Теоретические и методологические основы управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях рыночной экономики в России большое внимание уделяется проблемам качества. Серьезная конкурентная борьба обусловила разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические и методологические основы управления качеством…………………………………………………………………………7
1.1 Роль системы менеджмента качества в повышении конкурентоспособности предприятия или бизнеса……………………………7
1.2 Сравнительный анализ современных концепций управления качеством на предприятии………………………………………………………20
1.3 Алгоритм анализа оценки системы управления качеством на предприятии……………………………………………………………………28
ГЛАВА 2. Анализ системы управления качеством на предприятии ОАО «Союз – полимер»………………………………………………………………33
2.1 Краткая технико - экономическая характеристика предприятия33
2.2 Анализ системы управления качеством на предприятии…….40
2.3 Анализ системы менеджмента качества……………………………49
2.4. Выявление проблем управления качеством на предприятии……55
ГЛАВА 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления качеством на предприятии………………………………………59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая зайчик.docx

— 543.81 Кб (Скачать файл)

Системы взаимоотношений поставщик - потребитель также начинают предусматривать  сертификацию продукции третьей  стороной. При этом более серьезными стали требования к качеству в  контрактах, более ответственными гарантии их выполнения.

Четвертая звезда. В 70-80 годы начался  переход от тотального управления качеством  к тотальному менеджменту качества (TQM). В это время появилась серия  новых международных стандартов на системы качества: стандарты ИСО 9000 (1987 г.), оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества.

Система ТQМ является комплексной  системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию  производственных затрат и поставки точно в срок. Основная философия  ТQМ базируется на принципе – улучшению  нет предела. Применительно к  качеству действует целевая установка  – стремление к 0 дефектов, к затратам – 0 непроизводительных затрат, к поставкам  – точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых  результатах. Эта философия имеет  специальный термин – «постоянное улучшение качества» (quality improvement).

Одной из ключевых особенностей системы  является использование коллективных форм и методов поиска, анализа  и решения проблем, постоянное участие  в улучшении качества всего коллектива.

В TQM существенно возрастает роль человека и обучения персонала.

Мотивация достигает состояния, когда  люди настолько увлечены работой, что  отказываются от части отпуска, задерживаются  на работе, продолжают работать и дома.

Обучение становится тотальным  и непрерывным, сопровождающим работников в течение всей их трудовой деятельности. Существенно изменяются формы обучения, становясь все более активными. Так, используются деловые игры, специальные  тесты, компьютерные методы и т.п.

Обучение превращается и в часть  мотивации. Ибо хорошо обученный  человек увереннее чувствует  себя в коллективе, способен на роль лидера, имеет преимущества в карьере. Разрабатываются и используются специальные приемы развития творческих способностей работников.

Во взаимоотношения поставщиков  и потребителей весьма основательно включилась сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000.

Пятая звезда. В 90-е годы усилилось  влияние общества на предприятия, а  предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это  привело к появлению стандартов ИС0 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки  зрения защиты окружающей среды и  безопасности продукции.

Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее  популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000. Существенно возросло влияние  гуманистической составляющей качества. Усиливается внимание руководителей предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала.

Внедрение стандартов ИСО 14000 и OS-9000, а  также методов самооценки по моделям  Европейской премии по качеству –  это главное достижение этапа, характеризуемого пятой звездой.

Таким образом, комплексное  управление качеством является современной  формой менеджмента – системы  управления предприятием в условиях рынка, ориентированной на достижение коммерческого успеха посредством  производства продукции требуемого уровня качества.

1.3. Алгоритм анализа оценки системы управления качеством на предприятии

Основными задачами оценки системы управления качеством на предприятии являются (Рис.4 ):

Задачи анализа 

Контроль 

Определение влияния факторов

Выявление резервов увеличения прибыли

Оценка 

Разработка  мероприятий 

Рис.4. Задачи анализа ситуации системы управления качеством

на предприятии

 

  • отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения;
  • удовлетворяют требованиям потребителя;
  • соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;
  • отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества;
  • предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;
  • направлены на получение прибыли.

Проведение такого анализа необходимо как управленческому персоналу  предприятия, так и внешним пользователям, заинтересованным в деятельности предприятия (собственникам, кредиторам, поставщикам  и покупателям, и т. д.).

Для проведения анализа ситуации на предприятии необходимо изучить деятельность предприятия по следующей схеме:

 

Алгоритм анализа оценки системы управления качеством на предприятии



 

 

2. Анализ системы управления качеством на предприятии


 

 

1. Общая характеристика предприятия




 

3. Оценка системы управления качеством на предприятии



4. Выявление проблем управления  системой качества на предприятии




5. Разработка  альтернативных проектов




Рис.5. Алгоритм анализа ситуации на предприятии

 

Решение этих задач достигается  с помощью ряда аналитических действий. В их составе:

- оценка выполнения плана по финансовым показателям (прибыли, рентабельности и средств, направляемых на выплату дивидендов) и изучение их динамики; общая оценка выполнения плана по балансовой прибыли, изучение ее динамики по сравнению с соответствующим базовым периодом, рассмотрение ее структуры; определение влияния отдельных факторов на прибыль от реализации продукции (работ и услуг);

рассмотрение состава внереализационных  доходов, оставляемых за счет балансовой прибыли;

- определение влияния внереализационных доходов и потерь на балансовую прибыль; выполнение факторов, влияющих на рентабельность продукции и производства;

- выявление резервов дальнейшего увеличения прибыли, средств, направляемых на выплату дивидендов, устранение внереализационных потерь и расходов;

- выявление резервов повышения рентабельности.

- степень достижения запланированных результатов определяется путем оценки результатов функционирования процессов организации в управляемых условиях, установленных в ДП, СТП и т.п., то есть продукции процессов.

- оценка производится по отклонению показателей, характеризующих качество этой продукции. Характеристики качества процессов в зависимости от их значимости каждое предприятие устанавливает само.

Вывод по 1 главе:

Качество продукции в условиях современного производства - важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством.

С понятием качества тесно связано и понятие технического уровня продукции – относительной характеристики качества продукции, основанной на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое совершенство оцениваемой продукции с соответствующими базовыми показателями, их значениями. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.

Опыт стран с успешно развивающейся  рыночной экономикой показывает, что  именно качество – тот главный  инструмент, который позволяет:

  • оптимально расходовать все виды ресурсов;
  • снижать издержки производства и повышать производительность труда, тем самым, способствуя успешной деятельности организации;
  • соблюдать все предъявляемые к продукции требования;
  • воплощать в продукции ожидания потребителей;
  • обеспечивать взаимопонимание и взаимодействие по всей цепочке от производителя до потребителя продукции;
  • непрерывно совершенствовать процессы производства, обслуживания и управления;
  • обеспечить удовлетворение, как производителей, так и потребителей продукции.

Изложенное выше позволяет сделать  вывод, что качество – комплексное  понятие, характеризующее эффективность  всех сторон деятельности предприятия: разработка стратегии, организация  производства, маркетинг и др. Важнейшей  составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной  литературе и практике существуют различные  трактовки понятия качества. Международная  организация по стандартизации определяет качество, как совокупность свойств  и характеристик объекта, придающих  ему способность удовлетворять  обусловленные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как «управление качеством», «петля качества».

Система качества должна обеспечивать управление качеством на всех этапах «петли качества», участие всех сотрудников  в обеспечении качества конечной продукции, взаимосвязь деятельности по увеличению качества с деятельностью  по уменьшению расходов, обязательность обнаружения недостатков и их устранение. Отличие менеджмента  качества от управления качеством заключается  в том, что менеджмент качества является понятием более объемным и включает в себя такие области как: планирование, управление, обеспечение и улучшение  качества.

 

2. Анализ системы управления  качеством на предприятии ОАО  «Союз – полимер»

2.1 Краткая технико  - экономическая характеристика  предприятия

Общество  с ограниченной ответственностью производственно - торговая  компания  "СОЮЗ-ПОЛИМЕР”" сокращенное наименование ООО ПТК"СОЮЗ-ПОЛИМЕР"  именуемое в дальнейшем "Общество" создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным Законом "Об обществах с ограниченной ответственностью", представляет собой объединение физических лиц  для совместной хозяйственной и предпринимательской деятельности.

В ООО ПТК"СОЮЗ-ПОЛИМЕР" существует линейная структура управления, которая изображена на рисунке 6. Во главе находится начальник управления, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками, сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

Преимущества линейной структуры  управления: единство и четкость распорядительства; согласованность действий исполнителей; четкая система взаимных связей между руководителем и подчиненным; быстрота реакции в ответ на прямые указания; получение исполнителями увязанных между собой распоряжений и заданий, обеспеченных ресурсами; личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего предприятия.

Отдел технического контроля осуществляет контроль за комплексностью и качеством готовой продукции, разрабатывает предложение по предупреждению и уменьшению брака, организует  контроль за качеством поступающего на предприятие сырья, материалов, полуфабрикатов и др. Качество продукции является определяющем в общей оценке результатов деятельности трудового коллектива.

 

Директор


Военизированная охрана


Отдел подготовки кадров


Отдел кадров


Зам. директора по кадрам


Зам. директора по экономическим  вопросам



Юридический отдел


Зам. директора по быту


Административно-хозяйственный  отдел


Отдел управления качеством


Отдел организации производства и управления


Отдел охраны труда и техники  безопасности


Отдел технического контроля


Отдел охраны окружающей среды


Главный инженер


Отдел организации труда и  заработной платы



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.6. Схема сложившейся организационной структуры системы управления персоналом в организации


 

 


 

 

Существуют и недостатки линейной структуры управления: высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности; перегрузка менеджеров высшего уровня, огромное количество информации, поток бумаг, множественность контактов с подчиненными и вышестоящими; тенденция к волоките при решении вопросов, касающихся нескольких отделов.

ООО ПТК "Союзполимер" - производитель полимерной упаковки различного назначения

Основные виды продукции:

  • пакеты фасовочные, пакет майка, пакет с прорубной и петлевой ручкой;
  • пакеты и пленки с флексопечатью и логотипом заказчика;
  • пленки перфорированные;
  • пленки и пакеты строительного назначения;
  • пакеты и пленки сельскохозяйственного назначения;
  • пленки и мешки термоусадочные;
  • светостабилизированные пленки;
  • упаковка для синтетических моющих средств;
  • упаковка для макарон и круп (комбинированные и однослойные материалы на основе РЕ, ВОРР, СРР с печатью, а также ПЭ пакеты с вырубной ручкой и перфорацией);
  • упаковка для молочной продукции на основе ПЭ пленок;
  • упаковка для замороженных полуфабрикатов (комбинированные материалы  РЕТ/РЕ и ВОРР/РЕ);
  • упаковка для санитарно-гигиенических изделий (РЕ-РР соэкструзионная пленка с рисунком).

Информация о работе Теоретические и методологические основы управления качеством