С. 12–18.

37. Управление качеством: учебник для вузов / С.Д. Ильенкова [и др.]; общ. ред. С.Д. Ильенковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 334 с.

38. Управление качеством продукции: учебное пособие / Н.И. Новицкий [и др.]; общ. ред. Н.И. Новицкого. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2002. – 338 с.

39. Фасхиев Х.А. Сколько показателей необходимо для достоверной оценки качества товаров? / Х.А. Фасхиев // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – №1. – С. 72–91.

 


Информация о работе Теоретические и методологические основы управления качеством