Современные модели и методы управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 23:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: разработка анализа управления качеством сельскохозяйственной продукции, а также предложений по совершенствованию управления качеством.
Задачи, которые были поставлены при написании работы:
1.Обзор теоретических основ управления качеством;
2.Оценка и анализ современного состояния управления качеством в Республике Беларусь и за рубежом;
3.Анализ факторов влияющих на управление качеством сельскохозяйственной продукции;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по качеству продукции.docx

— 1.08 Мб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В связи с тем, что во всем мире чрезвычайно возрастает интерес к качеству, в том числе к экологически чистой сельхозпродукции и экотуризму, вопросы формирования уровня качества такой продукции и услуг приобретают особую актуальность.

Любой бизнес, в том числе и производство сельхозпродукции, требует определения альтернативных путей развития (уровня качества и ассортимента продукции) и соответствующего обоснования целесообразности инвестирования мероприятий по достижению целей агробизнеса.

Необходимо учитывать тот факт, что между микро- (внутренние факторы) и макроэкономикой (внешние факторы) нет никакого противоречия, а их значимость принципиально равнозначна и необходима при формировании заданного уровня качества сельхозпродукции, которую необходимо рассматривать, как комплексное понятие – результат деятельности производителя самой продукции, а также предприятия предоставляющие услуги по хранению, транспортировке и реализации (которые оказывают существенное влияние на обеспечение заданного уровня качества произведенной продукции).

Всеобщее управление качеством сельскохозяйственной продукции должно предусматривать всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований (проводимых научно-исследовательскими институтами и университетами) до послепродажного контроля и утилизации продукции. Общее руководство качеством сельскохозяйственной продукции (административное управление качеством) должно включать аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют с помощью таких средств, как планирование качества и управление качеством, обеспечение и улучшение качества в рамках его системы.

Оперативное управление качеством сельскохозяйственной продукции (производство продукции) должно включать методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.

Управление качеством сельскохозяйственной продукции, как и всякое управление, заключается в выработке необходимых управляющих решений и их реализации в виде тех или иных воздействий на объект управления. Оптимальным управляющим решением будет то, при реализации которого обеспечивается выполнение одного из трех следующих условий: определенный полезный эффект достигается при наименьших затратах; определенные затраты обеспечивают достижение наибольшего полезного эффекта; обеспечивается наибольшее отношение полезного эффекта к затратам.

Управление качеством включает анализ внешних (природных, географических, конъюнктурных и пр.) и внутренних факторов (технология сельского производства, ассортимент продукции, ее экологичность, степень насыщения производства техникой и персоналом и пр.), формирующих уровень качества производимой продукции.

Большую роль, в соответствии с разработанной схемой, играют вопросы менеджмента качества, предусматривающие уровень профессиональной подготовки руководителей и исполнителей, совершенство организации производства и пр. Многообразие процессов организации и производства сельскохозяйственной продукции обусловило потребность организовывать не только управление качеством продукции, но и управление всем процессом ее создания, реализации и потребления.

В настоящее время в понятие управлением качеством включаются новые элементы и аспекты, поэтому необходима интеграция и кооперация различных субъектов производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также государственных структурных подразделений.

Цель данной курсовой работы: разработка анализа управления качеством сельскохозяйственной продукции, а также предложений по совершенствованию управления качеством.

Задачи, которые были поставлены при написании работы:

1.Обзор теоретических основ управления качеством;

2.Оценка и анализ современного состояния управления качеством в Республике Беларусь и за рубежом;

3.Анализ факторов влияющих на управление качеством сельскохозяйственной продукции;

4.Оценка управления качеством на примере ОАО «Агро-Колядичи»;

5.Выявление путей улучшения управления качеством.

В ходе работы были использованы следующие методы: аналитический, статистический, сравнения.

Теоретической основой для написания работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, нормативная документация, периодические издания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Современные модели  и методы управления качеством 

    1. Основы управления качеством

 

В современной теории и практике управления качеством выделяют следующие пять основных этапа:

1. Принятие решений “что  производить?” и подготовка технических  условий. Например. При выпуске автомобиля  той или иной марки важно  решить: "для кого автомобиль" (для узкого круга весьма состоятельных  людей или для массового потребителя).

2. Проверка готовности  производства и распределение  организационной ответственности.

3. Процесс изготовления  продукции или предоставления  услуг.

4. Устранение дефектов  и обеспечение информацией обратной  связи в целях внесения в  процесс производства и контроля  изменений, позволяющих избегать  выявленных дефектов в будущем.

5. Разработка долгосрочных планов по качеству [1, c.66].

Осуществление перечисленных этапов невозможно без взаимодействия всех отделов, органов управления предприятия. Такое взаимодействие называют единой системой управления качеством. Это обеспечивает системный подход к управлению качеством.

Рассмотрим более подробно содержание этапов управления качеством.

На первом этапе качество означает ту степень, в которой товары или услуги предприятия соответствуют ее внутренним техническим условиям. Этот аспект качества называют качеством соответствия техническим условиям.

На втором этапе оценивается качество конструкции. Качество может отвечать техническим требованиям предприятия на изделие, однако, само изделие может быть как высокого, так и низкого качества.

На третьем этапе качество означает ту степень, в которой работа или функционирование услуг (товаров) предпрития удовлетворяет реальные потребности потребителей [1, c.67-68].

Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.

Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.

Система управления качеством продукции включает следующие функции:

1. Функции стратегического, тактического и оперативного  управления.

2.Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа  и учета, информационно-контрольные.

3. Функции специализированные  и общие для всех стадий  жизненного цикла продукции.

4. Функции управления  по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам  и условиям [7, с.84].

Стратегические функции включают: прогнозирование и анализ базовых показателей качества; определение направлений проектных и конструкторских работ; анализ достигнутых результатов качества производства; анализ информации о рекламациях; анализ информации о потребительском спросе.

Тактические функции: управление сферой производства; поддержание на уровне заданных показателей качества; взаимодействие с управляемыми объектами и внешней средой.

В 1987 г. Международной организацией по стандартизации (ИСО) при участии США, Канады, ФРГ были разработаны и утверждены пять международных стандартов серии 9000 (по системам качества), в которых были установлены требования к системам обеспечения качества продукции, в том числе к разработке продукции, изготовлению, к организации контроля и испытаний продукции, к ее эксплуатации, хранению и транспортированию. Международные стандарты ИСО 9000 по системам качества включают пять наименований:

1. ИСО 9000 “Общее руководство  качеством и стандарты по обеспечению  качества. Руководящие указания  по выбору и применению”.

2. ИСО 9001 “Система качества. Модель для обеспечения качества  при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании”.

3. ИСО 9002 “Система качества. Модель для обеспечения качества  при производстве и монтаже”.

4. ИСО 9003 “Система качества. Модель для обеспечения качества  при окончательном контроле и  испытаниях”.

5. ИСО 9004 “Общее руководство  качеством и элементы системы  качества. Руководящие указания”.

Система управления качеством продукции должна удовлетворять требованиям к:

9001 – требования к системе  контроля и испытаний продукции, сертификации надежности.

9002 – требования к системе  организации производства.

9003 – требования к системе  управления качеством от проектирования  до эксплуатации [15].

Система управления качеством включает:

1. Задачи руководства (политика  в области качества, организация).

2. Система документации  и планирования.

3. Документация требований  и их выполнимость.

4. Качество во время  разработки (планирование, компетентность, документация, проверка, результат, изменения).

5. Качество во время  закупок (документация, контроль).

6. Обозначение изделий  и возможность их контроля.

7. Качество во время  производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль).

8. Проверка качества (входные  проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документация  испытаний).

9.Контроль за испытательными  средствами.

10. Корректирующие мероприятия.

11. Качество при хранении, перемещении, упаковке, отправке.

12. Документирование качества.

13.Внутрифирменный контроль  за системой поддержания качества.

14. Обучение.

15. Применение статистических  методов.

16. Анализ качества и  систем принимаемых мер [16].

Контролируемые показатели качества устанавливаются в зависимости от специфики продукции.

Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности или долгосрочной цели и включает: улучшение экономического положения предприятия; расширение или завоевание новых рынков сбыта; достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих фирм; ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или определенных регионов; освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах; улучшение важнейших показателей качества продукции; снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции; увеличение сроков гарантии на продукцию; развитие сервиса.

В соответствии со стандартом ИСО жизненный цикл продукции включает 11 этапов:

1. Маркетинг, поиск и изучение  рынка.

2. Проектирование и разработка  технических требований, разработка  продукции.

3. Материально-техническое  снабжение.

4. Подготовка и разработка  производственных процессов.

5. Производство.

6. Контроль, проведение испытаний  и обследований.

7. Упаковка и хранение.

8. Реализация и распределение  продукции.

9. Монтаж и эксплуатация.

10. Техническая помощь  и обслуживание.

11.Утилизация после испытания [19].

Управление качеством включает также принятие решений, чему предшествует контроль, учет, анализ.

Также, следует обращать внимание на улучшение качества продукции, так как это постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества.

Стремление Республики Беларусь к интеграции в мировое сообщество, а также развитие рыночных отношений внутри страны предполагают всестороннее и полное выявление свойств и оценку показателей, определяющих и характеризующих качество продукции и технический уровень производства.

По мнению отечественных и зарубежных специалистов, качество продукции закладывается в конструкторской и технологической документации, и та, и другая должны соответствующим образом оцениваться.

1) Начинать нужно с  освоения производства товара, пользующегося  спросом, т. е. производить то, что  кто-то купит, а если улучшать  этот товар, то число его покупателей  будет расти, улучшатся экономические  показатели предприятия и можно  будет найти средства для реализации  следующих этапов решения проблем  качества.

Однако товар, пользующийся спросом, – это чаще всего новая продукция. Следовательно, начинать надо с изучения спроса на рынке и его учета при создании и освоении производства новых изделий.

2) Нужно иметь дилерскую, торговую сеть продаж, а также  распространения товара и информации  о нем. Нет этого – никакое  качество продукции не спасет  предприятие.

3) Нужно минимизировать  издержки производства.

4) Надо научиться управлять  финансами. Прежде всего необходимо  отладить контроль за финансами.

Все четыре обязательных условия успешной деятельности предприятий, отмеченные выше, рассматриваются в различных концепциях качества, но там речь идет об их улучшении. На большинстве же белорусских предприятий эти условия нужно создавать практически с нуля. И только после того, как на предприятии как-то справились с этой задачей, оно может приступать к решению проблемы качества путем создания и сертификации систем качества, отвечающих требованиям стандартов ИСО 9000 и 05-9000. При этом нужно ставить вопрос о реформировании предприятий, их реструктуризации и создании новых элементов, исходя из четкого понимания концепции всеобщего качества.

Информация о работе Современные модели и методы управления качеством