Развитие менеджмента качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:29, контрольная работа

Краткое описание

Источником и общего менеджмента, и менеджмента качества является система Ф. Тейлора, которая включала понятия верхнего и нижнего пределов качества, поля допуска, вводила такие измерительные инструменты, как шаблоны и калибры, а также обосновывала необходимость независимой должности инспектора по качеству, разнообразную систему штрафов для "бракоделов", форм и методов воздействия на качество продукции. Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики. Идея такого подхода к определению качества продукции принадлежит голландскому ученому Д. Этингеру. Им разработана специальная область науки квалиметрия - наука о способах измерения и квантификации показателей качества.

Содержание

1. Современные направления развития менеджмента качества.…………....3
2. В чем особенности кода «2 из 5 чередующихся» и какова область его применения……………………………………………………………….…...…........9
3. Каковы особенности управления качеством услуги………………..……12
4. Особенности организации и функционирования кружков и групп качества……………………………………………………………………………....15
5. Какие стандарты относят к национальным стандартам…………….…..23
Литература…...……………..…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

моя контрольная.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

     Государственное образовательное  учреждение

     высшего профессионального образования

     ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
 
 
 
 
 
 
 

     Управление  качеством 
 
 
 
 

     Факультет:

     Менеджмента и маркетинга

     Специальность:

     Менеджмент  организации(2ВО)

     Исполнитель:

     Краснодар  2011

     СОДЕРЖАНИЕ 

     1. Современные направления развития менеджмента качества.…………....3

     2. В чем особенности кода «2 из 5 чередующихся» и какова область его применения……………………………………………………………….…...…........9

     3. Каковы особенности управления  качеством услуги………………..……12

     4. Особенности организации и функционирования кружков и групп качества……………………………………………………………………………....15

     5. Какие стандарты относят к национальным стандартам…………….…..23

     Литература…...……………..…………………………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА РОССИИ

     Источником  и общего менеджмента, и менеджмента  качества является система Ф. Тейлора, которая включала понятия верхнего и нижнего пределов качества, поля допуска, вводила такие измерительные  инструменты, как шаблоны и калибры, а также обосновывала необходимость независимой должности инспектора по качеству, разнообразную систему штрафов для "бракоделов", форм  и методов воздействия на качество продукции. Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики. Идея такого подхода к определению качества продукции принадлежит голландскому ученому Д. Этингеру. Им разработана специальная область науки квалиметрия - наука о способах измерения и квантификации показателей качества. Исследование качества как экономической категории рассматривается в ' контексте экономики качества, как самостоятельного направления современной экономики предприятия. Особое внимание в процессе исследования уделялось материалам, характеризующим состояние вопроса за рубежом. Среди зарубежных специалистов следует отметить М. Аоки, Э.У. Деминга, Д.М. Джурана, К. Исикаву, Г.Г. Роминга, Т. Тагути, А. Фейгенбаума, А. Шухарта, Дж. X. Харингтона и др.

     Проблема  качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни, как любой страны, так и любого потребителя.

     Главная цель системы распадается на многочисленные подцели и задачи по стадиям жизненного цикла продукции, по показателям, характеризующим повышение качества основных факторов и процессов.

     Условно можно выделить две группы основных задач системы управления качеством  продукции. Первая группа включает задачи, которые непосредственно связаны с главной целью системы: разработка и освоение в заданные сроки новой продукции; увеличение выпуска высококачественной продукции; модернизация или замена морально устаревшей продукции; доведение уровня качества изделий до экономически оптимального; расширение ассортимента товаров; повышение конкурентоспособности продукции

     Вторая  группа задач включает задачи-средства, направленные на повышение качества процессов создания и изготовления продукции, совершенствование организационных и экономических методов управления качеством. Конкретный механизм управления качеством продукции на предприятиях реализуется в форме так называемых функций управления, важнейшие из которых: прогнозирование и планирование повышения качества продукции; контроль и учет выполнения программ повышения качества; анализ и оценка деятельности.

     Управление  качеством становится приоритетным инструментом достижения главных целей  предприятия. Проведение российскими  предприятиями новой политики в  области качества требует изучения и использования опыта ведущих предприятий передовых стран мира, что облегчается за счет роста в последние годы объема информации по различным вопросам  управления качеством. Однако слепое копирование отечественными предприятиями методов и механизмов управления качеством может привести к серьезному осложнению экономического положения  предприятий. Отмена отраслевой стандартизации в ходе реформы в области технического регулирования оказала негативное влияние на деятельность по стандартизации.

     Анализ  действующих на большинстве российских предприятий принципов управления в области качества показывает, что  они не отвечают современным рыночным условиям. В этой связи, в менеджменте  качества необходимо учитывать всё разнообразие аспектов качества и динамику изменения различных характеристик в собственном развитии, формируя для этого необходимые условия.

     Многие  предприятия в России сейчас пытаются внедрить системы качества и сертифицировать  их на соответствие требованиям стандартов ISO 9000. Некоторым это удается, и они получают отечественные сертификаты или зарубежные, выданные такими сертификационными организациями, как Регистр Ллойда, Бюро Веритас, ТЮФ-СЕРТ и др.

     Основная  причина внедрения стандартов ISO 9000 на российских предприятиях - либо внешнее давление, либо желание следовать моде. Случаи, эта работа начата в результате осознанного и всесторонне продуманного решения, редки. Ожидания предприятий часто оказываются завышенными, а еще чаще их руководители и специалисты не осознают, что внедрение систем качества - это не декоративный ремонт используемых механизмов управления, а очень серьезное изменение всего менеджмента на основе концепции всеобщего качества.

     Создание  системы качества и ее сертификация на соответствие стандартам ISO 9000 бессильны предотвратить остановку производства, когда болезнь предприятия слишком тяжела или обусловлена не низким уровнем управления производством и качеством продукции, а чем-то другим (например, тем, что продукция не имеет рынка сбыта).

     Стандарт ISO 9000 известен во всем мире и одобрен более чем в ста странах как национальный стандарт.

     ISO не является стандартом качества  собственно продукта. ISO 9001 - это модель  или схема организации процессов  таким образом, чтобы обеспечить  максимально высокое качество  работы компании. Стандарт описывает требования к бизнес-процессам компании и охватывает все этапы создания продукта или услуги - от подписания контракта до внедрения и поддержки. Стандарт универсален и применим к любым сферам деятельности.

     ISO 9000-3- это стандарт ISO 9001, специально дополненный для сферы деятельности по разработке ПО. Он описывает базовый набор мероприятий по контролю качества, содержит двадцать пунктов, изложенных всего на нескольких страницах. Если вы думаете, что, изучив стандарт, можно получить формулу технологии разработки и организации процесса для достижения успеха, то вы сильно заблуждаетесь. Как и любой другой стандарт, ISO 9000-3 содержит только перечень требований, не более того. Но требования, предъявляемые стандартом, довольно объемны.

     Всеобщий  менеджмент качества – одно из наиболее актуальных направлений современного менеджмента. С точки зрения современной  российской действительности, он предлагает принципиально новый подход ко всей теории управления на предприятии в  целом. Международный стандарт ISO 8402-94 дает такое определение TQM:

     Всеобщий  менеджмент качества (TQM)– подход к  руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии  всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества.

     Основная  идея предложенного подхода заключается  в определении цели, к которой  собирается стремиться предприятие. Далее  следует оценить имеющиеся ресурсы, возможности по улучшению процессов  и внедрить на практике систему менеджмента качества. Требования к этим системам описаны в международных стандартах серии ISO 9000.

     Основной  стимул - получение прибыли и возможность  как можно дольше продержаться на рынке. Для этого, согласно принципам TQM, компании необходимо перейти к удовлетворению постоянно растущих запросов потребителя. Например, компания Philip Morris Inc. выступает в своих экологических принципах за «сохранение необходимых всем нам природных ресурсов, предлагая при этом высококачественную продукцию, которая отвечает запросам потребителей». Этот пример отражает тот факт, что для современных успешных компаний качество продукции немыслимо без сохранения окружающей среды, и организации берут на себя ответственность за работу в этом направлении.

     Понятно, что хорошее качество результатов  может быть достигнуто только при  хорошем качестве  процесса, которое  определяется с одной стороны  его содержанием, а с другой - его  обеспеченностью ресурсами, материально-техническими, информационными и кадровыми.

     Подход  к разработке и внедрению системы  менеджмента качества состоит из нескольких ступеней, включающих:

  • Установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;
  • Разработку политики и целей организации в области качества;
  • Установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;
  • Установление и определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества;
  • Выбор индикаторов (показателей) и разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;
  • Применение данных этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса;
  • Определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;
  • Разработку и применение процедур для постоянного улучшения всех процессов и системы менеджмента качества в целом.

     Организация, принимающая указанный выше подход, создает уверенность в возможностях своих процессов и качестве своей  продукции (результатов деятельности) а также обеспечивает основу для постоянного улучшения. Это может привести к возрастанию удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон и успеху организации.

     Выход в свет новой версии стандарта ISO 9000:2000 и максимальное сближение принципов, заложенных в стандарте, с концепцией TQM позволяет создать единую методическую базу, основанную на процессном подходе управления и ориентированную на потребности потребителя.

     Построение  системы менеджмента качества с  учетом мнения всех групп потребителей и постоянное улучшение этой системы наиболее целесообразно осуществлять на базе сочетания и последовательного использования международных стандартов ISO 9001:2000 и ISO 9004:2000, а также методах самооценки в организациях, построенных на базе EFQM модели.

     На  начальной стадии проведения работ  в указанном направлении необходимо провести всестороннюю самооценку собственной  структуры управления, используемых методов управления и основных процессов, влияющих на эффективность деятельности учреждения.

     Одним из важнейших этапов создания системы менеджмента качества является определение стратегии развития. Стратегия должна обеспечить его устойчивое развитие, гарантирующее:

  • подготовку специалистов на уровне мировых стандартов и в соответствии с требованиями работодателей;
  • проведение научных исследований на уровне, обеспечивающем их спрос на рынке научно-технической продукции;
  • развитие и преемственность кадрового потенциала на основе достойного материального вознаграждения и комфортных условий труда и отдыха;

     В TQM существенно возрастает роль человека и, следовательно, большое значение придается обучению персонала.

     Мотивация достигает состояния, когда люди настолько увлечены работой, что  отказываются от части отпуска, задерживаются  на работе, продолжают работать и дома. Появился новый тип работников - трудоголики.

     Обучение  становится тотальным и непрерывным, сопровождающим работников в течение  всей их трудовой деятельности. Существенно  меняются формы обучения, становясь  все более активными. Так, используются деловые игры, специальные тесты, компьютерные методы и т. п.

Информация о работе Развитие менеджмента качества